Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "К.Г.Паустовский "Кот -ворюга""
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "К.Г.Паустовский "Кот -ворюга""
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Цели :
1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;
2. Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Планируемые результаты:
1.Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;
2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание;
3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
4. Знать и правильно называть произведения о животных,
5. Уметь работать с текстом, уметь различать героев(главных и второстепенных), создавать их образы(внешний вид, отношение автора), уметь работать со справочной литературой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "К.Г.Паустовский "Кот -ворюга""»
Литературное чтение. учитель Приймакова Т.Н.
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» Цели :
1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;
2. Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Планируемые результаты:
1.Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;
2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание;
3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
4. Знать и правильно называть произведения о животных,
5. Уметь работать с текстом, уметь различать героев(главных и второстепенных), создавать их образы(внешний вид, отношение автора), уметь работать со справочной литературой Учебные задачи: ввести в круг чтения произведение Паустовского, учить работать с текстом: самостоятельно читать, делить на части, составлять план, учить понимать главную мысль, содержание произведения; учить выражать свою точку зрения о произведении, о героях и их поступках, дать понятие юмористического рассказа, отрабатывать навык чтения. Оборудование для учителя: учебник Л.А. Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь к учебнику, модель обложки. Оборудование для ученика: учебник Л.А. Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь к учебнику, план схема с пропусками, модель произведения о животных Ход урока. 1. Организационный момент.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых!
- Тихо сели, девочки!
- Тихо сели, мальчики!
2. Актуализация знаний. - Перед вами модель произведения. Определите по ней жанр и тему произведения.
(Это рассказ о животных)
- Каких вы знаете авторов, которые писали о животных?
(На доске демонстрируются портреты знакомых писателей(Михаил Михайлович Пришвин, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Валентинович Бианки, Константин Георгиевич Паустовский. )
Игра «Узнай и назови писателя» Портрет К.Г. Паустовского показывается последним.
Слайд 2
- Кто это? ( Паустовский К.Г.)
-Что вы знаете о писателе?
-Сообщение о К.Г.Паустовском подготовили ребята .
Ученик. (На экране фотографии К.Г. Паустовского,украинская деревня, г.Киев в начале XXв.)
Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском.
Ученик. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.
Ученик. К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Слайд 3
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу,
Слайд 4
где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. (На экране мещерские места, виды г. Тарусу)
3. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы будем продолжать знакомиться с произведением К.Г.Паустовского. Слайд 5
Назовите произведения, которые написал К.Г.Паустовский.
Отгадайте загадку: (ученик)
Острые ушки,
на лапках подушки,
Усы, как щетина, дугою спина,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (Кот)
- Какое произведение вы читали дома? ( Рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»)
Слайд 6 - Подходит ли эта модель к прочитанному произведению? (Да. Это рассказ о животных) -Заполните модель (Дети вписывают автора и название рассказа). Сколько слов в заглавии?
Какое слово первое? (Кот)
Работа над скороговоркой.
- Чтобы четко проговаривать слова, надо иметь хорошую дикцию. В этом нам поможет скороговорка. (На столе лежат скороговорки, проговорите их друг другу).
Выберите от группы 1 человека
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
Кот встречается и в сказках, и в колыбельных, и в стихах . Он является одним из важных животных в жизни человека. С ним связано много пословиц, поговорок, примет.
Игра « Договори » по группам. Составьте предложение и скажите, что это - пословица, поговорка, примета.
- Кошка умывается - гостей намывает. (примета)
- Доброе слово и кошке приятно.( поговорка)
- Не всё коту масленица. пословица
- Чёрная кошка перешла дорогу - ожидай неприятностей (примета)
Работа с текстом произведения. К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Проверка домашнего задания.
Слайд 7
- Какое 2 слово?- (Ворюга)
- Сравните слова: вор, воришка, ворюга.
Кто такой вор? (Берет чужое без спроса)
А воришка? (берет мелкое и редко)
Ворюга? (не перед чем не остановятся и украдет)
Итак: К. Г. Паустовский в своём произведении поведал нам о коте.
Дома вы читали рассказ и делили на части. Перед вами лежит план рассказа с пропусками. На сколько частей разделен текст?
В отчаянии
Неудачная охота
Ловушка
Кот-милиционер
Прочитайте первую часть.
Часть 1. Читайте внимательно, а конце урока узнаем, кто самый внимательный читатель. Чтение учащимися 1 части по абзацам. Беседа по вопросам.
- С чего начинается рассказ? «Мы»-кто это?
От чьего лица ведется рассказ? - Прочитайте первое предложение.
(Мы пришли в отчаяние.)
-Как вы понимаете слово отчаяние?
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
-Есть ли от чего приходить в отчаяние?
-Зачитайте, какие проделки совершал кот. -Как выглядел кот? -Почему кот таким стал? -Как относится к коту рассказчик?
Здесь слово «ворюга» кличка или характеристика?
Почему кот получил такую кличку?
Может ли до отчаяния довести воришка? -Почему вы улыбались, читая рассказ? ( Добрый юмор К.Паустовского) Появляются новые герои . Кто они? -«Примчались, запыхавшись»- сравнить прибежали. «Пронёсся, приседая», - о ком это? Расскажите. - Прорва. Что это? Почему она могла получить такое название? (Весной вода прорывала дамбу и могла затапливать поселок - «Вздуть за бандитские проделки» - объясните.
Что такое подполье? Слайд 8
Что такое кукан?
Какие слова можно подписать по картинкой? Слайд 9 (Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб)
Слайд 10 Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота)
Какая главная мысль этой части? (автора довели до отчаяния)
Как можно озаглавить 1 часть? (В отчаянии)
-Запишите.
- Прочитайте вторую часть про себя
Слайд 11
Найдите слова к рисунку (Кот попался этим же вечером)
Слайд 12 ( Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом)
- О каком доме идет речь? Это красивый дом? Что такое тесовая крыша? - Что такое «босяцкие выходки? ( невоспитанные повадки)
- Удалось ли поймать кота рыбакам? Как можно озаглавить? Озаглавьте. (Дети дают ответы и записывают название в план) (Неудачная охота)
Третья часть. Прочитайте по цепочке.
- Что такое «лаз» - Слайд 13 ?
Что такое плотица?
-Шиворот? Слайд 17
-Подпалина? Слайд 18
Как вел себя кот в ловушке? Почему он выл и ругался? - Кто такой Ленька? Почему позвали именно его? - Как же удалось поймать кота? - Что такое «мертвая хватка»? - Как выглядел кот? Зачитайте. - Кто такой Рувим? (Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями)
- Кому же доверить жизнь кота? Леньке или Рувиму? Слайд 19
Почему ? (Он понимает, что наказание- кота не исправит и предлагает путь добра) - Что произошло с котом после ужина? Слайд 20 найдите
Выделите главное, озаглавь. (Ловушка)
Физминутка
Слайд 21
У нашего котища
Длинные усищи.
У нашего котища
Острые когтищи.
Моется котище
С каждым днём всё чище,
Отмывая мордочку
От остатков пищи.
Вечером охотиться
В чулане за мышами.
И играет в ладушки
С пушистыми котами.
Часть 4
Сядьте поудобнее и послушайте продолжение, а ребята покажут небольшую сценку - Какое важное событие произошло? Что значит «прижился»? - Что значит «дрожа от негодования», «с победным криком»? - Что случилось с курами? Что значит «с отчаянным воплем»? - Найдите описание петуха. Почему его так прозвали?
Что такое припадок? (Припадок- внезапное или обычное повторяющееся проявление какой-нибудь болезни . потеря сознания, судороги) - Как вел себя кот? Как чувствовал себя кот?
Что же побудило кота на столь внезапное благородство? ( платит добром за добро, его накормили, пытались перевоспитать.)
- Почему Ворюгу переименовали в Милиционера? Подходит ли коту его кличка? Что делают милиционеры? выдели главное, озаглавь.
- Как назвали заключительную часть? Прочитайте. (Кот- Милиционер)
-Прочитайте составленный план. – Произошли ли изменения в характере кота? С чем они связаны?
Д. Кот "совершил благородный поступок", тем самым произошло его перерождение в "Милиционера".
Слайд 22
Распределите слова-действия, которые совершал кот, когда он был Ворюгой и когда стал милиционером?
- Произошли ли изменения в характере кота? Что способствовала такому перерождению? ( влияние доброго поступка со стороны людей на перемены в характере кота)
Тест по группам «Самый внимательный читатель»слайды
Жанр этого произведения:
сказка;
рассказ;
повесть.
От имени кого ведется повествование?
Леньки;
кота;
автора.
Кто главный герой рассказа?
Ленька;
кот;
голенастый петух.
Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
через 2 дня;
через 2 недели;
через неделю.
В кукане жирных окуней было:
5;
10;
7;
Кот полез с колбасой:
на дуб;
на березу;
на тополь.
Поесть давали коту:
сметану ;
рыбу;
молоко;
жареную свинину.
Кот свалился с березы:
как камень;
как футбольный мяч.
Проверка теста.
Итог урока.
-Какова главная мысль рассказа? (Спешите делать добро)
Рефлексия (Слайд 23)
Сегодня на уроке…
Я понял (а), что…
Мне захотелось…
(Надо накормить бездомных животных.
Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.
Жадность и воровство всегда будут наказаны.
«Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни.)
Уч. - Написав это произведение , К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота-милиционера.
«Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». Ю. Мориц « Мы в ответе за тех, кого приручаем». Антуан де Сент-Экзюпери
Домашнее задание. -Придумайте историю «Моя кошачья жизнь».
Тест по группам
«Самый внимательный читатель»
Жанр этого произведения:
сказка;
рассказ;
повесть.
От имени кого ведется повествование?
Леньки;
кота;
автора.
Кто главный герой рассказа?
Ленька;
кот;
голенастый петух.
Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
через 2 дня;
через 2 недели;
через неделю.
В кукане жирных окуней было:
5;
10;
7;
Кот полез с колбасой:
на дуб;
на березу;
на тополь.
Поесть давали коту:
сметану ;
рыбу;
молоко;
жареную свинину.
Кот свалился с березы:
как камень;
как футбольный мяч.
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
Кошка умывается – гостей намывает.
Доброе слово и кошке приятно.
Не всё коту масленица.
Чёрная кошка перешла дорогу - ожидай неприятностей.
У нашего котища
Длинные усищи.
У нашего котища
Острые когтищи.
Моется котище
С каждым днём всё чище,
Отмывая мордочку
От остатков пищи.
Вечером охотиться
В чулане за мышами.
И играет в ладушки
С пушистыми котами.
Исследовательская работа в группах.
Дается задание 4 группам.
1 группа:
Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. 2 группа:
Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?
(Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада. )
3 группа:
Подготовит выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом
-Какое решение оказалось верным?
4 группа:
Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
( Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. стал хозяином и сторожем дома
. – Произошли ли изменения в характере кота? С чем они связаны?
Д. Кот "совершил благородный поступок", тем самым произошло его перерождение в "Милиционера".
-Почему?
7. Моделирование. Выявление главной мысли рассказа. Работа в группах.
- Сравните отношение кота к людям в начале и в конце рассказа. Изменилось ли оно? Что способствовало такому перерождению кота? - Какова же главная мысль рассказа? Запишите её на обратной стороне модели.
3. Повторение. Портрет в художественном произведении
У. Что входит в понятие "портрет"?
По ответам детей составляется алгоритм.
На доске.
III. Исследовательские работы в группах
Учащиеся получают задания по исследованию текста, в ходе которого происходит заполнение таблицы (текст берется до переломного момента: "Кот ждал, зажмурив глаза...").
Группа 1
Внешний вид
"Рыжий кот", "разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста", "дикие глаза", "тощий... огненно-рыжий... с белыми подпалинками на животе".
Группа 2
"Обворовывал", "ловко прятался", "воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб", "разрыл жестяную банку с червями", "протащил кукан с окунями", "уронил колбасу", "решился на отчаянный поступок", "украл кусок ливерной колбасы", "грозно выл", "отчаянно упирался".
Учитель просит каждую группу учащихся дать оценку, какие чувства вызвало такое описание, и охарактеризовать кота по данному описанию. Далее каждая группа делает выводы.
Группа 1. Видно, что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, блудит, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.
Группа 2. Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали, что это делает хулиган-мальчишка, то есть налицо явное "очеловечивание". Нам кот понравится: он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет.
Группа 3. Кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из "голодного положения".