Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание овощей и фруктов».
Программное содержание:
Закреплять с детьми описание предмета.
Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; активизировать в речи прилагательные.
Закреплять правильное произношение звуков [з].
Демонстрационный материал для занятия:
Игрушечный зайчонок, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия.
Воспитатель:- Ребята, я шла сегодня в детский сад и по дороге встретила, знаете кого? Вы это узнаете, если отгадаете загадку.Послушайте:- «Длинные уши, короткий хвост, прыгает ловко, грызет морковку». Кто это?
Дети отвечают.
Воспитатель:- Правильно, это зайчик. Посмотрите, какой он красивый. А что есть у зайчика?
Дети:- Уши.
Воспитатель:- Какие у него уши?
Дети:- Длинные.
Воспитатель:- Как можно по- другому назвать зайку, если у него длинные уши?
Дети:-Длинноухий.
Воспитатель:- Правильно. А что это?
Дети:- Хвостик.
Воспитатель:- Какой хвостик у зайки?
Дети:- короткий.
Воспитатель:- Если у зайки короткий хвост, как его можно еще назвать?
Дети:- Короткохвостый.
Воспитатель:- Как можно назвать зайчика ласково?
Дети:-Зайка, зайчик, зайчишка, заинька, зайка – побегайка.
Воспитатель:-Что умеет делать зайчонок?
Дети:- Прыгать, скакать, бегать, грызть морковку.
Воспитатель:- Зайка-побегайка, у тебя был мешок. Где он?
Зайка достает мешок.
Воспитатель: - Вот какой мешок у зайки. А в мешке что-то есть. Интересно, что в мешке?
Заяц:- Дети этого не знают и не отгадают.
Воспитатель:- Отгадаем, ребята?!
Дети отвечают.
Воспитатель достает морковку из мешка.
Воспитатель:-Что это?
Дети:- Морковка.
Воспитатель:- Какая морковка?
Дети:- Длинная, красная, оранжевая, твердая.
Воспитатель:- Длинная, красная, оранжевая, твердая. Повторим еще раз. Кладет морковь на стол и показывает другие овощи и фрукты. Дети рассматривают и описывают их. Капуста - белая, твердая, мягкая и хрупкая. Лук – круглый, горький, коричневый. Огурец – зеленый, сочный, продолговатый. Помидор – красный, круглый, сочный. Яблоко - красное, круглое. Апельсин – оранжевый, круглый, гладкий. Банан – продолговатый, желтый, гладкий. Лимон – желтый, кислый. Виноград – круглый, сладкий, мелкий.
Дети повторяют.
Воспитатель:- Ребята, а как можно назвать все то, что принес нам зайка?
Дети:- Фрукты и овощи.
Зайка: - Ребята, а где растут овощи и фрукты?
Дети: - Фрукты растут в саду на дереве, а овощи на грядке в огороде.
Физкультминутка «Урожай»
Воспитатель: - А сейчас мы покажем Зайке, как правильно надо собирать овощи на огороде.
В огород пойдем, дети идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем,
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем. «таскают»
И картошки накопаем. «копают»
Срежем мы кочан капусты «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (три раза)
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Зайка: - Ребята, помогите мне разобраться, где же здесь фрукты, а где овощи?
Воспитатель:- Давайте поможем зайке.
Дидактическая игра «Разложи правильно».
Дети раскладывают овощи и фрукты в разные корзинки.
Воспитатель: - Что можно приготовить из овощей, фруктов?
Дети: - Из фруктов можно приготовить варенье, компот, сок. Из овощей суп, салат, консервации.
Воспитатель: - Ребята, послушайте, какое маленькое стихотворение прочитает нам зайка:
Зайка:- За- за- за-- идет коза.
Зу-зу- зу-- песок везу.
Чистоговорка повторяется дважды. Затем ее повторяют дети хором.
Воспитатель:- Какой звук есть в этих словах?
Дети отвечают.
Воспитатель:-Ребята, нашему зайке пора домой, давайте скажем ему до свидания и пригласим еще в гости.
О чём мы сегодня говорили на занятии?Что вы можете рассказать о фруктах и овощах? Чем они отличаются? (Где растут, на чём вырастают, что из них можно приготовить?)Будете ли вы путать фрукты и овощи?