Урок изучения нового материала по литературе в 10 классе, используется предварительные индивидуальные задания, исследовательский метод? метод проектов, с применением ИКТ.Используется индивидуальная, групповая форма организации работы с текстом.Прослеживается связь с зарубежной литературой.Ведётся работа по развитию монологической речи, воспитанию культуры речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Круг чтения Татьяны Лариной»
Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной» Цели урока:
Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений. Задачи урока:
Индивидуальные задания к уроку:
Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.
Х О Д У Р О К А.
Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
А. Декурсель
Оргмомент (подготовка к уроку)
Слово учителя. Свой роман А.С.Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:
«Неужто ты влюблен в меньшую?» - А что? - «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет.
Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).
Что же повлияло на формирование характера Татьяны?
(Общение с природой;
уклад жизни в имении Лариных;
влияние няни;
чтение романов.
Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.
Объявление темы урока, постановка целей и задач.
Беседа по теме урока.
Кто же они, любимые героини Татьяны?
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях
(Кларисса- героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.
Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…
(Окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»)
Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина
(Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона
Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
Особенности сентиментализма как литературного направления.
Что же привлекает Татьяну в их романах?
(Прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон»).
Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.
Потом за книги принялася. Сперва ей было не до них, Но показался выбор их Ей странен. Чтенью предалася Татьяна жадною душой; И ей открылся мир иной.
Работа с текстом:
в группах исследуется материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». Чьи труды читал Евгений? Что привлекает его в книгах?
Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные дополняют.
6. Подведение итогов.
Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
Почему книги, которые они читают, так не похожи?
7. Домашнее задание.
Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?