Конспект урока литературы на тему: "Тема поэта и роль поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова"
Конспект урока литературы на тему: "Тема поэта и роль поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова"
Цель урока:
- проанализировать особенности лирики М.Ю.Лермонтова, посвященной теме поэта и поэзии;
- проанализировать стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта»;
- провести сопоставительный анализ стихотворений «Поэт», «Пророк» М.Ю.Лермонтова и стихотворений «Поэт», «Пророк» А.С.Пушкина (подготовка к экзамену)
Ход урока
Организационный момент.
2. Тема поэта и роль поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова (лекция учителя).
Взгляды М.Ю.Лермонтова на поэта и поэзию менялись по мере развития в его творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордой душой», который живет своими мечтами, своими страданиями, «недоступными толпе»:
Я сам собою жил доныне,
Свободно мчится песнь моя…
(«Пускай поэта обвиняет…» 1831).
Но и в романтический период своего творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе» людей.
Безумец я! Вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?
(«Безумец я! Вы правы, правы!» 1832)
В конце 30-х годов, в зрелый период поэтического творчества, Лермонтов в одном из писем признается: «О! дело в том, что я очень изменился. Я не знаю, как это делается, но каждый день придает новый штрих моему характеру и моим взглядам. Это должно было случиться, я это всегда знал…» Перемена во взглядах прежде всего состояла в том, что Лермонтов начал понимать бесплодность и бесперспективность индивидуалистического протеста, бессилие бунтарства гордой одинокой личности, оторванной от народа. Поэт постепенно преодолевает юношеский индивидуализм, судит о жизни более трезво и объективно. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» (1838) он пишет:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: "Тема поэта и роль поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова"»
План-конспект урока литературы с элементами подготовки к ГИА.
Тема поэта и роль поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»,
«Нет, я не Байрон, я другой…»
Цель урока:
- проанализировать особенности лирики М.Ю.Лермонтова, посвященной теме поэта и поэзии;
- проанализировать стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта»;
- провести сопоставительный анализ стихотворений «Поэт», «Пророк» М.Ю.Лермонтова и стихотворений «Поэт», «Пророк» А.С.Пушкина (подготовка к экзамену)
Ход урока
Организационный момент.
2. Тема поэта и роль поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова (лекция учителя).
Взгляды М.Ю.Лермонтова на поэта и поэзию менялись по мере развития в его творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордой душой», который живет своими мечтами, своими страданиями, «недоступными толпе»:
Я сам собою жил доныне,
Свободно мчится песнь моя…
(«Пускай поэта обвиняет…» 1831).
Но и в романтический период своего творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе» людей.
Безумец я! Вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?
(«Безумец я! Вы правы, правы!» 1832)
В конце 30-х годов, в зрелый период поэтического творчества, Лермонтов в одном из писем признается: «О! дело в том, что я очень изменился. Я не знаю, как это делается, но каждый день придает новый штрих моему характеру и моим взглядам. Это должно было случиться, я это всегда знал…» Перемена во взглядах прежде всего состояла в том, что Лермонтов начал понимать бесплодность и бесперспективность индивидуалистического протеста, бессилие бунтарства гордой одинокой личности, оторванной от народа. Поэт постепенно преодолевает юношеский индивидуализм, судит о жизни более трезво и объективно. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» (1838) он пишет:
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла.
Лермонтова волнует судьба своего поколения, народа и родины. Его внимание привлекают уже не столько романтические герои-индивидуалисты, сколько реальные люди, кровно связанные с народом. Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицательно относился к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России. В стихотворениях «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк» он определяет сове отношение к поэзии, свои задачи художественного творчества. Поэзия рассматривается им в связи с запросами общества.
Тревога за судьбу русской литературы звучит в стихотворении «Поэт»(1838), построенном на развернутом сравнении. Поэзия сравнивается с кинжалом, который может быть грозным оружием или ничтожной «игрушкой золотой» - в зависимости от того, кто им владеет. Стихотворение заканчивается призывом к поэту проснуться и вновь обрести свое слово, неотразимое, как удар кинжала. Великая роль поэта состоит в общественном служении народу – таков основной смысл стихотворения «Поэт». Назначение поэзии в том, чтобы «воспламенять бойца для битвы», стать проводником в народные массы передовых идей.
Глубокое идейное содержание заключено в небольшом стихотворении «Пророк». В нем с потрясающей силой раскрывается трагедия поэта-пророка, обреченного жить и творить в условиях общественного строя, основанного на социальной неправде. Поэт-гражданин, поэт-пророк в таком обществе вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями, изгоняют из города, его призирают. Лишь на лоне природы он находит отдых и успокоение. Люди же к его проповеди любви и правды относятся с озлоблением.
3.Анализ стихотворений.
Подготовка к экзамену.
Стихотворение «Поэт»
1) выразительно прочитайте стихотворение.
Что является главной темой этого стихотворения?
Какие проблемы затрагивает в данном стихотворении М.Ю.Лермонтов? (проблемы творчества, истоки вдохновения)
В основе построения стихотворения два образа, соотносящиеся между собой – кинжал и поэт (поэзия). Назовите этот композиционный прием. Какова его роль в стихотворении?
4)Каким было назначение поэта в прошлом? Почему оно изменилось?
5)К какому художественному приему и с какой целью прибегает Лермонтов, указывая на роль поэтического слова?
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фамиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол, на башне вечевой…
6)Что сближает стихотворение «Поэт» М.Ю.Лермонтова и стихотворение «Поэт» А.С.Пушкина? (стихотворение выводится на экран)
Поэт
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В забавах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая Лира;
Душа вкушает сладкий сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха четкого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…»
выразительно прочитайте стихотворение.
Почему в этот период творчества М.Ю.Лермонтова часто сравнивали с Дж.Байроном? ( В этот период у М.Ю.Лермонтова то же романтическое мироощущение, что и у Байрона )
Кто ещё, кроме поэта, может донести сокровенные думы толпе? («Я – или Бог – или никто!»)
Стихотворение «Смерть поэта»
1) определите микротемы в стихотворении. ( Несколько микротем: смерть Поэта, Поэт и светское общество, убийцы, суд)
2) как раскрывается каждая из этих микротем?
3)какие средства художественной изобразительности использует автор , чтобы охарактеризовать поэта? ( эпитеты, метафора, гипербола, сравнения, перифразы, инверсия)
Инверсия – обратный порядок слов. Инверсия меняет эмоциональную выразительность стихотворения.