Цель урока – образовательная: изучить биографию Л.Н. Толстого и познакомиться с художественным рассказом «Кавказский пленник»;
- уметь выделять основные проблемы в художественном тексте;
- развивающая: изучить литературные термины, связанные с данной темой (рассказ, антитеза);
- воспитательная: научить учащихся видеть черты характера человека (на примере литературных героев);
- коммуникативная: обучить культуре речевого общения и этикета.
Задачи: 1. Прочитать биографию Л. Н. Толстого;
2. Законспектировать термины, данные в учебнике;
3. Познакомиться и разобрать рассказ «Кавказский пленник».
Ход урока.
Психологический момент: Добрый день, ребята!
Организационный момент: проверка отсутствующих.
Проверка домашнего задания (выучить на выбор стихотворение Николая Алексеевича Некрасова, Ивана Савича Никитина или Аполлона Николаевича Майкова). Опрос 4-5 учащихся.
Во время того, пока учитель проверяет остальных ребят, учащимся предлагается задание: - прочитать биографию Л. Н. Толстого, записать в тетради годы жизни, а также термины «рассказ» и «антитеза»; прочитать первую главу «Кавказский пленник».
Проверка самостоятельной работы в классе, опрос учащихся, что они знают о Л.Н. Толстом. Что такое рассказ? Что такое антитеза?
- записать в тетради антонимы к словам
Добро – зло
Любовь – ненависть
Трудолюбие – лень
Дружба – предательство
Смелость – трусость
Мир – война
Милосердие – эгоизм
Нравственность – безнравственность
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы общественного поведения, определяемые этими качествами. (Толковый словарь Ожегова).
3. Комплексная работа.
Работа с текстом.
- Кто является главным героем в рассказе? (Жилин и Костылин). Давайте дадим им характеристику (зачитать в тексте и оформить начало таблицы):
Жилин
Костылин
Служил офицером барин
Невелик ростом
Добрый (к людям, к матери и к животным)
Трудолюбивый, мастер
Сумел прижиться в ауле
Всем помогает, даже врагам своим
великодушный
Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет
Слабый, ждет помощи от матери
Способен на предательство
Падает духом
Не принимает других людей
- Ребята, из-за чего Жилин и Костылин попадают в плен? К кому? (ответ учащихся).
Подведение итогов.
Оценка за домашнее задание.
Что мы сегодня узнали на уроке? (познакомились с писателем Л. Н. Толстым, с терминами рассказ и антитеза, поработали с текстом).
Запись домашнего задания:
Дочитать в хрестоматии рассказ «Кавказский пленник» и закончить характеристику Жилина и Костылина в тетради.
Рассказать один из понравившихся эпизодов (побег героев, встреча с Диной, отправка письмо домой.