корригировать и развивать речь, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу обучающихся через различные виды деятельности;
воспитывать гуманизм, человечность через прочтение художественного текста.
Оборудование: компьютерная презентация, опросник, карточки с тестами, заданиями.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветственное слово
Вступительное слово учителя о писателе.
На доске портреты писателей А. Пушкина, И. Крылова, Л. Толстого, Н. Некрасова
Чье творчество мы проходим?
-Назовите полное имя писателя.
Речевая разминка.
– дыхательная разминка
- чистоговорка
-ас –ас –ас – мы вошли в свой класс
-ок –ок –ок – начинаем мы урок
-ия –ия –ия – у нас урок чтения
-лу –лу –лу – побываем на балу
Проверка домашнего задания.
Тесты по биографии писателя Л.Н. Толстого.
1. Укажите годы жизни Л. Н. Толстого:
1801-1899
1828-1910
1821-1864
2. Какое самое яркое воспоминание сохранил писатель о своём детстве?
История о младших братьях;
История муравейных братьев и «зелёной палочки»;
История о летних забавах.
3. Назовите воинское звание Л. Н. Толстого в армии.
Солдат;
Унтер-офицер;
Юнкер.
4. Первый рассказ Л. Н. Толстого был опубликован в …
В журнале «Современник»;
В журнале «Отечественные записки»;
В домашней газете, которую выпускали дети Толстых.
5. Какую книгу написал Толстой в 1872 году?
Букварь;
Азбука;
Грамматика латинского языка.
6. Как называется автобиографическая повесть Льва Толстого?
«Детство»;
«Анна Каренина»;
«Севастопольские рассказы».
7. В 1862 г. Л. Н. Толстой женится на дочери врача, которую зовут Софья Берс; Наталья Гончарова; Анна Каренина. 8. Как называлось усадьба Толстого, в которой он родился и провел большую половину своей жизни?
Гончаровка;
Ясная Поляна;
Сосновые Углы.
9. Какой титул носил Лев Николаевич?
Князь;
Граф;
Не имел титула.
10. На каком факультете не обучался Толстой в Императорском Казанском университете?
В восточной словесности;
В юридическом;
В медицинском.
11. Причина и место смерти Толстого?
Воспаление легких, станция Астапово
Воспаление горла, станция Алтуховка
12. С кем из детей в семье (братья Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария) Лев Николаевич был духовно особенно близок?
Взаимопроверка (по эталону).
(Используют «Лист самоконтроля». Ведётся на протяжении всего урока).
Имя ученика.
Вид задания
Отметка
Тесты
Чтение рассказа
Анализ рассказа
Выборочное чтение
Работа по карточкам
Мини –опросник
Итоговая оценка
Целеполагание и мотивация.
Мы говорили о том, что Толстой анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни, изучал свое поведение. Писатель пытался понять, почему другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке ненависть, добро и зло. Такие же вопросы ставит перед читателями Л.Н. Толстой в рассказе «После бала». /Слайд/
-Тема нашего урока: первая глава рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Мы познакомимся с новыми понятиями, будем учиться анализировать события, мы должны будем сделать вывод по рассказу.
Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале 20 века (в 1903г.), хотя возвращает он нас к «Николаевской эпохе» - 40 годам прошлого столетия. Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что зерном повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем (несостоявшаяся женитьба).
Известно, что в основу рассказа легла реальная история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем. Вот как об этом пишет искусствовед Н. Н. Гусев:
«Варвара Андреевна Корейш... была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и ее отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л. Н. Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала»...»
Но есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь отца Толстого. Участник Отечественной войны, он вышел в отставку, потому что не считал для себя возможным служить дальше.
-Рассказ вначале имел другие заглавия.
Известно, что первоначально писатель называл рассказ по–разному:
«Рассказ о бале и сквозь строй»
«Дочь и отец»
«Отец и дочь»
«А вы говорите…»
Почему рассказ называется «После бала»?
Ответы обучающихся (главные события произошли после бала)
- Оправдан ли такой выбор? Ответ на этот вопрос мы найдем с вами, дочитав рассказ.
ФИЗМИНУТКА.
(физминутка Базарного для глаз, упражнения для снятия шейных мышц)
Знакомство с новым материалом.
- Мы читаем рассказ. Что такое рассказ?
- Композицию данного рассказа называют - рассказ в рассказе.
Композиция ( от лат. Composition – сопоставление, соединение, связь) – построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.
- Рассказ состоит из двух частей. Во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу?
Чтение первой главы рассказа.
Словарная работа:
Губернскийпредводитель дворянства — выборный глава дворянства губернии Российской империи. Избирался дворянством губернии на 3 года и служил без вознаграждения, что делало эту должность почетной.
Кадри́ль — французский танец, возникший в конце XVIII века и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России.
Полька (в Чехии)- Быстрый по темпу танец двухдольного размера, а также музыка к этому танцу. ... 2. Музыкальное произведение в ритме этого танца.
Мазу́рка — польский народный танец. Название танца произошло от наименования жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец.
Вальс – это парный бальный танец, история вальса берет начало из Европы, с балов середины восемнадцатого века, на которых пары кружили по паркету.
-читает учитель и обуч-ся по отрывкам вслух по цепочке.
Анализ первой части «Бал».
Кто является главным героем в рассказе? (Иван Васильевич)
Кто действующие лица в рассказе? (Варенька, полковник- отец Вареньки)
- Где происходит действие рассказа? Найдите ответ в тексте. (на балу у губернского предводителя, добродушного старичка, богача- хлебосола, в последний день Масленицы)
- Что вы знаете об этом празднике? Как называют последний день Масленицы и последующий за ним? (Прощеное воскресенье и Чистый понедельник.)
- Балы в России стали проводиться по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шахматы и шашки. Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики. /Смысловой рисунок бала - слайд/
- Выборочное чтение текста.
Описание бала. (Слайд)
Описание Вареньки.
Описание отца Вареньки.
Описание танца генерала с дочерью? (Слайд)
Описание состояния главного героя во время бала.
Описание состояния главного героя после бала.
• Варенька в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости.
Использованы яркие средства выразительности-эпитеты: бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный и т.д.
• Отец Вареньки - красивый, статный, высокий, свежий, с радостной улыбкой ; гостей восхищают обаятельность и учтивость полковника,
• Иван Васильевич «обнимал в то время весь мир своей любовью», « был счастлив, блажен, был добр. « Я был не я, какое-то неземное существо, не знающее зла и способное только на добро. Я любил и хозяйку…и ее мужа, и даже инженера Анисимова.»
Просмотр видеофильма (отрывка) «Бал».
Мини-опрос «Верные-неверные вопросы»:
1. Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича? да нет
2. Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество? да нет
в последний день Масленицы? да нет
3. Бал Ивану Васильевичу понравился? да нет
4. Весь вечер Иван Васильевич танцевал с Варенькой? да нет
5. Мазурку Варенька танцевала с отцом? да нет
6. Иван Васильевич был влюблен в Вареньку? да нет
7. Иван Васильевич был восхищен отцом Вареньки? да нет
8. После бала рассказчик не мог уснуть. Он устал? да нет
его переполняли чувства? да нет
Итог урока:
- Какое настроение создает у вас 1 глава?
- Какие чувства вызывает у вас влюбленность главного героя? (светлое, доброе, радостное)