Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Теплый хлеб"»
Конспект урока по литературе в 5 классе
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»
1. Образовательная:
- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; - обучение обобщению прочитанного, услышанного.
2. Развивающая:
- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
- развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;
- развивать речь при составлении устного рассказа.
3. Воспитательная
- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение; - формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: текст сказки, мультимедийная презентация (приложение)
Словарная работа:добро, зло, теплый.
ХОД УРОКА
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня отличный день. Светит солнце. В такую погоду хочется думать только о хорошем. А о чем думаете вы?
Ответы учеников
Слово учителя.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым писателем Константином Георгиевичем Паустовским и его произведением «Теплый хлеб».
Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».
Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.
-Вспомните, какие произведения Паустовского вам уже известны?
Работа со статьей учебника
- Ребята, перед вами эпиграф, слова К. Паустовского: « Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». Как вы понимаете смысл этих слов? А какие книги вы можете назвать своими друзьями?
Ответы учеников
Слово учителя
Сегодня мы приступим к чтению произведения К.Г.Паустовского. Константин Георгиевич Паустовский писал произведения для взрослых – романы и рассказы, которые несли в нашу жизнь свет, радость, надежду. Но не забыл он и о детях, сочинив для них несколько сказок: "Растрёпанный воробей", "Стальное колечко", "Дремучий медведь", "Тёплый хлеб".
Может показаться, что они совсем не похожи на сказки – события в них реальные, жизненные. Только добавлено чуть-чуть чего-то неуловимо-волшебного, чудесного... Такое и в действительности может быть. Но какие глубокие мысли заложены в этих сказках! Иногда сказки Паустовского называют притчами.
– А что вы знаете о притчах? Расскажите о притче как литературном жанре.
(Ответы детей: Они знакомы с притчами, с особенностями этого жанра. На уроках литературы мы читали библейские притчи, притчи Л.Н.Толстого).
Сегодня мы будем слушать, и читать сказку – притчу "Тёплый хлеб".
Работа с текстом
_ Ребята, давайте вспомним какие виды сказок бывают?
- А к какому виду сказки можно отнести «Теплый хлеб»? (бытовая)
- Раз это сказка бытовая, то главные герои такой сказки люди. Вот и у нас главный герой – мальчик Филька. Давайте вспомним, кто такой Филька и что с ним происходит.
Учащиеся: Филька-мальчик, который проживает со своей бабушкой, он невежда, . Филька совершает зло- прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. После этого деяния всю округу сковывает лютый мороз. После чего мальчик раскаивается и решает загладить свою вину.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушкой, и каким стал после. Почему он Филька, а не Филя? (потому что он злой)
Учитель: Какую легенду рассказывает бабушка Фильке?
Ученики
Учитель: давайте сравним Фильку до легенды и после
До
После
Очень груб с окружающими и лошадью
Просит прощение у лошади
Фраза «Ну тебя»
Не произносит таких фраз, а помогает
Не обращает ни на кого внимание
Расстроился из-за того, что лошадь не хочет с ним мириться
Живя с бабушкой, не помогает ей
Становится трудолюбивым
Учитель: Как мы видим, Филька меняется в лучшую сторону. Да, быть добрым, учиться добру – сложно. Но Филька с этим справляется. Как выдумаете, Филька получил свой урок жизни?
Учитель: Как прошло примирение Фильки и лошади? И почему лошадь не хотела с ним мириться?
Зачитывается фрагмент из сказки.
Учитель: А теперь ответьте мне на вопрос, почему сказка называется «Теплый хлеб»?
Учащиеся: Хлеб на Руси были превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и примирению. Учитель: Когда хлеб становится теплым?
Учащиеся: Когда все согреты теплом души, общая радость
Рефлексия
Ребята, мы говорили о добре и зле. Перед вами два кружочка- красный и синий. Красный это цвет дружбы, добра. А синий – холод, зло. Выберите для себя кружочек и прикрепите его на доску. Ну вот, ребята, мир становится добрее и от маленьких поступков. Не забывайте об этом.