Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Узнай по описанию»
(по лексической теме «В мире насекомых»)
Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Космическое путешествие»,
-расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,
-продолжать учить разгадывать загадки,
-развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику,
-закреплять умение составлять рассказ – описание,
- воспитывать бережное доброе отношение к родной земле.
Методы и приёмы:
Вопросы, рассказы детей, игра – путешествие, дидактические игры, упражнениядля глаз, заучивание стихотворения, прослушивание песни «Голубой вагон», разгадывание загадок.
Словарь: кузнечик, муравей, бабочка, пчела, гамачок, паучок.
Предварительная работа:
- рассматривание картинок, иллюстраций с изображением насекомых,
- рисование бабочки,
- загадки, игры,
заучивание стихотворения « Паучок»
Оборудование: цветочек с 5 лепестками, 5 конвертов с заданиями, картинки с изображением насекомых, декорации – деревья, цветы, волшебная палочка, ноутбук,
Ход занятия:
Вос-ль: Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в страну Умных игр.
- Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
Дети: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.
Вос-ль: а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.
Загадка:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (поезд)
Вос-ль: Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто назовёт насекомое.
(Дети называют насекомых и садятся на места. Звучит песня «Голубой вагон»-фонограмма)
Вос-ль: Вот, ребята, мы и приехали в страну Умных игр, Страна эта – необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. Давайте сосчитаем, сколько у него лепестков?
Дети : 5 лепестков
Вос-ль: правильно, дети, а лепестки одинакого цвета?
Дети: нет / перечисляют цвета / красный, желтый, белый, синий, коричневый/
Вос-ль : да, этот цветок непростой, в нём скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 5 – столько же, сколько лепестков у цветка. Мы должны выполнить все задания.
Ну что, начнём! Тогда ищите 5 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания. (Конверты предварительно спрятаны воспитателем перед занятием, но так чтобы дети смогли их без труда найти) (дети приносят конверты, находят с цифрой 1)
КОНВЕРТ № 1 Задание «Угадай-ка по описанию !»
Вос-ль : Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. Если ответ правильный, то на экране ноутбука появиться соответствующая картинка.
1. На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
2. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
3. Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (Комар)
4. Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
5.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
6.Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
7.Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит. (Пчела)
8.Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт. (Муха)
- С первым заданием вы справились, молодцы!
КОНВЕРТ № 2 Задание «Что ты знаешьо нем?» (игра с «волшебной палочкой») - Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.
1. Что ты знаешь о муравье ? - Муравьи живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Человеку муравьи — друзья: они спасают лес. Там, где обитают муравьи, лес здоровый, чистый.
2. Что ты знаешь о пчеле? Пчелы — труженики. Пчелиные продукты: мед, а пчелиный яд — это лекарства от болезней.
3.Что ты знаешь о мухе? Комнатная муха распространена повсюду. Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний,
КОНВЕРТ № 3 Задание « Назови народные приметы»
1.Когда муравьи прячутся? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него
2.Если комаров летом мало ? /Комара нет — овса и трав не будет./
3.Весной когда появляются комары, что нужно делать? — /пора сеять /
КОНВЕРТ № 4 Гимнастика для глаз «Бабочка» (под музыку) Детям раздаются цветные палочки, на кончике которых приклеены бабочки.
Бабочка крылышками машет – дети моргают глазами
Бабочка далеко отлетела – дети смотрят на бабочку и отводят руку далеко вперёд
Бабочка близко прилетела – дети приближают обратно
Бабочка на нос села – садят бабочку на нос
КОНВЕРТ № 5 Задание «Узнай по описанию»
Ребёнок выбирает картинку с насекомым, не показывая её другим детям и не называя, описывает насекомое. Остальные по описанию должны узнать это насекомое.
- Это насекомое делает мед / пчела/
- Это насекомое пьет кровь человека / комар/
- Это насекомое похожа на цветок/ бабочка/
- Это насекомое тащит груз больше себя / муравей/
Молодцы дети, а сейчас я вам прочитаю стих «Паучок», а затем мы с вами ее заучим.
Стих « Паучок»
Меж березок паучок
Сплел красивый гамачок
И теперь, он жарким днем
Спит,покачиваясь в нем.
Дети, кто желает рассказать стих наизусть?
Наше занятие закончим рисованием бабочки
/ вырезаный из картофелины трафарет бабочки дети опускают в гуашь и печатают на чистый лист бумаги/
Рефлексия: с какими насекомыми мы сегодня познакомили