kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная игра по поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок после изучения поэмы Пушкина в 5 классе. Проводится в форме командной игры. Включает разнообразные задания, нацеленные на привитие интереса учащихся  к литературному чтению.

Цель урока:

  • Обобщение разговора о первой пушкинской сказке.
  • Весело и в игровой форме повторить изученное произведение.
  • Развитие детской фантазии и воображения.
  • Воспитание у учащихся нравственности и положительных эмоций, направленных на создание стойкого читательского интереса.

 

Оборудование и ТСО:

  • выставка иллюстраций учащихся к поэме «Руслан и Людмила»;
  • выставка книг А.С.Пушкина;
  • карточки для стих-лото;
  • реквизит для аукциона ( борода, меч, шапка – колпак)
  • чистые листы бумаги, карандаши для художественно конкурса ( портрет Черномора)
  • карточки с устаревшими словами;
  • мультимедийный проектор с экраном.
  • Призы победителям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра.5 класс»

Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. 5 класс

Литературная игра


Цель урока:

  • Обобщение разговора о первой пушкинской сказке.

  • Весело и в игровой форме повторить изученное произведение.

  • Развитие детской фантазии и воображения.

  • Воспитание у учащихся нравственности и положительных эмоций, направленных на создание стойкого читательского интереса.


Оборудование и ТСО:

  • выставка иллюстраций учащихся к поэме «Руслан и Людмила»;

  • выставка книг А.С.Пушкина;

  • карточки для стих-лото;

  • реквизит для аукциона ( борода, меч, шапка – колпак)

  • чистые листы бумаги, карандаши для художественно конкурса ( портрет Черномора)

  • карточки с устаревшими словами;

  • мультимедийный проектор с экраном.

  • Призы победителям


Оформление доски: рисунки


«Для вас, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых…»

(читает подготовленный ученик или несколько учеников)

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!


С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски,

Добро цветет в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!


То были чудные мгновенья,

Когда стихи его читал.

“У лукоморья дуб зеленый”

Я с упоеньем повторял.


Передо мною кот ученый

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.


С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря.

Рукой Гвндона убивал.



И деда рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.


Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет.


1. Слово учителя. Мы внимательно прочитали поэму-сказку Пушкина «Руслан и Людмила», беседовали, пытаясь разобраться в содержании произведения, работали со словарем устаревшей лексики. Давайте еще раз вспомним страницы «Руслана и Людмилы», погрузимся в глубокую старину, почувствуем себя участниками тех событий.


(На экран выводится презентация по поэме «Руслан и Людмила» в форме слайд-шоу, презентация сопровождает слова учителя и представление команд.)


Слово учителя: Мы с вами

Сегодня у нас литературная игра, в ней принимают участие три команды, представьтесь нам.


2. Представление команд.


(Названия команд связаны с поэмой, возможны эмблемы и небольшие дополнения к одежде: платки, шарфики, головные уборы.)


3. Разминка.

  1. Где и когда происходят события поэмы? (В Киевской Руси, во времена князя Владимира, в X веке.)

  2. Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? (Людмилу в жены и полкняжества.)

  3. Как четыре витязя на перепутье избрали свой путь? (Кони их сами разошлись.)

  4. Как Руслан узнал о судьбе Людмилы? (Ему рассказал старец в пещере.)

  5. В чем был «не побежден» Фарлаф? (В пирах.)

  6. Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану? (Из Финляндии.)

  7. Кем был Финн в юности? (Пастухом.)

  8. В какую сторону указала Наина Рогдаю? (На север.)

  9. Что сделала Людмила, впервые увидев своего похитителя? (схватила карлу за колпак)

  10. Каким волшебством обладала шапка Черномора? (шапка-невидимка)

  11. Чем угрожал Черномор своим невольникам? (Задушить бородой.)

  12. Кем оборачивалась Наина? (Кошкой, змеем.)

  13. Где и как Руслан добыл себе волшебный меч?

  14. Кем раньше была Голова? (Великаном-богатырем.)

  15. Какое пророчество связало Голову, Черномора и Руслана? (Меч должен был погубить и старшего и младшего братьев.)

  16. Какие музыкальные инструменты упоминаются в поэме? (Волынка, гусли, арфа.)





4. Стих – лото.


Команды получают конверты с разрезанными листочками, на которых написаны слова, из них нужно составить четыре строчки из вступления к поэме.


Слово учителя: Будьте внимательны к словам, не растеряйте их, вслушивайтесь в рифму, и тогда слова непременно сложатся в четверостишия. На работу 3-5 минут.

Выразительно читают капитаны сложившиеся строчки поэмы.


  1. Конкурс – аукцион потерянных вещей.



Учитель выкладывает вещи, потерянные или забытые героями поэмы. Ученики должны определить, чья вещь, рассказать о роли этой художественной детали в произведении.

Шапка-невидимка. (Покажите, как работала эта шапка, как её нужно было надеть.)

Меч. (Можно рассказать о пророчестве или о том , как добыл Руслан меч.)

Борода ( в чем крылась сила Чермомора, как можно было лишить его силы)

Кольцо. ( Оживление Людмилы.)


  1. Конкурс художников. Нарисовать портрет Черномора


7. Кроссворд


  1. «Воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей».

  2. Морской залив (старое название).

  3. Сказочное существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом.

  4. Сын короля.

  5. «Крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный.»

  6. Место заключения сказочных героев.

  7. Помещение, в котором пировал с друзьями князь Владимир-Солнце.

  8. Чародей, волшебник (синоним).

  9. Имя главной героини поэмы А.С.Пушкина.

  10. Река, на которой стояла столица древней Руси.

  11. Имя злого волшебника, сила которого была в бороде.

  12. Имя «младого хазарского хана».

  13. Какой языческий бог свил «свадебный венец» Людмиле и Руслану.

  14. Богатырь, победивший бородатого злого волшебника.



Разгадывать литературный кроссворд (время – 7 минут) очень интересно, ученики готовы наперебой отвечать, но условия конкурса определяют очередность ответов.


8.. Лингвистический конкурс – конкурс капитанов.

Лукоморье

Гридница

Лобзать

Наперсник

Булат

Перст

Перловый

Зерцало

Чертог

Фимиам

Десница

Супостат

Ланиты

Брашно

Гусли

Чело

Брань

Дружина

Чары

Чародей

Обитель

Чужбина

Вещать

Балдахин

Яхонты

Почить сном

Риза-

Карла

Дол

Сей


Объясните значение устаревших слов в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».( Слова поочередно вытаскивают из шапки.)


Капитаны выбирают карточки, объясняют слова:


10. Подведение итогов, подсчет очков, награждение победителей и отличившихся учащихся.


    1. Рефлексия учащихся. Что понравилось?

    2. Возвращение к презентации. Учебник дал нам возможность познакомиться с тремя песнями поэмы. Что было дальше? Посмотрим.


На дом: для всех, кто хочет прочитать до конца, ответить на вопросы викторины.



Вопросы по 4-6 песне поэмы «Руслан и Людмила»

  1. С помощью какой хитрости смог поймать Людмилу Черномор?

  2. Как Руслану удалось победить колдуна?

  3. Кто и каким оружием нанес первый удар в битве Черномора с Русланом?

  4. Куда угодила борода Черномора?

  5. Каким встречает Руслан своего бывшего соперника Ратмира по дороге в Киев?

  6. Как случилось, что привозит Людмилу в Киев Фарлаф?

  7. Кто и как оживил Руслана?

  8. Зачем Руслан во второй раз поехал к Голове?

  9. Что стало с Черномором

  10. Кто и как вернул Людмилу к жизни?

  11. С кем шло сражение под Киевом?

  12. Сколько поединков провёл Руслан в поэме?


Просмотр содержимого документа
«картинки Руслан и людмила»




















Просмотр содержимого документа
«лото Руслан и Людмила»

У

лукоморья

дуб

зеленый

златая

цепь

на

дубе

том

и

днем

и

ночью

кот

ученый

все

ходит

по

кругом

цепи

Там

чудеса

там

леший

бродит

русалка

на

ветвях

сидит

там

на

неведомых

дорожках

следы

невиданных

зверей

Там

о

заре

прихлынут

волны

на

брег

песчаный

и

пустой

и

тридцать

витязей

прекрасных

чредой

из

вод

выходят

ясных




Просмотр содержимого презентации
«руслан»

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Создатель поэмы-сказки

Создатель поэмы-сказки

  • Александру Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
Он начал поэму в Царскосельском лицее и продолжал «среди… рассеянной жизни в Петербурге».

Он начал поэму в Царскосельском лицее и продолжал «среди… рассеянной жизни в Петербурге».

  • Поэма имела успех необыкновенный.
Титульный лист поэмы «Руслан и Людмила»

Титульный лист поэмы «Руслан и Людмила»

Лукоморье – исконно русское – от словосочетания «лука моря», излука («изгиб»); лука («извилина», «поворот»).

Лукоморье – исконно русское – от словосочетания «лука моря», излука («изгиб»); лука («извилина», «поворот»).

Песнь I

Песнь I

Пир у князя Владимира  Репродукция картины И. Карзина

Пир у князя Владимира Репродукция картины И. Карзина

Руслан - мужество, - честность, - прямодушие, - верность в любви и слове

Руслан

- мужество,

- честность,

- прямодушие,

- верность в любви и слове

Людмила

Людмила

  • земная,
  • жизнерадостная,
  • чувствительная,
  • немного ветреная,
  • шаловливая
Рогдай

Рогдай

  • « воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей..»
  • слепая, свирепая, безрассудная воинственность
Фарлаф «..крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей .»  трусость, хвастовство, обжорство

Фарлаф

«..крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей .»

  • трусость,
  • хвастовство,
  • обжорство

Ратмир «полный страстной думы, младой хазарский хан..»

Ратмир

«полный страстной думы, младой хазарский хан..»

  • страстность
Финн «Старец; ясный вид, спокойный взор, брада седая…»  мудрость, способность сильно чувствовать

Финн

«Старец; ясный вид, спокойный взор, брада седая…»

  • мудрость,
  • способность сильно чувствовать

Наина «Старушка дряхлая, седая, глазами впалыми сверкая, с горбом, с трясучей головой, печальной ветхости картина.»

Наина

«Старушка дряхлая, седая, глазами впалыми сверкая, с горбом, с трясучей головой, печальной ветхости картина.»

Песнь II

Песнь II

  • Людмила в замке колдуна,
  • Приобретение волшебного колпака
Черномор «Коварный, злобный, рождённый карлой, с бородою… В его чудесной бороде таится сила роковая, и, всё на свете презирая, - доколе борода цела, - изменник не страшится зла.»

Черномор

  • «Коварный, злобный, рождённый карлой, с бородою…

В его чудесной бороде таится сила роковая, и, всё на свете презирая, - доколе борода цела, - изменник не страшится зла.»

Песнь III Центральный эпизод

Песнь III

Центральный эпизод

Песнь IV

Песнь IV

  • Черномор - оборотень
  • Ратмир - рыбарь
Песнь V

Песнь V

  • Бой Руслана с Черномором
Песнь VI

Песнь VI

  • Чудесное оживление
  • Счастливый конец


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Литературная игра по поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" 5 класс

Автор: Еремина Ирина Владимировна

Дата: 15.09.2014

Номер свидетельства: 113627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. А. С. Пушкин и его сказки. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-1-klassie-a-s-pushkin-i-iegho-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "221662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508784"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Литературная викторина "Да здравствует классика!""
    ["seo_title"] => string(45) "litieraturnaiaviktorinadazdravstvuietklassika"
    ["file_id"] => string(6) "299023"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456424857"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Музыка и литература" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-muzyka-i-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "126105"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415114665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства