урока русского языка в 10 классе с узбекским языком обучения
учителя общеобразовательной школы № 16
города Каттакургана Самаркандской области
М.К Джаббаровой
1.2. Технологическая карта практического занятия по теме :
Л.Н.Толстой « После бала»
Этап работы и время
Содержание деятельности
Обучающий Обучаемый
1 этап
Введение
(5 мин.)
1.1. Сообщает тему, цель, планируемые результаты учебного занятия и план и особенности его проведения.
Слушают, записывают
2 этап Актуализация
знаний
(20 мин.)
2.1. С целью выявления степени
подготовки студентов по заданной теме
задаются следующие вопросы:
- Что вы знаете о жизни
Л.Н.Толстого?
- Назовите известные вам
произведения писателя.
- Как вы думаете, почему на данном
занятии мы будем рассматривать
именно рассказ « Отрочество.»?
2.2. Комментирует ответы студентов,
рассказывает о жизни и творчестве
Л.Толстого
Отвечают на поставленные вопросы
Слушают, записывают, задают вопросы
3 этап
Работа в группах
(10 мин.)
3.1. Распределяет обучаемых на
группы. Выводит на экран
задания и вопросы
3.2. Объявляет о начале работы в
группах, консультирует по
необходимости
Знакомятся с учебным заданием
Выполняют задание в группах
4 этап Презентация (50 мин.)
4.1. Организует представление, коллективное обсуждение и оценку -результатов работы в группах. Комментирует, особо обращает внимание на выводы, обобщения, сделанные в процессе выполнения заданий, задает наводящие и уточняющие вопросы
Представляют результаты работы в группах
5 этап
Заключительный (5
мин.)
5.1.Подводит итоги работы: проводит
блиц-опрос
5.2.Дает задание для самостоятельнойработы
Отвечают на вопросы, слушают Записывают задание
Дата урока: 26/02. 10 « В » класс
Тема: Л.Н.Толстой. «После бала» (2 часть) .
Цели: 1) обучающая: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого на примере его рассказа «После бала» (1903г.), определить проблематику произведения, идейное содержание.
2) развивающая: закрепить навыки работы с художественным текстом, используя опорную лексику и литературоведческие понятия: исповедь, цветовая гамма, совесть, честь, долг, благородство, достоинство, моральная, нравственная ответственность, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, деталь художественная, психологизм. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;
3) воспитывающая: способствовать пониманию авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся.
Оборудование урока:
портрет писателя Л.Н.Толстого, иллюстрации из музея-усадьбы «Ясная поляна», выставка работ учащихся (иллюстрация сцен самого «бала» и «после бала»), музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс» (мазурка), высказывания великих людей о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве.
Методические приёмы: беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, рецензирование работ, пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания, дифференцированные, работа учащихся в группах: 1) литературоведы. 2) художники,
3) исследователи.
План урока: 1). Организационный момент.
2). Вступительное слово учителя (цели урока, тема, проблемные вопросы)
3). Анализ прочитанного рассказа Л.Н.Толстого «После бала», прослушивание музыкального фрагмента И.Глазунова.
4). Проверка домашнего задания (по группам)
5). Составление и заполнение таблицы. Выставка работ к рассказу.
Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой « После бала»»
Методическая разработка
урока русского языка в 10 классе с узбекским языком обучения
учителя общеобразовательной школы № 16
города Каттакургана Самаркандской области
М.К Джаббаровой
1.2. Технологическая карта практического занятия по теме :
Л.Н.Толстой « После бала»
Этап работы и время
Содержание деятельности
Обучающий Обучаемый
1 этап
Введение
(5 мин.)
1.1. Сообщает тему, цель, планируемые результаты учебного занятия и план и особенности его проведения.
Слушают, записывают
2 этап Актуализация
знаний
(20 мин.)
2.1. С целью выявления степени подготовки студентов по заданной теме задаются следующие вопросы:
- Что вы знаете о жизни Л.Н.Толстого?
- Назовите известные вам произведения писателя.
- Как вы думаете, почему на данном занятии мы будем рассматривать именно рассказ « Отрочество
»?
2.2. Комментирует ответы студентов, рассказывает о жизни и творчестве Л.Толстого
Отвечают на поставленные вопросы
Слушают, записывают, задают вопросы
3 этап
Работа в группах
(10 мин.)
3.1. Распределяет обучаемых на группы. Выводит на экран задания и вопросы
3.2. Объявляет о начале работы в группах, консультирует по необходимости
Знакомятся с учебным заданием
Выполняют задание в группах
4 этап Презентация (50 мин.)
4.1. Организует представление, коллективное обсуждение и оценку -результатов работы в группах. Комментирует, особо обращает внимание на выводы, обобщения, сделанные в процессе выполнения заданий, задает наводящие и уточняющие вопросы
Представляют результаты работы в группах
5 этап
Заключительный (5
мин.)
5.1.Подводит итоги работы: проводит
блиц-опрос
5.2.Дает задание для самостоятельнойработы
Отвечают на вопросы, слушают Записывают задание
Дата урока: 26/02. 10 « В » класс
Тема: Л.Н.Толстой. «После бала» (2 часть) .
Цели: 1) обучающая: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого на примере его рассказа «После бала» (1903г.), определить проблематику произведения, идейное содержание.
2) развивающая: закрепить навыки работы с художественным текстом, используя опорную лексику и литературоведческие понятия: исповедь, цветовая гамма, совесть, честь, долг, благородство, достоинство, моральная, нравственная ответственность, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, деталь художественная, психологизм. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;
3) воспитывающая: способствовать пониманию авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся.
Оборудование урока:
портрет писателя Л.Н.Толстого, иллюстрации из музея-усадьбы «Ясная поляна», выставка работ учащихся (иллюстрация сцен самого «бала» и «после бала»), музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс» (мазурка), высказывания великих людей о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве.
Методические приёмы: беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, рецензирование работ, пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания, дифференцированные, работа учащихся в группах: 1) литературоведы. 2) художники,
3) исследователи.
План урока: 1). Организационный момент.
2). Вступительное слово учителя (цели урока, тема, проблемные вопросы)
3). Анализ прочитанного рассказа Л.Н.Толстого «После бала», прослушивание музыкального фрагмента И.Глазунова.
4). Проверка домашнего задания (по группам)
5). Составление и заполнение таблицы. Выставка работ к рассказу.
Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки… Н.Гусев
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и будем размышлять над прочитанными страницами его произведения «После бала». Откройте свои тетради. Запишите тему урока.
Исповедь беспокойной совести.
УЧИТЕЛЬ: Постигая художественный текст произведения, постараемся проникнуть в нравственный аспект его, а также в замысел самого автора.
На нашем уроке представиться возможность высказаться всем
Понять авторскую мысль: моральная ответственность человека за жизнь окружающего общества.
.4. Во время сегодняшнего разговора нам предстоит ответить на ряд вопросов:
Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич?
Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл?
Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении сегодня?
Учитель. Посмотрите на тему урока. Какой смысл мы вкладываем в слово «ИСПОВЕДЬ». (Слово исследователям)
Исповедь- у этого слова два значения:
1) у христиан - признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и бога, церковное покаяние;
2) откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях.
В каком произведении мы уже знакомились с определением данного слова? (в поэме «Мцыри»? - сам Мцыри)
А кто исповедуется перед нами в рассказе Толстого «После бала»? (Иван Васильевич)
Что послужило поводом для написания рассказа?
(Время правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным)
Толстой обращается к событиям прошлого. Автора больше всего волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни».
УЧИТЕЛЬ. Давайте составим словарь урока .
Исповедь, нравственный, композиция, рассказ в рассказе, прием контраста, антитеза, сюжет, деталь.
Как вы понимаете слово нравстенный, нравственность? (Исследователи: Человек, обладающий внутренними духовными качествами, правилами поведения).
От чего имени ведется повествование? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя и разговор ведется о нравственных ценностях «для личного совершенствования необходимо изменить условия, в которых живут люди)
Как построен рассказ? (Рассказ в рассказе).
Что означает слово рассказ?
(Рассказ- это прозаическое небольшое по объёму произведение, в котором повествуется об одном событии).
А какое событие повлияло на всю жизнь главного героя Ивана Васильевича?
(«Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась, так или иначе, не от среды, а совсем от другого...»)
УЧИТЕЛЬ: На уроке будем говорить:
Что же произошло с Иваном Васильевичем после этого случая? Как распорядился своей судьбой герой? Был ли в его жизни какой-то нравственный смысл?
Какими же внутренними качествами руководствовался Иван Васильевич при выборе своей судьбы, жизненных целей?
УЧИТЕЛЬ. Проходят столетия. Одно поколение меняет другое. Но неизменными остаются понятия нравственность, порядочность.
Давайте обратимся к тексту и посмотрим. Как решает проблему нравственного выбора наш герой Иван Васильевич.
- Что заставило задуматься его над своей жизнью?
3. Работа с текстом
О каком событии из своей жизни поведал нам рассказчик? (о том, что с ним произошло на балу, что он увидел после бала).
И так окунемся в атмосферу бала. Звучит музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс».
Какое настроение вызвал у вас этот музыкальный отрывок? (приподнятое, весёлое, т.к. это мазурка). А какие чувства переполняли вас при прослушивании? Созвучны ли они настроению молодого человека на балу?
Найдите в произведении, как писатель описывает эту сцену бала? Какие элементы использует Л.Т.Толстой?
4.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языковыми средствами.
(по группам) (зачитываются примеры из 1 колонки и, затем заполняется 2 колонка таблицы).
- отец Вареньки- красивый, статный, высокий, свежий с белыми усами, бакенбардами. С блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью.
С сильными плечами и длинными ногами, старый служака.
-Иван Васильевич, доволен,
счастлив, пьян от любви, «обнимал он весь мир своей любовью», добр, блажен, счастлив, восторженное нежное чувство (умилённость).
-в весеннем мокром тумане движутся пешеходы, по талому снегу, огромные сапоги извозчиков шлёпают, кузнец в засаленном полушубке несёт какое – то большое черное; - чёрные люди, солдаты в чёрных мундирах, что-то страшное, приближающее ко мне, оголённый по пояс человек, -сморщенное лицо наказываемого, оскаленные зубы , это было что-то пёстрое , тело мокрое, красное, неестественное «что я не поверил, чтобы это было тело человека».
-Ивана Васильевича охватывает грусть, тоска, тревога, разочарование,
5. Работа с иллюстрациями учащихся.
- Какое же чувство испытывает на балу Иван Васильевич от всего увиденного? Смогли ли вы это передать в своих работах? Вспомните свои ощущения на празднике?
Радость —
Веселье —
Любовь —
Вальс —
Восторг —
Наш герой захвачен атмосферой праздника ещё и потому, что он влюблён в Вареньку.
Сохраняется ли это чувство «умилённого восторга» на протяжении всего повествования?
Находит ли оно своё продолжение? (Нет.Оно резко меняется в противоположную сторону).
Почему чувства у героя меняются?
6. Беседа по тексту. Звучит чтение актера сцены «После бала» (полковник наказывает провинившегося солдата).
Мы видим, как резко меняется настроение героя. И помогает усилить впечатление от прочитанного: цвет, (белый на балу цвет радости, во второй части- оскаленные зубы солдата, делать перчатка – связывает части рассказа) – для этого строит своё повествование на основе контраста- приёма антитезы.
Радость сменяется грустью
веселье- тревогой
любовь- разочарованием.
мотив вальса- барабанной дробью, звуком флейты
восторг - стыдом.
Л.Н. Толстой передает впечатление повторяющегося ужаса с помощью синтаксических повторов и параллельного построения фраз (все так же падали удары…, все так же били барабаны…, все так же двигалась фигура статного полковника), а в первой части этот прием передает ощущение бесконечного счастья (вальсировал еще и еще, еще раз выбрал ее).
УЧИТЕЛЬ. Контрастное изображение героев, их психологическое состояния помогают раскрыть социальные противоречия.
Вывод. Толстой - мастер - психолог, он очень тонко подмечает состояние души человека.
А как вы думаете полковник на балу и после бала…. (Где он настоящий?)
Почему он отвернулся? (Полковник убежден, что «все делает по закону». Может ему и стыдно где-то в глубине души. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет его поступки. А может он и не считает солдат за людей).
Каким представляет Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
Какую роль в судьбе его сыграл случай? Почему не вмешался наш герой?
(Растерялся. Понять происходящее он не может. И где-то в глубине души догадывается, именно общество повинно в том, что человек должен быть то одним, то другим. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось).
УЧИТЕЛЬ В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему автор отдал предпочтение названию «После бала»?
УЧИТЕЛЬ: Слово критикам
Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл? Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении?
7. Подведение итогов.
Я хочу вам предложить выполнить тест после прочтения произведения.
8. Домашнее задание.
9. И подводя итог нашему с вами разговору, я хочу сказать, что
не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. (М. Горький).
Н.Гусев писал: «Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…» - Согласны ли вы с автором этих строк?
Тест по теме. Л.Н. Толстого «После бала»
№
Вопрос
Варианты ответов (подчеркнуть)
1
Жанр произведения
А.Повесть Б.Очерк В.Рассказ
2
Художественный прием, к которому прибег Толстой, решая творческую задачу:
А.Антитеза Б.Гипербола В.Аллюзия
3
Композиция произведения
А.Последовательная
Б.Ретроспективная В.Рамочная
4
Тема разговора, который происходил между Иваном Васильевичем и молодыми людьми
А.Любовь к жизни человека
Б.Изменение условий жизни ради личного самоусовершенствования
В.Проблемы в отношении отцов и детей
5
Состояние, в котором находился Иван Васильевич на балу
А.Он был весел, бесконечно счастлив и влюблен Б.Он был растерян и обманут
В.Ему было грустно и одиноко
6
Чувства, которые испытывал Иван Васильевич к отцу Вареньки на балу
А.Уважение к его заслугам перед Отечеством Б.Восторг и нежность В.Робость и уважение
7
Внешне Варенька была похожа на отца, но особенно Иван Васильевич выделял
А.Ласковую улыбку
Б.Страстную фигуру В.Грацию
8
«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска…» - вспоминал Иван Васильевич об ощущениях
А.На балу
Б.Перед балом В.После бала
9
Действие в произведении происходит в годы правления:
А.Александра 1 Б.Николая 2
В.Николая 2
10
Образ полковника, отца Вареньки:
А.Не типичен для России начала 19 века
Б.Типичен для своего времени В.Комичен
11
Полковник, увидев Ивана Васильевича после бала:
А.Приветливо улыбнулся новому знакомому Б.Гневно прикрикнул на него
В.Сделал вид, что не знает
12
Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:
А.Он стал военным Б.Он не стал больше служить В.Во всех своих неудачах он винил полковника