kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по чтению "Барсучий нос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по чтению "Барсучий нос", расширит знания о животном- барсуке,  о его отличительных признаках, чем питается и где живет. На уроке ребята  учатся работать с научными, художественными текстами, узнают нужную информацию о животном. Делят рассказ на части, озаглавливают и составляют план и готовятся к пересказу. Составляют диафильм. Работают фронтально, в парах и группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Бпрсучий нос»

Конспект урока по чтению в 3 классе.

Автор: Аманжулова Ирина Юрьевна.



Тема: К. Паустовский «Барсучий нос».

Цели: познакомить с новым произведением К.Паустовского «Барсучий нос» расширить знания о барсуке; развивать умение читать выразительно, сознательно, целыми словами, озаглавливать текст, составлять диафильм по прочитанному рассказу; воспитывать бережное отношение к животным, умение сочувствовать.



Оборудование: потрет К.Паустовского, словарь эпитетов, изображение барсука.



Ход урока

1. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение Ф. Тютчева «Листья».

  • Где необходимо сделать логическое ударение?

  • Что мы выделим этими словами?

  • Какие необходимо сделать паузы?

  • Прочитайте выразительное стихотворение, стараясь
    передать настроение автора.

Творческое задание.

Задание 1 ряду.

  • Какую музыку бы вы сочинили к этому произведению?
    Задание 2 ряду.

  • Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.

Конкурс чтецов. Чтение наизусть. А Фета «Ласточки пропали...»

- Какое стихотворение «Листья» или «Ласточки пропали»
понравилось больше всего и почему?


2. Подготовка к восприятию.

Читай первый раз плавно, по слогам, затем -

целыми словами.

РАЗ-БРЫЗ-ГИ-ВА-Я – РАЗБРЫЗГИВАЯ

НЕ-ГО-ДО-ВА-НИ-Е - НЕГОДОВАНИЕ

ВСПО-ЛО-ШИ-ЛИСЬ - ВСПОЛОШИЛИСЬ

Читай внимательно: путает - пугает

выскакивали - вытаскивали

озадачено - озабочено

сковорода - сковородка блестевшая - блиставшая


Вывешивается портрет К. Паустовского.

  • Какие произведения Паустовского мы уже читали?

  • Что вы узнали из рассказов о самом писателе?

  • На всю жизнь запомнил писатель слова отца:

« Ты испытываешь в жизни много значительного и
интересного, если сам будешь... значительным и
интересным».

  • Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе

Всю свою любовь писатель отдал трем темам: людям, искусству и природе.

Проблемная ситуация.

- Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского, а о каком догадайтесь сами.

Загадка о барсуке:

Роет землю, словно плуг

Скромный труженик…

- Сейчас будете работать в группах и текстами о барсуке.

Работа в группах. Работают с текстами о барсуке.

Текст 1 группе.

Барсук - хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут продольные полосы. Живет он в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, балок, берегов рек и озер.

Очень интересно, найдя норы, следить за жизнью их обитателей.

Лапы барсука похожи на маленькие крепкие лопаты. В случае опасности барсук может быстро зарыться в землю. Когда барсуки роют свои норы, они выгребают землю передними ногами, задними - выталкивают её наружу. Быстро, как машины, роют они норы.

Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.


Текст 2 группе. Рассказ о барсуке . Автор рассказа: Ирис Ревю.


Немногие видели барсука. Происходит это, потому что барсук – большой любитель ночного образа жизни. Барсук – это хищный зверь с острой мордочкой и густой, длинной грубой шерстью.


Он всё время что-то роет-роет… Главным образом — нору. Наиболее благоприятные места для выкапывания нор – склоны песчаных холмов, лесных оврагов, уступов. Нору барсук делает на совесть — глубокую и разветвлённую. Прямо целый подземный город у него получается. В городке он и проводит основную часть дневного времени. Светлое время суток – не для него.


А вот ночью спешит барсук на охоту, ходит-бродит вокруг своей норы, уплетает за обе щёки всё, что ему покажется вкусненьким — насекомых, лягушек, мышей, плоды и коренья растений. Накапливает свой ценный жирок.

Текст 3 группе.

Барсук безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах барсуков теперь почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда. К неволе барсук привыкает трудно, и в зоопарках днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.

Если вам придётся найти в лесу живые барсучьи норы - не трогайте их, не разоряйте и не убивайте полезных и добродушных зверей. Барсук стал в наших лесах очень редким животным. Совсем уничтожить этого зверя нетрудно.



  • Что вы узнали об этом животном?

  • Мы будем читать рассказ об этом жителе леса?



3. Чтение и анализ рассказа К. Паустовского.

Чтение 1 части рассказа учителем.

  • О каких приметах осенней природы рассказывает писатель? Процитируйте.

  • С чем автор сравнивает воду в озере? Почему она черная, как деготь?

  • Озеро глубокое. Черный цвет воды создает ощущение глубокого черного водоёма, соседствуя с «ворохом желтых листьев».

Словарная работа.

Деготь - тёмный смолянистый, жидкий продукт, получаемый путем сухой перегонки дерева, торфа, каменного угля.

Чёлн - выдолбленная из дерева лодка.

  • Почему плотва названа «оловянною»?
    (Плотва и олово серебристого, холодного цвета.)

- Как в литературе назван этот прием? (эпитет)

  • Вспомним, что такое эпитет?

  • Как понимаете, слово «ляскали» в выражении «..щуки ляскали ... зубами»?

  • Как называется этот приём?

(Стучали зубами. Олицетворение: иглы как зубы.)

  • Что такое олицетворение?

  • Какие еще литературные приемы вы увидели?
    (Сравнения: «окуни как японские петухи; с глазами,
    похожими на две маленькие луны»).

- Зачем Паустовский прибегает к использованию
такого количества литературных приёмов?

(Чтобы создать необыкновенно достоверную картину неповторимой русской природы.)

  • Озаглавьте эту часть рассказа. Запись на доске.

  • О чем говорится в 1 части рассказа? (О рыбной ловли).





- Чтение 2 части рассказа «подготовленным
учеником.»

вслух.

  • Какими словами автор характеризует мальчика?

  • Человек-выдумщик - это хорошо или плохо?

  • Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых ... всё замечал и рассказывал»?

- Кто из охотников первым обнаружил у стоянки
присутствие какого-либо зверя?

- О чем говорится во второй части рассказа?
(Описывается стоянка у костра.)
- Озаглавьте 2 часть. (Запись на доске.)

Чтение 3 части «про себя».

  • Почему охотники все время поддерживали огонь в костре?

  • Как отнеслись охотники к барсуку, когда поняли его намерение?

  • Как повели себя обитатели леса и реки, напуганные ночным криком барсука? Как Паустовскому удаётся избежать повторения слова «испугались»?
    (Орали, всполошились, ударила.)

  • О чем говорится в 3 части? ( О том, как барсук обжег свой нос.)

- Озаглавьте эту часть. Запись на доске.


Чтение 4 части рассказа «подготовленным учеником» вслух.

  • Кто первым увидел, что барсук лечил свой нос?

  • Как это характеризует мальчика?

Если бы автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

- О чем интереснее было читать: как барсук обжег нос или как он его лечил?

- О чем говорится в 4 части? (Как барсук лечил свой нос.)

Озаглавьте 4 часть.

- Чтение 5 части рассказа «про себя».

- О чем узнали из заключительной части?
(Встреча с барсуком через год.) Озаглавьте.

Примерный план.

  1. Рыбалка на озере осенью.

  2. Узкий у костра.

  3. Барсук решил поужинать у людей.

  4. Барсук лечит нос.

  5. Встреча через год.


  • Какой вы прочитали рассказ: веселый,
    юмористический, реалистический, грустный?
    Обоснуйте свой ответ.

  • Какая главная мысль рассказа?

Красота природы завораживает и остается в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, понимать её красоту.

4. Домашнее задание. С155-159, используя составленный
план, подготовить краткий пересказ от лица барсука или от
1 лица.

5. Итог урока. Работа в парах. Творческое задание.

  • Составьте устно диафильм по 3 или 4 части рассказа.

  • В каком ключе строить фильм?

  • Каким изобразите главного героя? (Любопытным, отчаянным).

Выступление по желанию.

- С какой целью Паустовский написал рассказ?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по чтению "Барсучий нос"

Автор: Аманжулова Ирина Юрьевна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по чтению по чтению "Барсучий нос" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-chtieniiu-po-chtieniiu-barsuchii-nos"
    ["file_id"] => string(6) "143667"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418568517"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по литературному чтению на тему К. Г. Паустовский "Барсучий нос" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-k-g-paustovskii-barsuchii-nos"
    ["file_id"] => string(6) "111192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407180942"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока литературного чтения К.Г. Паустовский "Барсучий нос""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_k_g_paustovskii_barsuchii_nos"
    ["file_id"] => string(6) "430816"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507094749"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по программе "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-3-klassie-po-proghrammie-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "107376"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403242207"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "260319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства