Постановка учебной задачи. | -Откуда Васютка так много знает? - А почему заблудился? Но упорство Васютки должно быть вознаграждено. Но как? (ответ на этот вопрос найдём в течение урока) - За что ругает себя Васютка? - А как бы вы стали вести себя в данной ситуации? - Какое решение принимает Васютка? О чем говорит такое решение? - Васютка бодрится, но … легко ли ему? - Когда Васютка окончательно понял, что заблудился? - Как передает писатель состояние мальчика в этот момент? - Что кроется в словах “Будь что будет”? - “В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод”, - говорит Астафьев. Какие слова вспомнил Васютка, когда им овладело отчаяние? И Васютка стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. - Что сделал Васютка в первую очередь? - Занятый хлопотами, Васютка немного успокоился. “Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой”. Тревога о чем? - Что помогло Васютке провести первую ночь? На фоне записи с пением птиц читается отрывок со слов: “Где это я?” - изумленно подумал Васютка до слов: “Тайга не откликалась”.- Васютка один, а вокруг… “Тайга, тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…” Почему тайга показалась мальчику “молчаливой, равнодушной…”? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Что пытается найти Васютка среди тайги? - Куда решает идти Васютка и почему? -Что заметил Васютка на исходе второго дня среди однообразного мха? Приметой чего является трава в тайге? На что надеялся Васятка? А оказалось? | Ответы и выводы детей подталкивают к пониманию того, что беда у Васютки случилась из-за невнимательного отношения к советам взрослых. (В пылу охотничьего азарта погнался за глухарем, забыл о затесях ). (Идти на юг к Енисею). (Он пытается взять себя в руки, успокоить себя). (“Но бодрости хватило ненадолго – затесей все не было…” - надежда сменяется отчаянием. “… с замирающим сердцем бежал он к дереву…” - вновь Васютка надеется на удачу. “В лесу сделалось совсем тихо…” - что теперь делать? “Уж несколько раз менял направление” - все – таки он не сдается). (“Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета (обращение к словарю)”. “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”). (“Открытие было простым и потрясающим”, “он вскрикнул и бросился бежать”, “он спотыкался, падал, вставал и снова бежал”. “Заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин (обращение к словарю) лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. “Будь что будет”, - отрешенно подумал он”). (Равнодушие к своей жизни, к судьбе). (Он вспомнил слова отца и дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”). (Развел огонь, приготовил из глухаря охотничье блюдо, собрал на ночь дрова, на ночлег устроился по-охотничьи). (Заполярная тайга не страшна зверьем. И все-таки было жутко. Тревожила мысль о том, куда идти утром). (Его знания и умения). (… облака делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем). (Полоску лиственника, лиственничный лес обычно тянется по берегам реки). (На сервер, километров через сто тайга кончится, начнется тундра. А в южную сторону тайга тянется на тысячи километров). (Тонкие стебли травы). (Приметой водоема). (Что это Енисей). (Лесное озеро, подернутое у берегов ряской (обращение к словарю). | Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике. Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь). Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии.. Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения. Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств. Познавательные: сравнение, оценивание. Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания. |
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). | Что вы можете сказать о главном герое?- Почему это озеро стали называть Васюткино озеро? Только потому, что его нашел Васютка? Тайга хлипких не любит. Васютка не такой. Поэтому природа не подвела мальчика, она дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям. | (Не только, а еще и в честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь). | Личностные результаты: 1. интерес к изучению литературы 2. осознание ценности литературы РегулятивныеУУД. 1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |