Просмотр содержимого документа
«Лирический образ И.А. Бунина.»
Лирический образ русской природы
в поэзии И.Бунина
На фоне музыки П.И.Чайковского,
репродукции картины И.Левитана «Осенний день. Сокольники»
звучит стихотворение И.Бунина
Осыпаются астры в садах.
Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука…
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!
Поброди же последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи
И подумай, что годы идут,
Что весной, как минует ненастье.
Нам они не вернут
Обманувшего счастья…
Иван Алексеевич Бунин – великий мастер русской прозы и блестящий поэт, стилист, создавший лирический образ живой природы.
«Когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил её небо, воздух, солнце»,- писал поэт. Он говорил когда-то, что к созданию пейзажных зарисовок влечёт его «…то, что в этих красках светит – любовь и радость бытия».
Талантливый мастер пейзажа, он выразил с удивительной искренностью и теплотой неповторимую прелесть лесов, полей, садов, озёр…Поэзия Бунина учит видеть, понимать и любить красоту родной земли, такую подчас неброскую и незаметную, и такую бесконечно дорогую.
По страницам судьбы и творчества Бунина.
«Я родился полвека тому назад, в средней России, в отцовской усадьбе», - читаем в автобиографическом романе Бунина «Жизнь Арсеньева», - « Пустынные поля, одинокая усадьба среди них… Зимой безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав и цветов. И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание… Вот вечереет летний день. Солнце уже за домом, за садом, пустой широкий двор в тени, а я лежу на зелёной холодеющей траве, глядя в бездонное синее небо, как в чьи-то дивные и родные глаза… Плывёт и, круглясь, медленно меняет очертания, тает в этой вогнутой синей бездне высокое, высокое белое облако…Ах, какая томящая красота!.. А не то вижу я себя в доме,… в летний вечер,.. в одиночестве. Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустой зал, пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день: теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете, меж высоких ножек какого-то старинного столика, - и, Боже, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть!»
Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября (10 октября по ст. стилю)1870 года в Воронеже, в семье обнищавших помещиков, принадлежавших ранее к знатному роду. Мать, Людмила Александровна, всегда знала, что Иван особенный, что «ни у кого нет такой души, как у него».
С 4-х летнего возраста будущий поэт со своей семьёй жил в деревне, в плодородном подстепье, на хуторе Бутырки, что в Елецком уезде Орловской губернии. Здесь впитывала душа мальчика, будущего поэта, красоту и печаль России. Тогда-то с редкой силой восприятия он почувствовал «божественное великолепие мира» - это и станет главным мотивом его творчества. Именно тогда, в возрасте 8 лет создал он первое своё стихотворение.
Затем была учёба в Елецкой гимназии, а после работа корректором, библиотекарем, владельцем книжной лавки, редактором газеты «Орловский вестник»; публикация стихов, рассказов, статей и заметок. В 1891 году, когда Бунину был 21 год, вышла в свет первая книга его стихов. Спустя небольшое время Иван Алексеевич приехал в Москву, затем в Петербург. Вошёл в литературную среду, в круг именитых мастеров – Толстого, Чехова, Горького, Куприна…
Много почерпнул Бунин в путешествиях по странам Европы, Востока.
В 1901 году вышел сборник стихов Бунина «Листопад», сразу же восторженно воспринятый, была отмечена «редкая художественная тонкость» в передаче настроений. Огромную славу принесли Бунину повести «Деревня», «Суходол».
Проза и стихи Бунина обретали новые краски. Прекрасный колорист, он прививал в литературе принципы живописи.
В 1918 году, не приняв советскую власть, Бунин вместе с женой, Верой Муромцевой, уехал за границу, как оказалось, навсегда. Сначала – в Константинополь, затем в Белград и, наконец, в Париж. Начались долгие годы эмиграции. Это был трагический рубеж в жизни мастера, ведь он оставил ту землю, которую любил «до боли сердечной». Но жизнь продолжалась. Бунин уходит в творчество. Создаёт роман «Жизнь Арсеньева», книгу рассказов «Тёмные аллеи». В 1933 году писателю присуждена Нобелевская премия. Очень много средств он раздавал нуждающимся. Во время войны пережил оккупацию, голод, нужду. В 40-е годы великий русский писатель живёт в нужде, страдает от тяжёлой болезни. В 1953 году он скончался в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Поэзия Бунина удивительно живописна. Живопись словом стала отличительной чертой, привлекавшей внимание читателей и составлявшей сущность творчества поэта и писателя.
- Послушайте стихотворение «Листопад» (отрывок). Подумайте, какие словесные краски использует поэт, чтобы картину сделать зримой, осязаемой?
Листопад.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
- Какие словесные краски использовал поэт?
- В чём вы видите неповторимость образа осени?
- Каким настроением овеяно появление «тихой вдовы» в «тереме»?
Вновь звучит музыка Чайковского
Обратимся к картине Левитана «Золотая осень».
- Какие краски создают на картине образ осени?
- Есть ли общие тона в стихотворении и на этом живописном полотне?
- В чём вы видите перекличку настроений?
Обращение к творчеству Левитана не случайно, ведь и он, как и Бунин испытывал безгранично трепетное отношение к неповторимой русской природе.
Левитан создал много картин, посвящённых русской осени, все они создают его уникальную «осеннюю сюиту». Именно «Золотая осень» отличается яркостью, декоративностью, создаёт ощущение полноты жизни, свежести чувств. Бурление красок: червонное золото листвы и синее небо, тёмная река и яркая зелень, всполохи покрасневших листьев боярышника. Подобная картина создана в стихотворении Бунина «Листопад».
Бунин и Левитан были современниками.
Исаак Ильич Левитан любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать “какой-нибудь закат”, а когда наступала весна, его тянуло за город. Уезжая из России, он вскоре начинал тосковать по страстно любимой им русской природе. Так, весной 1894 года он писал А.М. Васнецову из Ниццы: “Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист”.
Перед нами ещё одно «осеннее» полотно Левитана – «Осень Усадьба». (Оригинал представлен в Омском музее изобр. искусств им. Врубеля.)
- Какое настроение создаёт картина?
- Что привлекает ваше внимание?
- Ковёр листвы: что в нём удивительного?
Выберите из предложенных текстов стихотворений то, которое созвучно по настроению этой картине:
«И снилося мне, что осенней порой…»,
«Листья падают в саду»,
«Первый утренник»
Звучит музыка.
Выбранное стихотворение читаем.
И снилося мне, что осенней порой")
...И снилося мне, что осенней порой
В холодную ночь я вернулся домой.
По темной дороге прошел я один
К знакомой усадьбе, к родному селу...
Трещали обмерзшие сучья лозин
От бурного ветра на старом валу...
Деревня спала... И со страхом, как вор,
Вошел я в пустынный, покинутый двор.
И сжалося сердце от боли во мне,
Когда я кругом поглядел при огне!
Навис потолок, обвалились углы,
Повсюду скрипят под ногами полы
И пахнет печами... Заброшен, забыт.
Навеки забыт он, родимый наш дом!
Зачем же я здесь? Что осталося в нем,
И если осталось - о чем говорит?
И снилося мне, что всю ночь я ходил
По саду, где ветер кружился и выл,
Искал я отцом посаженную ель,
Тех комнат искал, где сбиралась семья,
Где мама качала мою колыбель
И с нежною грустью ласкала меня, -
С безумной тоскою кого-то я звал,
И сад обнаженный гудел и стонал...
1893
Листья падают в саду...
Листья падают в саду...
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю где попало.
Листья кружатся, шуршат,
Ветер с шумом налетает -
И гудит, волнуясь, сад
И угрюмо замирает.
Но в душе — все веселей!
Я люблю, я молод, молод:
Что мне этот шум аллей
И весенний мрак и холод?
Ветер вдаль меня влечет,
Звонко песнь мою разносит,
Сердце страстно жизни ждет,
Счастья просит!
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой...
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой.
В сердце — новая любовь,
И мне хочется ответить
Сердцу песнями — и вновь
Беззаботно счастье встретить.
Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По березовой аллее,
Сердце слезы мне теснят,
И, кружась в саду угрюмом,
Листья желтые летят
С грустным шумом !
Первый утренник, серебряный мороз!")
Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колес
На серебряном просторе, на дворе.
Я в холодный обнаженный сад пойду –
Весь рассеян по земле его наряд.
Бирюзой сияет небо, а в саду
Красным пламенем настурции горят.
Первый утренник - предвестник зимних дней.
Но сияет небо ярче с высоты;
Сердце стало и трезвей и холодней,
Но как пламя рдеют поздние цветы.
1903
Чайковский.
- Какие образы навевает эта мелодия?
-Какой «услышал» осень композитор?
- Есть ли перекличка с «осенним» мироощущением Бунина, Левитана?
(Левитан нередко работал под музыку Чайковского.)
Пётр Ильич Чайковский создал музыкальный цикл «Времена года». Пьесы цикла – русские пейзажи.
Музыкальный цикл “Времена года”, написанный в 1876 году, стал настоящим шедевром мировой музыки. Лирическая музыка выражает жизнь природы, которая тесно связана с жизнью людей. Поистине непостижимое влияние на композитора имела таинственная прелесть природы. В одном из писем он восклицает: “Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?”
Подобный душевный отклик вызывали русские дали и у Левитана.
Осень, несомненно, была излюбленным временем года Бунина. Его манера письма созвучна живописной манере Левитана, музыкальным тональностям Чайковского.
А сколько чудесных красок оставило неповторимое лето!
Вот перед нами лирическая миниатюра Бунина
«Из окна»
Ветви кедра – вышивки зелёным
Тёмным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом-
Сад прозрачный, лёгкий, словно дым:
Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах – серые серёжки
И ветвей плакучих кружева,
А на клёнах – дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней – долинная, лесная,
Голубая тающая даль.
- Какие приёмы пейзажной живописи использовал поэт в этом стихотворении?
(Здесь нет глаголов, нет действия. Поэт называет увиденное, и, как художник, наносит краски на полотно, он использует эпитеты и метафоры, отчего картина становится выразительной и объёмной.)
Это стихотворение - словно этюд, зарисовка. Сказочная картина, то, что мы не всегда замечаем.
Левитан. «Берёзовая роща».
- Как удалось художнику создать лучезарность, непосредственность переживания?
- Заметили ли вы мерцание летнего воздуха на картине Левитана?
Чайковский.
- Какие эмоции преобладают в этой музыкальной зарисовке?
Давайте и мы, учась у мастеров, попробуем создать несколькими штрихами прозаический этюд как воспоминание о прошедшем лете.
Творческие работы. (Этюды).
Чайковский (зима)
- Какому времени года может быть посвящено это музыкальное произведение? Почему вы так думаете?
Многие считали, что поза Бунина необычайно близка поэзии…
Пример тому - небольшой отрывок из рассказа «Сосны».
…Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет…
Зима – чарующее время года. Нельзя обойти вниманием ещё одну «зимнюю» миниатюру Бунина. Это этюд, отражающий умение автора в простом и привычном разглядеть удивительную красоту.
Бунин
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом всё запушено.
И всё утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моём окне.
Предлагаю вам написать мини-эссе «Мой Бунин», выразить свои впечатления от поэзии великого мастера слова.
Под музыку пишем мини-эссе «Мой Бунин».
Представление работ
Прикоснувшись к дивным творениям Бунина, послушав чарующую музыку Чайковского, задумавшись над пейзажами Левитана, мы осознали, как гармонично сочетается в мире обыденное и прекрасное. Как в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразить непостижимое величие природы. Это наполняет жизнь счастьем и радостью бытия.