kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по поэме Лермонтова "Песня про купца Калашникова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок проходит в форме игры "Умники и умницы" и помогает в занимательной форме проверить знания учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по поэме Лермонтова "Песня про купца Калашникова"»

8


Литературная игра «Умницы и умники»

по поэме М.Ю.Лермонтова

«Песнь про царя Ивана Васильевича…»


Цель: актуализация знаний и умений, полученных при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова.

Форма: внеклассное мероприятие для предметной недели.

Целевая аудитория: учащиеся 7 класса.

Правила: соответствуют правилам телевизионной игры «Умницы и умники».

Оборудование: дорожки для прохождения этапов:

1. красная, желтая, зеленая;


2. Знаки отличия: Орден Умника









Жюри: родители, учителя, старшеклассники.


Отборочный тур


  1. Что означает выражение «Ох ты гой еси»?

  2. Василий III Иоаннович унаследовал Российское государство, территория которого равнялась 430 км2, увеличил или уменьшил территорию государства его сын Иван IV Грозный? (да, до 5400 км2).

  3. От имени кого ведется рассказ в поэме М.Ю.Лермонтова?

  4. 3 – сказочное число. Вы помните в русских сказках: «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…» где это число встречается в поэме?

  5. если русский дворянин XVI века уклонялся от военной службы, как его могли наказать? (отнимали имение)

  6. «То за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич». Что такое «трапеза»?

  7. В каком возрасте взошел на престол Иоанн IV Грозный?

  8. Кого на Руси называли стольником?

  9. Почему за царским столом Ивана Грозного на пиру на равных сидели бояре и опричники?

  10. Как запирал свою лавку молодой купец Калашников?

  11. Объясните смысл упрека царя: «А из рода ты ведь Скуратовых».

  12. «Прежде свахе смышленой покланяйся…» Кто такая сваха?

  13. «Заломил на бочок шапку бархатную, черным соболем отороченную». Что означает слово «отороченный»?

  14. Почему Калашников был похоронен между трех дорог?

  15. Известно, что к седлу царского опричника была приторочена собачья голова и метла. Что они символизировали?

  16. В древнерусских былинах говорится, что люди, проезжающие через чье-либо княжество, платили князю пошлину за проезд. Существовал ли такой закон на Руси во времена Ивана Грозного?

  17. Кто такие опричники?


I АГОН


Выбор дорожек – по заработанным в отборочном туре жетонам (орденам)


I тур. Литературоведы.

О каком герое поэмы сказал В.Г.Белинский?

  • «Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не простят и сдачи дадут… Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…» (Калашников)


  • «Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей… Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!» (Кирибеевич)


  • «Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» (Иван Грозный)


II тур. Инкогнито.

Кто вы?

  • Когда всходит месяц, звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает. (Царь)


  • Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет,

И без похорон горемычный прах

На четыре стороны развеется! (Кирибеевич)

  • Куда ветер дует в поднебесье,

Туда мчатся и тучки послушные. (Братья Калашникова)


III тур. Метаморфозы.

  • Вы – разгневанный царь Иван Васильевич. Виновник Вашего гнева – любимый опричник Кирибеевич. Чем он прогневил Вас? Ваши слова и действия?


  • Вы – купец Калашников на кулачном бою. Зачем Вы вышли в круг? Что и кому говорили?



  • Вы – опричник Кирибеевич на кулачном бою. Зачем Вы вышли в круг? Что Вы говорили?


II АГОН


Выбор дорожек. Задание (на выбор ведущего игры):

  • Как бы Вы обратились с просьбой к Ивану Грозному?

  • Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы.


I тур. Лингвисты.


Прочтите данный Вам отрывок из поэмы. Найдите в них ошибки с точки зрения современного русского языка.

  • За прилавкою стоит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович.

По прозвищу Калашников.

Шёлковые товары раскладывает,

Злато, серебро пересчитывает.


  • Вот уж поп прошел с молодой попадьей,

Засветили свечу, сели ужинать, -

И по сю пору твоя хозяюшка

Из приходской церкви не вернулася.


  • Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимова опричника,

Да про смелого купца, про Калашникова;

Мы певали ее под гуслярный звон…


II тур. Аналитики.

На Руси XVI века был принят свод житейских правил – «Домострой».

Знание об этом, возможно, поможет ам справиться с заданиями.


  • Алена Дмитриевна рассказала своему мужу всё, что «приключилося» с ней по дороге из церкви дмой. Что же защищал Калашников на кулачном бою?


  • О чем, по мнению царя, положено думать молодому опричнику?


  • Почему Алена Дмитриевна просит защиты у Калашникова?


III тур. Мистер Х.

Кто он?


  • Чувствительный человек, поэтическая душа; самолюбив, силен, самоуверен; во всем идет до конца, не выбирая средств для достижения цели. (Кирибеевич)


  • Предки его – шведы и французы. По семейному преданию, в роду был колдун, большой любитель лошадей. Сам же Мистер Х – поручик и …очень известный человек. (Лермонтов М.Ю.)



  • Вспыльчивый человек, умный, образованный, окруженный льстецами; самоуверен, недоверчив. (Иван Грозный)


ФИНАЛ


Выбор дорожек (смотреть задания ко 2 агону).


I тур. Историк языка.


  • В эпоху Ивана Грозного появилось выражение «сирота казанская». Вспомните событие, ставшее причиной появления этого выражения.

( В 1552 г, 2 октября, перед войсками Ивана Грозного пала Казань – Казанское ханство. Русские войска учинили в Казани жестокую расправу, погибли тысячи человек, огромное число детей остались сиротами)


  • Как возникло выражение «кричать во всю Ивановскую»?

(В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же «площадные подъячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы. Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.)


II тур. Историки.

  • Известно, что глава Русской церкви митрополит Макарий частично сдерживал жестокие наклонности юного наследника престола Ивана IV. Макарий разработал особую церемонию для Ивана Грозного, благодаря которой царский титул ставил Грозного в один ряд с западноевропейскими императорами. О какой церемонии идет речь и в честь чего она совершалась? ( 1574 г – венчание на царство Иоанна IV Васильевича)


  • В феврале 1549 г Иоанн IV собрал представителей разных слоев феодалов. Затем эти собрания стали частыми. Какое название они получили? (Земский собор)


  • Существует не одна легенда о том, как был построен Покровский собор «на рву» (собор Василия Блаженного). По одной из легенд собор был построен по инициативе Ивана Грозного в честь его отца Василия III. Но почему собор получил название Василия Блаженного?


III тур. Определение сильнейшего.


  • Выход на кулачный бой Калашникова и Кирибеевича: кому или чему каждый из них кланялся? Почему так?


  • Один известный историк так характеризовал Ивана Грозного: «Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова… Имел редкую память, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего отечества, чтобы немало толковать их в пользу тиранства… Хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить слона, не хотевшего встать перед ним на колени… » Кто этот историк? (Н.М.Карамзин)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по поэме Лермонтова "Песня про купца Калашникова"

Автор: Ёжикова Лидия Борисовна

Дата: 27.05.2016

Номер свидетельства: 330793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Конспект урока «Носитель лучших качеств русского национального характера ( по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…)» "
    ["seo_title"] => string(141) "konspiekt-uroka-nositiel-luchshikh-kachiestv-russkogho-natsional-nogho-kharaktiera-po-poemie-m-iu-liermontova-piesnia-pro-kuptsa-kalashnikova"
    ["file_id"] => string(6) "192873"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427537367"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Конспект урока по литературе в 7 классе на тему" Картины быта 16 века.Культура еды в царском дворе" по поэме М.Ю.Лермонтова " Песня про купца Калашникова..." "
    ["seo_title"] => string(165) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-7-klassie-na-tiemu-kartiny-byta-16-vieka-kul-tura-iedy-v-tsarskom-dvorie-po-poemie-m-iu-liermontova-piesnia-pro-kuptsa-kalashnikova"
    ["file_id"] => string(6) "129624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415728977"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по поэме Лермонтова "Песня про купца Калашникова""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokapopoemieliermontovapiesniaprokuptsakalashnikova1"
    ["file_id"] => string(6) "330794"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464375195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова. "
    ["seo_title"] => string(123) "istoriia-rusi-v-piesnie-pro-tsaria-ivana-vasil-ievicha-molodogho-oprichnika-i-udalogho-kuptsa-kalashnikova-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "120905"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413822736"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства