№ | Этап урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Дидактический материал урока |
1. | Организационный | Приветствуют учителя | Приветствует учеников | |
2. | Мотивация | Отвечают на вопросы Слушают | Задает вопросы Слово учителя | Ребята, когда вы приходите в школу первого сентября, о чем вы говорите между собой? Какое первое сочинение на свободную тему просит вас написать учитель русского языка? Основой рассказа, о котором будет сегодня идти речь на уроке, является сочинение, которое учитель русского языка и литературы попросил написать Виктора (тогда – Витю) Астафьева. Возможно, среди вас есть будущие писатели, которые на основе своих летних впечатлений тоже напишут рассказы для детей. |
3. | Определение цели урока. Постановка цели урока. | Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют, формулируют тему, цель урока. | Задает наводящие вопросы, помогающие учащимся сформулировать тему, цель, задачи урока. | Ребята, дома вы прочитали рассказ «Васюткино озеро». О чем этот рассказ? Молодцы. Итак, тема нашего урока… А какая цель может быть поставлена в связи с темой урока? Какие задачи мы должны с вами решить на этом уроке, чтобы достичь поставленной цели? |
4. | Актуализация опорных знаний Взаимопроверка и взаимооценка | Выполняют тест Обмениваются работами ( с соседом по парте), проверяют по ключу. | Предлагает выполнить тест Предлагает проверить работу | Проверка Д/З Тест на знание текста. |
5. | Изучение нового материала | В рамках реализации индивидуального домашнего задания ученики показывают (рассказывают) презентацию. Остальные слушают, готовятся ответить на вопрос.
| Предлагает посмотреть презентацию, ответить на вопрос после просмотра презентации. | 1.Демонстрация презентации «В. П. Астафьев. Жизнь и творчество». Задание классу: -после просмотра презентации ответить на вопрос: -Какие моменты в биографии писателя запомнились больше всего? |
Выдвигают предположения о значении слов, записывают правильный вариант в тетрадь. |
Прежде чем начать работу с текстом предлагает поработать со словами, значение которых, возможно, не всем понятно | 2.Словарная работа: Автобиографический- Автобиографичный – Затеси- Валежины- Тягун- Ряска- |
Отвечают на вопросы | Предлагает вместе с Васюткой оправиться в тайгу | 3. Беседа по тексту: (базовый) - с какой целью Васютка отправляется в лес? -какой старинный порядок при отправлении в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? |
Ищут реплику в тексте Предполагают, отвечают | Предлагает найти в тексте. Помогает найти правильный ответ | -В рассказе он звучит как афоризм. (повышенный) -Афоризм-это |
| | -почему так настойчиво мать предлагала взять хлеб? -когда Васютка понял, что заблудился? -Как повел себя? -страшно ли было мальчику, какие черты характера героя обнаружились в мальчике? -Почему он пошел на север и как он определил, что идет на север? -сколько дней длились странствия героя? -Что спасло Васютку, помогло выжить? -как встретили пропавшего дед, мать, отец? |
Делят текст на части, озаглавливают каждую, пересказывают. | Предлагает для работы эпизод (со слов Открытие было настолько… до слов Живем» | 4. Обучение пересказу по плану -отрывок из рассказа |
| Динамическая пауза. | Делают разминку | Предлагает пятиклассникам выполнить упражнения для разминки | http://mitia13.narod.ru/deti/fizo.html |
| Закрепление | Составляют памятку: -предлагают варианты - согласуют между собой -записывают вариант | Организует деление класса на группы, регулирует работу групп, по мере необходимости помогает | Игра «Добавь прилагательное» -Васютка- -Лес- |
Работа в группах: Составление памяток 1.Памятка №1 «Если ты заблудился в лесу» 2. Памятка №2 «Советы идущему в лес» |
| Рефлексия | Заполняют таблицу | Предлагает заполнить таблицу | Упражнение “Плюс – минус – интересно”. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Либо информацию, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
| Домашнее задание | Записывают д/з | Объясняет сущность домашнего задания | Базовый: Нарисовать иллюстрацию к рассказу. Повышенный: написать письмо Васютке. |
| Подведение итогов | Подают дневники на выставление отметки | Учитель оценивает деятельность учащихся на уроке, ставит оценки | -чему научил рассказ? Что хотел донести до читателя Астафьев? - Какое название «жив» или «Васюткино озеро» вам больше нравится? Почему? |