kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

В. П. Астафьев. Слово о писателе.

«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Цели:

 1. Познакомить учащихся с  детством В.П.Астафьева.

 2. Пробудить интерес к личности, произведениям писателя, местам, которые он изображает.

 3. Совершенствовать речевые умения путем пересказа художественного произведения.

 4. Развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.

5. Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (с книгой, с рассказом товарища), составлять тезисы.

6. Развитие воображения и творческой активности школьников.

          7. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

8. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.                                                    

ТИП УРОКА:  ознакомление с новым материалом.

 Использованы педагогические технологии:

-     учебно-ролевая игра;

- технология групповой работы;

- ИКТ.

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 5 класс.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

Средства наглядности: иллюстрации, текст, презентация.

Оборудование: проектор, экран.

Место урока: первый урок по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу" »

Тема урока:

В. П. Астафьев. Слово о писателе.

«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Цели:

1. Познакомить учащихся с детством В.П.Астафьева.

2. Пробудить интерес к личности, произведениям писателя, местам, которые он изображает.

3. Совершенствовать речевые умения путем пересказа художественного произведения.

4. Развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.

5. Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (с книгой, с рассказом товарища), составлять тезисы.

6. Развитие воображения и творческой активности школьников.

7. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

8. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

ТИП УРОКА:  ознакомление с новым материалом.

 Использованы педагогические технологии:

- учебно-ролевая игра;

  • технология групповой работы;

  • ИКТ.

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 5 класс.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

Средства наглядности: иллюстрации, текст, презентация.

Оборудование: проектор, экран.

Место урока: первый урок по данной теме.


Ход урока

  1. Организационный момент. Разговорная пятиминутка:

  1. Мотивация обучающихся и целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на эти картины. (Показ слайдов 1-6: тайга, Сибирь, Овсянка Красноярский край, Енисей, глухарь, белая рыба). Как вы думаете, ребята, какое они отношение имеют к нашему уроку?

Дети: Сибирь, Овсянка Красноярский край, Енисей связаны с именем Виктора Петровича Астафьева, тайга – место действия рассказа «Васюткино озеро», глухарь, белая рыба – герои этого рассказа.

Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Правильно, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?

Дети: тема урока – В. П. Астафьев, его биография. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Цель: узнать о жизни и творчестве писателя и дать характеристику главному герою.


  1. Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Учитель: Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока. (Слайд 7)

Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. (Слайд 8)

К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». (Слайд 9)

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». (Слайд 10)

А жизнь великого сына земли красноярской была нелёгкой. Об этом нам расскажут девочки.

Сообщения учащихся.

1) Астафьев вырос в детском доме, учился в ремесленном училище, воевал. Вот что напишет в «Биографической справке о себе писатель: «Родился я 1 мая 1924 года в с. Овсянка. Все, кто ездил или собирался поехать из Красноярска в Дивногорск, никак не минуют моего родного села. Село расстроилось, сделалось почти что пригородом. Но есть ещё приметы, невиданные стороннему глазу и ведомые мне: лишь только скатится автобус по немыслимо крутому, извилистому спуску к речке Большой Селезнёвке, в её устье чуть заметен будет травянистый бугорок – здесь стояла когда-то водяная меленка, построенная моим прадедом.

Кругом живут родичи или близкие сердцу односельчане, всё напоминает детство, а красота наших мест: горы, Енисей, тайга всё не перестают манить, волновать и восхищать меня»

2) Виктор Петрович Астафьев прожил трудную и счастливую жизнь. Детство его – труднее не придумать. Мальчику было всего 7 лет, когда в Енисее утонула его мать Лидия Ильи'нична. «Если бы мне надо было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно бы я попросил у своей судьбы – оставить со мною маму. Её мне не хватало всю жизнь…

Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие , - он пережил свою мать…»

1) Начало литературного пути Астафьев отсчитывает с первых послевоенных лет – с рассказа о войне «Гражданский человек». В 1953 году вышел первый сборник В.Астафьева «До будущей весны».

2) В.П. Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого замечательного художника слова. Но он будет жить. Пока мы читаем его произведения. (Слайды 11-15)

Учитель: В основе произведений Астафьева история его собственной жизни.
«...думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле». (Слайд 16)

Одним из самых интересных рассказов для детей - «Васюткино озеро». (Слайд 17) Он написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания.

Сообщение ученика о предыстории рассказа «Васюткино озеро».

До войны в детском доме он написал сочинение о любимом озере, где ловил рыбу, где впервые познал счастье общения с природой. Сочинение похвалил строгий учитель. Вот как об этом говорит будущий писатель: «С тайным волнением ждал я тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на учительском столе становилась всё меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял её, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром всего пробрало. Прочитав вслух моё сочинение притихшему классу, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места. Долго, пристально вглядывался и наконец молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!»

В перемену Игнатий Дмитриевич сказал мне, что поместит моё сочинение в школьном рукописном журнале».

Астафьев не забыл своё школьное сочинение и позже написал рассказ «Васюткино озеро».


Учитель: Действительно, «Васюткино озеро» - это автобиографический рассказ, появился из школьного сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился. То есть рассказ «Васюткино озеро» основан на реальных событиях жизни автора.

Запишем в тетради этот термин: Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. (Слайд 18)

  1. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.

Учитель: А теперь вспомним содержание этого рассказа.

(Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.)

- Кто главный его герой? Сколько ему лет?

- Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно? (Слайд 19).

- Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

Посмотрим диалог, матери и сына, подготовленный ребятами (инсценировка диалога):

— К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

— Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Должен. Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером.

— «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе… Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

-Почему мать так говорит?

-Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)

-Почему Васютка не стал спорить?

-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте. (стр.122)

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?

Молодцы, ребята. Сейчас посмотрите на иллюстрации по рассказу «Васюткино озеро», сделанные вами. Какие эпизоды изображены на них?

- Итак, по вашим иллюстрациям и рассказам мы узнаем, что Васютка попал в беду, почему? (Слайд 20) (Увлёкся охотой за глухарём. Нарушил наказ матери и потерял затеси.)

- В какой момент Васютка понял, что заблудился? («Где же затеси?»)

- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

- А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.

«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».

-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? (Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

- Как мальчик приготовил себе еду?

- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

-Расскажите, как прошла первая ночь Васютки в тайге?

- Какие черты характера обнаружились в мальчике?

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой? (Слайд 21)

-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. –стр.136 «Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение. (Слайд 22)

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?

- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

-Чем отличалась 3-я ночь?

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных? (Слайд 24)

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”). (Слайд 25)

- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко?

- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?

- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? (Слайд 26)

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?

-Как человек должен относиться к природе?

Интересен и богат язык произведения. (Слайды 28-37)

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;


5. Обобщение.

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

2. Где же находится это озеро? Прочитайте. С. 152. Обратиться к картам.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

5. Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.


6. Подведение итогов урока. Итоговая беседа. Комментирование деятельности учащихся

7. Домашнее задание. Составить памятки: «Советы идущему в лес», «Если ты заблудился в тайге».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алексеева Вероника Владимировна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153147

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства