Урок-конференция «Земля - наш общий дом»
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация «Земля – наш общий дом»
Цели урока: обобщить знания детей по теме «Люби живое»; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока:
Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной».(слайд 1)
- Открытие
В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов: «Вести из леса» (Маша); «Рыбацкий узел» (Тимур); «Почта» (Алсу); «Городские новости» (Аня); «Сельские новости» (Кирилл, Дима, Лиза ) (Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)
II. Выступления участников конференции.
Учитель. Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту..., представителю отдела «Вести из леса».
Корреспондент. «Стая птиц под снегом»
«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да -бух! - сорвался, и в снег по самые уши.(слайд 2)
И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось - целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег.
Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?» (слайд 3)
Учитель. Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке. (Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедий о животных.)
Учитель. Слово для выступления предоставляется корреспонденту..., представителю отдела «Рыбацкий узел».
Корреспондент. Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.(слайд 4)
Речной бобр - крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.(слайд 5)
Ондатра завезена и выпущена в угодьях России в 1927 г. Родина ее - Северная Америка.
Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя; то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями. •
Ондатра дает красивый ценный мех.
Учитель. Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях. (Рассказы детей.) Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.(слайд 6)
«Первыми заметили Пика большие .... (слайд 7)
Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. .
А со дна реки поднялась ... и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда ... скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов».
(Ответ: 1. Белые чайки. 2. Щука. 3. Чайки.)
- Откуда этот отрывок? («Мышонок Пик». В. Бианки.)
- Какая смерть грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил
мальчик; чуть не склевали чайки; чуть не поймала щука; змея;
жулан.)
Учитель. Слово корреспонденту из отдела «Почта».
Корреспондент. Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.(слайд 8)
Жалоба 1
«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».
(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.)
Жалоба 2 (слайд 9)
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».
(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)
Учитель. Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?(слайд 10)
«Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов, А знаете, почему она это делает?
Кукушка - птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.
Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти».
Корреспондент. Я корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика. (слайд 11-15)
На что способны мамочки ради своих детенышей? Да, практически, на все: рьяно защищать от врагов, терпеть неудобства... Но взамен получают искреннюю любовь своих малышей.
-В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами
животных? (В, Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку».
В Астафьев. «Капалуха».) Полюбуйтесь нежностью животных к своему потомству. (слайд 16)
Учитель. А вот корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников.
Мальчик. (слайд 17)
Мотылек, как же так? Целый день ты летал
И совсем не устал? Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом? Расскажи обо всем.
Мотылек. (слайд 18)
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Корреспондент.(слайд 19) Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?
(Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».)
III. Подведение итогов конференции
Учитель.(слайд 20) Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы? О чем заставили задуматься? (Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!)
Ученица. (слайд 21)
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Конференция закачивается песней, которую поют все.(слайд 22)
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробей,
Ля, ля, ля, ля,
Песенкой разбудит.
А царапать и кусать,
Ля, ля, ля, ля,
А царапать и кусать
Вас никто не будет...
Просмотр содержимого документа
«Земля наш общий дом»
Урок-конференция «Земля - наш дом родной»
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация «Земля – наш общий дом»
Цели урока: обобщить знания детей по теме «Люби живое»; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока:
Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной».(слайд 1)
Открытие
В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов: «Вести из леса» (Маша); «Рыбацкий узел» (Тимур); «Почта» (Алсу); «Городские новости»(Аня); «Сельские новости» (Кирилл, Дима, Лиза ) (Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)
II. Выступления участников конференции.
Учитель. Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту..., представителю отдела «Вести из леса».
Корреспондент. «Стая птиц под снегом»
«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да -бух! - сорвался, и в снег по самые уши.(слайд 2)
И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось - целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег.
Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?» (слайд 3)
Учитель. Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке. (Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедий о животных.)
Учитель. Слово для выступления предоставляется корреспонденту..., представителю отдела «Рыбацкий узел».
Корреспондент. Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.(слайд 4)
Речной бобр - крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.(слайд 5)
Ондатра завезена и выпущена в угодьях России в 1927 г. Родина ее - Северная Америка.
Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя; то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями. •
Ондатра дает красивый ценный мех.
Учитель. Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях. (Рассказы детей.) Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.(слайд 6)
«Первыми заметили Пика большие .... (слайд 7)
Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. .
А со дна реки поднялась ... и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда ... скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов».
(Ответ: 1. Белые чайки. 2. Щука. 3. Чайки.)
Учитель. Слово корреспонденту из отдела «Почта».
Корреспондент. Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.(слайд 8)
Жалоба 1
«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».
(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.)
Жалоба 2 (слайд 9)
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».
(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)
Учитель. Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?(слайд 10)
«Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов, А знаете, почему она это делает?
Кукушка - птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.
Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти».
Корреспондент. Я корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика. (слайд 11-15)
На что способны мамочки ради своих детенышей? Да, практически, на все: рьяно защищать от врагов, терпеть неудобства... Но взамен получают искреннюю любовь своих малышей.
-В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами
животных? (В, Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку».
В Астафьев. «Капалуха».) Полюбуйтесьнежностью животных к своему потомству. (слайд 16)
Учитель. А вот корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников.
Мальчик. (слайд 17)
Мотылек, как же так? Целый день ты летал
И совсем не устал? Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом? Расскажи обо всем.
Мотылек. (слайд 18)
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Корреспондент.(слайд 19) Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?
(Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».)
III. Подведение итогов конференции
Учитель.(слайд 20) Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы? О чем заставили задуматься? (Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!)
Ученица. (слайд 21)
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Конференция закачивается песней, которую поют все.(слайд 22)
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробей,
Ля, ля, ля, ля,
Песенкой разбудит.
А царапать и кусать,
Ля, ля, ля, ля,
А царапать и кусать
Вас никто не будет...
Просмотр содержимого презентации
«земля наш дом»
Урок-конференция «Земля-наш дом родной».
- « Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да-бух!-сорвался, и в снег по самые уши.
И чувствует косой : под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки.
До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют и опять в снег.
Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»
- Речной бобр-крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют. Мех бобра очень густой и почти не намокает.
- Ондатра завезена и выпущена в угодьях России в 1927 г. Родина ее - Северная Америка.
- Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя; то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.
«Мышонок Пик». В. Бианки.
- «Первыми заметили Пика большие .... Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась ... и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда ... скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов».
- (Ответ: 1. Белые чайки. 2. Щука. 3. Чайки.)
- Жалоба 1.
- «Сама знаю ,что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь ,что от меня на руках бородавки бывают. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».
- «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».
- Эта птица-единственная из всех птиц , которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете , почему она это делает?
На что способны мамочки ради своих детенышей? Да, практически, на все: рьяно защищать от врагов, терпеть неудобства... Но взамен получают искреннюю любовь своих малышей .
Мотылек, как же так? Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».
- Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?
- Итог конференции.
- . Наша конференция подходит к концу.
- Скажите, чему вас научили писатели , их рассказы?
- О чем заставили задуматься ?
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна ,ни крошек !
И тогда воробей ,
Песенкой разбудит.
А царапать и кусать
Вас никто не будет…