Данная работа представляет собой интегрированный урок. Предполагает представить обучающимся творчество знаменитгого русского поэта Н.Заболоцкого в тесной связи с живописью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Любите живопись, поэты!»
Любите живопись, поэты!
Гостиная - «иллюстрация», посвящённая известному русскому поэту Н. Заболоцкому
Цели:
Познакомить обучающихся с личностью и творчеством известного русского поэта Н.А.Заболоцкого; развивать образное мышление, умение «видеть» стихотворение глазами художника; воспитывать интерес и любовь к поэтическому слову
Оборудование:
мультимедийный проектор
портрет писателя
аудиозаписи музыкальных призведений
сборники стихотворений
Эпиграф:
Любите живопись, поэты!
Н. Заболоцкий
Время проведения 2 часа.
Ход мероприятия
Поэт мысли, философских раздумий и классической завершенности стиха – таким вошёл Заболоцкий в классическую литературу.
Всегда спокойный, голубоглазый, тщательно одетый, аккуратный - таким он запомнился современникам.(слайд «Портрет Писателя»)
Детство поэта прошло в сельской местности, в общении с природой (он гордился своей родословной: дед – николаевский солдат, отец – сельский агроном). С 1913 года он живёт в городе Уржуме. Учится в реальном училище. Увлекается историей, химией, рисованим. В 3-ем классе издаёт рукописный журнал, в котором помещает свои первые стихи.
Затем поступает на филологический и медицинский факультеты Московского унмверсимитета. Его очень привлекает творчество Блока и Ахматовой, выступления Маяковского, Есенина.
В то же время увлекается живописью Филонова, Шагала, Брейгепя (слайд «Картины указанных художников»)
Затем служба в армии, увольнение. Выходит первый сборник «Столбцы». Кратко говоря, это была сатира на тему мещанского быта.
В творчестве поэта выделяются три дидактические стадии: 1926-1933; 1932-1945; 1946-1958.
Обратитмся ко второму этапу , где поэт развивался , приближаясь к поэзии Пушкина, Тютчева, Баратынского.
В краю чудес, в краю живых растений,
Несовершенной мудростью дыша,
Зачем ты просишь новых впечатлений
И новых бурь, пытливая душа?
Не обольщайся призраком покоя,
Бывает жизнь обманчива на вид.
Настанет час, и утро роковое
Твои мечты, сверкая, ослепит
Заболоцкий много читал: труды Энгельса, Г.Сковороды, работы Тимирязева о растениях, Вернадского о био- и ионосферах, теорию относительности Эйнштейна.
Он считал, что, возможно, существует такая же Солнечная система и такая же планета,как наша:
Когда вдали угаснет свет дневной
И в чёрной мгле, склоняющейся к хатам,
Всё небо заиграет надо мной,
Как колоссальный движущийся атом,
В который раз томит меня мечта,
Что где-то там, в другом краю Вселенной,
Такой же сад, и та же темнота,
И те же звёзды в красоте нетленной.
И, может быть, какой-нибудь поэт
Стоит в саду и думает с тоскою,
Зачем его я на исходе лет
Своей мечтой туманной беспокою.
В 1931 году поэт познакомился с работами Циолковского (слайд «Портрет К.Э. Циолковского»)
«Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне», - писал он великому учёному.
Человек и природа, торжество человеческого разума – тема первого этапа творчества поэта.
Второй этап – это обращение к родникам классической поэзии. Третий этап характеризуется интересом поэта к отдельной личности, к судьбе человека.
Читается стихотворение «Некрасивая девочка» (слайд «Сосуд с огнём»)
В марте 1938 года Заболоцкий арестован и несправедливо осуждён. От смертной казни его спасло лишь то, что он не признал себя виновным и не оговорил других. Отбывал срок с февраля 1939 по май 1943 гг. На Дальнем Востоке. После освобождения жил в Караганде.
Здесь Заболоцкий заканчивает свой знаменитый перевод «Слова о полку Игореве»
Ученица читает «Плач Ярославны», попутно сраниваем его с переводом В.Жуковского и других поэтов (слайд «Картина В. Перова»).
В 1946 году поэт едет в Москву, и начинается самый радостный и трудный путь к поэзии. Это период творчества и вдохновения; приближения к творчеству Тютчева, Лермонтова.
Читается стихотворение «Я не ищу гармонии в природе». Сравниваем с лермонтовским «Когда волнуется желтеющая нива» (слайд «Пейзаж желтеющего поля» )
Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь
Звучат стихотворения «Слепой», «Гроза»
Именно в этот московский период написано «В этой роще берёзовой». Внешне простой контраст между мирной берёзовой рощей, поющей иволгой-жизнью и всеобщей смертью несёт в себе грусть, намёк на личную судьбу, отзвук пережитого и трагические предчувствия общих бед.
Исполняется песня на стихи «В этой роще берёзовой» (демонстрируется Отрывок из к-ма «Летят журавли» ).
В общем, тема смерти и бессмертия часто звучит в творчестве поэта.
Как сказано выше, Н.Заболоцкий - прекрасный переводчик. Он перевёл «Витязь в тигровой шкуре» Ш.Руставели, других грузинских поэтов. Его привлекала Грузия и её народ.
ЗАБОЛОЦКИЙ - ПОЭТ С ОБОСТРЁННЫМ ЧУВСТВОМ СВЕТА. Эта особенность его поэтического мира проявилась ещё в «Столбцах» - первом его сборнике, затем в стихах о Грузии.
Звучит стихотворение «Осенний клён» (слайд «Картина «Осенний клён» ),сопровождается игрой на гитаре романса на стихи Есенина «Клён ты мой опавший»
Заболоцкий всегда любил живопись. Точная и строгая живопись ХVIII века оказалась особенно близкой поэту в его заключительном, «классическом» этапе. С портретом А.П.Струйской Ф.Рокотова связано его обращение к поэтам:
В последние годы жизни заметно его обращение к человеку как личности. Здесь наблюдаем «портреты» жанровой живописи. В его стихотворениях мы видим Человека с большой буквы в его отношении к природе.
Как видим, и тут Заболоцкий остаётся певцом природы: реальный куст – символ неумирающего чувства.
Читается стихотворение «Последняя любовь»
«Чертополох» ( слайд «Изображение чертополоха»)
Звучит песня в исп. А.Райкина «Осенние листя шумят и шумят в саду» (слайд «Изображение осенней аллеи»)
МЫСЛЬ – ОБРАЗ – МУЗЫКА – так понимал Заболоцкий поэзию.
Тяжёлые жизненные испытания сказались на здоровье поэта. В 1958 году он ушёл из жизни, полный творческих сил , не осуществив всех своих возможностей. Вот одно из его последних стихотворений:
Читается стихотворение «На закате» (слайд «Берёзовая роща»)
Так нужно ли читать стихи?
( как бы в ответ на поставленный вопрос читается стихотворение «Читая стихи»):
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти не похожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребёнка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощрённость известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим видумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живёт настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верит в животворящий
Полный разума русский язык
(Общий итог, обмен впечатлениями, на экране В.Тихонов исолняет песню «В этой роще берёзовой» - кадр из к-ма «Доживём до понедельника»).
Примечание.
В ходе мероприятия обучающимся
1. Задаются вопросы «на внимание»: где и когда родился поэт, любимые школьные предметы, имена каких великих людей, в т.ч. поэтов, писателей вы услышали сегодня и пр.
2. Предлагается также озаглавить услышанные стихотворения. Затем сравниваем варианты названий с подлинником. Участники гостиной записывают ключевой образ (образы) – ассоциации, возникшие при прослушивании стихотворений.
3. Предлагаются письменные ответы:
Скажите о поэте одним словом.
Можно ли утверждать, что Заболоцкий – поэт не для многих?
О чём я задумался, «видя» и слыша стихотворения Заболоцкого?