kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Э. Успенский «Чебурашка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 урока: « Э. Успенский «Чебурашка».

Цель урока:  ознакомить  детей  с  творчеством  Э.Н.Успенского;

Задачи урока:

совершенствовать  навыки выразительного  чтения наизусть;

развивать  умение  работы  с текстом  по выбору  нужной  информации, умение  работы  с тестовыми заданиями;

развивать и совершенствовать  умения отвечать  на  поставленные  вопросы  по  прочитанному  материалу;

расширить  читательский  кругозор;

проводить исследовательскую работу;

 развивать память, внимание, мышление, творчество;

воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности:  индивидуальная, фронтальная, групповая(в парах).

Средство обучения: компьютер, проектор, выставка рисунков,

выставка книг, игрушки Чебурашки, билеты,  лучики, маски, призы.

Учебник:  «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

УМК: Школа России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Тема: Э. Успенский «Чебурашка». »

Тема урока: « Э. Успенский «Чебурашка».

Цель урока: ознакомить детей с творчеством Э.Н.Успенского;

Задачи урока:

совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть;

развивать умение работы с текстом по выбору нужной информации, умение работы с тестовыми заданиями;

развивать и совершенствовать умения отвечать на поставленные вопросы по прочитанному материалу;

расширить читательский кругозор;

проводить исследовательскую работу;

развивать память, внимание, мышление, творчество;

воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая(в парах).

Средство обучения: компьютер, проектор, выставка рисунков,

выставка книг, игрушки Чебурашки, билеты, лучики, маски, призы.

Учебник: «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

УМК: Школа России.















  1. Организационный момент.

На берегу. Большой реки. Пчела ужалила. Медведя прямо в нос. Йо-хо-хо! Вскричал медведь. Сел на пенёк. И начал петь. Землю обмотали. Тоненькие нити. Нити параллелей. И глубоких рек. Совершите чудо. Руку протяните. Надо, чтобы в сказку верил каждый человек.



Ребята, а на уроке литературы, как нельзя лучше и воспитывается интерес к книге, чтению и вера в чудеса.



Девиз: «Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло»



  1. Проверка домашнего задания.

Кто написал книгу «Винн-Пух и все-все-все»? (Алан Милн)

Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Борис Заходер)

Когда и где родился Б.Заходер? (В Молдавии в 1918 году)

Какой был псевдоним у поэта? (Борис Вест)

В каких журналах печатали его стихи? («Затейник», «Мурзилка»)

Основная тема детской поэзии? (Мир животных)

В историю детской литературы Заходер вошел не только как поэт, но и как? (Переводчик)

Когда и где умер детский поэт? (В 2000 году в Москве)

Хором чтение стихотворения «Товарищам детям»

Обычно  от вас это держат  в секрете,  а я не скрываю, 
Товарищи дети:  хочу, чтобы вы,  дорогие читатели, 
Недаром  за чтением время потратили. 
Хочу,  признаюсь откровенно и честно, 
Чтоб книжку  вам было читать  интересно. 

А если захочется вам  посмеяться, 
То этого тоже  не надо бояться: 
Ведь если смеются  товарищи дети, 
Становится сразу  светлее на свете!

С каким героем Бориса Заходера мы сегодня встретимся в начале урока? (С Винни - Пухом)

Что вы приготовили от имени Винни - Пуха? (Песенки: Ворчалки, Шумелки, Сопелки, Пыхтелки).

Как будем работать с ними? (Читать наизусть)

Приготовьтесь оценивать работу товарищей. (У детей есть карточки оценки «5», «4», «3») – дети рассказывают наизусть песенки Вини - Пуха, которые выбрали в учебнике литературного чтения или сказке А. Милна.

  1. Физминутка для глаз про Винни-Пуха.

  2. Тема урока и постановка цели.

(Выходит «Чебурашка» и исполняет песню)

Я был когда-то странной игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подойдёт.
Теперь я –Чебурашка, мне каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подаёт.
При встрече сразу лапу подаёт.

Мне не везло сначала и даже так бывало
Ко мне на день рожденья никто не приходил.
Теперь я вместе с Геной, он необыкновенный,
Он самый лучший в мире крокодил.

Теперь я вместе с Геной, он необыкновенный,
Он самый лучший в мире крокодил!


Ребята, я думаю вы все узнали этого замечательного героя.

Он дружок зверям и детям, он – живое существо.

Но таких на белом свете больше нет ни одного!

Потому что он – ни птица, ни котенок, ни щенок,

Ни волчонок, ни сурок.

Но заснята для кино и известна всем давно

Эта милая мордашка и зовется… Чебурашка!

Чебурашка:  Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Я очень рад видеть всех вас. Но пришёл я не с пустыми руками. Вот в этом волшебном чемоданчике сюрпризы для вас. (Чемоданчик отдаёт учителю, что-то шепчет ему на ухо. Раздаёт билеты детям.) Я приглашаю всех вас в увлекательное путешествие по моей стране, которую придумал Эдуард Успенский. Желаю вам приятного путешествия, а я побежал, меня ждут мои друзья.

— Ребята, да здесь гостинцы от Чебурашки. Но я вам раскрою секрет, он шепнул мне на ушко, что получат их только те ребята, кто будут на уроке хорошо работать.

- Ребята, какова же тема нашего урока? (Познакомиться с произведением Э. Успенского «Чебурашка»)

А вот откуда этот зверёк, где он живёт, почему у него такое название мы не знаем. Значит какую цель мы ставим перед собой?

( Исследовать происхождение неизвестного зверька Чебурашка)

-Сядьте удобно. Закройте глаза. (Звучит фонограмма звуков скорого поезда).

Можете открыть глаза. Мы с вами стали пассажирами вот этого замечательного поезда. А путешествие начнём со станции Э.Успенского.

V. Знакомство с биографией Э. Успенского.

Э.Н.Успенский родился 22 декабря 1937 года в Московской области. Он жив и по сей день. В этом году в декабре ему исполнится 75 лет. Но, не смотря на возраст, Успенский продолжает работать. Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет учиться на «5». Наступал понедельник, случались какие-то дела и…двойки появлялись снова. Выручил случай. Однажды, спрыгнув с крыши он сломал ногу и попал в больницу. Эдик попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да так упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером.3 года он проработал по специальности, а потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Э.Н. работал в пионерском лагере вожатым, читал книги и когда книжки интересные закончились, ему пришлось сочинять самому. Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.

-Давайте вспомним самые известные и любимые его произведения.

( «Трое из Простоквашино», « Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису»)

В детстве у него было 3 любимых игрушки: крокодил Гена, кукла Галя, плюшевая игрушка с большими ушами, хвостом пуговкой, в общем не поймешь- не то заяц, не то собака.

В 1966 году эти игрушки стали главными героями знаменитого произведения « Крокодил Гена и его друзья»

В этом произведении свою плюшевую игрушку Э.Н. назвал «Чебурашка» .

Следующая наша станция –«Произведение «Чебурашка»

VI. Первичное чтение.

VII. Словарная работа.

Станция «Непонятные слова»

Каюта-помещение на корабле.

Уцененные товары- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.

Тропический лес- наиболее жаркое место на земном шаре.

Бракованный- испорченный.

Взять под мышку-

Речевая разминка

Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать!

Мы будем выговаривать!

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно!

-Читайте по слогам, затем целым словом.

Тропическом, гиппопотам, отправился, апельсинами, передвигаться, путешествие, неизвестным, собственного.

-Читайте целыми словами.

Фрукт-фруктовый. Груз-погрузили. Брак-бракованную. Зверь- зверёк, звериный. Город-городской.

VIII. «Физминутка».

Станция «Отдых»

А теперь мы отдохнем немного.

-Мы теперь не только второклашки,
Мы теперь все Чебурашки.

IX. Проверка понимания и смысла текста.

Станция « Вспоминай-ка»

Вспомните содержание прочитанного.

-Кто является главным героем отрывка? (Чебурашка).

Почему у главного героя такое странное имя?

Где жил Чебурашка?

Как он попал в ящик с апельсинами?

Как он оказался в магазине?

Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

Как оказался в магазине уценённых товаров?

Какую работу предложили Чебурашке?

Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте).

К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)?

Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.)

-Как вы думаете к какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или повесть – сказка?



Скажите , какими качествами обладает Чебурашка? (На доске прикрепляются таблички – лучики « добрый», «мягкий», «застенчивый», «робкий», «заботливый»).

Станция « Работа с текстом»

Определите место нахождения Чебурашки (работа с текстом)

1.Так вот и наш зверёк: он никогда не задумывался над тем, как его зовут, а просто жил себе да жил в…(далёком тропическом лесу).

2. Не долго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. (В ящик с апельсинами).

3. Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались ( во фруктовом магазине очень большого города).

4. Директору пришлось взять Чебурашку под мышку и отнести его в (главный городской зоопарк).

5.Тогда директор снова взял Чебурашку под мышку и пошёл к своему дальнему родственнику, тоже директору магазина. (В этом магазине продавали уценённые товары.)

6. Это и будет твой дом! (Директор показал Чебурашке старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин).

Станция «Памятная»

Памятник Чебурашке – герою сказки Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Установлен в г. Елабуга (старинный город на Каме) в 2003 г. Авторы: московские скульпторы Александр Головачев и Владимир Демченко .

Трехметровая скульптурная группа, изображающая известных литературных и мультипликационных героев, изготовлена из чугуна и украшает собой детский парк "Чебурашка". Россия, г. Раменское. Садово-парковая скульптура «Чебурашка и его друзья». Памятники Чебурашке, Крокодилу Гене и Шапокляк размером в рост ребенка. Скульптор Олег Ершов.



Чебурашка является символом Российской сборной на олимпийских играх. Он был под цвет флага: красным, белым, а потом синим.

X. Исследовательская работа.

Станция «Исследование»

Тема: « Чебурашка неизвестный науке зверь?»
Цель исследования: поиск информации о происхождении названия Чебурашка - литературного героя повести – сказки Э.Н. Успенского « Крокодил Гена и его друзья».

Объект исследования: литературный герой Чебурашка

Предмет исследования: происхождение названия литературного героя – Чебурашка.

Гипотеза: работа со словарём, знакомство с литературным произведением, поиск необходимой информации в Интернете помогут узнать о происхождении интересных слов.

Задача исследования: 1.Работа со словарём и выделение необходимой информации.

2.Знакомство с литературным произведением.

3.Поиск информации в СМИ по интересующему вопросу.

Методы исследования: сбор и анализ необходимой информации из разных источников


1.Чебурашка – изобретение очень популярного детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского. Он не только придумал своего забавного ушастого зверька, но и дал ему интересное имя.

 2. Мы решили выяснить, каково происхождение этого названия – Чебурашка.

3. Обращаясь к «Толковому словарю» В.И. Даля, мы узнали, что история происхождения этого слова непосредственно связана  с Волгой, с городом Нижний Новгород. Нижнегородцы издавна называли Чебурашкой привычного всем ваньку- встаньку. Это была игрушка такая.

  4. Подтверждение этой информации мы нашли в книге Э. Н. Успенского «Крокодил Гена  и его друзья». Автор пишет: «Продавцы вытащили Чебурашку из его каюты и посадили на стол… Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел –

чебурахнулся снова. На пол.

-   Фу- ты, Чебурашка какой!- Сказал про него директор магазина. –

Совсем не может сидеть на месте!

Так наш зверёк и узнал, что его имя ЧЕБУРАШКА!»

   5.  Об обстоятельствах происхождения названия своего героя рассказал Э.Н.Успенский в газете « Комсомольская правда» от 21 октября 2006 года. Мне было интересно об этом узнать.

 -  Много лет назад я пришёл в гости к другу. Передо мной появилась его трёхлетняя дочка в шубке… Нарядилась в обновку и тут же , сделав шаг, упала. А папа и говорит:   « Ну вот, чебурахнулась!»    Слово запало мне в душу, а когда появился ушастый герой, я тут же дал ему имя - Чебурашка.

6. В словаре Ожегова слово чебурахнуться-упасть или удариться с шумом.

Вывод: выполнив работу, мы узнали о происхождении названия любимого литературного героя – Чебурашки.

Результаты исследования подтвердили верность гипотезы:

работа со словарём, знакомство с литературными произведениями, поиск необходимой информации в СМИ помогут объяснить значение интересных слов.

Рузультат: выяснили откуда произошло имя - Чебурашка



XI. Самоконтроль.

Станция «Тестирование»

XII. Творческая работа.

Станция «Поэтическая» (на билетах)

Симпатичная мордашка

И зовусь я Чебурашка...

-Приготовила я вам волшебный почтовый конверт. Письмо, опущенное в него, попадет в сказочный город Чебурашки. Давайте все стихи сложим в него и отправим нашему герою.

Станция « День книги»

Ребята, как вы понимаете смысл высказывания «Испокон века - книга растит человека?» Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить. Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.

Но не забывайте о бережном и аккуратном отношении к книгам. Книги любят все. Поэтому 23 апреля- Всемирный день книги.

XIII. Домашнее задание.

Станция «Моё задание»

А кто может назвать друзей Чебурашки? (Гена - крокодил, Анюта -жираф, Галя - девочка, Тобик - пес, Маруся - отличница, Чандр - лев).

С ними произошло очень много интересных историй. Но была в этом произведении старушка, которая все время вредила и мешала. Как ее зовут?

Если вы хотите узнать о следующих приключениях Чебурашки, то возьмите в библиотеке книги и познакомьтесь с этим произведением.

А домашним заданием будет исследовательская работа. Попробуйте найти как можно больше информации на тему: «Кто такая Шапокляк?»

XIV. Итог урока.

Станция «Итоговая»

С произведением какого же автора мы познакомились?

Назовите основную мысль произведения. О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному, хорошо, когда рядом есть верные друзья).

- Какая же пословица подойдет к нашему тексту:

“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”,

“Нет друга - ищи, а нашел - береги”, (ответы).

Учитель: дружбой надо дорожить.

-Наше путешествие подходит к концу. Крокодил Гена с Чебурашкой расположились на крыше нашего поезда. Вспомните, как называется песня, которую они исполняли. Правильно, «Голубой вагон». Давайте её исполним.

Ребята, я совсем забыла про чемоданчик Чебурашки. Он приготовил вам угощение. Как вы думаете, что в сумке? (угощение апельсинами)



























Происхождение имён главных героев повестей-сказок Э.Н. Успенского

Итак, в повести-сказке «Крокодил Гена и его друзья» можно выделить три основных персонажа: крокодил Гена, старуха Шапокляк и Чебурашка. Рассмотрим происхождение и значение данных имён:

Крокодил Гена

Имя Гена имеет древнегреческое происхождение и переводится как «родовитый», «благородного происхождения». Действительно, крокодил Гена в повести-сказке Э.Н. Успенского весьма подходит под данное определение. Ведь он ходит на задних лапах, носит костюм, шляпу и трость, курит трубку и ежедневно ходит в зоопарк, где работает крокодилом (характерный пример сдержанного юмора Э. Успенского). Табличка над его местом работы гласит: «Африканский крокодил Гена. Возраст пятьдесят лет. Кормить и гладить разрешается». Интересно, что реальным прототипом крокодила Гены, по словам самого автора, является композитор Ян Френкель.

Старуха Шапокляк

Фамилия Шапокляк имеет французское происхождение и переводится как chapeau claque – мужской головной убор, разновидность цилиндра. Особенностью данного головного убора является то, что его можно было складывать. Первый шапокляк был изготовлен в Париже в 1830-х гг. Расположенный внутри цилиндра, механизм позволял складывать его в вертикальном направлении. В помещении шапокляк носили сложенным, подмышкой. До 1914 г. эта шляпа была, в основном, принадлежностью бального туалета. После Первой мировой войны шапокляк вышел из употребления.

Старуха Шапокляк названа в честь данного старомодного головного убора. В повести-сказке она является главным антагонистом Чебурашки и крокодила Гены. Согласно произведению, её основное занятие – «собирать злы». Жизненным прототипом старухи Шапокляк, по словам Эдуарда Успенского, является его первая жена, «довольно вредная гражданка», с которой он прожил восемнадцать лет.













Чебурашка

Согласно тексту Успенского, Чебурашкой главный герой был назван за то, что, пережив неудобное путешествие в ящике с апельсинами, постоянно норовил «чебурахнуться», то есть упасть. Так это описано в книге «Крокодил Гена и его друзья».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «чебурахнуться» толкуется как «упасть», «грохнуться», «растянуться», а слово «чебурашка», определяется им в различных диалектах как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги».

Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебурахнуть» образовано от слов чубурок, чапурок, чебурах – «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения. Другое родственное слово – «чебырка», что означает «плетка, на конце которого шарик на волосе».

Сам Успенский называет две причины происхождения имени и героя Чебурашки. По одной из версий (официально прописанной в книжках про Чебурашку, но впоследствии опровергнутой писателем, как сотворённой специально для детей): в детстве у писателя была бракованная игрушка. Не то медвежонок, не то заяц, с большими ушами. Он и называл его Чебурашкой.

На самом же деле, по словам самого Успенского, дело обстояло следующим образом: «Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу, Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» – это значить «упасть». Так и появилось имя моего героя».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Э. Успенский «Чебурашка».

Автор: Головина Лариса Анатольевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока литературного чтения по теме: Э.Успенский. Чебурашка "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-e-uspienskii-chieburashka"
    ["file_id"] => string(6) "124757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414779022"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по теме "Образы сказочных героев. Э. Успенский "Чебурашка". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obrazy-skazochnykh-ghieroiev-e-uspienskii-chieburashka"
    ["file_id"] => string(6) "101330"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413955"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока литерратурного чтения на тему: Э.Н.Успенский "Чебурашка""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokalitierraturnoghochtieniianatiemuenuspienskiichieburashka"
    ["file_id"] => string(6) "323189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461774754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока по теме"Двойные согласные" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dvoinyie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "113271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409759933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства