kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Критический реализм как направление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответсвует ФГОС. Урок разработан для учеников 10 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Критический реализм как направление.»

Технологическая карта урока литературы

Класс: 10

Предмет: литература

Тема урока: Критический реализм как направление.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомить с понятием «критический реализм».


Педагогические цели:

1.Организовать работу по осмысленному чтению текста.

2.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.

3.Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.

4.Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с кластерами, сравнительной таблицей).

5.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.



Используемая технологиятехнология развития критического мышления (ТРКМ).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Оснащение урока:

- кластеры,

- раздаточный материал для работы в группах (текст),

- таблица на доске «ложно-верно»

- вопросы на экране для таблицы «ложно-верно»

- возможны отрывки из музыкальных произведений.

Формирование УУД:

Предметные: владеть понятием «реализм», уметь воспринимать текст

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, умение провести самооценку, организовать взаимооценку, уважение к чужому мнению.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, прогнозирование, контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, самооценка, коррекция своих результатов.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении темы.
















План урока.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Организационный

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настрой обучающихся на работу.


Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

* Регулятивные (самоконтроль).

Стадия вызова.


- ассоциации

- первичное систематизирование информации


















- работа с таблицей «ложно-верно»




Выход на тему урока.

Запись на доске слова «критический» и «критический реализм».

Вопрос классу: Какие ассоциации возникают в связи с этим словом? (Постарайтесь отразить время, эпоху, имена, произведения, черты, страны…).

Запись на доске всех вариантов.




















Утверждения группам:

  1. Основными принципами являются народность, историзм и психологизм.

  2. Человек понимается как социально-историческое существо.

  3. Критический реализм возникает во II половине 19 в.

  4. Наибольшее распространение получают большие жанры

  5. Критический реализм сосредотачивается над разоблачением безобразного

  6. Это направление, критикуя многое, утратило свои идеалы.


Заполнение таблицы на доске.

Работа с таблицей на доске (заносятся все ДА и НЕТ каждой группы).


  1. Индивидуальная работа со словом.

  2. Составление ассоциативного ряда к слову «реализм» в группах, определение лексического значения слова.

  3. Создание кластера.

  4. Защита кластера (1мин.).








  1. Групповое обсуждение утверждений (ДА-НЕТ)


* Регулятивные 

(прогнозирование, самоконтроль),

* познавательные (воспроизведение информации, систематизация данных),

*коммуникативные

(работа в группах, умение строить монологическое высказывание)

*личностные (стремление к речевому самосовершенствованию, уважение к чужому мнению, взаимооценка)

Стадия

Осмысления.



- чтение текста



Напоминание об основных пометках при работе с текстом (+мыслил правильно, - не совпало, ? – вопросы, которые возникли)


Индивидуальное чтение распечатанного текста («чтение с пометками»)

Обсуждение в группе правильности предложенных утверждений.



* Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текста, смысловое чтение, сравнение, анализ)

* Личностные (умение провести самооценку)

* Регулятивные (саморегуляция, контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, самооценка, коррекция своих результатов).



Стадия рефлексии.



- обсуждение пометок

- работа с таблицей «ложно-верно»

- вторичное систематизирование информации















- Возврат к первичной информации



Вопросы по тексту: Много ли узнали нового? Возникли ли у вас вопросы?


Внесение корректировок в таблицу на доске.




























Вопрос классу: Много ли было верной информации сказано в начале урока?


Сформулируйте тему нашего урока.



Осмысление в группах материала с учётом новой информации.


Создание нового кластера.


Презентирование кластера.


Обсуждение результата каждой группы, ответы на вопросы других групп.














Сопоставление первичной и итоговой информации.



Формулирование темы урока.




* познавательные

( исследование, развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация)

*личностные (нравственно-этическая ориентация поведения при работе в группах).

* Регулятивные  (рефлексия, самооценка, коррекция своих действий).

*коммуникативные (соблюдение правил речевого поведения, умение строить монологическое высказывание, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении темы).






Домашнее задание


а) черты кр.реализма в тетрадь б) – 1 ряд: доказать, что «Отцы и дети» относятся к критическому реализму;

- 2 ряд: …»Гроза»; - 3 ряд: …»Обломов».



Запись задания в дневник.


* Регулятивные (самоконтроль).



Литература:

  1.  С.И. Заир-Бек, И.В Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

  2. М.И.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  3. В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 2008.

  4. Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе XIXв.:10класс. – М.: ВАКО, 2007.



Приложение.

История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

Новый тип реализма складывается в XIX в. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

Критический реализм - художественное направление, в основе которого лежит принцип историзма, правдивого изображения действительности. Возник в 20-х годах XIX в. в Европе. Реалистическое направление возникло во многом как отрицание художественных принципов романтизма. Для него характерна типизация как средство раскрытия социальных качеств личности. Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим.

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху  развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Первоначально формирование его связано с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». Критический реализм сделал шаг вперед на пути демократизации литературы также в сравнении с творчеством просветителей XVIIIв. Он значительно шире захватил современную ему действительность. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс - крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. В творчестве Филдинга, Шиллера, Дидро и других писателей эпохи Просвещения человек среднего сословия изображался главным образом как воплощение благородства, честности и тем самым противостоял развращенным бесчестным аристократам. Его повседневная жизнь со всеми своими бедами, болями и заботами оставалась, по сути, за пределами повествования. Идеал в творчестве критических реалистов часто утверждается через отрицание уродливых явлений действительности.

Критический реализм характеризует человека универсально как конкретную исторически сложившуюся индивидуальность. Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. изображаются не только в возвышенные минуты своей жизни, но и в самых трагических ситуациях. Человек ими рисуется как существо социальное, которое сформировалось под влиянием определенных социально-исторических причин. Критический реализм конца XIX в. вступает в новую полосу своего развития, приобретает ряд новых черт, отличающих его от классического реализма середины века. На рубеже веков он завоевывает ведущие позиции в мировом литературном процессе. Писатели-реалисты действуют во Франции ( Мопассан, Франс, Роллан), Великобритании ( Уэллс, Шоу, Голсуорси), Германии ( Г.Гауптман), Скандинавских странах ( Ибсен).

Критический реализм ознаменовался небывалым распространением эпоса и драматургии, которые заметным образом потеснили поэзию. В эпических жанрах наибольшую известность приобрел роман. Причина его успеха главным образом в том, что он позволяет писателю-реалисту с наибольшей полнотой обнажить причины возникновения социального зла.

Критический реализм не ограничивается разоблачением безобразного. Он изображает также положительные стороны жизни - трудолюбие, нравственную красоту, поэтичность русского крестьянства, стремление передовой дворянской и разночинной интеллигенции к общественно полезной деятельности и т.д. Критический реализм вызвал к жизни комедию нового типа, основанную на конфликте не традиционно любовном, а социальном. Образ её – «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ в.

Основная заслуга критического реализма состояла в объяснении жизни, в раскрытии трагического положения народных масс. Именно так рассматривали этот вопрос Белинский и Чернышевский. Революционный романтизм развивал действенную, преобразующую сторону искусства, введя в литературу героя-бунтаря.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Критический реализм как направление.

Автор: Чеснокова Валентина Ивановна

Дата: 27.08.2018

Номер свидетельства: 476432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ» "
    ["seo_title"] => string(81) "formirovaniie-tolierantnosti-kak-odnogo-iz-uslovii-garmonichno-razvitoi-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "218101"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433652116"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Лекция по истории по теме: "Особенности духовной жизни Нового времени"."
    ["seo_title"] => string(78) "liektsiia-po-istorii-po-tiemie-osobiennosti-dukhovnoi-zhizni-novogho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "296526"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456042841"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к уроку на тему: Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_na_temu_tvorchestvo_predstavitelei_progressivnogo_realisti"
    ["file_id"] => string(6) "477015"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535968829"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Учебный проект для 8 класса "Золотой век" культуры первой половине 19 века. "
    ["seo_title"] => string(80) "uchiebnyi-proiekt-dlia-8-klassa-zolotoi-viek-kul-tury-piervoi-polovinie-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "107101"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403167238"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "«А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества». "
    ["seo_title"] => string(90) "a-n-ostrovskii-sozdatiel-russkogho-natsional-nogho-tieatra-etapy-bioghrafii-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "193975"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427716128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства