Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Любовная лирика А.С. Пушкина" »
Тема «Любовная лирика А.С. Пушкина»
Цели:
Обучающая: расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина;
обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения;
помочь учащимся понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств поэта; учить интерпретировать, чувствовать слово;
развивать навык анализа лирического текста.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.
Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовному росту учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – беседа с элементами рассуждения.
I. Орг. момент
Вступление. Тихо звучит музыка Глинки «Вальс-фантазия».
Слово учителя:
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя!
Пушкин был человек, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А. П. Керн в 1819 году и 1825 году. Но реально жизнь поэта, в которой за шесть лет было не мало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.
Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая, правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел их.
1.Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».
-Какие чувства вы испытали, прослушав романс?
2.Выразительное чтение стихотворений «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье».
Анализ прочитанных стихотворений.
В стихотворении «Я вас любил….» много психологических деталей.
-Какие? (Пик чувства пройден, поэта не мучит «болезнь любви». Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но ещё «угасло не совсем». В его душе оживает любовь –воспоминание.
-Какая это была любовь?(Это была любовь невысказанная, « безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.
-Как поэт подчёркивает силу прошедшей любви? (Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадёжности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную любовь». К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив её, он верит в то, что она вновь будет любима.
-Есть ли описания возлюбленной поэта в тексте? (В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820 годов, нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и слов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве.
III.Выступление учащихся с подготовленной презентацией «Адресаты лирики А.С. Пушкина»
Читает ученик стихотворение «На холмах Грузии», посвящённое М. Н. Раевской (презентация)
Второй ученик- Е. К. Воронцова «Храни меня, мой талисман»
Третий ученик- Н. Н. Гончарова « Мадонна»
IV.Рефлексия
Викторина:
-Где и когда А. С. Пушкин впервые встретил А.П. Керн?
-Кому посвятил поэт стихотворение «Храни меня, мой талисман»?
-Назовите адресата стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…»(1829)
-Кто является автором музыки к роману на стихи А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»?
-Какие музыкальные произведения на стихи А. С. Пушкина вам известны?
V. Итог урока
Закончите предложения:
Любовь-это….
Любви все возрасты покорны…
VI. Дом. задание:
сделать анализ понравившегося стихотворения А. С.Пушкина о любви