kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. «Каждый труд благослови, удача!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:   

  1. Краткое знакомство с жизнью и творчеством поэта;
  2. Рассказать об истории создания стихотворения;
  3. Работа над идейным содержанием;
  4. Тренировка в выразительном чтении.

Оформление:

  1. Запись на доске (эпиграфы  к уроку);
  2. Запись на доске (не знакомые слова и выражения);
  3. Портрет поэта;
  4. Выставки книг С.А. Есенина.

Эпиграфы:

  1. «Как прекрасна Земля,

И на ней человек».

  1. «Если скажет рать святая:

«Кинь ты Русь,

Живи в раю!»

Я скажу: не надо рая

Дайте Родину мою».

С.А. Есенин.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Новая тема.

Слово учителя. Необходимо движение времени. Одно поколение сменяет другое… Движется, живет по своим законам мир поэзии – Вселеннная душа человечества. Беспрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звезды и звездочки. Одни сгорают и навсегда затухают еще при жизни их «хозяина», свет души от других доходит к нам на протяжении десятилетий, и лишь, немногие, очень немногие согревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звезд в бессмертном поэтическом созвездии России – Сергей Есенин. Оно вечно…

Сергей Александрович Есенин пришел в литературу как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины. С. Есенин родился 21 сентября 1895 года. Он был сыном крестьянина и до 9 лет жил я рязанской деревне. Вот что писал о своем детстве: «С двух лет был отдан я на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадку без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну, куда ты годишься?.». «Стерва» у него было слово  ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда орал я благим матом и даже теперь какое – то неприятное чувство имею к субботе».

Лето мальчик проводил в бескрайних полях и зеленых лугах у родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных…

В осенние и зимние вечера, забравшись на лежанку, он слушал бабушкины рассказы, ее грустные степные песни. Хотелось сочинять самому. Свои первые стихи он написал, когда ему было 9 лет.

Учился Есенин в сельской школе, которую окончил с похвальной грамотой. Родные хотели, чтобы он стал учителем, но у юноши были другие планы.

В 1914 году появилось первое напечатанное стихотворение Есенина «Береза». Вскоре вышла и книга стихов.

Нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к своей родине наполнены его стихи.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!» учеником – ассистентом.

Соглядатай – тот, кто тайно наблюдает, шпионит за кем – нибудь;

  • – большая рыболовная сеть;
  • – небольшая, быстро бегущая птица с сильно сжатым с боков телом, живущая в траве;
  • – небольшая болотная птица;
  • – небольшая болотная птица с длинными ногами;
  • – плохая лошадь.
  1. Работа над содержанием.

- О чем говорится в стихотворении?

- Что обозначает эта строфа:

«Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года?»

- Кого поэт называет «соглядатая праздным»? Почему?

- О чем говорит следующая строка:

«Только я забыл, что я крестьянин».

- Как вы думаете, почему поэт сравнивает свой труд, труд поэта, с трудом крестьянина? О чем это говорит?

- Почему плачет чибис и кулик?

- Какие чувства поэт выразил в этом стихотворении?

  1. Тренировка в выразительном чтении стихотворения (5-6 учащихся).  Литературный монтаж.

Ученики читают стихотворения Есенина, выученные к вечеру «Памяти Сергея Есенина».

  1. Подведение итогов урока. Обобщение.

С.А. Есенин, вернувшись из Америки, писал: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что – то.

Эти слова как нельзя лучше показывают, настолько сильно поэт любил Родину, называя ее таким емким словом «Русь».

Стихи Есенина производят впечатление нерукотворного чуда – так легки и естественны они, так самобытны и своеобразны.

Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая неизведанные еще глубины его поэтического мира. Все естественнее становится  справедливость слов Н. Тихонова: «Есенин – это вечное…»

  1. Домашнее задание.
  1. научиться выразительно читать;
  2. определить тему и идею стихотворения

Использованная литература

  1. Сергей Есенин. Собрание сочинений в двух томах. Москва, 1991.
  2. Словарь русского языка под редакцией Ожегова. Москва, 1972.
  3. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Москва, 1987.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва, 1984
  5. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.П. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. Москва, 1989.
  6. Программа средней школы. 5 – 11 классы национальных школ Российской Федерации. Санкт – Петербург, 1993.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. «Каждый труд благослови, удача!»»

Тема: Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. «Каждый труд благослови, удача!»

Цель:

  1. Краткое знакомство с жизнью и творчеством поэта;

  2. Рассказать об истории создания стихотворения;

  3. Работа над идейным содержанием;

  4. Тренировка в выразительном чтении.

Оформление:

  1. Запись на доске (эпиграфы к уроку);

  2. Запись на доске (не знакомые слова и выражения);

  3. Портрет поэта;

  4. Выставки книг С.А. Есенина.

Эпиграфы:

  1. «Как прекрасна Земля,

И на ней человек».

  1. «Если скажет рать святая:

«Кинь ты Русь,

Живи в раю!»

Я скажу: не надо рая

Дайте Родину мою».

С.А. Есенин.



























Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Новая тема.

Слово учителя. Необходимо движение времени. Одно поколение сменяет другое… Движется, живет по своим законам мир поэзии – Вселеннная душа человечества. Беспрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звезды и звездочки. Одни сгорают и навсегда затухают еще при жизни их «хозяина», свет души от других доходит к нам на протяжении десятилетий, и лишь, немногие, очень немногие согревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звезд в бессмертном поэтическом созвездии России – Сергей Есенин. Оно вечно…

Сергей Александрович Есенин пришел в литературу как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины. С. Есенин родился 21 сентября 1895 года. Он был сыном крестьянина и до 9 лет жил я рязанской деревне. Вот что писал о своем детстве: «С двух лет был отдан я на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадку без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну, куда ты годишься?...». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда орал я благим матом и даже теперь какое – то неприятное чувство имею к субботе».

Лето мальчик проводил в бескрайних полях и зеленых лугах у родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных…

В осенние и зимние вечера, забравшись на лежанку, он слушал бабушкины рассказы, ее грустные степные песни. Хотелось сочинять самому. Свои первые стихи он написал, когда ему было 9 лет.

Учился Есенин в сельской школе, которую окончил с похвальной грамотой. Родные хотели, чтобы он стал учителем, но у юноши были другие планы.

В 1914 году появилось первое напечатанное стихотворение Есенина «Береза». Вскоре вышла и книга стихов.

Нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к своей родине наполнены его стихи.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!» учеником – ассистентом.

Соглядатай – тот, кто тайно наблюдает, шпионит за кем – нибудь;

Невод – большая рыболовная сеть;

Коростель – небольшая, быстро бегущая птица с сильно сжатым с боков телом, живущая в траве;

Чибис – небольшая болотная птица;

Кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами;

Кляча – плохая лошадь.

  1. Работа над содержанием.

- О чем говорится в стихотворении?

- Что обозначает эта строфа:

«Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года?»

- Кого поэт называет «соглядатая праздным»? Почему?

- О чем говорит следующая строка:

«Только я забыл, что я крестьянин».

- Как вы думаете, почему поэт сравнивает свой труд, труд поэта, с трудом крестьянина? О чем это говорит?

- Почему плачет чибис и кулик?

- Какие чувства поэт выразил в этом стихотворении?

  1. Тренировка в выразительном чтении стихотворения (5-6 учащихся). Литературный монтаж.

Ученики читают стихотворения Есенина, выученные к вечеру «Памяти Сергея Есенина».

  1. Подведение итогов урока. Обобщение.

С.А. Есенин, вернувшись из Америки, писал: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что – то.

Эти слова как нельзя лучше показывают, настолько сильно поэт любил Родину, называя ее таким емким словом «Русь».

Стихи Есенина производят впечатление нерукотворного чуда – так легки и естественны они, так самобытны и своеобразны.

Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая неизведанные еще глубины его поэтического мира. Все естественнее становится справедливость слов Н. Тихонова: «Есенин – это вечное…»

  1. Домашнее задание.

  1. научиться выразительно читать;

  2. определить тему и идею стихотворения.

























Использованная литература

  1. Сергей Есенин. Собрание сочинений в двух томах. Москва, 1991.

  2. Словарь русского языка под редакцией Ожегова. Москва, 1972.

  3. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Москва, 1987.

  4. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва, 1984

  5. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.П. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. Москва, 1989.

  6. Программа средней школы. 5 – 11 классы национальных школ Российской Федерации. Санкт – Петербург, 1993.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Шавалеева Альфира Исламгалиевна

Дата: 29.11.2015

Номер свидетельства: 259575


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства