kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская народная сказка. «У страха глаза велики»

 

Цель. Формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты.

Предметные. Познакомить со сказкой. Учить давать оценку поступкам героев. Обогащать словарный запас.

Метапредметные. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей. Развивать внимание к выразительным средствам языка.

Личностные. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что было задано Вам на дом?

Чтение сказки по ролям /шесть: автор, курочка, петушок, хозяйка, коровушка, хозяин/

 

3. Постановка цели урока

- Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой? (да, и рассказы детей )

- Сейчас я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.

Темноты боится Петя.

Петя маме говорит:

Можно, мама, спать при свете?

Пусть всю ночь огонь горит.

Отвечает мама: - Нет!

-Щёлк - и выключила свет.

Стало тихо и темно.

Свежий ветер дул в окно.

В темноте увидел Петя

Человека у стены.

Оказалось на рассвете –

Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками,

Куртка двигала слегка,

А штаны плясали сами

От ночного ветерка...

В темноте увидел Петя

Ступу с бабою-ягой.

Оказалось на рассвете –

Это печка с кочергой...

 

- Представляете, что можно от страха себе навыдумывать? (много всего, чего нет на самом деле)

- Сегодня мы познакомимся со сказкой, где наши герои тоже навыдумывали себе такое... (Аудиозапись)

 

1. Проверка первичного восприятия сказки

- Какие моменты произвели на вас наибольшее впечатление?

- Что вызвало ваш смех? (Высказывание детей).

 

2. Вторичное осмысление восприятия сказки

- Прочитайте первый абзац.

- Какими словами начинается сказка? (Жили-были).

- Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).

- Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (Бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.).

- Объясните значение этих слов. (Старушка – много лет бабушке, толстушка – пухленькая фигура, клохчтушка – курочка клохчет (квохчет) норушка – мышка живет в норке.)

- Почему разный размер вёдер у героев сказки? (У каждого вёдро по своему росту).

- Откуда брали воду? (Ответы детей).

- Кто из вас знает значение слов «колода» и «колодец»? Определим по толковому словарю. Вспомним правила нахождения слов в словаре. (Ответы детей).

- Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Сначала находим букву «К», затем сочетание букв «КОЛ», потом ищем слова «колода», «колодец». Объясните, почему сначала идет слово «колода», а потом – «колодец»?  (Ответы детей).

- Общая часть у слов «колод». Сравниваем буквы, стоящие за общей частью слов. Буква «а» в алфавите расположена раньше буквы «е», поэтому слово «колода» в словаре расположено раньше слова «колодец». Прочтите значение слов. (Колода – короткое толстое бревно. Колодец – глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли).

Рисунки колоды и колодцев

- В колоде – толстом коротком бревне – делается углубление для воды.

 

2. Работа над выразительностью чтения.

- Поработаем вместе над одним эпизодом сказки (4 абзац). Поучимся читать текст выразительно. Я Вам раздам памятки «Как подготовиться к выразительному чтению».

 

- Будем работать, используя памятку. Перечитайте текст.

- Мысленно представьте героев сказки с ведрами. Что они несут? (Воду).

- Как можно назвать наших героев, соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.).

- Обратите внимание на размер вёдер у водоносов. Как плещется вода в ведре у бабушки? (Медленно колышется).

- Почему? (Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно).

- Прочитайте предложение о бабушке.

- Сколько колыханий воды в ведре у бабушки? (Два)

- Как идет внучка по сравнению с бабушкой? (Быстрее и чаще делает шаги).

- Прочитайте предложение о внучке.

- Сколько колыханий воды в ведре у внучки? (Три)

- Прочитайте предложение о курочке.

- Сколько колыханий воды в её ведре? (Четыре)

- Почему? (Шаги короче и чаще)

- Прочитайте предложение о мышке.

- Сколько колыханий воды в её ведёрке? (Шесть)

- Как вы думаете, вода, когда чаще плещется, издает более звонкий звук или более глухой? (Более звонкий).

- Как же нам показать голосом размер вёдер?

- Для этого будем читать слова разным тоном: низким, средним, высоким. Вместе будем определять окраску голоса и его силу. Как прочитаем предложение «Назад идут»? (Спокойно, интонация сообщения).

- Как произнесем колыхание воды у бабушки? (Медленно, глухим низким тоном).

- У внучки? (Быстрее и звонче, чем у бабушки)

- У курочки? (Быстрее, чем у внучки, звонче и более тонким голосом).

- У мышки? (Быстрее, чем у курочки, писклявым голосом).

- Сейчас будем работать с текстом: проставлять паузы и определять логическое ударение - подчеркивать слова, которые будем выделять голосом при чтении.

- Как обозначаем паузы: вертикальная черта I - малая пауза, ставится на запятых, про себя можно произнести «раз». Две вертикальных черты II – большая пауза, ставится на тире, точке, восклицательном и вопросительном знаке. Про себя можно сосчитать «раз, два». Сделайте это самостоятельно.

- Подчеркнем слова, которые будем выделять голосом.

 

Тренировка в чтении индивидуально, хором, по рядам. Не забываем о напевности сказки.

 

3. Озаглавливание первой части

- Озаглавьте первую часть сказки. Что значит озаглавить текст? (Дать ему название).

- Озаглавить текст – это назвать тему или главную мысль текста, в нашем случае первой части сказки. Что значит назвать тему текста? (Это определить о ком или о чем говорится в тексте).

- Что значит назвать главную мысль текста? (Это определить, что говорится в тексте о предмете).

- Как можно озаглавить первую части сказки? (Водоносы. С вёдрами за водой. Вместе за водой).

 

4. Самостоятельное чтение второй части сказки

- Прочитайте самостоятельно вторую часть сказки.

 

5. Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Что вы видите на картинке?

- Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? (Ответы детей)

- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.

 

Физминутка

 

6. Чтение по ролям

- Какой отрывок из текста подходит для чтения по ролям? (Тот, в котором есть слова героев).

 

Выбор эпизода.

Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк какой-то страшный на меня наскочил!» Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!» А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

- Перечитайте эпизод. Определите свое отношение к героям сказки.

- Назовите действующих лиц для чтения по ролям. (Автор, бабушка, курочка, мышка, зайка).

- Найдите их слова в тексте.

- Подумайте, какие мысли и чувства героев должны понять слушатели.

- Чтение отрывка по ролям. Анализ правильности постановки пауз, логического ударения, интонации.

- Русская народная сказка «У страха глаза велики» - бытовая. Бытовые сказки рассказывают о жизни людей, с которыми происходят необычные истории. Какие вы знаете бытовые сказки? («Репка», «Курочка ряба», «Каша из топора», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Как мужик гусей делил», «Семилетка»).

 

V. Подведение итогов урока

На доске пословицы.

Видно птицу по полету – человека по делам.

Пуганая ворона и куста боится.

Не место красит человека, а человек – место.

Маленькое дело лучше большого безделья.

 

- Прочитайте пословицы и определите, какие из них подходят к сказке. Объясните свой выбор.

- Как вы думаете, зачем люди придумали сказку «У страха глаза велики»? (Чтобы показать, насколько смешными выглядят трусоватые люди).

- Подумайте, трусость – это, какая черта в людях? (Плохая, отрицательная).

- Подберите противоположные по смыслу слова. (Смелость, храбрость, мужество).

- Чему учит сказка «У страха глаза велики»? (Быть смелыми, уметь побеждать страх).

 

VI. Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение сказки.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Русская народная сказка "У страха глаза велики" »

Русская народная сказка. «У страха глаза велики»


Цель. Формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты.

Предметные. Познакомить со сказкой. Учить давать оценку поступкам героев. Обогащать словарный запас.

Метапредметные. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей. Развивать внимание к выразительным средствам языка.

Личностные. Воспитывать интерес и любовь к чтению.


Ход урока


1. Организационный момент


2. Проверка домашнего задания

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что было задано Вам на дом?

Чтение сказки по ролям /шесть: автор, курочка, петушок, хозяйка, коровушка, хозяин/


3. Постановка цели урока

- Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой? (да, и рассказы детей )

- Сейчас я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.

Темноты боится Петя.

Петя маме говорит:

Можно, мама, спать при свете?

Пусть всю ночь огонь горит.

Отвечает мама: - Нет!

-Щёлк - и выключила свет.

Стало тихо и темно.

Свежий ветер дул в окно.

В темноте увидел Петя

Человека у стены.

Оказалось на рассвете –

Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками,

Куртка двигала слегка,

А штаны плясали сами

От ночного ветерка...

В темноте увидел Петя

Ступу с бабою-ягой.

Оказалось на рассвете –

Это печка с кочергой...


- Представляете, что можно от страха себе навыдумывать? (много всего, чего нет на самом деле)

- Сегодня мы познакомимся со сказкой, где наши герои тоже навыдумывали себе такое... (Аудиозапись)


1. Проверка первичного восприятия сказки

- Какие моменты произвели на вас наибольшее впечатление?

- Что вызвало ваш смех? (Высказывание детей).


2. Вторичное осмысление восприятия сказки

- Прочитайте первый абзац.

- Какими словами начинается сказка? (Жили-были).

- Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).

- Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (Бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.).

- Объясните значение этих слов. (Старушка – много лет бабушке, толстушка – пухленькая фигура, клохчтушка – курочка клохчет (квохчет) норушка – мышка живет в норке.)

- Почему разный размер вёдер у героев сказки? (У каждого вёдро по своему росту).

- Откуда брали воду? (Ответы детей).

- Кто из вас знает значение слов «колода» и «колодец»? Определим по толковому словарю. Вспомним правила нахождения слов в словаре. (Ответы детей).

- Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Сначала находим букву «К», затем сочетание букв «КОЛ», потом ищем слова «колода», «колодец». Объясните, почему сначала идет слово «колода», а потом – «колодец»? (Ответы детей).

- Общая часть у слов «колод». Сравниваем буквы, стоящие за общей частью слов. Буква «а» в алфавите расположена раньше буквы «е», поэтому слово «колода» в словаре расположено раньше слова «колодец». Прочтите значение слов. (Колода – короткое толстое бревно. Колодец – глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли).

Рисунки колоды и колодцев

- В колоде – толстом коротком бревне – делается углубление для воды.


2. Работа над выразительностью чтения.

- Поработаем вместе над одним эпизодом сказки (4 абзац). Поучимся читать текст выразительно. Я Вам раздам памятки «Как подготовиться к выразительному чтению».















- Будем работать, используя памятку. Перечитайте текст.

- Мысленно представьте героев сказки с ведрами. Что они несут? (Воду).

- Как можно назвать наших героев, соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.).

- Обратите внимание на размер вёдер у водоносов. Как плещется вода в ведре у бабушки? (Медленно колышется).

- Почему? (Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно).

- Прочитайте предложение о бабушке.

- Сколько колыханий воды в ведре у бабушки? (Два)

- Как идет внучка по сравнению с бабушкой? (Быстрее и чаще делает шаги).

- Прочитайте предложение о внучке.

- Сколько колыханий воды в ведре у внучки? (Три)

- Прочитайте предложение о курочке.

- Сколько колыханий воды в её ведре? (Четыре)

- Почему? (Шаги короче и чаще)

- Прочитайте предложение о мышке.

- Сколько колыханий воды в её ведёрке? (Шесть)

- Как вы думаете, вода, когда чаще плещется, издает более звонкий звук или более глухой? (Более звонкий).

- Как же нам показать голосом размер вёдер?

- Для этого будем читать слова разным тоном: низким, средним, высоким. Вместе будем определять окраску голоса и его силу. Как прочитаем предложение «Назад идут»? (Спокойно, интонация сообщения).

- Как произнесем колыхание воды у бабушки? (Медленно, глухим низким тоном).

- У внучки? (Быстрее и звонче, чем у бабушки)

- У курочки? (Быстрее, чем у внучки, звонче и более тонким голосом).

- У мышки? (Быстрее, чем у курочки, писклявым голосом).

- Сейчас будем работать с текстом: проставлять паузы и определять логическое ударение - подчеркивать слова, которые будем выделять голосом при чтении.

- Как обозначаем паузы: вертикальная черта I - малая пауза, ставится на запятых, про себя можно произнести «раз». Две вертикальных черты II – большая пауза, ставится на тире, точке, восклицательном и вопросительном знаке. Про себя можно сосчитать «раз, два». Сделайте это самостоятельно.

- Подчеркнем слова, которые будем выделять голосом.

Тренировка в чтении индивидуально, хором, по рядам. Не забываем о напевности сказки.


3. Озаглавливание первой части

- Озаглавьте первую часть сказки. Что значит озаглавить текст? (Дать ему название).

- Озаглавить текст – это назвать тему или главную мысль текста, в нашем случае первой части сказки. Что значит назвать тему текста? (Это определить о ком или о чем говорится в тексте).

- Что значит назвать главную мысль текста? (Это определить, что говорится в тексте о предмете).

- Как можно озаглавить первую части сказки? (Водоносы. С вёдрами за водой. Вместе за водой).


4. Самостоятельное чтение второй части сказки

- Прочитайте самостоятельно вторую часть сказки.


5. Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Что вы видите на картинке?

- Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? (Ответы детей)

- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.


Физминутка


6. Чтение по ролям

- Какой отрывок из текста подходит для чтения по ролям? (Тот, в котором есть слова героев).


Выбор эпизода.

Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк какой-то страшный на меня наскочил!» Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!» А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

- Перечитайте эпизод. Определите свое отношение к героям сказки.

- Назовите действующих лиц для чтения по ролям. (Автор, бабушка, курочка, мышка, зайка).

- Найдите их слова в тексте.

- Подумайте, какие мысли и чувства героев должны понять слушатели.

- Чтение отрывка по ролям. Анализ правильности постановки пауз, логического ударения, интонации.

- Русская народная сказка «У страха глаза велики» - бытовая. Бытовые сказки рассказывают о жизни людей, с которыми происходят необычные истории. Какие вы знаете бытовые сказки? («Репка», «Курочка ряба», «Каша из топора», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Как мужик гусей делил», «Семилетка»).


V. Подведение итогов урока

На доске пословицы.

Видно птицу по полету – человека по делам.

Пуганая ворона и куста боится.

Не место красит человека, а человек – место.

Маленькое дело лучше большого безделья.


- Прочитайте пословицы и определите, какие из них подходят к сказке. Объясните свой выбор.

- Как вы думаете, зачем люди придумали сказку «У страха глаза велики»? (Чтобы показать, насколько смешными выглядят трусоватые люди).

- Подумайте, трусость – это, какая черта в людях? (Плохая, отрицательная).

- Подберите противоположные по смыслу слова. (Смелость, храбрость, мужество).

- Чему учит сказка «У страха глаза велики»? (Быть смелыми, уметь побеждать страх).


VI. Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение сказки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Автор: Прудникова Наталия Владимировна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока  литературного чтения во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiavo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "297374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456168623"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по литературному чтению "У страха глаза велики" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-u-strakha-ghlaza-vieliki"
    ["file_id"] => string(6) "169209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423386928"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ: "ПО СТРАНИЦАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК" "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-po-chtieniiu-po-stranitsam-russkikh-narodnykh-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "119191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413364463"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока-викторины "Какие вопросы задают сказки" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-viktoriny-kakiie-voprosy-zadaiut-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "194648"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427799974"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: " Русская народная сказка"У страха глаза велики"""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_vo_2_klasse_po_teme_russkaia_narodnaia_"
    ["file_id"] => string(6) "573784"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613822138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства