Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Сказка о царе Салтане."»
05.11.2015 г. 3-Б класс
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цели: обучающая: анализировать текст сказки; учить характеризовать героев; слушать одноклассников, понимать и принимать их точку зрения; анализировать и оценивать ответы одноклассников.
развивающая: развивать память, мышление, внимание, умение работать с текстом; развивать интерес к чтению, воображение; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
воспитывающая:прививать любовь к литературе, к прекрасному; воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: изображение главных героев, отрывки мультфильма.
Литература: https://books.google.com.ua/books
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
Организация начала урока (1 мин.)
1.1. Речевая разминка.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний (2 мин.)
Сообщение темы и целей урока (2 мин.)
5. Работа над произведением А.С. Пушкина «Царь Салтан…»
5.1 Словарная работа
5.2 Первичное чтение произведения
5.3 Анализ произведения.
Физминутка
Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами.
Анализ поступков героев.
Просмотр отрывков из мультфильма.
Обобщение и систематизация знаний.
Итог урока.
Сообщение домашнего задания.
Организация начала занятия.
– Здравствуйте, ребята!. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!
1.2 Речевая разминка.
– Посмотрите на доску. На ней написаны такие слова:
«Я там был; мёд-пиво пил –
И усы лишь обмочил.»
– Прочитайте эти слова с разной интонацией, делая логическое ударение сначала на 1 слово, затем на 2 ит.д.
– Знакомы ли вам эти слова? Кому они принадлежат? (Эти написанные строки принадлежат А.С. Пушкину, этими словами заканчивается произведение, которое мы начнем сегодня изучать)
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
– На предыдущем уроке вы начали знакомитьсяс творчеством А.С. Пушкина.
–Что вы знаете об А.С. Пушкин? ( Великий русский поэт)
– В каком городе родился поэт? (Москва)
– Кто привил любовь Александра Сергеевича к литературе? (Родители с детства приучали детей к чтению, но особое влияние оказали: Няня (рассказывала маленькому Саше русские сказки и пела песни), бабушка (знала много сказок о старине) и дядя – Василий Львович Пушкин (поддерживал поэтические начинания юного поэта, т. к. сам писал стихи, был человеком творческим).
–Сколько было лет А.С. Пушкину, когда он написал свое первое стихотворение? (8 лет)
– К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
– Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
Сообщение темы и целей урока.
–Сегодня, мы продолжим изучать творчество этого великого поэта. Откройте учебник на стр. 92 и прочтите, с каким новым произведение вы сегодня ознакомитесь. (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
– Как вы думаете, к какому литературному жанру относится это произведение? (Сказка).
– Что такое сказка? (это жанр устного народного творчества, где присутствуют выдуманные, или же фантастические персонажи и события).
Восприятие и осознание учениками фактического материала
Словарная работа
– Перед тем, как я начну читать, давайте разберем незнакомые слова.
– Как вы понимаете значение этих слов? (записаны на доске)
Пряли(вить, свивать волокна),
крещеный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения),
пир(большое торжество с музыкой и танцами),
молвить(говорить),
светлица(чистая, светлая, парадная комната в доме),
красная девица(красивая),
не отлагая(не откладывая на потом),
аршин – стараярусскаямерадлины,равная0,71 м.
Разбор произведения
– Прежде чем создать «Сказку о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди», Александр Сергеевич познакомился с первоисточником. «Существует русская народная сказка «Чудесные сыновья». Купец выдал замуж свою младшую дочь с обещанием, что она родит трёх сыновей, у которых ноги по колена в серебре, по грудь в золоте, по бокам часты звёзды. Старшая сестра-лиходейка завидовала и стала мешать сестре. Родилось у младшей сестры три сына, и всех их превратила старшая сестра-лиходейка в голубков. Иван-королевич терпеливо ждал четвёртого. Четвёртый сын простой родился. Посадили их с матерью в бочку и пустили по морю. Прибило волной бочку к острову и разбило её о край берега.
5.2 Первичное чтение произведения
– Дети, сейчас мы с вами начнем читать сказку. Внимательно послушайте её, ведь дальше вам придется ответить на вопрос – «Какой указ издал царь Салтан?» Я начну, а вы продолжите. Читать будем по абзацам.
Анализ произведения
– А теперь проверим, как внимательно вы слушали.
– Какой указ издал Царь Салтан
– Кто главные герои?
– Почему повариха и ткачиха завидовали младшей сестре?
– Какой поступок совершили старшие сестры царицы? Хороший он, или плохой?
– Как думаете, выживут ли царица и ее сын? Для того, что бы это узнать, вам необходимо самостоятельно молча прочесть отрывок сказки до конца 96 страницы.
– Спаслись ли царица и ее сын? Как?
– Сейчас я продолжу читать сказку, а вы следите, кто-то продолжит. Слушайте внимательно, ведь вам нужно будет ответить на вопрос «Какое чудо произошло на острове?»
Физминутка
Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами
6.1. Анализ поступков героев.
Дети выходят к доске и тянут листочки, на которых изображены такие герои: Царь Салтан, Царь Гвидон, повариха и ткачиха, лебедь. После чего характеризуют героев и их поступки.
6.2. Просмотр отрывков мультфильмов.
– На экране показывают отрывок из мультфильма, задача детей – определить, что будет дальше.
Обобщение и систематизация
– С творчеством какого поэта мы сегодня продолжали познакомиться?
– Какую новую информацию об этом поэте вы сегодня узнали?
– Какое произведение вы начали читали на уроке?
– К какому жанру оно относится?
– Что такое сказка?
– Как думаете, закончилась ли на этом история наших героев? Какие новые испытания их ожидают?
- Чем отличается начало сказки «о Царе Салтане…» от первоисточника?
Итог урока
– Ребята, вы сегодня молодцы. Хорошо работали. Мне было приятно с вами находиться и работать в теплой атмосфере. До скорых встреч.