К. Паустовский «Теплый хлеб».
Автор УМК под редакцией В.Я. Коровиной
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.
- научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте;
- развитие устной и письменной речи.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | Регламент |
I.Оргмомент Постановка целей | Слово учителя «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда нет и человека.» П. Бажов Именно такого человека прославлял в своем творчестве замечательный писатель К. Паустовский | Записывают тему в тетрадь | | 2 мин. |
II. Работа c текстом | А сейчас слово группе литературоведов, подготовившим рассказ о писателе. Проверка домашнего задания Предположите, почему именно этот рассказ взят для анализа. | Слово об авторе | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные: поиск информации | 5 мин |
III. Работа с текстом | Проверка знания текста в форме викторины, позволяющей проверить знание деталей и внимательность при чтении текста. Вопросы Какой масти был раненый конь? Кто взял себе коня? Какое прозвище имел Филька? Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? Что случилось в природе после этого? Сколько лет назад был такой же мороз? От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? Куда послала бабка Фильку в поисках совета? Что посоветовал Фильке Панкрат? Сколько времени дал Фильке Панкрат? Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? Что придумал Филька? Что сделали люди для своего спасения? Какую роль сыграла в спасении людей сорока? Что принес Филька раненому коню? Что конь сделал после того, как съел хлеб? Почему сердилась сорока? | Ответы на вопросы викторины. Вороной Мельник Ну, тебя Кинул в снег 5. Метель и сильный мороз 6. Сто 7. От злобы 8. К Панкрату 9. Изобрести изобретение от стужи 10. Час с четвертью 11. Сорока 12. Продолбить лед на речке 13. Продолбили лед около мельницы 14. Позвала теплый ветер 15. Буханку свежего хлеба 16. Положил голову на плечо Фильке? | Познавательные УУД: поиск и выделение информации, структурирование знаний. | 5 мин |
IV. Подведение итогов викторины | Самопроверка по материалам на слайде 16-17 «5» 13-15 «4» 9-12 «3» 0-8 «2» | Самопроверка. Посчитай количество правильных ответов. | Регулятивные УУД: умение проводить самопроверку. | 3 мин |
V. Беседа | Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня? Как характеризует прозвище мальчика Фильку? В чём была жестокость Филькиного поступка? Как с помощью пейзажа (изображения начавшейся метели) Паустовский выражает своё отношение к произошедшему? Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности? Как попять слова бабки об "охлаждении сердца"? Почему Филька отправился к Панкрату за советом? Почему был уверен Филька, что деревенские ребята поддержат его? Что, по-вашему, спасло людей? Почему автор назвал хлеб, испечённый людьми, чудесным? Почему все радовались примирению коня и Фильки? Почему сказка так называется? | Отвечают на вопросы устно. | Коммуникативные УУД: высказывание мыслей, слушать собеседника, работать в коллективе | 5 мин |
VI. Словарная работа | Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка – дайте определение этим терминам. | | Познавательные УУД: поиск и выделение информации | 5 мин |
VII. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста | Найти в тексте эпитеты и записать их в тетради Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость. | Теплый хлеб, с румяной корочкой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова. Зачем помирать? Надеяться надо. Льготного срока не будет. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение. За твою дурь расплачиваться своим горбом? От теплоты лед начал оседать. Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете. Хлеб-соль подносить. Не только человеку извинение требуется. Бери хлеб, мирись! | Логические УУД: анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей | 5 мин |
VIII. Работа в группах | Работа в группах. Задание для группы №1. Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой? Задание для группы №2. В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем её сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что от изображения живой природы? Задание для группы №3. Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ? | Работают по группам. Обсуждают все, выступает один. | Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | 10 мин |
IX. Итог групповой работы | Вы внимательно выслушали ответы каждой группы. Сделайте вывод из сказанного | Делают вывод о том, что черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении, которое совмещает черты народной и авторской сказки. Произведение несёт очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки, злое сердце- холодное сердце, от этого человек может даже умереть. | | |
X. Рефлексия. Подведение итогов урока. | - Так в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»?. Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в тетрадь Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Правило 2. Умей увидеть чудо и творить его сам. | Формулируют свои варианты | Коммуникативные УУД: умение высказывать мысли, слушать собеседника Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, самоопределение | 3 мин |
XI. Домашнее задание | Задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...» Задача ребенка - постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский | | | 2 мин |
Общая часть |
Предмет | Литература | 5 класс |
Тема | К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знакомство с биографией К.Паустовского Умение выразительно читать художественный текст. Работа с понятиями «эпитет», постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка Умение понимать тему, идею произведения. | Познавательные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать. Регулятивные УУД: - умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; - умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 1. Уважение стремления к знаниям, просвещению. 2. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. 3. Стремление к речевому самосовершенствованию |
Решаемые учебные проблемы | Познакомиться с основными фактами биографии К.Паустовского. Акцентировать внимание на понятиях «народная сказка», «литературная сказка», реальность, фантастика, добро и зло. Развивать умение выразительного чтения, логического мышления, устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса. |