Конспект урока по внеклассному чтению "Богатыри земли русской"
Конспект урока по внеклассному чтению "Богатыри земли русской"
В данной разработке описывается урок по внеклассному чтению по теме "Богатыри земли русской". На уроке были использованы былины, русские народные сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по внеклассному чтению "Богатыри земли русской"»
Тема урока: «Богатыри земли русской»
Задачи урока
Обеспечить усвоение представления о понятии “богатырь”
Закрепить умение работать над значением слова со словарной статьей, синонимами
Совершенствовать навыки выразительного чтения
Продолжить знакомство с понятиями “былина”
Выявить признаки былины
Начать формирование умения анализировать произведения художников
Воспитывать интерес к истории нашей Родины
Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, музыка, физкультура)
Организовать на уроке самостоятельную работу с текстом
Развивать речь детей
Ход урока
Организация детей.
- Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали меня, а все, что услышите, может вам пригодиться.
(Звучит былина в исполнение гусляра)
Формирование темы урока.
-Сформулируйте тему урока.
-Составим план урока.
– Именно о былинах, богатырях у нас сегодня и пойдет речь.
-Что такое «былина»? (Былина – это героическая народная песня о подвигах сильных, могущих защитников русской земли. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях. Главным персонажем былин является богатырь. Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось. На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа. Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги. В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.
А для нас их сберегли собиратели былин, которые ездили по деревням и сёлам и записывали их простых крестьян – сказителей. Сегодня на уроке мне тоже будут помогать сказители.)
Высока ли высота поднебесная, Глубока ли глубина океан – моря, Быстры – светлы реки русские. А и сильны, могучи, Богатыри на славной Руси.
1 сказитель показывает книгу с былиной «Святогор»
Самой старой-то былиной считается былина о Святогоре-богатыре. И был тот богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором проваливался, земля под ним прогибалася.
Бродит у могучего силушка по жилочкам,
Жжёт огнём, просится на волю-вольную,
И нету ей неуёмной, пути-выхода из тела богатырского.
Не с кем старшему из богатырей русских помериться-побороться силой-моченькой.
Едет шагом Святогор-богатырь, ростом выше дерева стоячего,
Головою в небо упирается, едет – сам подрёмывает, сидючи!
Мать сыра земля под копытами богатырского коня дрожмя дрожит.
Силён был Святогор , да не защищал земли русской от захватчиков. Только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился.
«Я без истины сыт, я без правды силён, я могуч, я велик, я богат, и счастлив»
И народ стал забывать его, ему нужен был такой богатырь, чтоб землю русскую защищал. Неправды не терпел. За обиженных вступался, а силой чуть больше человеческой был.
2 сказитель
Как вы думаете, кто на смену Святогору-богатырю пришёл? Кому десятая часть всех былин посвящена? Конечно, Илье Муромцу. Илья Муромец, сын крестьянский, родом из города Мурома, из села Карачарова. Хлеба ест по три калача, пьёт на три медных пятачка, но всегда побеждает, во всех боях и сражениях. Ему в бою смерть не писана. Там, где возможно, Илья старается избежать кровопролития, не бьёт врагов , а их глазах разбивает дуб многообхватный палицей своей богатырской, и враги, устрашенные его силой , разбегаются. Или просто подкидывает соперника высоко в воздух, и тот отказывается от своих намерений. Вот такой богатырь пришёл на смену богатырю Святославу.
Решил как-то Илья Муромец помериться силами со Святогором, но быстро понял, что делать этого не стоит:
Говорит Илья да таковы слова:
-Ай же ты, удалой добрый молодец,
Вижу я силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися…
Святогор-богатырь соглашается.
И раскинули они тут бел шатёр.
А коней спустили во луга зелёные.
Во зелёные луга они стреножили.
Сошли они оба во белый шатёр.
Они друг другу порассказалися.
Золотыми крестами поменялися,
Они друг с другом побратилися,
Обнялись да поцеловалися, -
Святогор богатырь будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
3 сказитель(«Святогор и Илья Муромец»)
Вот побратались Илья Муромец и Святогор и поехали дальше. Встретился им по дороге каменный гроб. Решили примерить, для кого приготовлен гроб. Лёг Илья – велик ему, лёг Святогор – в самый раз. И крышка подошла.
Говорит Святогор таковы слова:
«Ай же ты Илюшенька да Муромец,
Мне в гробу лежать тяжелёхонько,
Мне дышать-то нечем да тошнёхонько,
Ты открой-ка крышечку дубовую,
Ты подай мне свежа воздуха!»
А как крышечка не подымается,
Даже щелочка не открывается!
Говорит Святогор таковы слова:
«Ты разбей-ка крышечку саблей вострою!»
Как Илья Святогора послушался,
Он берёт свою саблю вострою,
Ударяет он по гробу дубовому,
А куда ударит Илья Муромец,
Тут становятся обручи железные!
Начал бить Илья вдоль и поперек-
Всё железные обручи становятся!
4 сказитель (Илья Муромец и Соловей-разбойник»)
Первым подвигом Ильи Муромца было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-разбойника, что сидел сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-пересвистом перебил-покалечил людей немало.
( зачитывает отрывок)
5 сказитель ( «Бой Добрыни и Ильи Муромца»,«Добрыня и Змей»)
Добрыня Никитич был княжеского рода, из города Рязани.
Как от роду Добрынюшка был пяти годов
Стал ходить он по улочке.
Стал с ребятками он боротися,
Как не стало Добрынюшке да поединщика
Среди малых-то ребят – двадцати годов.
И как стал Добрыня во чистом поле погуливать,
И как начал он сметать сильных могучих богатырей –
Ай пошла про молодца слава великая,
И дошла тут слава до города до Мурома,
А до старого казака Ильи Муромца…
И пошёл он скоро на конюший двор
Оседлать своего да коня доброго.
(читает отрывок)
Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красное Солнышко, что сидел правил в стольном граде Киеве.Но в первую очередь служили богатыри народу русскому:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их конями землю русскую!
Не затмить им наше Солнце красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит не шелохнется!
6 сказитель («Алёша Попович и Тугарин »)
Алёша Попович сын попа Леонтия Ростовского. Он уступает в силе Илье Муромцу и Добрыне Никитичу, но нередко берёт верх храбростью и находчивостью. Богатырь Алёша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина жену князя Анастасию и русский народ от тягот податей неимоверных.
(читает отрывок)
7 сказитель («Волх Всеславович»)
Вольга́ Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей.
( читает отрывок)
8 сказитель( «Вольга и Микула Селянинович»)
Есть былина о Микуле Селяниновиче – пахаре, крестьянине. Он пахал землю-матушку, растил
3. Открытие новых знаний.
А) Работа со статьями из словаря
– А путь каждого богатыря начинается с камня на перепутье (открывается доска и в центре доски рисунок с камнем и тремя дорогами ) – Сколько дорог, мы, видим? (Три) – И отправимся, мы с вами по первой дороге в мир “Литературного чтения”. А и путь наш лежит через множество вопросов, на которые нужно отвечать вдумчиво и не бояться. – Первый вопрос таков, что без ответа на него нельзя продолжать наш путь. – Кто же такие, богатыри? (Ответы детей) – Значение слова “богатырь” лучше всего даст словарь. (На первом листе под № 1 статья из словаря)
Дети читают статью:
Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
(переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек
– Подберите, слава, характеризующие богатыря по этим вопросам.
Кто? человек
Какой? сильный и т. д.
Что делает? защищает Родину
– Под № 2 на листе 1 выполните задание: Зачеркните лишнее слово
Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь
– А кто знает значение слова – витязь? – Значение этого слова прочтите под № 3.
Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой.
Б) Чтение детьми наизусть
– Вспомните, ребята имена богатырей русских (дети перечисляют) – Внимательно прочтите мой перечень имен и согласны вы с ним?
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Святогор
Садко
Черномор (злодей укравший у Руслана жену)
– Кто помнит, как называется произведение про богатыря Руслана? (Поэма “Руслан и Людмила”) – Кто автор этой поэмы. (А.С. Пушкин) – Кто ни будь, хочет рассказать отрывок, который мы с вами учили из этого произведения? (ребенок читает наизусть)
В) Рассказ учителя.
Да, ребятушки, герои былин, их ратные подвиги остаются в памяти надолго после их чтения. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич – эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях художниками и поэтами.
Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.
(Учитель показывает иллюстрацию – Рис. 1)
Рис. 1
Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.
На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.
Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.
В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.
Слушая сейчас былину, попытайтесь представить себя в древнем Киеве или Новгороде, попробуйте вообразить себе жизнь этих древних городов, поединки, пиры. Понаблюдайте над языком былин: старинными словами, они называются архаизмами, уважительными диалогами при встрече богатырей, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устойчивыми выражениями в былинах.
Г) Прослушивание аудиозаписи отрывка из былины. Аудиозапись можно взять у автора статьи.
– О каком богатыре русском вы узнали из былины? – А знаете ли вы, что народное предание отождествило знаменитого богатыря Илью Муромца, о котором пелись русские былины с Преподобным Илией Муромцем, Печерским, по прозвищу Чоботок, который был уроженцем города Мурома и подвизался в Киево-Печерской обители. Скончался около 1188 года. Некоторые из историков тоже считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец – одно и то же лицо.
Словарь: преподобные – подвижники из монашеского чина, оставившие мир и его блага во имя близости к Богу, во имя чистоты и святости жизни;
(Показ иллюстрации иконы Илии Муромца Печерского, рис. 2 )
Рис. 2
4. Работа с текстом.
Конечно, о богатырях – героях былин сочиняли и сказки. Они так и называются богатырские сказки.
Давайте почитаем сказку о некоторых богатырях. Возьмите лист № 2. Во время чтения, выделяйте непонятные слова. (чтение отрывка из сказка)
– Какие слова при чтении были непонятны? (Разбор непонятных слов). – Работа с текстом.
Найдите и прочтите поговорки в тексте
Как называется литературный прием, когда повторяются 3 раза действия, прочтите в тексте
Алеша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего?
Кому же служили богатыри: князю или народу русскому?
– Чем же отличается богатырская сказка от былины?(Сказка написана в прозе, а былина в стихах. В сказке есть сказочные приметы, происходят волшебные события. В былинах много архаизмов, есть слова с двойными гласными.) – А сейчас посмотрим, как вы знаете богатырей русских сказок.
Назовите сказку, богатыря и с кем он сражался.
(Мультмарафон видеозапись). Видеофрагменты можно получить у автора статьи.
5. Физкультминутка.
– Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало (под музыку дети выполняют упражнения)
Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. Наклонились влево, вправо Получается на славу!
6. Работа по картине В. Васнецова “Богатыри”.
– Отдохнули мы на славу. Пора отправляться по другой дорожке, по дороге “живописи”. – Посмотрите на эту картину. Кто знает, как она называется, кто ее написал и в музее, какого города она находится? (Варианты ответов детей) – Более точно подготовила сообщение (имя ребенка) – Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую. – А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские? (Шлем, кольчуга),(меч , копье, булава, лук со стрелами в колчане)
Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
– Вот мы и посмотрим, как все это выглядело. (Презентация Приложение 2) – Давайте проверим, как вы запомнили внешний вид богатырский, и поиграем в игру “Одень богатыря” (одевают мальчика).
7. Итог урока
– Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи.
Вспомните все, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы выполнить задание. Нужно дополнить предложения задание № 4 на 1 листе (Самостоятельная работа и проверка)
Давайте вспомним, с какими видами произведений мы сегодня встречались?
– О ком мы говорили? – Как вы думаете – “Есть ли богатыри в наше время”? – Кто они? – Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь. – А вы можете стать богатырями? – Посмотрите на наш путевой камень. Все дороги исхожены? (Нет) – А последняя дорога это ваш путь и как вы его пройдете вам выбирать!
8. Домашнее задание.
Прочитать о том богатыре, кто вам больше всего понравился, и нарисовать его доспехи и оружие.
Лист № 1
№ 1
Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
№ 2
(Зачеркнуть лишнее слово)
Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь.
№ 3
Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой.
2. Богатырь ……….., ……….., ……….. человек, преданный ……………, служащий …..............
Лист № 2
1. Прослышал Илья Муромец о том, как Алеша Попович побил рать несмертную у Киева, и говорит:
– Видно сокола по полету, а молодца по делам. Не переведутся богатыри на Руси век от веку!
Подымались богатыри на ноги, выпивали чары с медом единым духом да меж собой побратались: старшим братом назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим братом назвали Алешу Поповича. Они три раза обнимались да три раза целовались.
Тут князь Владимир стал Алешеньку чествовать, пожаловал город, одежу драгоценную.
Поднялся Алеша Попович и говорит:
– Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..