Наглядность: Учебник: Литературное чтение для 3 класса 1 часть (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкой), Портрет А. С. Пушкин, рисунки обучающихся, смайлики, музыка Чайковского «Лебединое озеро», музыка «В гостях у сказки», рисунки – раскраски детей.
Эпиграф к уроку
« Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
Ход урока.
1. Организация начала урока
Психологический настрой учащихся:
-Учитель:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок «Литературное чтение»
Все за парты дружно сели,
На гостей все посмотрели.
Улыбнулись им красиво
Поздоровались учтиво.
Возьмите смайлик и изобразите на нём своё настроение (простым карандашом).
2. Актуализация знаний. Введение в тему.
Ребята мы сегодня продолжим путешествие в мир сказок. Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?
Почему это сказка, а не рассказ?
Сколько раз в сказках происходят сказочных превращений и повторений?( три)
А вы знаете ребята, не только написаны книги А. С.Пушкиным. По его сказкам снимают художественные фильмы, мультфильмы , ставят оперы, балет и играют спектакли.
Сегодня у нас с вами подготовлен спектакль «Мы молодые актёры» по сказкам А.С.Пушкина.
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке звери оживают, Начинают говорить
Мы отправляемся на спектакль . Давайте вспомним как нужно вести себя на спектакле?
Сценарий спектакля по сказкам Александра Сергеевича Пушкина.
Лена: Снова в школе задали читать сказки Александра Сергеевича Пушкина (перелаживает книги с места на место)
С какой бы начать?
Лена: (читает) У Лукоморья дуб зеленый
(Звучит мелодия в гостях у сказки) (Лена заснуть)
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом.
(Лена засыпает над раскрытой книгой)ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
Кот: (медленно подходит к Лене ) Мур-р-р-р! Мур-р-р-р! Спит, так и все сказки проспит! ( Кот гладит Лену по руке, Лена просыпается)
Кот: Мур-р-р-р! Мур-р-р-р! Я кот ученый, который живет у Лукоморья под дубом и знает много, много сказок Пушкина:
Лена: А где твоя цепь?
Кот: Да пришлось дать старику из сказки «Золотая рыбка»! Что - бы не бранила его сварливая старуха.
(Старик выходит и держит в руках золотую цепь)
Старик: А вот ты где кот ученый? Решил вернуть тебе золотую цепь (отдает коту), не нужна старухи золотая цепь, а нужна ей корыто.
(Выходит баба и кричит на старика)
Баба: Дурачина, ты простофиля, я тебя куда послала
К рыбке за корытом
Наше – то совсем раскололось.
Старик: Иду! Иду!
(Появляется рыбка ),(Старик становится на колено и обращается к рыбке)
Старик: Смилуйся, государыня рыбка
Забранила меня моя старуха
Не дает старику мне покою
Надобно ей новое корыто
Наше – то совсем раскололось.
Рыбка: Не печалься, ступай себе с Богом
Будет вам новое корыто.(Старик уходит с рыбкой)
Кот: Что скажешь Леночка? Узнала героев этой сказки.
Лена: Конечно, это же старик, его жадная старуха и волшебная Золотая рыбка.
Кот: Умница, а теперь смотри, что произойдет, (берет и крутит верёвку). (Выходит Бесенок и Балда)
Бесенок: Какой тебе надобен оброк
О, оброке век мы не слыхали
Не было чертям такой печали
Ну , так и быть – возьми, да с уговору
С общего нашего приговору-
Что бы впредь не было ни кому горя,
Кто скорее из нас обежит около моря
Тот и бери себе полный оброк
Между тем там пригодится мешок.
Балда: Где тебе тягаться со мною
Со мною, с самим Балдою?
Этого послали супостата!
Обгони моего меньшого брата. (Бес и Балда уходят)
Лена (Громко) Я, знаю, знаю Балда пошел в лесок, зайцев ловить , что бы Бесенка перехитрить. Он двух зайцев поймает…
Звучит музыка, а кот читает стихи:
Кот: Тихо, тихо, тихо смотри
В синем небе звезды блещут
В синем море волны плещут
Туча по небу плывёт
Под музыку выходят ( Царевич с луком и Лебедь)
Лебедь: (к Царевичу обращаясь)
Ты, Царевич, мой спаситель
Мой могучий избавитель
Не - тужи, что за меня
Есть, не будешь, ты три дня
Что стрела пропала в море
Отплачу тебе добром
Сослужу тебе потом
Ты не Лебедь ведь избавил
Девицу в живых оставил
Ты не коршуна убил
Чародея подстрелил
Век тебя я не забуду:
Ты меня найдёшь повсюду
А теперь ты воротись
Не горюй и спать ложись (Берут друг друга за руки уходят)
Лена: Это самая прекрасная сказка на свете! Сказка о Царе Султане.
(Вбегает ветер и шумит)
Кот: Что – то сильный ветер с моря подул.
Кто – то приближается.
Елисей: (обращаясь к ветру)
Ветер! Ветер! Ты могуч,
Ты, гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе
Не боишься ни кого
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой
Я жених её….
Ветер:
Постой..
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая нора.
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях среди столбов
Не видать ничьих следов
Вокруг того пустого места
В том гробу твоя невеста (Ветер убегает быстро, а Елисей уходит , медленно опустив голову)
Лена: (всхлипывает, как будто плачет, вытирает слезы)
Кот: (подает носовой платок) От чего ты Леночка плачешь?
Лена: Царевну жалко! У-у-у!
Кот: Разве ты забыла, что в сказке «О мертвой Царевне»: Любовь Елисея побеждает все чары, и сказка кончается свадебным пиром.
Лена: (улыбается). Я, вспомнила, какой веселый конец в сказках Пушкина.!!
И я, там был! Мед, пиво пил. Да, усы лишь обмочил.
Кот: (начинает мурлыкать) ---Мур! Мур! Мур!
Звучит музыка в гостях у сказке (Лена опускает голову на книгу и как будто засыпает. Кот, тихонько уходит).
Лена: (Как будто просыпается, потягивается, смотрит по сторонам, зовет кота)---- Кис! Кис! Кис! (Берет, в руки книгу, Пушкина.)
Вот так сон, как будто в сказках побывала Александра Сергеевича Пушкина.
Какие сказки А.С Пушкина были представлены в спектакле?
1.Сказка У лукоморья дуб зеленый…
2. Сказка о рыбаке и рыбке
3. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
4. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
5. Сказка о попе и его работнике Балде.
А какую сказку актеры не вспомнили в своем мини - спектакле?
6. (Сказка о золотом петушке)
Учитель: Ребята вам понравилось быть артистами?
Так давайте продолжим работу над актерским мастерством.
Вам было задано домашнее задание: выразительно читать, отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное.
Физкультминутка (Спал цветок)
Работа по теме урока. Мы с вами продолжим работу по сказке. И будем учиться, читать отрывок сказки по ролям.
Как вы можете объяснить эпиграф к нашему уроку:
« Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
Как начинается сказка?
- прочитать, разговор трех сестер? 3 человека. Ч с.92
- расскажите, что произошло после этой сцены.
- почему царю пришлось проститься с женой?
- прочитать, кого родила царица? Ч с 94
- что происходило с грамотами царицы и царя?
- найдите описание моря, в котором плыла бочку? Ч. С 95
- прочитай какую картину, увидел царевич? ч. 98
- прочитать речь лебедя после страшного события Ч. с 99
- как отблагодарила царевна лебедь своего спасителя? Что она ему подарила?
- В кого лебедь превращала царевича? (комара, муху, шмеля)
- А зачем это ему нужно было? (Увидеть отца, белку иметь во дворце , 33 богатыря)
- На стр. 105 найдите, кого укусил комар?
- На стр.111. найдите, кого укусила муха?
- На стр.118. найдите, кого укусил шмель?
- давайте прочтем беседу царя Гвидон и лебедя по ролям.119-121
-Прочитать какие дива увидел Царь Салтан, когда приплыл на остров? Ч. С 126-127
- что бы вы посоветовали ткачихе, поварихе и бабе Бабарихе? (Быть честными, не завидовать другим, не врать, быть добрыми , помогать друг другу. )
Как вы объясните эту пословицу.
Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
Какой герой тебе дольше понравился? И почему? Ответ 3-4 человек.
Рефлексия: На стороне смайлика нарисуй свое настроение? (цветным карандашом) у кого совпадает, у кого нет. Почему?
Продолжи предложение: это сказка меня научила…..быть каким?
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро на веки
Побеждает зло!
Итог урока: Ребята, вам понравилось быть артистами? Мы сделали еще один маленький шаг в нашем актерском мастерстве. Так какие сказки мы с вами повторили А.С Пушкина?
Оценки за урок. На смайлике поставь себе оценку за урок.
Домашние задание.Выучить понравившийся отрывок из сказки наизусть.