Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. 5 класс
Литературная игра
Цель урока:
Обобщение разговора о первой пушкинской сказке.
Весело и в игровой форме повторить изученное произведение.
Развитие детской фантазии и воображения.
Воспитание у учащихся нравственности и положительных эмоций, направленных на создание стойкого читательского интереса.
Оборудование и ТСО:
выставка иллюстраций учащихся к поэме «Руслан и Людмила»;
выставка книг А.С.Пушкина;
карточки для стих-лото;
реквизит для аукциона ( борода, меч, шапка – колпак)
чистые листы бумаги, карандаши для художественно конкурса ( портрет Черномора)
карточки с устаревшими словами;
мультимедийный проектор с экраном.
Призы победителям
Оформление доски: рисунки
«Для вас, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых…»
(читает подготовленный ученик или несколько учеников)
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
“У лукоморья дуб зеленый”
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот ученый
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря.
Рукой Гвндона убивал.
И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет.
1. Слово учителя. Мы внимательно прочитали поэму-сказку Пушкина «Руслан и Людмила», беседовали, пытаясь разобраться в содержании произведения, работали со словарем устаревшей лексики. Давайте еще раз вспомним страницы «Руслана и Людмилы», погрузимся в глубокую старину, почувствуем себя участниками тех событий.
(На экран выводится презентация по поэме «Руслан и Людмила» в форме слайд-шоу, презентация сопровождает слова учителя и представление команд.)
Слово учителя: Мы с вами
Сегодня у нас литературная игра, в ней принимают участие три команды, представьтесь нам.
2. Представление команд.
(Названия команд связаны с поэмой, возможны эмблемы и небольшие дополнения к одежде: платки, шарфики, головные уборы.)
3. Разминка.
Где и когда происходят события поэмы? (В Киевской Руси, во времена князя Владимира, в X веке.)
Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? (Людмилу в жены и полкняжества.)
Как четыре витязя на перепутье избрали свой путь? (Кони их сами разошлись.)
Как Руслан узнал о судьбе Людмилы? (Ему рассказал старец в пещере.)
В чем был «не побежден» Фарлаф? (В пирах.)
Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану? (Из Финляндии.)
Кем был Финн в юности? (Пастухом.)
В какую сторону указала Наина Рогдаю? (На север.)
Что сделала Людмила, впервые увидев своего похитителя? (схватила карлу за колпак)
Каким волшебством обладала шапка Черномора? (шапка-невидимка)
Чем угрожал Черномор своим невольникам? (Задушить бородой.)
Кем оборачивалась Наина? (Кошкой, змеем.)
Где и как Руслан добыл себе волшебный меч?
Кем раньше была Голова? (Великаном-богатырем.)
Какое пророчество связало Голову, Черномора и Руслана? (Меч должен был погубить и старшего и младшего братьев.)
Какие музыкальные инструменты упоминаются в поэме? (Волынка, гусли, арфа.)
4. Стих – лото.
Команды получают конверты с разрезанными листочками, на которых написаны слова, из них нужно составить четыре строчки из вступления к поэме.
Слово учителя: Будьте внимательны к словам, не растеряйте их, вслушивайтесь в рифму, и тогда слова непременно сложатся в четверостишия. На работу 3-5 минут.
Выразительно читают капитаны сложившиеся строчки поэмы.
Конкурс – аукцион потерянных вещей.
Учитель выкладывает вещи, потерянные или забытые героями поэмы. Ученики должны определить, чья вещь, рассказать о роли этой художественной детали в произведении.
Шапка-невидимка. (Покажите, как работала эта шапка, как её нужно было надеть.)
Меч. (Можно рассказать о пророчестве или о том , как добыл Руслан меч.)
Борода ( в чем крылась сила Чермомора, как можно было лишить его силы)
Кольцо. ( Оживление Людмилы.)
Конкурс художников. Нарисовать портрет Черномора
7. Кроссворд
«Воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей».
Морской залив (старое название).
Сказочное существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом.
Сын короля.
«Крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный.»
Место заключения сказочных героев.
Помещение, в котором пировал с друзьями князь Владимир-Солнце.
Чародей, волшебник (синоним).
Имя главной героини поэмы А.С.Пушкина.
Река, на которой стояла столица древней Руси.
Имя злого волшебника, сила которого была в бороде.
Имя «младого хазарского хана».
Какой языческий бог свил «свадебный венец» Людмиле и Руслану.
Богатырь, победивший бородатого злого волшебника.
Разгадывать литературный кроссворд (время – 7 минут) очень интересно, ученики готовы наперебой отвечать, но условия конкурса определяют очередность ответов.
8.. Лингвистический конкурс – конкурс капитанов.
Лукоморье
Гридница
Лобзать
Наперсник
Булат
Перст
Перловый
Зерцало
Чертог
Фимиам
Десница
Супостат
Ланиты
Брашно
Гусли
Чело
Брань
Дружина
Чары
Чародей
Обитель
Чужбина
Вещать
Балдахин
Яхонты
Почить сном
Риза-
Карла
Дол
Сей
Объясните значение устаревших слов в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».( Слова поочередно вытаскивают из шапки.)
Капитаны выбирают карточки, объясняют слова:
10. Подведение итогов, подсчет очков, награждение победителей и отличившихся учащихся.
Рефлексия учащихся. Что понравилось?
Возвращение к презентации. Учебник дал нам возможность познакомиться с тремя песнями поэмы. Что было дальше? Посмотрим.
На дом: для всех, кто хочет прочитать до конца, ответить на вопросы викторины.
Вопросы по 4-6 песне поэмы «Руслан и Людмила»
С помощью какой хитрости смог поймать Людмилу Черномор?
Как Руслану удалось победить колдуна?
Кто и каким оружием нанес первый удар в битве Черномора с Русланом?
Куда угодила борода Черномора?
Каким встречает Руслан своего бывшего соперника Ратмира по дороге в Киев?
Как случилось, что привозит Людмилу в Киев Фарлаф?
Кто и как оживил Руслана?
Зачем Руслан во второй раз поехал к Голове?
Что стало с Черномором
Кто и как вернул Людмилу к жизни?
С кем шло сражение под Киевом?
Сколько поединков провёл Руслан в поэме?