Конспект урока по литературе в 7 классе на тему" Картины быта 16 века.Культура еды в царском дворе" по поэме М.Ю.Лермонтова " Песня про купца Калашникова..."
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему" Картины быта 16 века.Культура еды в царском дворе" по поэме М.Ю.Лермонтова " Песня про купца Калашникова..."
Конспект урока по литературе в 7А классе
(учитель русского языка и литературы Фархутдинова Раиса Нургалиевна)
по поэме М.Ю.Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» на тему « Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Пир во дворце царя Ивана Грозного. Культура еды в царском дворе».
Цели урока:
1) Образовательные: ознакомление учащихся с Москвой 16 века, с её жителями; выявление фольклорных элементов в поэме; описание картин пира в царских палатах.
2)Воспитательные: выяснение смысла столкновения Калашникова и Кирибеевича; защиты Калашниковым человеческого достоинства; его готовности стоять за правду до конца.
3)Развивающие: умение определить конфликт между личностью и властью; сопоставить описание царских палат Ивана Грозного в тексте поэмы и на картине В.Васнецова.
Оборудовние:
С.И.Ожегов.Словарь русского языка. М., Русский язык, 1987,с.700,57,378.
Репродукции картин художников И.Билибина,В.Васнецова,Б.Кустодиева.
Компьютерная презентация на тему» Сцена пира в царском дворце.»
Аудиозапись композиции под гусли.
Форма урока: эвристическая беседа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе на тему" Картины быта 16 века.Культура еды в царском дворе" по поэме М.Ю.Лермонтова " Песня про купца Калашникова..." »
Конспект урока по литературе в 7А классе
(учитель русского языка и литературы Фархутдинова Раиса Нургалиевна)
по поэме М.Ю.Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» на тему « Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Пир во дворце царя Ивана Грозного. Культура еды в царском дворе».
Цели урока:
1) Образовательные: ознакомление учащихся с Москвой 16 века, с её жителями; выявление фольклорных элементов в поэме; описание картин пира в царских палатах.
2)Воспитательные: выяснение смысла столкновения Калашникова и Кирибеевича; защиты Калашниковым человеческого достоинства; его готовности стоять за правду до конца.
3)Развивающие: умение определить конфликт между личностью и властью; сопоставить описание царских палат Ивана Грозного в тексте поэмы и на картине В.Васнецова.
Оборудовние:
С.И.Ожегов.Словарь русского языка. М., Русский язык, 1987,с.700,57,378.
Репродукции картин художников И.Билибина,В.Васнецова,Б.Кустодиева.
Компьютерная презентация на тему» Сцена пира в царском дворце.»
Аудиозапись композиции под гусли.
Форма урока: эвристическая беседа.
Ход урока:
1.Мотивация урока.
Постановка проблемной задачи. (Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы?)
2.Объяснение нового материала.
а) лекция учителя;
б) сообщения учащихся.
− Быт купцов 16 века и отношения в купеческой семье.
− Фольклорные элементы в поэме.
− Ритуал приёма пищи в царских палатах.
в) анализ эпизодов поэмы.
Выберем те эпизоды, которые помогут нарисовать картины быта 16 века и раскроют смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным:
Пир в царских палатах.
Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том, что их семью обесчестил Кирибеевич.
Наказ Калашникова братьям.
Бой на Москва- реке.
Диалог Ивана Грозного и Калашникова.
Поставив перед ребятами учебную задачу, начнём искать её решение и предложим им самим назвать те эпизоды, которые помогут нам разобраться в конфликте.
Анализ эпизода «Пир в царском Дворце»
Уточним значение слов «традиция», «быт», «обычай». (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1987, с.700, 57, 378). Значение данных слов поможет учащимся при анализе характеров героев и идеи поэмы.
Проанализируем сцену пира во дворце Ивана Грозного.
Обращаясь к анализу данной сцены, будем искать ответы на вопросы:
– Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных?
– Какие законы нарушает Кирибеевич?
– Что в сцене трапезы при царском дворе раскрывает это явление как традицию?
– Найдите в тексте параллельное сравнение из мира природы с образом царя и царской власти. Какой дополнительный смысл изображаемым событиям придаёт это сравнение? (Образ неба (тучи и солнце) символизирует могущество, величие и вечность царской власти.)
– Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных? Найдите в тексте детали, подчёркивающие в событиях их устойчивую повторяемость, а в поведении людей – традиционно сложившиеся правила.
Обращаем внимание учащихся на обстоятельность в описании внешнего вида царя: он «за трапезой сидит во златом венце». Отведённые места за столом занимают гости, «позади стоят стольники». По знаку царскому наливается «вино сладкое» в «золочёный ковш». Это картина устоявшегося придворного быта, общественного поведения людей, которую оттеняет неторопливая сказовая манера повествования: каждый из присутствующих твёрдо знает свою роль в общем действии.
– Проследите по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. (Удалой опричник «в золотом ковше не мочил усов», не смотрит в глаза царю. Он нарушает нормы поведения, вызвав тем самым гнев царя.)
– Расскажите, что поведал Кирибеевич царю?
– Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? Чем руководствуется царь в своём поступке? (Иван Грозный предлагает посватать девушку, предложив дорогие подарки. Советует положиться Кирибеевичу на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся».)
– Какие нравственные законы и как преступает Кирибеевич? (Преследует замужнюю женщину. Не сказал царю «правды истинной».)
Устное словесное рисование «Культура приёма пищи в царских палатах.»
Анализ эпизодов второй части поэмы.
Следующая группа вопросов переключит наше внимание на образ Купца Калашникова и на смысл его столкновения с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Рассказ по плану о быте купцов 16 века (проверка домашнего задания).
Купцы – христиане, глубоко верующие люди. Посещают службу.
Купцы – торговые люди. Калашников – процветающий купец. Дверь в лавке дубовая, замок немецкий с пружиною.
Дома купцов находятся в Замоскворечье. Они высокие. Столы в доме дубовые, накрыты белой скатертью. В домах - иконы, горят свечи.
По закону христианскому супруги венчаются в церкви.
Муж – глава семейства. Если умер отец, то он старший в семье. В беде советуется с братьями.
Жена почитает мужа. Хранит ему верность. Строго соблюдает традиции: на улицу не выходит с непокрытой головой.
– Какая лихая беда приключилась в семье Калашникова? (Опозорил семью честную опричник царский.)
– Как Калашников защищает честь семьи? (Принимает решение выйти на опричника, биться насмерть.)
1-й вывод. Опозорена честь семьи. Обычаи 16 века требуют, чтобы Калашников встал на защиту человеческого достоинства, постоял за правду до конца.
Анализ эпизодов третьей части поэмы.
Бой на Москва-реке.
Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного – кулачный бой.
– Как вы думаете, исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? Найдите доказательства правоты суждения в тексте. (Кулачный бой – излюбленная забава царя и москвичей. Все знают, что проходит он на Москва-реке. Ведётся он по правилам.)
Сравним характеры героев поэмы – Кирибеевича и Калашникова. Выявим цель участия каждого в поединке.
– Как раскрываются характеры Кирибеевича и Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне? (Кирибеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое», сложить там буйную головушку. Боится «умереть смертью грешною». Калашников любит свою жену, они венчаны « в церкви Божией» по закону христианскому.)
– Сравните поведение Кирибеевича и Калашникова перед боем. (Опричник идёт на бой «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника «живого с покаянием». Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими.
Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. Он знает, что противник силён, но не боится Кирибеевича. Готов стоять до конца. Это человек сильный, мужественный и решительный.)
– Назовите эпические способы изображения Калашникова. (Былинный герой, богатырь. Поединок – средство раскрытия незаурядной физической силы героя. Использование гипербол в повествовании и описании. Смелость в поведении с царём.)
Предложим ученикам рассмотреть и сравнить репродукции картин художников И. Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева. Цель: уточнить зрительные образы Калашникова и Кирибеевича, созданные в воображении учеников на основе словесных деталей. «Рассматривание репродукций – это созерцательные виды деятельности, они требуют внутренней сосредоточенности, а значит, и времени. Такое переключение с одного вида деятельности на другой вносит необходимую разрядку и разнообразие в урок. В нашей беседе образуется пауза, завершающаяся обменом впечатлений и мнений». (Из лекции).
Рассмотрим иллюстрации к сцене боя. Чем они отличаются? Какая из них кажется вам более выразительной?
Иллюстрации художников выполнены мастерски, живые и выразительные.
Иллюстрация Билибина: Калашников свалил ударом Кирибеевича. На переднем плане за пределами очерченного круга на льду лежит поверженный опричник. Около него хлопочут двое. Один из них, старик, неприязненно оглядывается на стоящего в круге победителя, рядом с которым валяется шапка Кирибеевича. Слева гусляр уже готовится сложить об этой победе песню, его товарищи поднимают чарку за победу купца, но справа, от высокого царского места уже рвётся к купцу царский слуга, готовый выполнить приказ: «привесть его пред лицо своё».
Иллюстрация Васнецова: момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Кирибеевич, напротив него – Калашников. Его лицо выражает упорство и решимость. Тщательно выписаны все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит царь, башня Московского Кремля вдалеке.
Иллюстрация Кустодиева: минимум деталей: просто изображена одежда бойцов, толпа за цепью; схематично нарисованы башни Кремля.
Художник сосредотачивает внимание на динамике картины. Стоящий к нам лицом Кирибеевич слегка подался назад после удара, который он нанёс Калашникову. Фигура купца, с головы которого упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять, получив страшный удар в грудь, исполнена напряжения. Ощущение движения картине придают силуэты двух всадников за спиной опричника, скачущих внутри круга, чтобы успеть увидеть ход поединка.
После анализа иллюстраций, уточняющих восприятие текста, вернёмся к анализу образов героев поэмы, подчеркнём противоречивость образа царя. Задачей анализа будет выявление авторского отношения к Ивану Грозному.
– Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка? (Убили любимца царя. Он разгневан.)
– Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол. Какие черты характера царя хочет подчеркнуть М.Ю.Лермонтов?
В народной традиции царь предстаёт перед народом справедливым, грозным и милостивым одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа царя.
Проанализируем диалог Калашникова и царя.
– Разговора Калашникова и Кирибеевича царь не слышал, для кулачного боя «оцепили место в 25 сажень». Иван Грозный спрашивает:
«Вольной волею или нехотя
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»
– Как вы думаете, почему Степан Парамонович отвечает:
«Я убил его вольной волею,
А за что, про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому»?
О позоре его семьи известно «соседушкам», а значит, едва ли не всей Москве, но не царю.
Глава обесчещенной семьи убил обидчика «вольной волею», это должно быть известно всем, именно это смоет пятно позора с семьи. Но если царь не знает, то Калашников ему и не скажет.
– Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста.
«Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям:
«Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою грешную!».
3.Подведение итогов урока.
Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы?
В поэме простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной.
4.Релаксация.
5.Домашнее задание и его инструктаж:
1). Подготовьте ответ-рассуждение на тему: «В.Г.Белинский о главных героях поэмы», обоснуйте свои выводы по теме, подтвердите их текстами поэмы.
2). Ответьте на вопросы:
Почему «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» следует отнести к лиро-эпическим произведениям? Отметьте элементы лирики и эпического повествования.
Кто из героев «Песни…» выступает носителем авторского отношения к героям и событиям поэмы?
К каким произведениям УНТ близка «Песня…»? Своё мнение обоснуйте примерами из текста.
3). Подготовьте выразительное чтение поэмы, учитывая связь с фольклорными традициями,
оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию;
Внеклассное мероприятие по здоровому питанию в 7А классе (учитель русского языка и литературы Фархутдинова Раиса Нургалиевна).
НЕОБЫЧНОЕ КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Задачи:
• Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.
• Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.
• Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства.
• Пробуждение интереса к творческой деятельности, чтению.
Основные понятия: кулинария, искусство, живопись, литература, музыка.
Основные формы реализации: самостоятельная работа учащихся, экскурсия, работа в группах, творческий проект, викторина.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Кулинария — сфера жизни, которая оказалась тесно связанной с искусством, творческой деятельностью человека. На протяжении многих тысячелетий еда для людей была не только источником насыщения, но и служила для получения удовольствия и наслаждения — вкусового, эстетического. Не случайно «кулинарная» тематика нашла свое широкое отражение в произведениях искусства, став в этом случае уже источником вдохновения для создания живописного, музыкального, литературного произведения.
Одним из наиболее известных жанров живописи, тесно связанным с изображением еды, продуктов, атрибутов стола, стал натюрморт. В переводе с французского это слово означает «мертвая натура». В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Это — своего рода попытка по-новому взглянуть на привычный мир, найти в «обычном» необыкновенное и передать его красоту. Живописцы стремятся представить «материальное бытие» вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность, живую связь предметов с деятельностью человека. Не случайно жанр натюрморта у голландцев принято было называть «штил лебен» — «тихая жизнь».
Традиционно принято считать, что натюрморт как жанр живописи родился в Голландии. Однако на самом деле идея натюрморта сформировалась в Италии в XV веке. Расцвет итальянского натюрморта приходится на XVI век, в других странах Европы он завоевал популярность в XVII веке. Особую роль в развитии этого жанра сыграли фламандские и голландские художники (В. Хеда, Я. Рейсдаль, Брейгель). Их полотна очень часто посвящались кулинарной тематике — фрукты, дичь, рыба, морские животные изображались сочно и ярко. Интересно, что среди голландских натюрмортов даже выделился отдельный вид — так называемые «завтраки», на которых изображался стол, посуда, продукты («Завтрак с крабом», «Завтрак с цыпленком» и т. д.).
В развитии натюрморта можно выделить несколько этапов. Вначале было принято предметы быта изображать с небывалым изяществом. Для натюрмортов были характерны декоративная нарядность форм, яркость красок, праздничность (П. ван Норт «Рыбный натюрморт», Вилем Класс Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом», Иозеф де Брей «Натюрморт со стихотворением в похвалу селедке»).
В таком виде натюрморт просуществовал вплоть до середины XIX века, когда французский реалист Гюстав Курбе наиболее отчетливо сформулировал новую концепцию и создал свою собственную школу натюрморта. Для нее было характерно максимальное приближение к реальности, отказ от «парадности» и определенного «приукрашивания», свойственного натюрмортам XVII—XVIII веков.
В XIX веке жанр натюрморта занял заметное место и в творчестве импрессионистов. Цель художников заключалась здесь не столько в том, чтобы передать сам предмет, сколько свое видение, возникающие чувства (Моне «Яблоки и виноград», Сезанн «Плоды в вазе в форме раковины», Виллемс «Натюрморт с хлебом» и т. д.).
В России натюрморт как жанр стал привлекать к себе внимание только в конце XIX века. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана, К. Коровина («Розы и фрукты»), И. Э. Грабаря («Цветы и фрукты на рояле», «Неприбранный стол»), Федотова и т. д.
Еще одно направление в живописи, связанное с кулинарией — бытовой жанр. Он является одним из наиболее древних в искусстве и посвящен изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые («жанровые») сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах) и т. д. Одна из тем бытового жанра — еда. Среди русских художников, писавших в жанре бытовой живописи, следует назвать П. Федотова, А. Венецианова, Б. Кустодиева.
«Здоровый человек с благородным складом ума, — сказал Теккерей, — наслаждается описанием хорошего обеда не меньше, чем самой трапезой». Кулинарная тематика занимала и занимает заметное место и в литературе. Уже у античных авторов можно встретить подробное и яркое описание сцен приема пищи. (Платон, Ксенофонт, Плутарх, Лукиан, Геродот, Гомер). Сцены пиров дают представление не только о кулинарных пристрастиях и обычаях древних греков и римлян, но и культуре народа в целом: «Застольные опросы» Плутарха, «Пир» Платона, «Пирующие софисты» Афинея и т. д.
Кулинарная тематика продолжает находить свое отражение и в литературе Средних веков. Так, к примеру, в поэзии трубадуров («Песнях» Бернарта де Вентадорна, «Песнях трубадуров») так или иначе отражается и быт того времени, стороны жизни, связанные с приготовлением и приемом пищи, кулинарными традициями и обычаями.
В «Путеводителе к святому Якову» средневековый автор высмеивает гастрономические привычки гасконцев и наваррцев, считая их «деревенскими». «…Вы вступите в Гасконь, местность, богатую белым хлебом и превосходным красным вином; гасконцы… славятся своим гостеприимством, которое они всегда рады оказать беднякам. Но едят они без стола, усевшись в кружок вокруг огня, и пьют из одного стакана. Едят они много, пьют и того больше, но не пьянеют, и все они дурно одеты…
…У наваррцев все домочадцы, как слуга, так и хозяин, как служанка, так и хозяйка, едят все вместе из одного котелка ту пищу, которая там сварена; едят вперемежку, руками, не пользуясь ложкой; пьют они из одного стакана».
Повседневные обычаи и привычки того времени зачастую не отличались изяществом и изысканностью. Средневековые авторы сыграли очень большую роль в их «смягчении» и «облагораживании». Они использовали возможности литературы для того, чтобы высмеивать невежество и грубость, а также «популяризировать» обычаи и традиции, получающие распространение в слоях знати — при дворцах вельмож и богатых людей, в том числе и связанные с эстетикой и этикой приема пищи.
На Руси самым известным литературным памятником Средневековья, связанным с кулинарной тематикой, стал «Домострой» — книга, регламентирующая повседневный быт. В ней описывались нормы религиозного и этического поведения, утверждались правила воспитания и семейного быта, давались практические советы ведения домашнего хозяйства. «Домострой» дает современному читателю яркое представление о повседневной жизни древнерусской зажиточной семьи.
…Перед началом трапезы прежде всего священники Отца и Сына и святого Духа восславляют, потом деву Богородицу; едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу; …И есть бы вам и пить во славу Божию, а не объедаться и не упиваться, пустых разговоров не вести и, если перед кем-то ставишь еду или питье и всякие яства или же перед тобою поставят какие яства, не подобает хулить их… но подобает дар Божий — всякую пишу — расхваливать и с благодарностью есть.
…А в погребе, и на ледниках, и в подвалах хлебы и калачи, сыры и яйца, сметана и лук, чеснок и всякое мясо, свежее и солонина, и рыба свежая и соленая, и мед пресный, и еда вареная, мясная и рыбная, студень и всякий припас съестной, и огурцы, и капуста, соленая и свежая, и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и рассолы готовые, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные, и вина сухие и горькие, и меды всякие, и пива на меду и простые, и брага, — весь тот запас ведать ключнику…
В литературе Западной Европы в XIX веке сформировалась уже отдельная область кулинарного жанра, где были свои классики: Брийа-Саварен — «Физиология вкуса», Гримо де ля Рейнер —«Альманах гурманов» и т. д. Знаменитые писатели и философы посвящали свое время созданию «кулинарных шедевров». До сих пор во Франции большой популярностью пользуется «Большой кулинарный словарь», написанный А. Дюма, книга «Наука еды» философа Мишеля Монтеня.
А вот отрывок из поэмы великого немецкого поэта Генриха Гейне «Германия»:
…Накрыли. Весь старонемецкий стол
Найдется здесь, вероятно,
Сердечный привет тебе, свежий салат,
Как пахнешь ты ароматно!
Каштаны с подливкой в капустных листах,
Я в детстве любил не вас ли?
Здорово, моя родная треска,
Как мудро ты плаваешь в масле!
Кто к чувству способен, тому всегда
Аромат его родины дорог.
Я очень люблю копченую сельдь,
И яйца, и жирный творог.
Как бойко плясала в жиру колбаса!
А эти дрозды-милашки,
Амурчики в муссе, хихикали, мне
Лукавые строя мордашки…
В русской литературе XIX века кулинарная тематика также была представлена в поэзии — так, А. С. Пушкин хотя и иронизировал сам над собой, что слишком часто упоминает «о разных кушаньях и пробках» («Евгений Онегин»), оставил яркие описания традиционных для своего времени блюд и продуктов. Как отмечает известный историк В. Похлебкин — «кулинарными стишками» грешили… такие поэты, как П. А. Вяземский и Е. А. Баратынский». Большое внимание гастрономии уделяется в произведениях В. С. Филимонова (1787—1858), которого называли «кулинарным поэтом».
«…Вот с кулебякою родной,
Кругом подернута янтарной,
Душистой, жирной пеленой,
Уха стерляжья на шампанском,
За ней — ботвинья с астраханским
Свежепросольным осетром
И с свежей невской лососиной.
Вот с салом борщ, калья с вином,
С желтками красный суп с дичиной,
Морковный, раковый, грибной…»
Безусловно, следует отметить и произведения Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики» и т. д.), а также М. Е. Салтыкова-Щедрина («Как мужик двух генералов накормил»), Лескова («Русский характер»), И. Шмелева («Лето Господне»).
Заметную роль кулинарная тематика играла и в русской драматургии — от Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова до А. П. Чехова и С. А. Найденова. Так, по «Пестрым рассказам Антоши Чехонте» можно составить целое меню, традиционное для среднего класса того времени.
В современной литературе кулинарная тема также не обойдена вниманием. И это не только разнообразные пособия по приготовлению еды. Заметное место здесь занимают научно-популярные произведения, рассказывающие об истории кулинарии, культурных традициях и обычаях, связанных с приготовлением пищи. Яркий пример — книги историка В. Похлебкина, охватывающие самые разные аспекты кулинарии — «Кухни славянских народов», «Кулинарный словарь», «Занимательная кулинария» и т. д. Появляется все больше книг, где кулинарная тематика оказывается тесно связанной с тематикой социальной, социокультурной, исторической. Существует даже специальная международная премия Джеймса Берда, присуждаемая авторам наиболее ярких произведений.
Еде посвящались и музыкальные произведения. Интересно, что среди композиторов было мною гурманов, с именами которых связаны не только музыкальные шедевры, но и рецепты блюд. Так, во Франции широко известны «Куриные грудки „Берлиоз“», названные в честь великого композитора Гектора Берлиоза, «Яйца „Обер“», «Утка а-ля Россини».
Внимание учащихся следует обратить на следующее:
• Еда для человека является источником удовольствия, эстетического наслаждения. Культура человека выражается, в том числе, и в умении оценивать вкус продуктов и блюд, выбирать наиболее гармоничные вкусовые сочетания, придавать значение эстетическим аспектам при организации своего питания.
• Кулинария — особая сторона жизни человека, в которой большое место занимает творческая деятельность. Приготовление пищи может стать очень интересным занятием, когда человек может проявить свои способности, придумывая новое блюдо или вариант его оформления.
Варианты реализации темы:
• Самостоятельная работа учащихся
Подростку предлагается дома самостоятельно выполнить задания на стр. 72—74 (посвященные кулинарной тематике в живописи).
• Экскурсия в музей
В рамках реализации этой темы может быть организована экскурсия в местный художественный музей. Как правило, в экспозиции музеев есть раздел, посвященный натюрмортам и бытовой живописи, связанными с кулинарной тематикой.
• Творческий проект «Вкусная картина»
Педагог предлагает учащимся нарисовать натюрморт — изобразив свое самое любимое блюдо. Из картин учащихся в классе организуется «Вкусная галерея».
• Самостоятельная работа учащихся
Педагог предлагает учащимся самостоятельно дома выполнить задания на стр. 74—76.
Ключ для задания «Кроссворд»
По вертикали.
1. Полба. 2. Рыба… 3. Перец… 4. Лимонад… 5. Рис.
По горизонтали.
1. Суп… 2. Бутерброд… 3. Каша.
• Викторина «Необычное кулинарное путешествие»
Викторина проводится совместно с преподавателем изобразительного искусства, преподавателем музыки. В мероприятии могут принять участие родители.
В начале «путешествия» учащиеся распределяются по группам. Каждая группа получает свой «маршрутный лист», в котором указаны этапы «Музейный», «Музыкальный», «Живописный», «Литературный».
На этапе «Музейный» подростки отвечают на вопросы, связанные с историей кулинарии (история столовых приборов, традиционных блюд, кулинарных праздников).
На этапе «Музыкальный» подросткам нужно вспомнить и спеть песню, в которой говорится о каком-то блюде или продукте.
На этапе «Живописный» угадать художника выбранной ими картины, связанной с кулинарной тематикой.
На этапе «Литературный» — определить автора произведения, отрывок из которого им зачитывается.
Результаты группы фиксируются в ее «маршрутном листе».