kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Носитель лучших качеств русского национального характера ( по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Констекта урока по литературе "Носитель лучших качеств русского национального характера ( по поэме М.Ю.Лермонтова  "Песня про купца Калашникова.)".

Данное занятие – второе по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», на изучение которого отводится по программе 2 часа. Оно проводится в соответствии с тематическим планированием. Перед занятием ученикам предлагается прочитать текст  произведения, выполнить индивидуальные задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Носитель лучших качеств русского национального характера ( по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…)» »

Конспект урока «Носитель лучших качеств русского национального характера ( по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…)»


Автор:

учитель русского языка и

литературы Григорьева Т.Р.




Данное занятие – второе по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», на изучение которого отводится по программе 2 часа. Оно проводится в соответствии с тематическим планированием. Перед занятием ученикам предлагается прочитать текст произведения, выполнить индивидуальные задания.


Тип занятия: обобщение полученных знаний


Цель занятия: формирование общих компетенций с использованием различных методов обучения. По окончании занятия учащиеся:

а) знают:

- почему автор назвал произведение «Песней»;

- народную оценку поступка героя поэмы Калашникова;

- о близости произведения с фольклором русского народа

б) умеют работать с информацией;

в) владеют рефлексией


Задачи занятия:

- образовательная: способствовать формированию у учащихся понятий-терминов, выявить черты фольклора в поэме, определить народную оценку поступка героя Калашникова

- развивающая: создать условия для развития у учащихся умения сопоставительного анализа при работе с различными источниками информации, продолжить развивать умение работать с художественным текстом

- воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к истории, определиться в нравственных ориентациях


Методическая цель:

Продемонстрировать возможности использования на занятии педагогики сотрудничества, продуктивных методов и приемов обучения

Формы организации работы:

Фронтальная, индивидуальная


Методы обучения:

Словесный, наглядный, исследовательский, метод проблемного изложения

Дидактические материалы:

Рабочий лист, оценочный лист


Ход занятия:

l. Организационный момент (приветствие обучающихся, проверка их готовности к занятию)


Учитель: Мы продолжаем разговор о поэтических особенностях произведения, способах раскрытия авторского отношения к изображаемому, героях «Песни», национальном русском характере.

Поэт обратился к изображению прошлого, чтобы показать народного героя, борьбу правды со злом власти, справедливый суд народа.


II. Актуализация ранее изученного материала

1.Что такое поэма?

Ответ: поэма – один из жанров лироэпических произведений: в ней есть сюжет, герои, события и ярко выражено авторское отношение к изображаемому.

2. Прочитать вступление и найти фольклорные элементы

Ответ:

а) просторечные обороты ( про твово любимого опричника…)

б) инверсии ( блюде серебряном, полотенце новое)

в) традиционный для фольклора прием повествования – использование цифры «три»

( угощали нас три дня, три ночи…)

3. В чем своеобразие поэмы?

Ответ: поэма Лермонтова рассказывает об историческом прошлом Руси 16 века, царствовании Ивана Грозного, времени опричнины


Мозговой штурм

1. Найти в тексте отрывок о гневе Ивана Грозного на опричника

Ответ: «Вот нахмурил …»

2. Что можно сказать из этого отрывка о характере героя – царя?

Ответ: Иван Васильевич показан по-настоящему грозным. Его настроение дано в развитии, его недовольство постепенно растет. Сначала царь нахмурил брови, посмотрел с неудовольствием, потом ударил об пол палкой, а потом заговорил, угрожая расправой

3. С помощью каких художественных средств автор создает такой характер?

Ответ: автор использует при описании царя эпитеты (слово у царя грозное, очи грозные, брови черные, сравнивает его с ястребом – птицей хищной, безжалостной)

4. Что заставило царя гневаться на своего любимого опричника?

Ответ: своего верного опричника он подозревает в измене, черной зависти и грозит ему расправой. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь предлагает ему подарки, думая, вряд ли устоит перед ними хоть одна красавица

5. Где, в каком отрывке сказалось влияние народной поэзии?

Чтобы ответить на этот вопрос, послушаем сообщения учащихся


Защита мини – проектов на тему: «Фольклорные приемы, использованные автором в поэме»


III. Сравнить текст «Песни» Лермонтова и народную песню

«Схороните меня, братцы, между

трех дорог:

Меж Казанской, Астраханской,

славной Киевской;

В головах моих поставьте живо-

творный крест,

Во ногах моих положьте саблю

вострую.

Буде старый человек пойдет –

помолится…

Буде млад человек пойдет –

в гусли наиграется…

Вывод:

Наблюдается сходство мысли, построения, языка, ритма песни и текста поэмы. Поэма написана в фольклорной традиции, народным языком. Фольклорные художественно – выразительные средства помогают создать яркую картину прошлого, делают повествование лиричным, похожим на русскую песню

Учитель:

Тему чести и человеческого достоинства затронул в своих произведениях еще А.С.Пушкин. Лермонтов в ином аспекте продолжил эту тему. Разрешая ее в духе народных представлений о добре и зле, Лермонтов обратился к народному творчеству.

В поэме простой человек – купец Калашников – выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой и сильной из - за ответственности перед семьей, родом.


IV. Обобщение наблюдений над характерами героев, выявление мотивации их поступков

1. Из каких побуждений идет на кулачный бой купец Калашников? Правым ли он себя считает, вступив в бой?

Ответ: причина участия в бою – защита чести семьи. Калашников, несмотря на молодость, величается по имени – отчеству. Он понимает, что нарушает христианскую заповедь: не убивать, не мстить. Но не мог не восстановить честь семьи и при этом не нарушить христианские заповеди.

2. Зачем выходит Кирибеевич на бой?

Ответ: опричник идет на бой не «разгуляться для праздника» самому, а «потешить царя – батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила и отпустить противника «живого с покаянием».

3. Какими чертами характера обладают Калашников и Кирибеевич?

Ответ: Калашников Кирибеевич

доброта храбрость

честность хвастовство силой, красотой

мужество лукавый раб

решительность высокомерие

бесстрашие своеволие

прямота

4. Кто является настоящим героем в «Песне» и почему?

Ответ: Калашников отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника. Он защитник народной правды. Подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг.

Учитель:

Исключительным событием или обычаем того исторического времени представляет кулачный бой.

Героический поступок купца Калашникова вызывает восхищение и одобрение народа.

Гусляры – песенники не только ведут повествование, под «гуслярный звон» «причитывают и присказывают», но и дают народную оценку событиям и героям.


Тема занятия (формулируется вместе с учащимися)

«Носитель лучших качеств русского национального характера по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»


Цели занятия: (формулируются вместе с учащимися)

1. Выяснить особенности идейно – художественного содержания поэмы.

2. С помощью исследования текста выяснить, в чем смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем


V. Закрепление изученного материала


1. Устный опрос:

- как понять поведение Ивана Грозного по окончании боя?

- из каких побуждений выходят на кулачный бой Калашников и Кирибеевич?

- какова народная оценка поступка Калашникова?


2. Рефлексия

Продолжите фразу:

Сегодня я на занятии узнал…

Теперь я могу сказать в чем правда…

Было интересно узнать…

Полученные знания для меня…


3. Подведение итогов

а)заполнение оценочных листов

- учащиеся выставляют баллы в оценочные листы и сдают преподавателю

б) усвоение материала

- если считать, что усвоение материала соответствует дистанции,

А_____________________________________В

показать точкой место нахождения

в) сообщение о реализации цели урока, выставление оценок


Домашнее задание:

Письменные ответы на вопросы: о чем заставляет задуматься поэма, чему учит произведение нас, живущих в 21 веке?

























Литература:

1. Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».- М.: Просвещение,2008.

2. Турьянская Б.И. «Урок за уроком».- М., «Русское слово», 2007.

3. Лермонтов в школе. Пособие для учителя.-М., Просвещение, 1998.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Григорьева Татьяна Романовна

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 192873


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства