На берегу. Большой реки. Пчела ужалила. Медведя прямо в нос. Йо-хо-хо! Вскричал медведь. Сел на пенёк. И начал петь. Землю обмотали. Тоненькие нити. Нити параллелей. И глубоких рек. Совершите чудо. Руку протяните. Надо, чтобы в сказку верил каждый человек.
Ребята, а на уроке литературы, как нельзя лучше и воспитывается интерес к книге, чтению и вера в чудеса.
Девиз: «Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло»
Проверка домашнего задания.
Кто написал книгу «Винн-Пух и все-все-все»? (Алан Милн)
Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Борис Заходер)
Когда и где родился Б.Заходер? (В Молдавии в 1918 году)
Какой был псевдоним у поэта? (Борис Вест)
В каких журналах печатали его стихи? («Затейник», «Мурзилка»)
Основная тема детской поэзии? (Мир животных)
В историю детской литературы Заходер вошел не только как поэт, но и как? (Переводчик)
Когда и где умер детский поэт? (В 2000 году в Москве)
Хором чтение стихотворения «Товарищам детям»
Обычно от вас это держат в секрете, а я не скрываю, Товарищи дети: хочу, чтобы вы, дорогие читатели, Недаром за чтением время потратили. Хочу, признаюсь откровенно и честно, Чтоб книжку вам было читать интересно.
А если захочется вам посмеяться, То этого тоже не надо бояться: Ведь если смеются товарищи дети, Становится сразу светлее на свете!
С каким героем Бориса Заходера мы сегодня встретимся в начале урока? (С Винни - Пухом)
Что вы приготовили от имени Винни - Пуха? (Песенки: Ворчалки, Шумелки, Сопелки, Пыхтелки).
Как будем работать с ними? (Читать наизусть)
Приготовьтесь оценивать работу товарищей. (У детей есть карточки оценки «5», «4», «3») – дети рассказывают наизусть песенки Вини - Пуха, которые выбрали в учебнике литературного чтения или сказке А. Милна.
Физминутка для глаз про Винни-Пуха.
Тема урока и постановка цели.
(Выходит «Чебурашка» и исполняет песню)
Я был когда-то странной игрушкой безымянной, К которой в магазине никто не подойдёт. Теперь я –Чебурашка, мне каждая дворняжка При встрече сразу лапу подаёт. При встрече сразу лапу подаёт.
Мне не везло сначала и даже так бывало Ко мне на день рожденья никто не приходил. Теперь я вместе с Геной, он необыкновенный, Он самый лучший в мире крокодил.
Теперь я вместе с Геной, он необыкновенный, Он самый лучший в мире крокодил!
Ребята, я думаю вы все узнали этого замечательного героя.
Он дружок зверям и детям, он – живое существо.
Но таких на белом свете больше нет ни одного!
Потому что он – ни птица, ни котенок, ни щенок,
Ни волчонок, ни сурок.
Но заснята для кино и известна всем давно
Эта милая мордашка и зовется… Чебурашка!
Чебурашка: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Я очень рад видеть всех вас. Но пришёл я не с пустыми руками. Вот в этом волшебном чемоданчике сюрпризы для вас. (Чемоданчик отдаёт учителю, что-то шепчет ему на ухо. Раздаёт билеты детям.) Я приглашаю всех вас в увлекательное путешествие по моей стране, которую придумал Эдуард Успенский. Желаю вам приятного путешествия, а я побежал, меня ждут мои друзья.
— Ребята, да здесь гостинцы от Чебурашки. Но я вам раскрою секрет, он шепнул мне на ушко, что получат их только те ребята, кто будут на уроке хорошо работать.
- Ребята, какова же тема нашего урока? (Познакомиться с произведением Э. Успенского «Чебурашка»)
А вот откуда этот зверёк, где он живёт, почему у него такое название мы не знаем. Значит какую цель мы ставим перед собой?
( Исследовать происхождение неизвестного зверька Чебурашка)
Можете открыть глаза. Мы с вами стали пассажирами вот этого замечательного поезда. А путешествие начнём со станции Э.Успенского.
V. Знакомство с биографией Э. Успенского.
Э.Н.Успенский родился 22 декабря 1937 года в Московской области. Он жив и по сей день. В этом году в декабре ему исполнится 75 лет. Но, не смотря на возраст, Успенский продолжает работать. Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет учиться на «5». Наступал понедельник, случались какие-то дела и…двойки появлялись снова. Выручил случай. Однажды, спрыгнув с крыши он сломал ногу и попал в больницу. Эдик попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да так упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером.3 года он проработал по специальности, а потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Э.Н. работал в пионерском лагере вожатым, читал книги и когда книжки интересные закончились, ему пришлось сочинять самому. Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.
-Давайте вспомним самые известные и любимые его произведения.
( «Трое из Простоквашино», « Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису»)
В детстве у него было 3 любимых игрушки: крокодил Гена, кукла Галя, плюшевая игрушка с большими ушами, хвостом пуговкой, в общем не поймешь- не то заяц, не то собака.
В 1966 году эти игрушки стали главными героями знаменитого произведения « Крокодил Гена и его друзья»
В этом произведении свою плюшевую игрушку Э.Н. назвал «Чебурашка» .
Следующая наша станция –«Произведение «Чебурашка»
VI. Первичное чтение.
VII. Словарная работа.
Станция «Непонятные слова»
Каюта-помещение на корабле.
Уцененные товары- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.
Тропический лес- наиболее жаркое место на земном шаре.
-Мы теперь не только второклашки, Мы теперь все Чебурашки.
IX. Проверка понимания и смысла текста.
Станция « Вспоминай-ка»
Вспомните содержание прочитанного.
-Кто является главным героем отрывка? (Чебурашка).
Почему у главного героя такое странное имя?
Где жил Чебурашка?
Как он попал в ящик с апельсинами?
Как он оказался в магазине?
Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
Как оказался в магазине уценённых товаров?
Какую работу предложили Чебурашке?
Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте).
К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)?
Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.)
-Как вы думаете к какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или повесть – сказка?
Скажите , какими качествами обладает Чебурашка? (На доске прикрепляются таблички – лучики « добрый», «мягкий», «застенчивый», «робкий», «заботливый»).
Станция « Работа с текстом»
Определите место нахождения Чебурашки (работа с текстом)
1.Так вот и наш зверёк: он никогда не задумывался над тем, как его зовут, а просто жил себе да жил в…(далёком тропическом лесу).
2. Не долго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. (В ящик с апельсинами).
3. Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались ( во фруктовом магазине очень большого города).
4. Директору пришлось взять Чебурашку под мышку и отнести его в (главный городской зоопарк).
5.Тогда директор снова взял Чебурашку под мышку и пошёл к своему дальнему родственнику, тоже директору магазина. (В этом магазине продавали уценённые товары.)
6. Это и будет твой дом! (Директор показал Чебурашке старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин).
Станция «Памятная»
Памятник Чебурашке – герою сказки Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Установлен в г. Елабуга (старинный город на Каме) в 2003 г. Авторы: московские скульпторы Александр Головачев и Владимир Демченко .
Трехметровая скульптурная группа, изображающая известных литературных и мультипликационных героев, изготовлена из чугуна и украшает собой детский парк "Чебурашка". Россия, г. Раменское. Садово-парковая скульптура «Чебурашка и его друзья». Памятники Чебурашке, Крокодилу Гене и Шапокляк размером в рост ребенка. Скульптор Олег Ершов.
Чебурашка является символом Российской сборной на олимпийских играх. Он был под цвет флага: красным, белым, а потом синим.
X. Исследовательская работа.
Станция «Исследование»
Тема: « Чебурашка неизвестный науке зверь?» Цель исследования: поиск информации о происхождении названия Чебурашка - литературного героя повести – сказки Э.Н. Успенского « Крокодил Гена и его друзья».
Объект исследования: литературный герой Чебурашка
Предмет исследования: происхождение названия литературного героя – Чебурашка.
Гипотеза:работа со словарём, знакомство с литературным произведением, поиск необходимой информации в Интернете помогут узнать о происхождении интересных слов.
Задача исследования: 1.Работа со словарём и выделение необходимой информации.
2.Знакомство с литературным произведением.
3.Поиск информации в СМИ по интересующему вопросу.
Методы исследования: сбор и анализ необходимой информации из разных источников
1.Чебурашка – изобретение очень популярного детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского. Он не только придумал своего забавного ушастого зверька, но и дал ему интересное имя.
2. Мы решили выяснить, каково происхождение этого названия – Чебурашка.
3. Обращаясь к «Толковому словарю» В.И. Даля, мы узнали, что история происхождения этого слова непосредственно связана с Волгой, с городом Нижний Новгород. Нижнегородцы издавна называли Чебурашкой привычного всем ваньку- встаньку. Это была игрушка такая.
4. Подтверждение этой информации мы нашли в книге Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Автор пишет: «Продавцы вытащили Чебурашку из его каюты и посадили на стол… Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел –
чебурахнулся снова. На пол.
- Фу- ты, Чебурашка какой!- Сказал про него директор магазина. –
Совсем не может сидеть на месте!
Так наш зверёк и узнал, что его имя ЧЕБУРАШКА!»
5. Об обстоятельствах происхождения названия своего героя рассказал Э.Н.Успенский в газете « Комсомольская правда» от 21 октября 2006 года. Мне было интересно об этом узнать.
- Много лет назад я пришёл в гости к другу. Передо мной появилась его трёхлетняя дочка в шубке… Нарядилась в обновку и тут же , сделав шаг, упала. А папа и говорит: « Ну вот, чебурахнулась!» Слово запало мне в душу, а когда появился ушастый герой, я тут же дал ему имя - Чебурашка.
6. В словаре Ожегова слово чебурахнуться-упасть или удариться с шумом.
Вывод: выполнив работу, мы узнали о происхождении названия любимого литературного героя – Чебурашки.
Результаты исследованияподтвердили верность гипотезы:
работа со словарём, знакомство с литературными произведениями, поиск необходимой информации в СМИ помогут объяснить значение интересных слов.
Рузультат:выяснили откуда произошло имя - Чебурашка
XI. Самоконтроль.
Станция «Тестирование»
XII. Творческая работа.
Станция «Поэтическая» (на билетах)
Симпатичная мордашка
И зовусь я Чебурашка...
-Приготовила я вам волшебный почтовый конверт. Письмо, опущенное в него, попадет в сказочный город Чебурашки. Давайте все стихи сложим в него и отправим нашему герою.
Станция « День книги»
Ребята, как вы понимаете смысл высказывания «Испокон века - книга растит человека?» Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить. Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.
Но не забывайте о бережном и аккуратном отношении к книгам. Книги любят все. Поэтому 23 апреля- Всемирный день книги.
XIII. Домашнее задание.
Станция «Моё задание»
А кто может назвать друзей Чебурашки? (Гена - крокодил, Анюта -жираф, Галя - девочка, Тобик - пес, Маруся - отличница, Чандр - лев).
С ними произошло очень много интересных историй. Но была в этом произведении старушка, которая все время вредила и мешала. Как ее зовут?
Если вы хотите узнать о следующих приключениях Чебурашки, то возьмите в библиотеке книги и познакомьтесь с этим произведением.
А домашним заданием будет исследовательская работа. Попробуйте найти как можно больше информации на тему: «Кто такая Шапокляк?»
XIV. Итог урока.
Станция «Итоговая»
С произведением какого же автора мы познакомились?
Назовите основную мысль произведения. О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному, хорошо, когда рядом есть верные друзья).
- Какая же пословица подойдет к нашему тексту:
“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”,
“Нет друга - ищи, а нашел - береги”, (ответы).
Учитель: дружбой надо дорожить.
-Наше путешествие подходит к концу. Крокодил Гена с Чебурашкой расположились на крыше нашего поезда. Вспомните, как называется песня, которую они исполняли. Правильно, «Голубой вагон». Давайте её исполним.
Ребята, я совсем забыла про чемоданчик Чебурашки. Он приготовил вам угощение. Как вы думаете, что в сумке? (угощение апельсинами)
Происхождение имён главных героев повестей-сказок Э.Н. Успенского
Итак, в повести-сказке «Крокодил Гена и его друзья» можно выделить три основных персонажа: крокодил Гена, старуха Шапокляк и Чебурашка. Рассмотрим происхождение и значение данных имён:
Крокодил Гена
Имя Гена имеет древнегреческое происхождение и переводится как «родовитый», «благородного происхождения». Действительно, крокодил Гена в повести-сказке Э.Н. Успенского весьма подходит под данное определение. Ведь он ходит на задних лапах, носит костюм, шляпу и трость, курит трубку и ежедневно ходит в зоопарк, где работает крокодилом (характерный пример сдержанного юмора Э. Успенского). Табличка над его местом работы гласит: «Африканский крокодил Гена. Возраст пятьдесят лет. Кормить и гладить разрешается». Интересно, что реальным прототипом крокодила Гены, по словам самого автора, является композитор Ян Френкель.
Старуха Шапокляк
Фамилия Шапокляк имеет французское происхождение и переводится как chapeau claque – мужской головной убор, разновидность цилиндра. Особенностью данного головного убора является то, что его можно было складывать. Первый шапокляк был изготовлен в Париже в 1830-х гг. Расположенный внутри цилиндра, механизм позволял складывать его в вертикальном направлении. В помещении шапокляк носили сложенным, подмышкой. До 1914 г. эта шляпа была, в основном, принадлежностью бального туалета. После Первой мировой войны шапокляк вышел из употребления.
Старуха Шапокляк названа в честь данного старомодного головного убора. В повести-сказке она является главным антагонистом Чебурашки и крокодила Гены. Согласно произведению, её основное занятие – «собирать злы». Жизненным прототипом старухи Шапокляк, по словам Эдуарда Успенского, является его первая жена, «довольно вредная гражданка», с которой он прожил восемнадцать лет.
Чебурашка
Согласно тексту Успенского, Чебурашкой главный герой был назван за то, что, пережив неудобное путешествие в ящике с апельсинами, постоянно норовил «чебурахнуться», то есть упасть. Так это описано в книге «Крокодил Гена и его друзья».
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «чебурахнуться» толкуется как «упасть», «грохнуться», «растянуться», а слово «чебурашка», определяется им в различных диалектах как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги».
Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебурахнуть» образовано от слов чубурок, чапурок, чебурах – «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения. Другое родственное слово – «чебырка», что означает «плетка, на конце которого шарик на волосе».
Сам Успенский называет две причины происхождения имени и героя Чебурашки. По одной из версий (официально прописанной в книжках про Чебурашку, но впоследствии опровергнутой писателем, как сотворённой специально для детей): в детстве у писателя была бракованная игрушка. Не то медвежонок, не то заяц, с большими ушами. Он и называл его Чебурашкой.
На самом же деле, по словам самого Успенского, дело обстояло следующим образом: «Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу, Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» – это значить «упасть». Так и появилось имя моего героя».