kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л.Н.Толстой « После бала»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  

урока русского языка в 10 классе с узбекским языком обучения

учителя общеобразовательной школы № 16

города Каттакургана Самаркандской области

          М.К Джаббаровой

1.2.  Технологическая  карта  практического  занятия  по  теме :  

                                Л.Н.Толстой  « После  бала»

Этап работы и время

Содержание деятельности

Обучающий                                                                          Обучаемый

1 этап

Введение

(5 мин.)

1.1. Сообщает тему, цель, планируемые результаты учебного занятия и план и особенности его проведения.

Слушают, записывают

2 этап Актуализация

знаний

(20 мин.)

2.1.    С целью выявления степени

подготовки студентов по заданной теме

задаются следующие вопросы:

-    Что вы знаете о жизни

Л.Н.Толстого?

-    Назовите известные вам

произведения писателя.

-    Как вы думаете, почему на данном

занятии мы будем рассматривать

именно рассказ « Отрочество.»?

2.2.    Комментирует ответы студентов,

рассказывает о жизни и творчестве

Л.Толстого

Отвечают на поставленные вопросы

Слушают, записывают, задают вопросы

3 этап

Работа в группах

(10 мин.)

3.1.    Распределяет обучаемых на

группы. Выводит на экран

задания и вопросы

3.2.    Объявляет о начале работы в

группах, консультирует по

необходимости

Знакомятся с учебным заданием

Выполняют задание в группах

4 этап Презентация (50 мин.)

4.1. Организует представление, коллективное обсуждение и оценку -результатов работы в группах. Комментирует, особо обращает внимание на выводы, обобщения, сделанные в процессе выполнения заданий, задает наводящие и уточняющие вопросы

Представляют результаты работы в группах

5 этап

Заключительный (5

мин.)

5.1.Подводит итоги работы: проводит

блиц-опрос

5.2.Дает задание для самостоятельнойработы

Отвечают на вопросы, слушают Записывают задание

Дата урока:     26/02.       10 « В  »   класс                                  

Тема:  Л.Н.Толстой. «После бала» (2 часть)  .

Цели: 1) обучающая: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого на примере его рассказа «После бала» (1903г.), определить  проблематику произведения, идейное содержание.

2) развивающая: закрепить навыки работы с художественным текстом, используя опорную лексику и литературоведческие понятия: исповедь, цветовая гамма, совесть, честь, долг, благородство, достоинство, моральная, нравственная ответственность, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, деталь художественная, психологизм. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;

3) воспитывающая: способствовать пониманию авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся.

Оборудование урока:

портрет писателя Л.Н.Толстого, иллюстрации из музея-усадьбы «Ясная поляна», выставка работ учащихся (иллюстрация сцен самого «бала» и «после бала»), музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс» (мазурка), высказывания великих людей о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве.

Методические приёмы:   беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, рецензирование работ, пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания,  дифференцированные, работа учащихся в группах:  1) литературоведы. 2) художники, 

3) исследователи.

План урока:    1). Организационный момент.

2).  Вступительное слово учителя (цели урока, тема, проблемные вопросы)

3).  Анализ прочитанного рассказа Л.Н.Толстого «После бала», прослушивание музыкального фрагмента И.Глазунова.

4).  Проверка домашнего задания (по группам)

5).  Составление и заполнение таблицы. Выставка работ к рассказу.

 6). Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.

7).  Домашнее задание (дифференцированное).

8).  Обсуждение эпиграфа урока.

Эпиграф:       

Толстой призвал 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой « После бала»»













Методическая разработка



урока русского языка в 10 классе с узбекским языком обучения

учителя общеобразовательной школы № 16

города Каттакургана Самаркандской области

М.К Джаббаровой

1.2. Технологическая карта практического занятия по теме :

Л.Н.Толстой « После бала»



Этап работы и время

Содержание деятельности



Обучающий Обучаемый

1 этап

Введение

(5 мин.)

1.1. Сообщает тему, цель, планируемые результаты учебного занятия и план и особенности его проведения.

Слушают, записывают

2 этап Актуализация

знаний

(20 мин.)

2.1. С целью выявления степени
подготовки студентов по заданной теме
задаются следующие вопросы:

- Что вы знаете о жизни
Л.Н.Толстого?

- Назовите известные вам
произведения писателя.

- Как вы думаете, почему на данном
занятии мы будем рассматривать
именно рассказ « Отрочество







































































»?

2.2. Комментирует ответы студентов,
рассказывает о жизни и творчестве
Л.Толстого

Отвечают на поставленные вопросы

Слушают, записывают, задают вопросы

3 этап

Работа в группах

(10 мин.)

3.1. Распределяет обучаемых на
группы. Выводит на экран
задания и вопросы

3.2. Объявляет о начале работы в
группах, консультирует по
необходимости

Знакомятся с учебным заданием

Выполняют задание в группах

4 этап Презентация (50 мин.)

4.1. Организует представление, коллективное обсуждение и оценку -результатов работы в группах. Комментирует, особо обращает внимание на выводы, обобщения, сделанные в процессе выполнения заданий, задает наводящие и уточняющие вопросы

Представляют результаты работы в группах

5 этап

Заключительный (5

мин.)

5.1.Подводит итоги работы: проводит

блиц-опрос

5.2.Дает задание для самостоятельнойработы

Отвечают на вопросы, слушают Записывают задание





Дата урока: 26/02. 10 « В » класс

Тема: Л.Н.Толстой. «После бала» (2 часть) .

Цели: 1) обучающая: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого на примере его рассказа «После бала» (1903г.), определить проблематику произведения, идейное содержание.

2) развивающая: закрепить навыки работы с художественным текстом, используя опорную лексику и литературоведческие понятия: исповедь, цветовая гамма, совесть, честь, долг, благородство, достоинство, моральная, нравственная ответственность, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, деталь художественная, психологизм. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;

3) воспитывающая: способствовать пониманию авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся.

Оборудование урока:

портрет писателя Л.Н.Толстого, иллюстрации из музея-усадьбы «Ясная поляна», выставка работ учащихся (иллюстрация сцен самого «бала» и «после бала»), музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс» (мазурка), высказывания великих людей о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве.

Методические приёмы: беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, рецензирование работ, пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания, дифференцированные, работа учащихся в группах: 1) литературоведы. 2) художники,

3) исследователи.

План урока: 1). Организационный момент.

2). Вступительное слово учителя (цели урока, тема, проблемные вопросы)

3). Анализ прочитанного рассказа Л.Н.Толстого «После бала», прослушивание музыкального фрагмента И.Глазунова.

4). Проверка домашнего задания (по группам)

5). Составление и заполнение таблицы. Выставка работ к рассказу.

6). Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.

7). Домашнее задание (дифференцированное).

8). Обсуждение эпиграфа урока.

Эпиграф:

Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки… Н.Гусев

Ход урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и будем размышлять над прочитанными страницами его произведения «После бала». Откройте свои тетради. Запишите тему урока.

Исповедь беспокойной совести.

УЧИТЕЛЬ: Постигая художественный текст произведения, постараемся проникнуть в нравственный аспект его, а также в замысел самого автора.

На нашем уроке представиться возможность высказаться всем

группам ребят: литературоведам, исследователям, художникам.

2. Цель урока:

Понять авторскую мысль: моральная ответственность человека за жизнь окружающего общества.

.4. Во время сегодняшнего разговора нам предстоит ответить на ряд вопросов:

Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич?

Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл?

Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении сегодня?

Учитель. Посмотрите на тему урока. Какой смысл мы вкладываем в слово «ИСПОВЕДЬ». (Слово исследователям)

Исповедь- у этого слова два значения:

1) у христиан - признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и бога, церковное покаяние;

2) откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях.

В каком произведении мы уже знакомились с определением данного слова? (в поэме «Мцыри»? - сам Мцыри)

А кто исповедуется перед нами в рассказе Толстого «После бала»? (Иван Васильевич)

Что послужило поводом для написания рассказа?

(Время правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным)

Толстой обращается к событиям прошлого. Автора больше всего волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни».

УЧИТЕЛЬ. Давайте составим словарь урока .

Исповедь, нравственный, композиция, рассказ в рассказе, прием контраста, антитеза, сюжет, деталь.

Как вы понимаете слово нравстенный, нравственность? (Исследователи: Человек, обладающий внутренними духовными качествами, правилами поведения).

От чего имени ведется повествование? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя и разговор ведется о нравственных ценностях «для личного совершенствования необходимо изменить условия, в которых живут люди)

Как построен рассказ? (Рассказ в рассказе).

Что означает слово рассказ?

(Рассказ- это прозаическое небольшое по объёму произведение, в котором повествуется об одном событии).

А какое событие повлияло на всю жизнь главного героя Ивана Васильевича?

(«Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась, так или иначе, не от среды, а совсем от другого...»)

УЧИТЕЛЬ: На уроке будем говорить:

Что же произошло с Иваном Васильевичем после этого случая? Как распорядился своей судьбой герой? Был ли в его жизни какой-то нравственный смысл?

Какими же внутренними качествами руководствовался Иван Васильевич при выборе своей судьбы, жизненных целей?

УЧИТЕЛЬ. Проходят столетия. Одно поколение меняет другое. Но неизменными остаются понятия нравственность, порядочность.

Давайте обратимся к тексту и посмотрим. Как решает проблему нравственного выбора наш герой Иван Васильевич.

- Что заставило задуматься его над своей жизнью?

3. Работа с текстом

О каком событии из своей жизни поведал нам рассказчик? (о том, что с ним произошло на балу, что он увидел после бала).

И так окунемся в атмосферу бала. Звучит музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс».

Какое настроение вызвал у вас этот музыкальный отрывок? (приподнятое, весёлое, т.к. это мазурка). А какие чувства переполняли вас при прослушивании? Созвучны ли они настроению молодого человека на балу?

Найдите в произведении, как писатель описывает эту сцену бала? Какие элементы использует Л.Т.Толстой?

4.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языковыми средствами.

(по группам) (зачитываются примеры из 1 колонки и, затем заполняется 2 колонка таблицы).

Таблица.

1 группа «Бал»

2 группа «После бала»

- зала у предводителя

- хозяева бала

- Варенька

- Полковник

- Иван Васильевич


- описание улицы

- солдаты

- наказываемый

- полковник

- Иван Васильевич

-зала прекрасная, бал чудесный.

буфет великолепный, музыканты

знаменитые, беспрерывно звучит мотив мазурки.

-белые плечи добродушной хозяйки, добродушный старичок.

-Варенька вся в белом, в белых

перчатках, в белом платье с Розовым поясом, в белых башмачках, грациозная с

сияющими глазами, милыми, ласковыми, царственный вид, величественная (18-ти лет).

- отец Вареньки- красивый, статный, высокий, свежий с белыми усами, бакенбардами. С блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью.

С сильными плечами и длинными ногами, старый служака.

-Иван Васильевич, доволен,

счастлив, пьян от любви, «обнимал он весь мир своей любовью», добр, блажен, счастлив, восторженное нежное чувство (умилённость).

-в весеннем мокром тумане
движутся пешеходы, по талому
снегу, огромные сапоги извозчиков шлёпают, кузнец в засаленном полушубке несёт какое – то большое черное;
- чёрные люди, солдаты
в чёрных мундирах, что-то
страшное, приближающее
ко мне, оголённый по пояс
человек,
-сморщенное лицо наказываемого, оскаленные зубы , это было что-то пёстрое , тело мокрое, красное, неестественное «что я не поверил, чтобы это было тело человека».

-полковник шёл твёрдой подрагивающей походкой, румяное белое лицо.

-Ивана Васильевича охватывает грусть, тоска, тревога, разочарование,


5. Работа с иллюстрациями учащихся.

- Какое же чувство испытывает на балу Иван Васильевич от всего увиденного? Смогли ли вы это передать в своих работах? Вспомните свои ощущения на празднике?

Радость —

Веселье —

Любовь —

Вальс —

Восторг —

Наш герой захвачен атмосферой праздника ещё и потому, что он влюблён в Вареньку.

Сохраняется ли это чувство «умилённого восторга» на протяжении всего повествования?

Находит ли оно своё продолжение? (Нет.Оно резко меняется в противоположную сторону).

Почему чувства у героя меняются?

6. Беседа по тексту. Звучит чтение актера сцены «После бала» (полковник наказывает провинившегося солдата).

Мы видим, как резко меняется настроение героя. И помогает усилить впечатление от прочитанного: цвет, (белый на балу цвет радости, во второй части- оскаленные зубы солдата, делать перчатка – связывает части рассказа) – для этого строит своё повествование на основе контраста- приёма антитезы.

Радость сменяется грустью

веселье- тревогой

любовь- разочарованием.

мотив вальса- барабанной дробью, звуком флейты

восторг - стыдом.

Л.Н. Толстой передает впечатление повторяющегося ужаса с помощью синтаксических повторов и параллельного построения фраз (все так же падали удары…, все так же били барабаны…, все так же двигалась фигура статного полковника), а в первой части этот прием передает ощущение бесконечного счастья (вальсировал еще и еще, еще раз выбрал ее).

УЧИТЕЛЬ. Контрастное изображение героев, их психологическое состояния помогают раскрыть социальные противоречия.

Вывод. Толстой - мастер - психолог, он очень тонко подмечает состояние души человека.

А как вы думаете полковник на балу и после бала…. (Где он настоящий?)

Почему он отвернулся? (Полковник убежден, что «все делает по закону». Может ему и стыдно где-то в глубине души. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет его поступки. А может он и не считает солдат за людей).

Каким представляет Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в судьбе его сыграл случай? Почему не вмешался наш герой?

(Растерялся. Понять происходящее он не может. И где-то в глубине души догадывается, именно общество повинно в том, что человек должен быть то одним, то другим. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось).

УЧИТЕЛЬ В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему автор отдал предпочтение названию «После бала»?

УЧИТЕЛЬ: Слово критикам

Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл? Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении?

7. Подведение итогов.

Я хочу вам предложить выполнить тест после прочтения произведения.

8. Домашнее задание.

9. И подводя итог нашему с вами разговору, я хочу сказать, что

не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. (М. Горький).

Н.Гусев писал: «Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…» - Согласны ли вы с автором этих строк?

Тест по теме. Л.Н. Толстого «После бала»

Вопрос

Варианты ответов (подчеркнуть)

1

Жанр произведения

А.Повесть Б.Очерк В.Рассказ

2

Художественный прием, к которому прибег Толстой, решая творческую задачу:

А.Антитеза Б.Гипербола В.Аллюзия

3

Композиция произведения

А.Последовательная

Б.Ретроспективная В.Рамочная

4

Тема разговора, который происходил между Иваном Васильевичем и молодыми людьми

А.Любовь к жизни человека

Б.Изменение условий жизни ради личного самоусовершенствования

В.Проблемы в отношении отцов и детей

5

Состояние, в котором находился Иван Васильевич на балу

А.Он был весел, бесконечно счастлив и влюблен Б.Он был растерян и обманут

В.Ему было грустно и одиноко

6

Чувства, которые испытывал Иван Васильевич к отцу Вареньки на балу

А.Уважение к его заслугам перед Отечеством Б.Восторг и нежность В.Робость и уважение

7

Внешне Варенька была похожа на отца, но особенно Иван Васильевич выделял

А.Ласковую улыбку

Б.Страстную фигуру В.Грацию

8

«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска…» - вспоминал Иван Васильевич об ощущениях

А.На балу

Б.Перед балом В.После бала

9

Действие в произведении происходит в годы правления:

А.Александра 1 Б.Николая 2

В.Николая 2

10

Образ полковника, отца Вареньки:

А.Не типичен для России начала 19 века

Б.Типичен для своего времени В.Комичен

11

Полковник, увидев Ивана Васильевича после бала:

А.Приветливо улыбнулся новому знакомому Б.Гневно прикрикнул на него

В.Сделал вид, что не знает

12

Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:

А.Он стал военным Б.Он не стал больше служить В.Во всех своих неудачах он винил полковника



















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Л.Н.Толстой « После бала»

Автор: Джабарова Махсуда Кубаевна

Дата: 03.04.2020

Номер свидетельства: 545242


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства