Конспект урока «Носитель лучших качеств русского национального характера ( по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…)»
Конспект урока «Носитель лучших качеств русского национального характера ( по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…)»
Констекта урока по литературе "Носитель лучших качеств русского национального характера ( по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.)".
Данное занятие – второе по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», на изучение которого отводится по программе 2 часа. Оно проводится в соответствии с тематическим планированием. Перед занятием ученикам предлагается прочитать текст произведения, выполнить индивидуальные задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Носитель лучших качеств русского национального характера ( по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…)» »
Конспект урока «Носитель лучших качеств русского национального характера ( по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…)»
Автор:
учитель русского языка и
литературы Григорьева Т.Р.
Данное занятие – второе по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», на изучение которого отводится по программе 2 часа. Оно проводится в соответствии с тематическим планированием. Перед занятием ученикам предлагается прочитать текст произведения, выполнить индивидуальные задания.
Тип занятия: обобщение полученных знаний
Цель занятия: формирование общих компетенций с использованием различных методов обучения. По окончании занятия учащиеся:
а) знают:
- почему автор назвал произведение «Песней»;
- народную оценку поступка героя поэмы Калашникова;
- о близости произведения с фольклором русского народа
б) умеют работать с информацией;
в) владеют рефлексией
Задачи занятия:
- образовательная: способствовать формированию у учащихся понятий-терминов, выявить черты фольклора в поэме, определить народную оценку поступка героя Калашникова
- развивающая: создать условия для развития у учащихся умения сопоставительного анализа при работе с различными источниками информации, продолжить развивать умение работать с художественным текстом
- воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к истории, определиться в нравственных ориентациях
Методическая цель:
Продемонстрировать возможности использования на занятии педагогики сотрудничества, продуктивных методов и приемов обучения
Формы организации работы:
Фронтальная, индивидуальная
Методы обучения:
Словесный, наглядный, исследовательский, метод проблемного изложения
Дидактические материалы:
Рабочий лист, оценочный лист
Ход занятия:
l. Организационный момент (приветствие обучающихся, проверка их готовности к занятию)
Учитель: Мы продолжаем разговор о поэтических особенностях произведения, способах раскрытия авторского отношения к изображаемому, героях «Песни», национальном русском характере.
Поэт обратился к изображению прошлого, чтобы показать народного героя, борьбу правды со злом власти, справедливый суд народа.
II. Актуализация ранее изученного материала
1.Что такое поэма?
Ответ: поэма – один из жанров лироэпических произведений: в ней есть сюжет, герои, события и ярко выражено авторское отношение к изображаемому.
2. Прочитать вступление и найти фольклорные элементы
Ответ:
а) просторечные обороты ( про твово любимого опричника…)
б) инверсии ( блюде серебряном, полотенце новое)
в) традиционный для фольклора прием повествования – использование цифры «три»
( угощали нас три дня, три ночи…)
3. В чем своеобразие поэмы?
Ответ: поэма Лермонтова рассказывает об историческом прошлом Руси 16 века, царствовании Ивана Грозного, времени опричнины
Мозговой штурм
1. Найти в тексте отрывок о гневе Ивана Грозного на опричника
Ответ: «Вот нахмурил …»
2. Что можно сказать из этого отрывка о характере героя – царя?
Ответ: Иван Васильевич показан по-настоящему грозным. Его настроение дано в развитии, его недовольство постепенно растет. Сначала царь нахмурил брови, посмотрел с неудовольствием, потом ударил об пол палкой, а потом заговорил, угрожая расправой
3. С помощью каких художественных средств автор создает такой характер?
Ответ: автор использует при описании царя эпитеты (слово у царя грозное, очи грозные, брови черные, сравнивает его с ястребом – птицей хищной, безжалостной)
4. Что заставило царя гневаться на своего любимого опричника?
Ответ: своего верного опричника он подозревает в измене, черной зависти и грозит ему расправой. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь предлагает ему подарки, думая, вряд ли устоит перед ними хоть одна красавица
5. Где, в каком отрывке сказалось влияние народной поэзии?
Чтобы ответить на этот вопрос, послушаем сообщения учащихся
Защита мини – проектов на тему: «Фольклорные приемы, использованные автором в поэме»
III. Сравнить текст «Песни» Лермонтова и народную песню
«Схороните меня, братцы, между
трех дорог:
Меж Казанской, Астраханской,
славной Киевской;
В головах моих поставьте живо-
творный крест,
Во ногах моих положьте саблю
вострую.
Буде старый человек пойдет –
помолится…
Буде млад человек пойдет –
в гусли наиграется…
Вывод:
Наблюдается сходство мысли, построения, языка, ритма песни и текста поэмы. Поэма написана в фольклорной традиции, народным языком. Фольклорные художественно – выразительные средства помогают создать яркую картину прошлого, делают повествование лиричным, похожим на русскую песню
Учитель:
Тему чести и человеческого достоинства затронул в своих произведениях еще А.С.Пушкин. Лермонтов в ином аспекте продолжил эту тему. Разрешая ее в духе народных представлений о добре и зле, Лермонтов обратился к народному творчеству.
В поэме простой человек – купец Калашников – выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой и сильной из - за ответственности перед семьей, родом.
IV. Обобщение наблюдений над характерами героев, выявление мотивации их поступков
1. Из каких побуждений идет на кулачный бой купец Калашников? Правым ли он себя считает, вступив в бой?
Ответ: причина участия в бою – защита чести семьи. Калашников, несмотря на молодость, величается по имени – отчеству. Он понимает, что нарушает христианскую заповедь: не убивать, не мстить. Но не мог не восстановить честь семьи и при этом не нарушить христианские заповеди.
2. Зачем выходит Кирибеевич на бой?
Ответ: опричник идет на бой не «разгуляться для праздника» самому, а «потешить царя – батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила и отпустить противника «живого с покаянием».
3. Какими чертами характера обладают Калашников и Кирибеевич?
Ответ: Калашников Кирибеевич
доброта храбрость
честность хвастовство силой, красотой
мужество лукавый раб
решительность высокомерие
бесстрашие своеволие
прямота
4. Кто является настоящим героем в «Песне» и почему?
Ответ: Калашников отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника. Он защитник народной правды. Подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг.
Учитель:
Исключительным событием или обычаем того исторического времени представляет кулачный бой.
Героический поступок купца Калашникова вызывает восхищение и одобрение народа.
Гусляры – песенники не только ведут повествование, под «гуслярный звон» «причитывают и присказывают», но и дают народную оценку событиям и героям.
Тема занятия (формулируется вместе с учащимися)
«Носитель лучших качеств русского национального характера по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Цели занятия: (формулируются вместе с учащимися)
1. Выяснить особенности идейно – художественного содержания поэмы.
2. С помощью исследования текста выяснить, в чем смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем
V. Закрепление изученного материала
1. Устный опрос:
- как понять поведение Ивана Грозного по окончании боя?
- из каких побуждений выходят на кулачный бой Калашников и Кирибеевич?
- какова народная оценка поступка Калашникова?
2. Рефлексия
Продолжите фразу:
Сегодня я на занятии узнал…
Теперь я могу сказать в чем правда…
Было интересно узнать…
Полученные знания для меня…
3. Подведение итогов
а)заполнение оценочных листов
- учащиеся выставляют баллы в оценочные листы и сдают преподавателю
б) усвоение материала
- если считать, что усвоение материала соответствует дистанции,
А_____________________________________В
показать точкой место нахождения
в) сообщение о реализации цели урока, выставление оценок
Домашнее задание:
Письменные ответы на вопросы: о чем заставляет задуматься поэма, чему учит произведение нас, живущих в 21 веке?
Литература:
1. Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».- М.: Просвещение,2008.
2. Турьянская Б.И. «Урок за уроком».- М., «Русское слово», 2007.
3. Лермонтов в школе. Пособие для учителя.-М., Просвещение, 1998.