Конспект урока по литературе "С. Есенин "Песнь о собаке"
Конспект урока по литературе "С. Есенин "Песнь о собаке"
С.А. Есенин «Песнь о собаке»
Цели:
Научить работать с художественным словом,
интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, формы, художественных средств.
Задачи:
Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление и литературоведческих понятий: строфа, виды рифм, эпитеты, сравнение, метафора; сформировать умение работать по кейс-технологии.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство сострадания, сопереживания, милосердия и любви ко всему «живому на земле».
Развивающие: развивать образное видение, творческое мышление, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
Форма урока: урок открытых мыслей с применением кейс-технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "С. Есенин "Песнь о собаке"»
С.А. Есенин «Песнь о собаке»
Цели:
Научить работать с художественным словом,
интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, формы, художественных средств.
Задачи:
Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление и литературоведческих понятий: строфа, виды рифм, эпитеты, сравнение, метафора; сформировать умение работать по кейс-технологии.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство сострадания, сопереживания, милосердия и любви ко всему «живому на земле».
Развивающие: развивать образное видение, творческое мышление, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
Форма урока: урок открытых мыслей с применением кейс-технологии.
Методы обучения: работа с кейсом, беседа, выразительное чтение стихотворения, анализ текста, создание проблемной ситуации, метод проектов.
Он первый в русской литературе так умело и с такой искренностью пишет о животных.
М.Горький
Ход урока
Оргмомент. Сообщение темы урока, формулировка учащимися целей урока.
Вступительное слово учителя.
Сергей Александрович Есенин, это имя с детских лет знакомо каждому человеку. Есенин сопровождает нас всю жизнь, потому что в его поэзии так много родных и близких тем: поля и леса, пашни и деревни, «братья наши меньшие» - животные, которые являются неотъемлемой частью русской крестьянской жизни. В поэтическом творчестве Есенина преобладают домашние животные – корова, лошадь, кошка, собака. Он чувствует кровную связь с животным миром. В стихах о животных поэт преисполнен нежности и сострадания. Он понимает их души, переживания.
История о собаке, потерявшей своих щенят, занимает особое место среди произведений поэта о животных. Стихотворение датировано автором 1915 годом, а опубликовано только в 1919 году. В это время Есенин неоднократно читал «Песнь о собаке» публике. Особенно любил это стихотворение М. Горький, который сказал (обращение к эпиграфу).
Сегодня и нам предстоит познакомиться с этим замечательным произведением. Изучить его нам помогут кейсы, в которых содержится определенная информация и различные задания. Каждая группа получает по файлу для дальнейшей работы. (Раздача файлов).
Откройте в учебнике стихотворение Есенина. А я предлагаю прослушать его в исполнении С. Безрукова.
- Какие чувства вы испытываете после прослушивания этого произведения? (Сострадание, сочувствие по отношению к собаке, потерявшей своих щенков)
3. Анализ текста.
А сейчас работаем в группах. 1 группа изучает биографию поэта, 2 группа работает над смысловым анализом стихотворения, 3 группа над изобразительно-выразительными средствами языка, 4 группа выполняет творческое задание. В файлах есть вопросы, которые помогут вам справиться с полученными заданиями. На выполнение задания дается не более 5 минут.
Ребята, время вышло. Слово предоставляется группе, которая расскажет об авторе стихотворения С.А. Есенине.
Спасибо. Есть ли дополнения к этому рассказу? (Из воспоминаний сестры Александры).
А теперь послушаем 2 группу, которая работала над смысловым анализом стихотворения.
- Какая строчка стихотворения показалась вам самой яркой? (Последняя).
- Какие слова показались непонятными? (Рогожа, закут)
- Как начинается «Песнь о собаке» (Буднично, как бытовая зарисовка: ржаной закут, рогожа, собака ощенила щенят).
- Есть ли в начале стихотворения слова, вносящие поэзию в повествование о будничном событии? (Рогожи златятся, снежок струился, она и х ласкала, семерых щенят, число 7 в народной поэзии олицетворяет семью).
- Какова интонация первых двух строф? (Спокойный тон начала не предвещает трагедии).
- Как меняется интонация в 3 строфе? Какие слова 2 строфы повторяются? (Слова «до вечера» и «а вечером». «До вечера» звучит буднично, а в начале 3 строфы уже чувствуется скрытая угроза, она еще более усиливается, когда повторяется слово «семерых», усиленное словом «всех». Угроза чувствуется и в повторении звука «р»).
- Как называется этот прием? (Аллитерация).
- Что подчеркивает грубо просторечное слово «поклал»? (Это слово подчеркивает грубую непреклонность действий хозяина. Покласть можно неодушевленные предметы).
- Почему хозяин торопится? (Возможно, ему неприятно совершать это действие, он спешит поскорее расправиться со щенятами).
- Дает ли Есенин описание убийства щенят? (Есенин не дает описания убийства, отказавшись от кульминационной сцены, он заменяет ее следующей деталью:
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.)
- Каким путем шел хозяин к речке? Хозяин шел по сугробам к отдаленному, скрытому от людей месту, а за ним бежала собака).
- Как показывает путь собаки обратно автор стихотворения?
(А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
Собака уже не бежит, а плетется, она устала, ей плохо. Она не может найти своих щенков и смотрит с надеждой в синюю высь).
- Какое значение приобретает сочетание «синяя высь»? («Синяя высь» такая же холодная и глубокая, как синяя вода. Там, в синей выси, желтый месяц бежит, как живой, как ее щенок.
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков).
- Что делает взгляд матери «звонким»? (То пронзительное чувство, которое испытывает собака после потери щенят).
- Прочитайте последнюю строфу. Каково значение строчки «Когда бросят ей камень вслед»? (В этой строчке отражены обман, разочарование собаки).
- Как вы понимаете строки «Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег»? (Собака заплакала, и ее слезы покатились, как звезды, в холодный снег).
Спасибо. 3 группа работала над изобразительно-выразительными средствами.
- Много ли их в стихотворении? (Их совсем немного. В 1 части изобразительно-выразительные средства почти отсутствуют).
- Какие существительные использует поэт в 1 части? (Есенин использует «оголенные» существительные, лишенные определений: вечер, язык, куры, сугроб, хата, поля, мешок).
- Каким образом Есенин подчеркивает обычность происходящего? (При помощи повествовательной интонации 1 части стихотворения, а также подчеркнуто простых перекрестных рифм: языком – животом, шесток – мешок).
- А что означает эпитет «хмурый»? (Хозяин злой человек, ему чужды чувства собаки-матери, и топить щенят для него – привычное дело. А может, хозяину неприятно все то, что он делает, и хмурый он оттого, что ощущает жестокость и бесчеловечность своего поступка).
- Найдите интересные художественные сравнения. (Месяц сравнивается со щенком, а глаза собачьи – со звездами).
- Какой великолепной метафорой заканчивается стихотворение и как вы понимаете ее смысл? («Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег». Золотые звезды – слезы собаки, которые наполнены любовью к детям. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо, которое отразилось в глазах собаки).
- Какой цвет вам видится в начале стихотворения? (Золотой цвет – цвет солнца, олицетворяющий радость рождения).
- А в конце стихотворения? (Темно-синий и черный, подчеркивающий трагедию собаки).
Молодцы. А теперь посмотрим, что получилось у 4 группы, которая писала мини-сочинение «Образ собаки-матери в стихотворении Есенина» (Учащиеся читают свои работы).
- Какова же тема и идея стихотворения? (Есенин попытался в своем стихотворении показать трагедию собаки-матери. В стихотворении он выразил мысль о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства со всем живым на земле).
- А теперь я хочу задать вопрос всему классу. Почему стихотворение Есенина называется «Песнь о собаке», а не «Собака». Для этого обратимся к очередному слайду и повторим определение жанра песнь. (Очеловечивая собаку, Есенин испытывает глубокое уважение к миру живых существ, достойному величественной песни. Произведение поэта – это своего рода гимн святому чувству материнства).
- Спасибо.
Домашнее задание. (На слайде: 1. Выучить стихотворение «Песнь о собаке» наизусть. 2. Ответить на вопрос: образы каких животных встречаются в стихах Есенина?).
- А закончим мы наш урок защитой ваших проектов на тему «Животный мир в лирике С.А. Есенина», которые выполняли в творческих группах.
Защита 1 – 2 проектов.
Рефлексия.
- Что нового открыли вы сегодня для себя на уроке? Что почувствовали? Над чем заставило вас задуматься стихотворение Есенина?
- Понравилось ли вам работать в группах? Оцените свою работу и работу товарищей. (Обсуждение ответов и выставление оценок).
Кейс №2
- Какая строчка стихотворения показалась вам самой яркой?
- Какие слова показались непонятными?
- Как начинается «Песнь о собаке»?
- Есть ли в начале стихотворения слова, вносящие поэзию в повествование о будничном событии?
- Какова интонация первых двух строф?
- Как меняется интонация в 3 строфе? Какие слова 2 строфы повторяются? - Как называется этот прием повторения согласных?
- Что подчеркивает грубо просторечное слово «поклал»?
- Почему хозяин торопится?
- Дает ли Есенин описание убийства щенят?
- Каким путем шел хозяин к речке?
- Как показывает путь собаки обратно автор стихотворения?
- Какое значение приобретает сочетание «синяя высь»?
- Что делает взгляд матери «звонким»?
- Прочитайте последнюю строфу. Каково значение строчки «Когда бросят ей камень вслед»?
- Как вы понимаете строки «Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег»?
Кейс №3
- Много ли художественных средств в стихотворении?
- Какие существительные использует поэт в 1 части?
- Каким образом Есенин подчеркивает обычность происходящего?
- Какие эпитеты использует поэт?
- А что означает эпитет «хмурый»?
- Найдите интересные художественные сравнения
- Какой великолепной метафорой заканчивается стихотворение и как вы понимаете ее смысл?
- Какой цвет вам видится в начале стихотворения?
- А в конце стихотворения?
Кейс № 4
Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»
Кейс № 4
Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»
Кейс № 4
Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»
Кейс № 4
Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»
Кейс № 4
Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»
Кейс № 4
Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»
План защиты проекта
Сообщение темы проекта.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Структура проекта.
Чем этот проект может быть полезен и интересен твоим сверстникам?
План защиты проекта
1. Сообщение темы проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Структура проекта.
5. Чем этот проект может быть полезен и интересен твоим сверстникам?
План защиты проекта
1. Сообщение темы проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Структура проекта.
5. Чем этот проект может быть полезен и интересен твоим сверстникам?
План защиты проекта
1. Сообщение темы проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Структура проекта.
5. Чем этот проект может быть полезен и интересен твоим сверстникам?