kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "С. Есенин "Песнь о собаке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С.А. Есенин «Песнь о собаке»

Цели:

  • Научить работать с художественным словом,
  • интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, формы, художественных средств.

Задачи:

  • Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление и литературоведческих понятий: строфа, виды рифм, эпитеты, сравнение, метафора; сформировать умение работать по кейс-технологии.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство сострадания, сопереживания, милосердия и любви ко всему «живому на земле».
  • Развивающие: развивать образное видение, творческое мышление, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

Форма урока: урок открытых мыслей с применением кейс-технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "С. Есенин "Песнь о собаке"»

С.А. Есенин «Песнь о собаке»

Цели:

  • Научить работать с художественным словом,

  • интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, формы, художественных средств.

Задачи:

  • Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление и литературоведческих понятий: строфа, виды рифм, эпитеты, сравнение, метафора; сформировать умение работать по кейс-технологии.

  • Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство сострадания, сопереживания, милосердия и любви ко всему «живому на земле».

  • Развивающие: развивать образное видение, творческое мышление, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

Форма урока: урок открытых мыслей с применением кейс-технологии.

Методы обучения: работа с кейсом, беседа, выразительное чтение стихотворения, анализ текста, создание проблемной ситуации, метод проектов.

Оснащение урока: кейс, презентация урока, раздаточный материал, проекты учащихся.


Эпиграфы к уроку.

Есенин, дай на счастье нежность мне

К березкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему живому на земле…

Что мы с тобой так бесконечно любим.

Е.Евтушенко


Он первый в русской литературе так умело и с такой искренностью пишет о животных.

М.Горький


Ход урока


  1. Оргмомент. Сообщение темы урока, формулировка учащимися целей урока.

  2. Вступительное слово учителя.

Сергей Александрович Есенин, это имя с детских лет знакомо каждому человеку. Есенин сопровождает нас всю жизнь, потому что в его поэзии так много родных и близких тем: поля и леса, пашни и деревни, «братья наши меньшие» - животные, которые являются неотъемлемой частью русской крестьянской жизни. В поэтическом творчестве Есенина преобладают домашние животные – корова, лошадь, кошка, собака. Он чувствует кровную связь с животным миром. В стихах о животных поэт преисполнен нежности и сострадания. Он понимает их души, переживания.

История о собаке, потерявшей своих щенят, занимает особое место среди произведений поэта о животных. Стихотворение датировано автором 1915 годом, а опубликовано только в 1919 году. В это время Есенин неоднократно читал «Песнь о собаке» публике. Особенно любил это стихотворение М. Горький, который сказал (обращение к эпиграфу).

Сегодня и нам предстоит познакомиться с этим замечательным произведением. Изучить его нам помогут кейсы, в которых содержится определенная информация и различные задания. Каждая группа получает по файлу для дальнейшей работы. (Раздача файлов).

Откройте в учебнике стихотворение Есенина. А я предлагаю прослушать его в исполнении С. Безрукова.

- Какие чувства вы испытываете после прослушивания этого произведения? (Сострадание, сочувствие по отношению к собаке, потерявшей своих щенков)


3. Анализ текста.

А сейчас работаем в группах. 1 группа изучает биографию поэта, 2 группа работает над смысловым анализом стихотворения, 3 группа над изобразительно-выразительными средствами языка, 4 группа выполняет творческое задание. В файлах есть вопросы, которые помогут вам справиться с полученными заданиями. На выполнение задания дается не более 5 минут.

Ребята, время вышло. Слово предоставляется группе, которая расскажет об авторе стихотворения С.А. Есенине.

Спасибо. Есть ли дополнения к этому рассказу? (Из воспоминаний сестры Александры).

А теперь послушаем 2 группу, которая работала над смысловым анализом стихотворения.

- Какая строчка стихотворения показалась вам самой яркой? (Последняя).

- Какие слова показались непонятными? (Рогожа, закут)

- Как начинается «Песнь о собаке» (Буднично, как бытовая зарисовка: ржаной закут, рогожа, собака ощенила щенят).

- Есть ли в начале стихотворения слова, вносящие поэзию в повествование о будничном событии? (Рогожи златятся, снежок струился, она и х ласкала, семерых щенят, число 7 в народной поэзии олицетворяет семью).

- Какова интонация первых двух строф? (Спокойный тон начала не предвещает трагедии).

- Как меняется интонация в 3 строфе? Какие слова 2 строфы повторяются? (Слова «до вечера» и «а вечером». «До вечера» звучит буднично, а в начале 3 строфы уже чувствуется скрытая угроза, она еще более усиливается, когда повторяется слово «семерых», усиленное словом «всех». Угроза чувствуется и в повторении звука «р»).

- Как называется этот прием? (Аллитерация).

- Что подчеркивает грубо просторечное слово «поклал»? (Это слово подчеркивает грубую непреклонность действий хозяина. Покласть можно неодушевленные предметы).

- Почему хозяин торопится? (Возможно, ему неприятно совершать это действие, он спешит поскорее расправиться со щенятами).

- Дает ли Есенин описание убийства щенят? (Есенин не дает описания убийства, отказавшись от кульминационной сцены, он заменяет ее следующей деталью:

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.)

- Каким путем шел хозяин к речке? Хозяин шел по сугробам к отдаленному, скрытому от людей месту, а за ним бежала собака).

- Как показывает путь собаки обратно автор стихотворения?

(А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

Собака уже не бежит, а плетется, она устала, ей плохо. Она не может найти своих щенков и смотрит с надеждой в синюю высь).

- Какое значение приобретает сочетание «синяя высь»? («Синяя высь» такая же холодная и глубокая, как синяя вода. Там, в синей выси, желтый месяц бежит, как живой, как ее щенок.

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков).

- Что делает взгляд матери «звонким»? (То пронзительное чувство, которое испытывает собака после потери щенят).

- Прочитайте последнюю строфу. Каково значение строчки «Когда бросят ей камень вслед»? (В этой строчке отражены обман, разочарование собаки).

- Как вы понимаете строки «Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег»? (Собака заплакала, и ее слезы покатились, как звезды, в холодный снег).

Спасибо. 3 группа работала над изобразительно-выразительными средствами.

- Много ли их в стихотворении? (Их совсем немного. В 1 части изобразительно-выразительные средства почти отсутствуют).

- Какие существительные использует поэт в 1 части? (Есенин использует «оголенные» существительные, лишенные определений: вечер, язык, куры, сугроб, хата, поля, мешок).

- Каким образом Есенин подчеркивает обычность происходящего? (При помощи повествовательной интонации 1 части стихотворения, а также подчеркнуто простых перекрестных рифм: языком – животом, шесток – мешок).

- Какие эпитеты использует поэт? (Есенин использует заурядные эпитеты, характеризующие предмет: ржаной закут, рыжие щенки, теплый живот, тонкий месяц, синяя высь, золотые звезды, хмурый хозяин).

- А что означает эпитет «хмурый»? (Хозяин злой человек, ему чужды чувства собаки-матери, и топить щенят для него – привычное дело. А может, хозяину неприятно все то, что он делает, и хмурый он оттого, что ощущает жестокость и бесчеловечность своего поступка).

- Найдите интересные художественные сравнения. (Месяц сравнивается со щенком, а глаза собачьи – со звездами).

- Какой великолепной метафорой заканчивается стихотворение и как вы понимаете ее смысл? («Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег». Золотые звезды – слезы собаки, которые наполнены любовью к детям. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо, которое отразилось в глазах собаки).

- Какой цвет вам видится в начале стихотворения? (Золотой цвет – цвет солнца, олицетворяющий радость рождения).

- А в конце стихотворения? (Темно-синий и черный, подчеркивающий трагедию собаки).

Молодцы. А теперь посмотрим, что получилось у 4 группы, которая писала мини-сочинение «Образ собаки-матери в стихотворении Есенина» (Учащиеся читают свои работы).

- Какова же тема и идея стихотворения? (Есенин попытался в своем стихотворении показать трагедию собаки-матери. В стихотворении он выразил мысль о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства со всем живым на земле).

- А теперь я хочу задать вопрос всему классу. Почему стихотворение Есенина называется «Песнь о собаке», а не «Собака». Для этого обратимся к очередному слайду и повторим определение жанра песнь. (Очеловечивая собаку, Есенин испытывает глубокое уважение к миру живых существ, достойному величественной песни. Произведение поэта – это своего рода гимн святому чувству материнства).

- Спасибо.

Домашнее задание. (На слайде: 1. Выучить стихотворение «Песнь о собаке» наизусть. 2. Ответить на вопрос: образы каких животных встречаются в стихах Есенина?).

- А закончим мы наш урок защитой ваших проектов на тему «Животный мир в лирике С.А. Есенина», которые выполняли в творческих группах.

Защита 1 – 2 проектов.

Рефлексия.

- Что нового открыли вы сегодня для себя на уроке? Что почувствовали? Над чем заставило вас задуматься стихотворение Есенина?

- Понравилось ли вам работать в группах? Оцените свою работу и работу товарищей. (Обсуждение ответов и выставление оценок).

































Кейс №2


- Какая строчка стихотворения показалась вам самой яркой?

- Какие слова показались непонятными?

- Как начинается «Песнь о собаке»?

- Есть ли в начале стихотворения слова, вносящие поэзию в повествование о будничном событии?

- Какова интонация первых двух строф?

- Как меняется интонация в 3 строфе? Какие слова 2 строфы повторяются? - Как называется этот прием повторения согласных?

- Что подчеркивает грубо просторечное слово «поклал»?

- Почему хозяин торопится?

- Дает ли Есенин описание убийства щенят?

- Каким путем шел хозяин к речке?

- Как показывает путь собаки обратно автор стихотворения?

- Какое значение приобретает сочетание «синяя высь»?

- Что делает взгляд матери «звонким»?

- Прочитайте последнюю строфу. Каково значение строчки «Когда бросят ей камень вслед»?

- Как вы понимаете строки «Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег»?











Кейс №3


- Много ли художественных средств в стихотворении?

- Какие существительные использует поэт в 1 части?

- Каким образом Есенин подчеркивает обычность происходящего?

- Какие эпитеты использует поэт?

- А что означает эпитет «хмурый»?

- Найдите интересные художественные сравнения

- Какой великолепной метафорой заканчивается стихотворение и как вы понимаете ее смысл?

- Какой цвет вам видится в начале стихотворения?

- А в конце стихотворения?



















Кейс № 4

Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»



Кейс № 4

Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»



Кейс № 4

Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»


Кейс № 4

Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»



Кейс № 4

Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»



Кейс № 4

Напишите сочинение-миниатюру «Образ собаки-матери в стихотворении С.А. Есенина»




План защиты проекта

  1. Сообщение темы проекта.

  2. Цель проекта.

  3. Задачи проекта.

  4. Структура проекта.

  5. Чем этот проект может быть полезен и интересен твоим сверстникам?


План защиты проекта

1. Сообщение темы проекта.

2. Цель проекта.

3. Задачи проекта.

4. Структура проекта.

5. Чем этот проект может быть полезен и интересен твоим сверстникам?


План защиты проекта

1. Сообщение темы проекта.

2. Цель проекта.

3. Задачи проекта.

4. Структура проекта.

5. Чем этот проект может быть полезен и интересен твоим сверстникам?


План защиты проекта

1. Сообщение темы проекта.

2. Цель проекта.

3. Задачи проекта.

4. Структура проекта.

5. Чем этот проект может быть полезен и интересен твоим сверстникам?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературе "С. Есенин "Песнь о собаке"

Автор: Бычко Наталья Ивановна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока на тему "Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. «Каждый труд благослови, удача!»"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokanatiemusierghieialieksandrovichiesieninzhiznitvorchiestvokazhdyitrudblaghosloviudacha"
    ["file_id"] => string(6) "259575"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448794897"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "И.С. Тургенев "Муму""
    ["seo_title"] => string(20) "i-s-turghieniev-mumu"
    ["file_id"] => string(6) "286960"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454420289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства