kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л.Н. Толстой «Детство».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Л.Н. Толстой «Детство».

Цели: 1.  Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.

                Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.

                Учить анализировать текст, с целью выяснения мотивов и причин

                 поступков героев.

            2.  Развивать речь, память учащихся.

            3.Воспитывать любовь к матери.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л.Н. Толстой «Детство». »

Тема: Л.Н. Толстой «Детство».

Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.

Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.

Учить анализировать текст, с целью выяснения мотивов и причин

поступков героев.

2. Развивать речь, память учащихся.

3.Воспитывать любовь к матери.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прошла перемена.

Услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.Слайд1

Я приветствую вас ребята и наших уважаемых гостей на уроке литературного чтения. На моём любимом уроке. Я очень люблю читать, люблю представлять то, о чём мне рассказывается в книге, люблю думать о прочитанном, делать выводы. И мне очень хочется, чтобы вы ребята, тоже полюбили чтение. Ведь иногда, читая о других людях и их судьбах, многому учишься и на многое по-другому начинаешь смотреть. Сегодня мы прочитаем именно такой рассказ. Рассказ, который поможет нам задуматься. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.

  1. Постановка темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слайд 2. М. Горький «Не зная …(Толстого), нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на последующих уроках будем узнавать ещё больше.

Это Слайд 3. Л.Н. Толстой.

Давайте вместе обозначим цели нашего урока:

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. Отрабатывать навыки осознанного чтения. Учиться анализировать текст. Развивать речь, память. Воспитывать любовь к …

А тема нашего урока «Л.Н.Толстой «Детство»

  1. Актуализация знаний.

Сейчас вы познакомитесь с новым для вас литературным жанром . Я предлагаю вам отгадать ребус и узнать, как он называется Слайд 4

Трилогия - это 3 произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

Давайте немного остановимся на понятиях.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет. Слайд 5

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет. Юность – это возраст человека от 15 до 21 года. А ведь сразу писателем задумывался роман из 4 частей ещё с главой «Молодость», но она не была написана.

И сама трилогия необычная. А какая? Попробуйте угадать! Слайд 6

поставив слоги в правильном порядке (автобиографическая).

- А вы помните, что такое автобиография – « сам пишет о себе». Давайте вспомним биографию писателя.

Проверка дом.задания-биография.

Биография (Ученики)

Родился 9 сентября1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

После смерти родителей -мать умерла , когда мальчику было1,5 года, отец –через 6 лет. Будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете. Не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Через несколько лет уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" .

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность", в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы.

В 31 год открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях

В 34 года Толстой женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Толстые воспитали девятерых детей.

В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве.

Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.

(Уч.) – Слайд 7. Художник И.Е.Репин, который был близок к семье Толстых и подолгу  жил в Ясной Поляне, написал картину «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами». Кабинет писателя находился на верхнем   этаже дома между маленькой гостиной и спальней писателя.

Картину Репин писал с натуры. На простой плохонькой железной вешалке висит верхняя одежда, слева   у стены укладка (деревянный сундучок).  В углу пила  с рукояткой, обёрнутой тряпкой, пилой кто-то недавно работал.  Тут же в комнате коса. В другом углу - большая лопата.

За небольшим столом, заваленным рукописями, примостившись с краю, на грубо сколоченной скамье, сидит Лев Николаевич и торопливо,  нервно пишет.  Вся композиция картины и положение, которое придал Репин фигуре Толстого, как бы подчёркивают, что писатель только что присел, оторвавшись от другой срочной работы. Одет Толстой в крестьянскую стариковскую рубаху. И.Е. Репин верно передал торопливость, с которой Лев Николаевич пишет. Он торопится сказать людям о том, что в настоящее время составляет для него весь смысл, всё содержание жизни.

        Лев   Николаевич очень любил  свою  семью,  детей. В усадьбе «Ясная Поляна»  он устроил школу для крестьянских детей. «Азбуку», по которой учились ребята, он написал сам, придумав много занимательных рассказов для неё. Некоторые рассказы вы сегодня вспомнили.

Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения для взрослых, но у него много рассказов, сказок и басен для детей.

Совсем недавно вышло последнее собрание   сочинений   в двадцати томах.  В этом издании собраны все произведения великого русского писателя.

В этом году исполнилось 185 лет со дня рождения Л.Н.Толстого

Проверим себя. Слайд 8.

-Толстой родился в имении (Ясная Поляна)

-Рано лишился (родителей)

-изучал (историю, музыку, рисование, медицину)

-Очень любил (детей)

-Уделял большое внимание проблемам (добра и зла)

-Открыл (школу)

-Создал (азбуку)

-Писал (рассказы, басни-«Два товарища». «Лгун»)

-Произведения знают даже ( в зарубежных странах)

-Со всего мира приезжали люди к нему за (советом, помощью)

А теперь вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже знакомы.

– Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. (Филиппок.)
– Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (Прыжок.)
– В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. (Лев и собачка.)

- Корабль причалил к берегам Африки и матросы попрыгали в море, чтобы искупаться.(Акула)

IV. Первичное усвоение новых знаний

А как вы думаете, о чём будет говориться в главе «детство», которую мы будем читать, если она автобиографическая. Правильно Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, (стили текстов?- офиц-деловой, разговорный, научный, публицистический, художественный). Повествование ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться воспоминаниями Толстого от своего имени.

Словарная работа. Слайд 9.

Maman – мама Мамаша – мама

Досыта – вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь сон

– Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
– Возвышает мою душу – стремится к лучшему.
– Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
– Сладкие грёзы – приятные мечты.
– Ангел– утешитель – сверхъестественное существо, покровитель человека

И ещё перед чтением давайте вспомним самое главное: слайд 10

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное!

И конечно, правила чтения. Слайд11 Готовы? Первичное чтение рассказа. Слайд 12

V. Анализ произведения.

– Почему Л.Н. Толстому так дороги воспоминания?
– Что важно здесь: описание событий или внутренний мир?
– Какими чувствами переполнен этот отрывок?

VI. Повторное чтение с заданиями разных уровней.

1-я группа: выразительное чтение 1 абзаца;

– О чём рассказывает нам автор в самом начале?

- О каком из воспоминаний идёт речь? (о вечернем чае)

- А вам близки эти ощущения? Бывали ли у вас такие случаи?

-О чем вы можете поделиться с мамой?

Действительно, такие моменты бывают у всех детей. О них рассказывают многие писатели и поэты. Вот, например, стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле насвистывает песню.

Глаза мои закрылись, раскрыть бы их пошире,

Глядеть бы удивленно. Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез. Лишь мама посередине мира

И я, уже уснувший у мамы на коленях.



2-я группа: найти в тексте как обращается Николенька и мама друг к другу.

3-я группа: найти и прочитать отрывок, который можно отнести к иллюстрации на стр. 119

- Что чувствует Николенька впросонках?

Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы.

-С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка, с плеском воды)

Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или не дай бог теряем её, понимаем, как много мы ей не додали, добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад. Я предлагаю вам сейчас удобнее сеть, закрыть глазки, послушать песню Олега Газманова и подумать о своей мамочке, может прямо здесь вам захочется что-то поменять в своём отношении к ней. Слайд 13

Физминутка – оживи слова. Слайд 14.

– Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери? (Любовью, обожанием. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали.)

– Что еще запомнилось автору в портрете матери? (Улыбка, которая красивое и доброе лицо матери делала прекрасным. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла прелести ее лицу. И казалось, что все вокруг светилось счастьем и радостью. И если бы, по признанию автора, в тяжелые минуты жизни хоть мельком мог видеть эту улыбку, то «не знал бы, что такое горе».)

К сожалению, не сохранилось фотографий матери Толстого. Слайд 15-16.

Слайд 17

Мама - это первое слово каждого человека. Мама дает жизнь, любит тебя и опекает.

Для каждого мама - главный человек.

Дети должны знать, кем является для них мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим и любимым мамам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое на земле, так и

любовь матери всегда согревает ребенка.


-  Для каждого из нас мама - самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что:

При солнышке тепло, а при матери добро.

 Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец - матери.


-Посмотрите на доску – здесь ваши любимые мамочки!

Доскажите фразу: Моя мама …. Я никогда больше не будуЯ желаю моей маме …Мамины руки… Мамино сердце… Мамин голос…

-Задание. 1. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

2. Синквейн(про маму, Толстого)

VII.Рефлексия

Я думаю сегодняшний урок поможет вам задуматься… Вот почему я люблю читать.

А теперь давайте вернёмся к целям урока. Слайд 18.

Так что же мы воспитывали в себе на сегодняшнем уроке?

Молодцы! Никогда не забывайте, что мама у вас одна!

- Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались.  Берегите своих мам! Расул Гамзатов написал стихотворение, которое так и называется «Берегите матерей».

Чтение стихотворения учителем и уч-ся.

                                       Берегите матерей.

 Разбежались по воде круги...

 Слышу: через крышу, через стёкла

 Молят  капли- Маму береги!

Слышу: листья шепчут за  стеною:

-Мама, это - дерево родное!

Голосом отца твердит земля:

-  Мать— весь мир, и рощи, и поля.

 Яростно  бушует непогода.

В чёрном небе не видать ни зги...

Грохот грома - голос твой, природа,

-Просит каждый час любого года!

-  Душу мира - маму береги.



Лев Николаевич создал  “10 уроков жизни” для детей. (Чтение вслух учениками) С лайд 19.

  1. Делай всё по возможности сам, не будь “барином”.

  2. Не будь назойлив.

  3. Будь внимателен.

  4. Не надо жадничать.

  5. Не нервничай, держи себя в руках.

  6. Будь твёрд и спокоен.

  7. В игре, спорте, труде – будь разумен.

  8. Будь организованным.

  9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

10.Имей своё мнение.

- Согласны ли вы с тем, что уроки Толстого полезны всем ребятам?

Действительно, уроки Л.Н. как тропинка, по которой если идти, выйдешь на правильный путь. И все его рассказы, очень мудрые, поучительные.

VIII. Д/З. Понять смысл «уроков» Толстого, составить рассказ о своем детстве

М.Горький «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя» Слайд 20.

Выполнение творческих заданий группами

«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...»

«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...»

«Наиболее радостным мне показался эпизод о...»

«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»

«Я почувствовал(а)...» «Я увидел(а)...» «Я ощутил(а)...»

«Я улыбнулся(ась)...» « Я вспомнил(а)...» « Я подумал(а)...»

« Я представил(а)...» «Я бы продолжил (а) написанное так...»





«10 уроков жизни» Л.Н.Толстого

1. Делай всё по возможности сам, не будь “барином”.

2. Не будь назойлив.

3. Будь внимателен.

4. Не надо жадничать.

5. Не нервничай, держи себя в руках.

6. Будь твёрд и спокоен.

7. В игре, спорте, труде – будь разумен.

8. Будь организованным.

9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

10. Имей своё мнение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л.Н. Толстой «Детство».

Автор: Климова Наталья Ивановна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока чтения в 1 классе."
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt_uroka_chtieniia_v_1_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "363995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480441598"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект А.Н. Толстой "Детство Никиты" гл. Стрелка барометра "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-a-n-tolstoi-dietstvo-nikity-ghl-strielka-baromietra"
    ["file_id"] => string(6) "123771"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414567425"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока литературного чтения по теме "Творчество Л.Н.Толстого" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-tvorchiestvo-l-n-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "193619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427655366"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока « Стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…». Анализ стихотворения . "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-stikhotvorieniie-f-i-tiutchieva-ieshchio-ziemli-piechalien-vid-analiz-stikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "156062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421348671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства