Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "я помню чудное мгновенье..." »
Тема урока
Контекст исторических событий
Количество часов
Цели
Задачи
«Я помню
чудное
мгновенье».
Обогащение
любовной
лирики
мотивами
пробуждения
души к
творчеству.
Эпоха Александра I 1825 г.
1 час, урок открытых мыслей.
Обучающая:
-показать место женщины в обществе 19 века на примере судьбы А. П. Керн;
-определить тему и идею стихотворения.
Развивающая:
-развивать навыки поисковой и исследовательской деятельности с поэтическим текстом, словарем, краеведческим материалом.
Воспитательная:
-воспитывать понимание любви как истинного чувства;
-воспитывать понимание счастья человека в ощущении любви;
-определить главные ориентиры семейного счастья (на примере судьбы А. П. Керн).
1. Показать судьбу
А.П. Керн.
2. Представить взаимоотношения
А. П. Керн и ее мужа
Е. Ф. Керн.
3. Показать связь
Е.Ф. Керн
со Смоленщиной.
4. Показать отношения
А. П. Керн и Пушкина.
5. Представить характер взаимоотношений в семье Марковых – Виноградских.
6. Провести анализ стихотворения.
7. Развивать умение
находить и определять средства выразительности (анафора, эпитеты, инверсия, метафора, сравнение).
Лексическая
работа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Творческая деятельность учащихся
Задание на дом
«Божество»,
«вдохновение»,
«любовь»,
«счастье».
Подготовка вопросов и организация диспута в форме урока открытых мыслей по направлениям:
-Воспитание А. П. Керн, ее отношения с родителями.
-Была ли счастлива А. П. Керн в браке?
-Какой теории придерживалась А. П. Керн в жизни?
-Что такое любовь- жертва?
-Любовь и творческий подъем сил. Пушкин и А. П. Керн.
-Организация анализа стихотворения.
-Что заставило А.П.Керн покинуть мужа, как отнеслось к этому общественное мнение, на ваш взгляд? Какую позицию заняли бы вы?
-Бедность, любовь, счастье…Возможно ли такое сочетание?
-Что такое, на ваш взгляд, семейный долг?
-Чем могла пленить поэта А.П.Керн?
-Представление театральных монологов (в роли А.П.Керн, современников А.П. Керн).
-Сообщение о Е.Ф.Керн.
- Поисковая деятельность в работе со средствами художественной выразительности и анализе стихотворения.
-Исследовательская деятельность (определение темы, идеи стихотворения).
- Поисковая деятельность в работе с духовными понятиями: «любовь»,
«божество»,
«вдохновение»,
«счастье».
Подготовка развернутых ответов на предложенные дискуссионные темы.
Наизусть стихотворение.
Тема урока: «Я помню чудное мгновенье…»
( урок открытых мыслей)
Ход:
Учитель: К лету 1825 года душевное равновесие Пушкина отчасти восстановилось. К лету приезжали друзья. Он свел знакомство с соседями, семейством Осиповых - Вульф, владевшим усадьбой Тригорское. Все это позволило Пушкину чувствовать себя не столь оторванным от мира, как ему представлялось сразу по приезде в деревню. Скрашивали его досуги и разговоры с няней.
Пушкин отмечал, что «современность есть лаборатория истории». Все, что совершается ныне, это и есть рождение истории.
Во второй половине июня в Тригорское приехала гостить А.П.Керн, племянница Прасковьи Александровны Осиповой.
Ученица в роли Анны Керн: Я родилась в 1800 году в роскоши. В пять лет я уже читала. Любила русских и европейских романистов, а оттого жила бурными страстями. В 12 лет мне остригли локоны. Я кокетничала. Кокетство мое было замечено и сурово наказано. По-солдатски уродливо и коротко мои русые волосы были острижены, я рыдала. До судорог я боялась отца. За ничтожную провинность меня сажали в чулан, где,устав от слез, я засыпала. Отец требовал беспрекословного подчинения, от одного его взгляда я холодела. В16 лет была выдана замуж за 52-летнего генерала Ермолая Федоровича Керн.
Вопросы: 1. Была ли окружена любовью родителей А.П.Керн?
Какой эпизод из ее детства нашел в вас живой отклик и сочувствие?
2.Обратите внимание на портрет А.П. Керн, опишите ее внешность.
Какая особенность натуры Анны Петровны была вами замечена в ее словах ?
Анна Керн: Когда мне представили генерала Керна, я пробовала сопротивляться, ибо он не понравился мне сразу.
Сообщение ученика о генерале Е. Ф. Керн: Е.Ф. Керн начал военную службу в 1777 году вахмистером Смоленского драгунского полка в составе корпуса под командованием А. В. Суворова, участвовал во многих войнах конца 18- нач.19 веков. В 1812 году, командуя пехотным полком, отличился в боях под Смоленском, в Бородинском сражении, при освобождении Вязьмы и Красного, в заграничном походе. Был четырежды ранен, за отличия удостоен девяти боевых наград. После окончания боевых действий продолжил военную службу командиром дивизии, затем военным комендантом г. Риги. Последнее место его 60-летней службы был город Смоленск, где он с 1828 по 1837 годы был военным комендантом. В Сычевском уезде было имение его сына.
Анна Керн: В дневнике я писала: «Какая тоска! Это ужасно! Просто не знаю, куда деваться. Представьте мое положение: ни одной души, с кем могла бы поговорить, от чтения уже кружится голова, кончу книгу - и опять одна на белом свете, муж либо спит, либо на учениях, либо курит! О Боже, сжалься надо мной!»
Вопрос: Была ли счастлива в браке А.П. Керн? Только ли разница в возрасте была причиной семейного неблагополучия Керн?
Анна Керн: В 1819 году в моей жизни произошло знаменательное событие: я побывала в Петербурге, в доме своих родственников Олениных. Я воочию увидела кумиров той поры. Боже, что за люди! Не снится ли мне все это: Карамзин, Гнедич, Крылов!
Какой-то кудрявый молодой человек не раз показывал свое расположение. Но кто он? Я смотрела во все глаза, слушала во все уши тех, чьими произведениями зачитывалась! Правда, покидая дом Олениных, садясь в возок, я вновь заметила молодого кудрявого человека. Он вышел на крыльцо и долго провожал меня взглядом. А дальше начались тоскливые привычные будни…
« Течение жизни нашей есть только скучный и унылый переход, если не дышать в нем сладким воздухом любви. Любить от всего сердца и не заглядывать в завтра»,- писала я в своем дневнике. Людская практика твердит, что жить подобным образом крайне
неразумно. Можно остаться у разбитого корыта. Но я думаю жить именно так!
Вопросы: 1.Какой теории придерживалась А.П. Керн в жизни?
2.Согласны ли вы с таким жизненным принципом? Мотивируйте свой ответ.
3. Как вы понимаете выражение любовь-жертва?
Учитель: В 1825 году во второй половине июня в Тригорском А. С. Пушкин и А. П. Керн встретились. Во-первых, они вспомнили первую свою мимолетную встречу, которая, впрочем, не оставила ни в том ни в другой сильных впечатлений. Они встречались ежедневно, отношения между ними успели перерасти из дружески-соседских в нечто большее. В результате - миру явилось прекрасное стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»
Анализ стихотворения:
Прочитайте стихотворение. Определите его тему.
Есть ли сюжет в этом стихотворении?
Каким предстает образ любимой женщины? Какой прием использует Пушкин в первой строфе? (сравнение « как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты»; это очень нежный, хрупкий образ прекрасной женщины, кажется, что это абсолютный идеал: на такую высоту поднят образ женщины.)
Во второй строфе определите антитезу («грусть безнадежная», «шумная суета» и «милые черты», «нежный голос» любимой женщины).
Какие эпитеты употребляет поэт, рисуя образ любимой женщины? Только ли об одной, конкретной женщине идет речь в этом стихотворении?
Какие художественные изобразительные средства использует Пушкин, рассказывая о периоде Михайловской ссылки? (однородные члены « без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»; олицетворение « тянулись тихо дни мои»;
инверсия «тянулись тихо дни мои», автор делает акцент на наречии «тихо» и слове «мои»; метафора «во мраке заточенья».
Какая картина воссоздается автором? (мрачное, беспросветное, тоскливое существование).
Какие личные переживания отразились во фразе:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Запись в тетради: Истинное духовное пробуждение происходит не только в ощущениях поэта, но пробуждение наступает и в творческом отношении. Прекрасная женщина, умная, интересная, способна подарить обновление в восприятии мира А. С. Пушкина.
Какой прием используется в выражении « душе настало пробужденье»? (метафора)
Найдите в последних двух строфах анафору. С какой целью она используется?
( И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.)
Словарная работа: Божество- то же, что и Бог.
Любовь - чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
Вдохновенье - творческий подъем, прилив творческих сил. (Запись в тетради)
Как соотносятся понятия «божественный» и « творческий прилив сил»?
Как вы понимаете основную художественную идею этого произведения? (Любовь способствует творческому подъему сил)
Учитель: А. П. Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи в день ее отъезда из Тригорского: « Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр 2-ой главы «Онегина» в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами « Я помню чудное мгновенье»…Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю…»
Учитель: П. А. Осипова 19 июля увезла все семейство, включая и замужнюю Анну Петровну в Ригу. Это было в июле 1825 года. Что же произошло в судьбе А. П.Керн?
Анна Керн: В начале 1826 года я оставила мужа, уехала в Петербург.
Вопрос: Что заставило А. П. Керн оставить мужа? ( Возможно, причина не только в самой Анне Керн, которая не могла жить без любви, возможно, и стихотворение Пушкина «напитало» саму А. П. Керн силой, решимостью изменить свою жизнь.)
Анна Керн: Во второй половине 30-ых годов в мою судьбу входит человек, буквально перевернувший мою жизнь, озаривший ее своей трогательной и неистощимой любовью. Два десятка лет разницы в возрасте не стали помехой. Я полюбила Александра Васильевича Маркова - Виноградского; в 1839-ом у нас родился сын.
В начале 1841 года умер Е. Ф. Керн, и через полтора года я с чувством огромного облегчения освободилась от фамилии Керн, став Анной Виноградовой. Я отреклась от звания «превосходительство», от солидной генеральской пенсии, назначенной за Керна.
Учитель: В 1851-ом году А. П. Керн писала: « Бедность имеет свои радости, и нам всегда хорошо, потому что в нас много любви. Может быть, при лучших обстоятельствах мы были бы менее счастливы..»
Вопросы: 1. Какие черты характера раскрылись в ее втором браке?
2.Как отнеслось к нему общественное мнение, по вашему мнению?
3.Какую позицию заняли бы вы?
4. Поразмышляйте над словами А. П. Керн. Бедность, любовь, счастье…Возможно ли такое сочетание?
Словарная работа: Счастье –1) это чувство полного, высшего удовлетворения.
2)успех, удача (запись в тетради)
Ученик в роли современника№1 А. П. Керн: В бедном семействе Марковых- Виноградских унынием и не пахло, хотя они бродили с квартиры на квартиру, с места на место – где поэкономнее. Их запомнили надолго, о них говорили так: « Они жили меньше для себя, чем для других; людское горе, несчастье у них могли встретить сочувствие и посильную помощь; они учили девочек, дочерей бедных родителей, в Лубнах ими устроена публичная библиотека.
Современник А. П. Керн №2: На простую пенсию, выслуженную «Василичем» ( так называла Анна Петровна своего мужа) они принимали гостей. Керн обзаводится новыми знакомыми: Тургенев, Тютчев. Поддерживает старые знакомства. Александр Васильевич окружил жену нежнейшей заботой. Слабый здоровьем, он до последнего старался заработать, где только можно, чтобы порадовать свою «старушку» любым доступным пустяком. А. В. Марков - Виноградский долго и тяжело умирал от рака. Конец наступил в январе 1879 года, Анна Петровна пережила его на три месяца. Она будто торопилась вслед за мужем поставить точку в их длинном – почти 40 лет - романе. Может, это-то и было самым удивительным в судьбе пушкинского «гения чистой красоты».
Вопросы:
В чем, на ваш взгляд, секрет семейного счастья Марковых - Виноградских? Сопоставьте семейную жизнь Анны Петровны в первом и втором браках.
В. Серов как-то высказал мысль, что «счастье - это состояние, когда чувствуешь, что у тебя на сердце легко». Прокомментируйте слова В. Серова. Тогда что такое семейный долг?
Анна Петровна утверждала, что ей очень близки слова Ч. Диккенса: « Каждый должен сам выработать себе счастье». Раскройте смысл высказываний Ч. Диккенса.
Какую память о себе оставили Марковы - Виноградские?
А. С. Пушкин назвал А. П. Керн «гений чистой красоты». Что увидел Пушкин в А. П. Керн, что смог оценить в ней? Кроме прекрасной внешности, чем еще могла пленить эта женщина поэта?