kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "я помню чудное мгновенье..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Тема урока: " Я помню чудное мгновенье"

Количество часов 1час

Цели:

Обучающая:

-показать место женщины в обществе 19 века на примере судьбы А. П. Керн;

-определить тему и идею стихотворения.

Развивающая:

-развивать навыки поисковой и исследовательской деятельности с поэтическим текстом, словарем, краеведческим материалом.

Воспитательная:

-воспитывать понимание любви как истинного чувства;

-воспитывать понимание счастья человека в ощущении любви;

-определить главные ориентиры семейного счастья  (на примере судьбы А. П. Керн).

Задачи:

1. Показать судьбу А.П.Керн

2. Представить взаимоотношения А.П. Керн и ее мужа Е. Ф.Керн

3. Показать связь Е. Ф. Керн со Смоленщиной

4. Показать отношения А. П. Керн и А. С. Пушкина

5. Представить характер взаимоотношений в семье Марковых – Виноградских.

6. Провести анализ стихотворения.

7. Развивать умение  находить в тексте и определять средства выразительности.

Лексическая работа:

«Божество»,

«вдохновение»,

«любовь»,

«счастье

 

 

                   

 

 

 

      

         

       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "я помню чудное мгновенье..." »

Тема урока

Контекст исторических событий

Количество часов

Цели

Задачи

«Я помню

чудное

мгновенье».

Обогащение

любовной

лирики

мотивами

пробуждения

души к

творчеству.

Эпоха Александра I 1825 г.

1 час, урок открытых мыслей.

Обучающая:

-показать место женщины в обществе 19 века на примере судьбы А. П. Керн;

-определить тему и идею стихотворения.

Развивающая:

-развивать навыки поисковой и исследовательской деятельности с поэтическим текстом, словарем, краеведческим материалом.

Воспитательная:

-воспитывать понимание любви как истинного чувства;

-воспитывать понимание счастья человека в ощущении любви;

-определить главные ориентиры семейного счастья (на примере судьбы А. П. Керн).

1. Показать судьбу

А.П. Керн.

2. Представить взаимоотношения

А. П. Керн и ее мужа

Е. Ф. Керн.

3. Показать связь

Е.Ф. Керн

со Смоленщиной.

4. Показать отношения

А. П. Керн и Пушкина.

5. Представить характер взаимоотношений в семье Марковых – Виноградских.

6. Провести анализ стихотворения.

7. Развивать умение

находить и определять средства выразительности (анафора, эпитеты, инверсия, метафора, сравнение).















Лексическая

работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Творческая деятельность учащихся

Задание на дом

«Божество»,

«вдохновение»,

«любовь»,

«счастье».


Подготовка вопросов и организация диспута в форме урока открытых мыслей по направлениям:

-Воспитание А. П. Керн, ее отношения с родителями.

-Была ли счастлива А. П. Керн в браке?

-Какой теории придерживалась А. П. Керн в жизни?

-Что такое любовь- жертва?

-Любовь и творческий подъем сил. Пушкин и А. П. Керн.

-Организация анализа стихотворения.

-Что заставило А.П.Керн покинуть мужа, как отнеслось к этому общественное мнение, на ваш взгляд? Какую позицию заняли бы вы?

-Бедность, любовь, счастье…Возможно ли такое сочетание?

-Что такое, на ваш взгляд, семейный долг?

-Чем могла пленить поэта А.П.Керн?

-Представление театральных монологов (в роли А.П.Керн, современников А.П. Керн).

-Сообщение о Е.Ф.Керн.

- Поисковая деятельность в работе со средствами художественной выразительности и анализе стихотворения.

-Исследовательская деятельность (определение темы, идеи стихотворения).

- Поисковая деятельность в работе с духовными понятиями: «любовь»,

«божество»,

«вдохновение»,

«счастье».


Подготовка развернутых ответов на предложенные дискуссионные темы.

Наизусть стихотворение.














Тема урока: «Я помню чудное мгновенье…»

( урок открытых мыслей)

Ход:


Учитель: К лету 1825 года душевное равновесие Пушкина отчасти восстановилось. К лету приезжали друзья. Он свел знакомство с соседями, семейством Осиповых - Вульф, владевшим усадьбой Тригорское. Все это позволило Пушкину чувствовать себя не столь оторванным от мира, как ему представлялось сразу по приезде в деревню. Скрашивали его досуги и разговоры с няней.

Пушкин отмечал, что «современность есть лаборатория истории». Все, что совершается ныне, это и есть рождение истории.

Во второй половине июня в Тригорское приехала гостить А.П.Керн, племянница Прасковьи Александровны Осиповой.


Ученица в роли Анны Керн: Я родилась в 1800 году в роскоши. В пять лет я уже читала. Любила русских и европейских романистов, а оттого жила бурными страстями. В 12 лет мне остригли локоны. Я кокетничала. Кокетство мое было замечено и сурово наказано. По-солдатски уродливо и коротко мои русые волосы были острижены, я рыдала. До судорог я боялась отца. За ничтожную провинность меня сажали в чулан, где,устав от слез, я засыпала. Отец требовал беспрекословного подчинения, от одного его взгляда я холодела. В16 лет была выдана замуж за 52-летнего генерала Ермолая Федоровича Керн.


Вопросы: 1. Была ли окружена любовью родителей А.П.Керн?

Какой эпизод из ее детства нашел в вас живой отклик и сочувствие?

2.Обратите внимание на портрет А.П. Керн, опишите ее внешность.

Какая особенность натуры Анны Петровны была вами замечена в ее словах ?


Анна Керн: Когда мне представили генерала Керна, я пробовала сопротивляться, ибо он не понравился мне сразу.


Сообщение ученика о генерале Е. Ф. Керн: Е.Ф. Керн начал военную службу в 1777 году вахмистером Смоленского драгунского полка в составе корпуса под командованием А. В. Суворова, участвовал во многих войнах конца 18- нач.19 веков. В 1812 году, командуя пехотным полком, отличился в боях под Смоленском, в Бородинском сражении, при освобождении Вязьмы и Красного, в заграничном походе. Был четырежды ранен, за отличия удостоен девяти боевых наград. После окончания боевых действий продолжил военную службу командиром дивизии, затем военным комендантом г. Риги. Последнее место его 60-летней службы был город Смоленск, где он с 1828 по 1837 годы был военным комендантом. В Сычевском уезде было имение его сына.


Анна Керн: В дневнике я писала: «Какая тоска! Это ужасно! Просто не знаю, куда деваться. Представьте мое положение: ни одной души, с кем могла бы поговорить, от чтения уже кружится голова, кончу книгу - и опять одна на белом свете, муж либо спит, либо на учениях, либо курит! О Боже, сжалься надо мной!»


Вопрос: Была ли счастлива в браке А.П. Керн? Только ли разница в возрасте была причиной семейного неблагополучия Керн?


Анна Керн: В 1819 году в моей жизни произошло знаменательное событие: я побывала в Петербурге, в доме своих родственников Олениных. Я воочию увидела кумиров той поры. Боже, что за люди! Не снится ли мне все это: Карамзин, Гнедич, Крылов!

Какой-то кудрявый молодой человек не раз показывал свое расположение. Но кто он? Я смотрела во все глаза, слушала во все уши тех, чьими произведениями зачитывалась! Правда, покидая дом Олениных, садясь в возок, я вновь заметила молодого кудрявого человека. Он вышел на крыльцо и долго провожал меня взглядом. А дальше начались тоскливые привычные будни…

« Течение жизни нашей есть только скучный и унылый переход, если не дышать в нем сладким воздухом любви. Любить от всего сердца и не заглядывать в завтра»,- писала я в своем дневнике. Людская практика твердит, что жить подобным образом крайне

неразумно. Можно остаться у разбитого корыта. Но я думаю жить именно так!


Вопросы: 1.Какой теории придерживалась А.П. Керн в жизни?

2.Согласны ли вы с таким жизненным принципом? Мотивируйте свой ответ.

3. Как вы понимаете выражение любовь-жертва?


Учитель: В 1825 году во второй половине июня в Тригорском А. С. Пушкин и А. П. Керн встретились. Во-первых, они вспомнили первую свою мимолетную встречу, которая, впрочем, не оставила ни в том ни в другой сильных впечатлений. Они встречались ежедневно, отношения между ними успели перерасти из дружески-соседских в нечто большее. В результате - миру явилось прекрасное стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»


Анализ стихотворения:

  1. Прочитайте стихотворение. Определите его тему.

  2. Есть ли сюжет в этом стихотворении?

  3. Каким предстает образ любимой женщины? Какой прием использует Пушкин в первой строфе? (сравнение « как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты»; это очень нежный, хрупкий образ прекрасной женщины, кажется, что это абсолютный идеал: на такую высоту поднят образ женщины.)

  4. Во второй строфе определите антитезу («грусть безнадежная», «шумная суета» и «милые черты», «нежный голос» любимой женщины).

  5. Какие эпитеты употребляет поэт, рисуя образ любимой женщины? Только ли об одной, конкретной женщине идет речь в этом стихотворении?

  6. Какие художественные изобразительные средства использует Пушкин, рассказывая о периоде Михайловской ссылки? (однородные члены « без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»; олицетворение « тянулись тихо дни мои»;

инверсия «тянулись тихо дни мои», автор делает акцент на наречии «тихо» и слове «мои»; метафора «во мраке заточенья».

Какая картина воссоздается автором? (мрачное, беспросветное, тоскливое существование).

  1. Какие личные переживания отразились во фразе:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Запись в тетради: Истинное духовное пробуждение происходит не только в ощущениях поэта, но пробуждение наступает и в творческом отношении. Прекрасная женщина, умная, интересная, способна подарить обновление в восприятии мира А. С. Пушкина.

  1. Какой прием используется в выражении « душе настало пробужденье»? (метафора)

  2. Найдите в последних двух строфах анафору. С какой целью она используется?

( И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.)


Словарная работа: Божество- то же, что и Бог.

Любовь - чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Вдохновенье - творческий подъем, прилив творческих сил. (Запись в тетради)

  1. Как соотносятся понятия «божественный» и « творческий прилив сил»?

  2. Как вы понимаете основную художественную идею этого произведения? (Любовь способствует творческому подъему сил)


Учитель: А. П. Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи в день ее отъезда из Тригорского: « Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр 2-ой главы «Онегина» в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами « Я помню чудное мгновенье»…Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю…»


Учитель: П. А. Осипова 19 июля увезла все семейство, включая и замужнюю Анну Петровну в Ригу. Это было в июле 1825 года. Что же произошло в судьбе А. П.Керн?


Анна Керн: В начале 1826 года я оставила мужа, уехала в Петербург.


Вопрос: Что заставило А. П. Керн оставить мужа? ( Возможно, причина не только в самой Анне Керн, которая не могла жить без любви, возможно, и стихотворение Пушкина «напитало» саму А. П. Керн силой, решимостью изменить свою жизнь.)


Анна Керн: Во второй половине 30-ых годов в мою судьбу входит человек, буквально перевернувший мою жизнь, озаривший ее своей трогательной и неистощимой любовью. Два десятка лет разницы в возрасте не стали помехой. Я полюбила Александра Васильевича Маркова - Виноградского; в 1839-ом у нас родился сын.

В начале 1841 года умер Е. Ф. Керн, и через полтора года я с чувством огромного облегчения освободилась от фамилии Керн, став Анной Виноградовой. Я отреклась от звания «превосходительство», от солидной генеральской пенсии, назначенной за Керна.


Учитель: В 1851-ом году А. П. Керн писала: « Бедность имеет свои радости, и нам всегда хорошо, потому что в нас много любви. Может быть, при лучших обстоятельствах мы были бы менее счастливы..»


Вопросы: 1. Какие черты характера раскрылись в ее втором браке?

2.Как отнеслось к нему общественное мнение, по вашему мнению?

3.Какую позицию заняли бы вы?

4. Поразмышляйте над словами А. П. Керн. Бедность, любовь, счастье…Возможно ли такое сочетание?


Словарная работа: Счастье –1) это чувство полного, высшего удовлетворения.

2)успех, удача (запись в тетради)


Ученик в роли современника№1 А. П. Керн: В бедном семействе Марковых- Виноградских унынием и не пахло, хотя они бродили с квартиры на квартиру, с места на место – где поэкономнее. Их запомнили надолго, о них говорили так: « Они жили меньше для себя, чем для других; людское горе, несчастье у них могли встретить сочувствие и посильную помощь; они учили девочек, дочерей бедных родителей, в Лубнах ими устроена публичная библиотека.

Современник А. П. Керн №2: На простую пенсию, выслуженную «Василичем» ( так называла Анна Петровна своего мужа) они принимали гостей. Керн обзаводится новыми знакомыми: Тургенев, Тютчев. Поддерживает старые знакомства. Александр Васильевич окружил жену нежнейшей заботой. Слабый здоровьем, он до последнего старался заработать, где только можно, чтобы порадовать свою «старушку» любым доступным пустяком. А. В. Марков - Виноградский долго и тяжело умирал от рака. Конец наступил в январе 1879 года, Анна Петровна пережила его на три месяца. Она будто торопилась вслед за мужем поставить точку в их длинном – почти 40 лет - романе. Может, это-то и было самым удивительным в судьбе пушкинского «гения чистой красоты».


Вопросы:

  1. В чем, на ваш взгляд, секрет семейного счастья Марковых - Виноградских? Сопоставьте семейную жизнь Анны Петровны в первом и втором браках.

  2. В. Серов как-то высказал мысль, что «счастье - это состояние, когда чувствуешь, что у тебя на сердце легко». Прокомментируйте слова В. Серова. Тогда что такое семейный долг?

  3. Анна Петровна утверждала, что ей очень близки слова Ч. Диккенса: « Каждый должен сам выработать себе счастье». Раскройте смысл высказываний Ч. Диккенса.

  4. Какую память о себе оставили Марковы - Виноградские?

  5. А. С. Пушкин назвал А. П. Керн «гений чистой красоты». Что увидел Пушкин в А. П. Керн, что смог оценить в ней? Кроме прекрасной внешности, чем еще могла пленить эта женщина поэта?



Задание на дом: Выучить стихотворение наизусть.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
конспект урока на тему "я помню чудное мгновенье..."

Автор: Чигилейчик Жанна Анатольевна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока литературы по теме А.С.Пушкин о любви "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-litieratury-po-tiemie-a-s-pushkin-o-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "125937"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415098146"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему: "Любовная лирика А.С. Пушкина". "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubovnaia-lirika-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "178637"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424864272"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока на тему "Простое предложение и его грамматическая основа""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_prostoie_priedlozhieniie_i_iegho_ghrammatichieskaia_osn"
    ["file_id"] => string(6) "370628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481991172"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока  ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-prostoie-priedlozhieniie-i-iego-grammatichieskaia-osnova"
    ["file_id"] => string(6) "111127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407131891"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Разработка урока "Золотой человек""
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotkaurokazolotoichieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "279050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453189683"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства