Русская народная сказка. «У страха глаза велики»
Цель. Формирование навыков работы с текстом художественного произведения.
Планируемые результаты.
Предметные. Познакомить со сказкой. Учить давать оценку поступкам героев. Обогащать словарный запас.
Метапредметные. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей. Развивать внимание к выразительным средствам языка.
Личностные. Воспитывать интерес и любовь к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
- Что было задано Вам на дом?
Чтение сказки по ролям /шесть: автор, курочка, петушок, хозяйка, коровушка, хозяин/
3. Постановка цели урока
- Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой? (да, и рассказы детей )
- Сейчас я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.
Темноты боится Петя.
Петя маме говорит:
Можно, мама, спать при свете?
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: - Нет!
-Щёлк - и выключила свет.
Стало тихо и темно.
Свежий ветер дул в окно.
В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете –
Это куртка и штаны.
Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами
От ночного ветерка...
В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете –
Это печка с кочергой...
- Представляете, что можно от страха себе навыдумывать? (много всего, чего нет на самом деле)
- Сегодня мы познакомимся со сказкой, где наши герои тоже навыдумывали себе такое... (Аудиозапись)
1. Проверка первичного восприятия сказки
- Какие моменты произвели на вас наибольшее впечатление?
- Что вызвало ваш смех? (Высказывание детей).
2. Вторичное осмысление восприятия сказки
- Прочитайте первый абзац.
- Какими словами начинается сказка? (Жили-были).
- Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).
- Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (Бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.).
- Объясните значение этих слов. (Старушка – много лет бабушке, толстушка – пухленькая фигура, клохчтушка – курочка клохчет (квохчет) норушка – мышка живет в норке.)
- Почему разный размер вёдер у героев сказки? (У каждого вёдро по своему росту).
- Откуда брали воду? (Ответы детей).
- Кто из вас знает значение слов «колода» и «колодец»? Определим по толковому словарю. Вспомним правила нахождения слов в словаре. (Ответы детей).
- Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Сначала находим букву «К», затем сочетание букв «КОЛ», потом ищем слова «колода», «колодец». Объясните, почему сначала идет слово «колода», а потом – «колодец»? (Ответы детей).
- Общая часть у слов «колод». Сравниваем буквы, стоящие за общей частью слов. Буква «а» в алфавите расположена раньше буквы «е», поэтому слово «колода» в словаре расположено раньше слова «колодец». Прочтите значение слов. (Колода – короткое толстое бревно. Колодец – глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли).
Рисунки колоды и колодцев
- В колоде – толстом коротком бревне – делается углубление для воды.
2. Работа над выразительностью чтения.
- Поработаем вместе над одним эпизодом сказки (4 абзац). Поучимся читать текст выразительно. Я Вам раздам памятки «Как подготовиться к выразительному чтению».
- Будем работать, используя памятку. Перечитайте текст.
- Мысленно представьте героев сказки с ведрами. Что они несут? (Воду).
- Как можно назвать наших героев, соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.).
- Обратите внимание на размер вёдер у водоносов. Как плещется вода в ведре у бабушки? (Медленно колышется).
- Почему? (Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно).
- Прочитайте предложение о бабушке.
- Сколько колыханий воды в ведре у бабушки? (Два)
- Как идет внучка по сравнению с бабушкой? (Быстрее и чаще делает шаги).
- Прочитайте предложение о внучке.
- Сколько колыханий воды в ведре у внучки? (Три)
- Прочитайте предложение о курочке.
- Сколько колыханий воды в её ведре? (Четыре)
- Почему? (Шаги короче и чаще)
- Прочитайте предложение о мышке.
- Сколько колыханий воды в её ведёрке? (Шесть)
- Как вы думаете, вода, когда чаще плещется, издает более звонкий звук или более глухой? (Более звонкий).
- Как же нам показать голосом размер вёдер?
- Для этого будем читать слова разным тоном: низким, средним, высоким. Вместе будем определять окраску голоса и его силу. Как прочитаем предложение «Назад идут»? (Спокойно, интонация сообщения).
- Как произнесем колыхание воды у бабушки? (Медленно, глухим низким тоном).
- У внучки? (Быстрее и звонче, чем у бабушки)
- У курочки? (Быстрее, чем у внучки, звонче и более тонким голосом).
- У мышки? (Быстрее, чем у курочки, писклявым голосом).
- Сейчас будем работать с текстом: проставлять паузы и определять логическое ударение - подчеркивать слова, которые будем выделять голосом при чтении.
- Как обозначаем паузы: вертикальная черта I - малая пауза, ставится на запятых, про себя можно произнести «раз». Две вертикальных черты II – большая пауза, ставится на тире, точке, восклицательном и вопросительном знаке. Про себя можно сосчитать «раз, два». Сделайте это самостоятельно.
- Подчеркнем слова, которые будем выделять голосом.
Тренировка в чтении индивидуально, хором, по рядам. Не забываем о напевности сказки.
3. Озаглавливание первой части
- Озаглавьте первую часть сказки. Что значит озаглавить текст? (Дать ему название).
- Озаглавить текст – это назвать тему или главную мысль текста, в нашем случае первой части сказки. Что значит назвать тему текста? (Это определить о ком или о чем говорится в тексте).
- Что значит назвать главную мысль текста? (Это определить, что говорится в тексте о предмете).
- Как можно озаглавить первую части сказки? (Водоносы. С вёдрами за водой. Вместе за водой).
4. Самостоятельное чтение второй части сказки
- Прочитайте самостоятельно вторую часть сказки.
5. Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Что вы видите на картинке?
- Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? (Ответы детей)
- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.
Физминутка
6. Чтение по ролям
- Какой отрывок из текста подходит для чтения по ролям? (Тот, в котором есть слова героев).
Выбор эпизода.
Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»
Внучка плачет: «Бабушка, волк какой-то страшный на меня наскочил!» Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!» А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
- Перечитайте эпизод. Определите свое отношение к героям сказки.
- Назовите действующих лиц для чтения по ролям. (Автор, бабушка, курочка, мышка, зайка).
- Найдите их слова в тексте.
- Подумайте, какие мысли и чувства героев должны понять слушатели.
- Чтение отрывка по ролям. Анализ правильности постановки пауз, логического ударения, интонации.
- Русская народная сказка «У страха глаза велики» - бытовая. Бытовые сказки рассказывают о жизни людей, с которыми происходят необычные истории. Какие вы знаете бытовые сказки? («Репка», «Курочка ряба», «Каша из топора», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Как мужик гусей делил», «Семилетка»).
V. Подведение итогов урока
На доске пословицы.
Видно птицу по полету – человека по делам.
Пуганая ворона и куста боится.
Не место красит человека, а человек – место.
Маленькое дело лучше большого безделья.
- Прочитайте пословицы и определите, какие из них подходят к сказке. Объясните свой выбор.
- Как вы думаете, зачем люди придумали сказку «У страха глаза велики»? (Чтобы показать, насколько смешными выглядят трусоватые люди).
- Подумайте, трусость – это, какая черта в людях? (Плохая, отрицательная).
- Подберите противоположные по смыслу слова. (Смелость, храбрость, мужество).
- Чему учит сказка «У страха глаза велики»? (Быть смелыми, уметь побеждать страх).
VI. Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение сказки.