формировать активную жизненную позицию, через самостоятельный поиск проблемы
Воспитывающие:
воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении В. Распутина
способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе
формировать новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, записи на доске, карточки с заданиями, словарь Ожегова, портрет В. Г. Распутина, иллюстрации
Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского», а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа. Попытаемся ответить на вопросы: Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Легко ли быть учителем?
Валентин Григорьевич Распутин - один из ярких представителей «деревенской прозы». Родился в крестьянской семье 15 марта 1937г., в селе Усть-Уда Иркутской области. Провел детские годы в Сибири. Детство будущего писателя было трудным, его юность совпала с войной и тяжёлыми послевоенными годами. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа.После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.Закончив университет, Распутин работал журналистом в газетахИркутска и Красноярска. В 1961 г. опубликовали его первый рассказ « Я забыл спросить у Лёшки». Самые известные его произведения - повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой».Самый популярный из ранних рассказов писателя – это рассказ “Уроки французского”(1973г)
Все, о чем пишет Распутин, связано с судьбами народа, с проблемами общества. Эти темы ему близки потому, что пишет он о судьбе родной земли.
Игра «Да и нет» (блиц-задание на знание биографии).
Писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири.
Детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.
Средняя школа находилась в селе Усть-Уда (за пятьдесят километров от дома).
Закончил физико-математический факультет и готовился стать учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).
После окончания университета Распутин работал журналистом.
В начале 60-х годов появились его первые рассказы.
В 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского».
Этот рассказ является автобиографическим.
Этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.
Его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний)
Распутин говорил о своем рассказе то, что ему многое пришлось выдумать. (ничего не пришлось выдумывать, все это происходило с ним).
3.Работа над содержанием текста
1) Из истории создания рассказа
Сообщение учителя:
«Уроки французского» Распутин написал в 1973 г. Как он сам говорил: « Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть то добро, которое в свое время они сделали для меня».
- Как вы думаете, почему этот рассказ написан от первого лица? (Потому, что в нем много автобиографического: «…Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой ..» (из статьи учебника)
Запишем определение автобиографии.
Автобиография – это описание своей жизни.
Теория литературы
- Что обозначает слово «прототип» в литературоведении?
Прототип - Реально существовавшее лицо, послужившее источником для создания литературного образа.
- В каких словах из произведения заключена идея рассказа?
(В.Г. Распутин вспоминал: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем ещё молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своём примере, но поступки, которые для неё сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты").
Главный герой
- Как зовут главного героя рассказа? (в рассказе речь идет от первого лица).
- Почему рассказ называется автобиографическим? (автор рассказывает о событиях, которые произошли с ним).
- Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа? (послевоенный 1948 год).
-Какие приметы послевоенного времени мы находим в произведении? («…Голод в тот год еще не отступил .. впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно»).
- Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).
-Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя?
-Что мы узнаём о семье героя?
-Почему он признавался в деревне за грамотея?
В деревне признавался за грамотея: ..
Особенно в него верили, когда ..
Его выделяли из деревенской ребятни .. - Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки). - Каким перед нами предстает мальчик? (стр. 128 «Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте … со следами вчерашней драки»)
-Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни»). - Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома? (тоску, одиночество, голод).
- Что заставило мальчика играть на деньги? (Стали пропадать хлеб и картошка, и ему нечего было кушать. Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать).
- Как научился герой играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость, а потом он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).
-Охарактеризуйте игроков в «чику». (Тишкин, Птаха, Вадик). Как они играли в игру? Почему нашему герою пришлось «смириться»?
Чтение по ролям диалога на стр. 114 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я.
- Какая это была игра? Как играл герой сначала?
-Почему герой стал выигрывать каждый день один рубль? («У меня был свой расчёт..»).
Чтение по ролям на стр. 121 со слов «Не в склад! – объявил Вадик до слов «Настаивать на своем было бессмысленно».
Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну –у – ул!».
- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?
(Мальчик каждый день выигрывал, а это ребятам не нравилось. «Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»).
- Каким увидел себя герой на следующее утро, когда посмотрел в зеркало?
Вывод:
Прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя.
Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. Он получает в этой компании уроки жестокости, злобы, зависти.
Мы увидели героя «добросовестным, который относиться к чему-нибудь спустя рукава не умел, упорным и настойчивым…». Игра для него не развлечение и не обман, а средство выживания. Мальчик показан расчетливым, рассудительным, настойчивым и упорным человеком).
Роль учительницы французского языка Лидии Михайловны в жизни героя.
- Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек, получал только уроки жесткости, злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, теплоту, доброту.
- Кто же в рассказе противостоит злу?
(учительница французского языка Лидия Михайловна) (портрет учительницы)
-Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»).
- Как мальчик описывает внешность Лидии Михайловны в начале рассказа? (стр. 127 «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…»стр. 133«Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; «В лице ее не было жестокости…»; стр. 124 «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Это говорит о неравнодушном отношении учительницы к своему делу.) - Как держалась Лидия Михайловна в классе?
(Спокойно, уверенно. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации).
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика? (стр. 124 чтение по ролям: «Ну вот, сказала Л. М., открывая журнал. – Сегодня среди нас есть …А говорит - упал»).
- Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося?
(Внимательно рассматривает героя. Она пытается все выяснить шуткой. Она понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.)
- Какие чувства испытывает герой?
(врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства: стр. 126 «А что, интересно, скажу я»…но так домой ехать нельзя»).
- Что чувствует герой, ожидая после уроков Лидию Михайловну?
- Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков?
(стр. 126«Это правда, что ты играешь на деньги?- сразу начала она. Л. М. начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, то молча, внимательно рассматривает мальчика;
стр. 128«И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Л. М.). - Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? (Не играть больше на деньги). - Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги?
(«В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».)
- Почему Л. М. решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома?
(Она решила отвлечь его от игры с ребятами, от избиений).
- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире учительницы в первый раз? Докажите словами текста. (Стыд, неловкость, стеснение.)
- Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?
- Что она предлагает своему ученику после занятий?
- Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему? (стр. 133«Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся…)
- Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать? (Л.М. смотрела на меня с удивлением и обидой).
- Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие, сострадание)
- Как вы понимаете слово «милосердие»?
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.
- От кого однажды получил мальчик посылку? - Почему герой не взял посылку с продуктами?
( В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства.) - Как он догадался, от кого посылка? (В деревне не продают гематоген и макароны).
- Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку?
- Как она объяснила свое желание помочь мальчику? («Я знаю, что ты голодаешь. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться»).
Просмотр фрагмента фильма.
-Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма, где Лидия Михайловна играет с Володей в «замеряшки», а затем вы мне постараетесь ответить на вопросы. (Просмотр фрагмента)
- Почему Лидия Михайловна решилась играть на деньги со своим учеником?
-Какие правила она нарушает? (Учитель не может играть на деньги с учеником, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений).
- Какое вы дадите определение ее поступку? (Он был человечным, милосердным).
-Какова реакция мальчика на её предложение? («Как же я с вами буду играть? Вы же учительница!»).
- Какой урок мудрости преподаёт Л.М. в ответ на его недоумение? (стр. 140 Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику).
- Опишите, как играли Лидия Михайловна и герой.
(составление выборочного пересказа)
Игра в «пристенок».
Игра началась. Били о ..заборку. Били, ..по полу, .. пальцы. Играла Л.М. ..: .., .. в ладоши, .. себя как девчонка. Но .. она, а я ..Тут я заметил, что Л.М. не старается ..Это меня … Зачем вы мне подыгрываете? Это ..
- Как ведет себя учительница во время игры?
(Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл).
- Кто неожиданно становится свидетелем их игры?
- А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич? (стр. 146 « Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич..).
-Как вы думаете, какой урок преподала Лидия Михайловна герою?
(Лидия Михайловна своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).
- Чем заканчивается рассказ?
(Директор уволил учительницу с работы за не педагогический поступок. Лидия Михайловна вынуждена была уехать).
- Итак, попробуем дать ответ на вопрос: Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор?
(Учительница поступила непедагогично. Можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…педагогическое преступление ..». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить, сохранить свою духовную чистоту.
В основе поступка - милосердие и доброта. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Её поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость.)
Выводы:
- Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (На доску вывешиваются яблоки, на которых напечатаны качества Л. М.: смелость, доброта, порядочность, сострадание, милосердие).
- Как вы думаете, почему все качества Л. М. я написала на рисунках с яблоками?
- Какие новые черты Л. М. открывает послесловие? (выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя).
- А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну.
Словарь добрых качеств
Доброта, понимание, чуткость, справедливость, отзывчивость, уважительное отношение к детям, милосердие, щедрость, сострадание, сочувствие
4.Итоги урока. - Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
-Какое главное слово в названии рассказа? (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения:
Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету,
во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова.
Уроки доброты и сердечности, душевной щедрости, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь).
- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? («Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия.
Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище).
- Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?
- Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память
5. Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы викторины.
2.Подобрать высказывания великих людей о добре.
Приложение.
Викторина 1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе? (автобиографическое). 2. Назовите реку, на которой жил герой произведения? (Ангара). 3. Что прислала учительница в первой посылке? (макароны, гематоген). 4. Из чего были перешиты штаны героя? (из галифе). 5. Назовите главного игрока в деньги? (Вадик). 6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? (яблоки). 7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка? (произношение). 8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11) 9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко? (рубль) а) «Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)
б) «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)
в) «Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)
г) «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)
д) «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)
Высказывания великих людей о добре(объяснить значение этих высказываний). Понравившееся высказывание записать в тетрадь по литературе. 1. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Л.Толстой 2. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А. Сухомлинский 3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н. Толстой