kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мысль автора о моральной ответственности человека по рассказу Л.Толстого "После бала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская литература  8 класс.

Мысль автора о моральной ответственности человека.

(По рассказу Л.Толстого «После  бала ».)

Цель урока : проконтролировать степень усвоения идейно- тематического содержания

                      рассказа «После бала», формировать общеучебные компетенции ;

                      осуществлять нравственное воспитание, выявить, как  понимают учащиеся

                      следующие понятия «гуманизм», «порядочность», «нравственная

                      ответственность » ; продолжить развитие у учащихся выделять главное в

                      рассказе,тему и идею произведения, сравнивать  литературные персонажи,

                      развивать самостоятельность мышления, коммуникативные навыки.

1 Мотивационный этап.

 - Что заинтересовало в теме урока ?

 - Что непонятно ?  Что хотели бы узнать ?

 - Вы довольны такой формулировкой или ее нужно расширить, упростить ?

 - Назовите ключевое слово  темы урока.

 - Как оно связано со словом  «мораль».

    Методика КМ.   Прием «  Ассоциации ».

    Какие ассоциации у вас вызывают слова, попробуйте объяснить их значения.

     Гуманизм, порядочность, мораль,нравственность

2 Операционный  этап.

    Методика КМ.   Прием « Мозговая атака ».

    В  процессе работы над рассказом Л.Толстой  отверг названия : «Дочь и отец», «Отец и 

     дочь», «А вы говорили …»  Почему рассказ, большая часть которого посвящена

    изображению бала, называется «После бала» ?

     Работа  с материалом учебника.

     - Что  мы можем сказать о реальных фактах, послуживших поводом для написания

        рассказа.

Анализ  рассказа.

    Назовите главного  героя рассказа. Что мы о нем узнаем  в начале рассказа  со слов

    других персонажей ?  На сколько временных отрезков можно разделить рассказ ?

    Методика КМ.   Прием  «Ключевые слова».

    Найдите ключевые  предложения, характеризующие душевное состояние Ивана  

    Васильевича на балу и после бала.

На  балу.                                                                                     После бала.

Я обнимал весь мир своей любовью.                                              На сердце была почти     

 …                                                                                                         физическая тоска.

Работа с текстом рассказа.

 Перескажите  кратко  сюжет рассказа.

-  Использование какого приема ярко выражено в рассказе ?

-  Давайте найдем примеры контрастного изображения в рассказе.

                                                  Контраст.

Иван В  на балу.                                                           Иван В  после бала.

Музыка  на балу.                                                           Музыка после бала.

Полковник  на балу.                                                     Полковник после бала.

Герой счастлив.                                                             Герой несчастен

Ив В возбужден.                                                            Брат спокойно спит.

    Методика КМ.   Прием  «Дискуссионная  карта».

- Почему Иван Васильевич, перед которым раскрывались широкие возможности сделать карьеру, отказался от государственной службы. Прав ли Иван Васильевич, что отказался от государственной службы ?

Да, прав.

Нет, не прав.

1  Трудно пересилить себя, изменить

    взгляды.

2  Ощущает душевную пустоту от

    увиденного.

3  Поражает  двуличие полковника.

1  Перед И.В. открывались возможности

    продвижения по военной службе.

2  Отказался от Вареньки, которую любил.

3  Прожил жизнь, мучил себя

    воспоминаниями.

- Мы с вами разобрались в прочитанном, давайте теперь определим тему, идею произведения.

Тема - Показ исторической действительности при  правлении Николая 1.

         - Любовь   И.Васильевича к Вареньке.

Идея - (Связана с темой урока.)

3 Рефлексия. Подведем итоги. Попробуйте составить пятистишье по рассказу.

        Методика КМ.      Прием  «Пятистишье».

                                         1 Разочарование.

                                         2 Грустная  история. 

                                            Душевная  пустота.

                                         3 Не знал того,что знали другие.

                                            Пошла на убыль (жизнь).

                                            Не годился  никуда.

                                          4 Случай  изменил всю его жизнь.

                                          5  Пустота.(Одиночество).   

Как автор  относится к своему герою ?   Дает ли он оценку его поступкам ?     

(Никуда не годился ).

А каково  ваше отношение к герою рассказа ?

- один в поле  не воин,

- он не смог бы в одиночку изменить существующий строй.

- своим поступком он выразил протест против жестокости, деспотизма, тирании, т.е

  против существующего строя.                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мысль автора о моральной ответственности человека по рассказу Л.Толстого "После бала"»

Русская литература 8 класс .


Мысль автора о моральной ответственности человека .

(По рассказу Л.Толстого «После бала ».)

Цель урока : проконтролировать степень усвоения идейно- тематического содержания

рассказа «После бала» , формировать общеучебные компетенции ;

осуществлять нравственное воспитание , выявить , как понимают учащиеся

следующие понятия «гуманизм» , «порядочность», «нравственная

ответственность » ; продолжить развитие у учащихся выделять главное в

рассказе ,тему и идею произведения , сравнивать литературные персонажи ,

развивать самостоятельность мышления , коммуникативные навыки .


1 Мотивационный этап .

- Что заинтересовало в теме урока ?

- Что непонятно ? Что хотели бы узнать ?

- Вы довольны такой формулировкой или ее нужно расширить, упростить ?

- Назовите ключевое слово темы урока .

- Как оно связано со словом «мораль».


Методика КМ . Прием « Ассоциации » .

Какие ассоциации у вас вызывают слова , попробуйте объяснить их значения .

Гуманизм , порядочность , мораль ,нравственность


2 Операционный этап .

Методика КМ . Прием « Мозговая атака » .

В процессе работы над рассказом Л.Толстой отверг названия : «Дочь и отец» , «Отец и

дочь» , «А вы говорили …» Почему рассказ , большая часть которого посвящена

изображению бала , называется «После бала» ?

Работа с материалом учебника .

- Что мы можем сказать о реальных фактах , послуживших поводом для написания

рассказа .

Анализ рассказа .

Назовите главного героя рассказа . Что мы о нем узнаем в начале рассказа со слов

других персонажей ? На сколько временных отрезков можно разделить рассказ ?

Методика КМ . Прием «Ключевые слова».

Найдите ключевые предложения , характеризующие душевное состояние Ивана

Васильевича на балу и после бала .


На балу . После бала .

Я обнимал весь мир своей любовью . На сердце была почти

… физическая тоска .


Работа с текстом рассказа .

Перескажите кратко сюжет рассказа .


- Использование какого приема ярко выражено в рассказе ?

- Давайте найдем примеры контрастного изображения в рассказе .

Контраст .


Иван В на балу . Иван В после бала .

Музыка на балу. Музыка после бала .

Полковник на балу . Полковник после бала .

Герой счастлив . Герой несчастен

Ив В возбужден . Брат спокойно спит .


Методика КМ . Прием «Дискуссионная карта» .

- Почему Иван Васильевич , перед которым раскрывались широкие возможности сделать карьеру , отказался от государственной службы . Прав ли Иван Васильевич , что отказался от государственной службы ?


Да, прав .

Нет , не прав .

1 Трудно пересилить себя , изменить

взгляды .

2 Ощущает душевную пустоту от

увиденного .

3 Поражает двуличие полковника .

1 Перед И.В. открывались возможности

продвижения по военной службе .

2 Отказался от Вареньки , которую любил .

3 Прожил жизнь , мучил себя

воспоминаниями .


- Мы с вами разобрались в прочитанном , давайте теперь определим тему , идею произведения .


Тема - Показ исторической действительности при правлении Николая 1.

- Любовь И.Васильевича к Вареньке .


Идея - (Связана с темой урока.)


3 Рефлексия . Подведем итоги . Попробуйте составить пятистишье по рассказу .

Методика КМ . Прием «Пятистишье».

1 Разочарование.

2 Грустная история .

Душевная пустота.

3 Не знал того ,что знали другие .

Пошла на убыль (жизнь).

Не годился никуда .

4 Случай изменил всю его жизнь .

5 Пустота .(Одиночество).

Как автор относится к своему герою ? Дает ли он оценку его поступкам ?

(Никуда не годился ).

А каково ваше отношение к герою рассказа ?

- один в поле не воин,

- он не смог бы в одиночку изменить существующий строй .

- своим поступком он выразил протест против жестокости , деспотизма , тирании , т.е

против существующего строя .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Мысль автора о моральной ответственности человека по рассказу Л.Толстого "После бала"

Автор: Байгужинова Гульжан Асетовна

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409561


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства