kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "У войны не женское лицо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конснект открытого урока по литературе. Включает информацию о детях-героях войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "У войны не женское лицо"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 32

г.Ставрополь



Конспект урока

литературы в 5 классе

на тему:

«У войны не детское лицо».






Разработала

учитель русского языка

и литературы

Суменкова Мария

Владимировна



2019 год



Предмет:

Литература

Тема урока:

«У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне.

Цель урока:

познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев)

Задачи урока:

1. Образовательные: формирование знаний у учащихся детях-героях войны, о русских поэтах, писавших о подвигах неизвестных детей; знакомство с лирическими произведениями о детях на войне.

2. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения, патриотизм.

3. Развивающие: развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация); активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению

Тип урока:

урок художественного восприятия  произведений.

Формы и методы работы:

фронтальная, индивидуальная;

вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение),

практические (словарная работа, анализ произведения по плану), творческая работа (домашнее задание)

Приемы:

«Ассоциативный ряд», «Синквейн», «Письмо в прошлое»

Оборудование:


  1. портреты поэтов;

  2. Тексты лирических произведений о войне;

  3. мультимедийная презентация «У войны не детское лицо», проектор, экран, ноутбук;

  4. Фильм (цифровой образовательный ресурс) «Дети войны»;

  5. Творческие работы учащихся: рисунки


ХОД УРОКА:

Этапы урока/время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие. Оргмомент

1 мин.

- Добрый день, ребята и гости! Присаживайтесь. Мы начинаем с вами урок литературы.

Приветствие детей

Постановка проблемы (вопрос, возвращение к которому происходит в конце урока).

1 мин.

- Начать мне бы хотелось с необычного вопроса: чего бы вы, дети 21 века, хотели больше всего на свете? Что в этой жизни вы считает самым важным и самым ценным?

В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу. Возможно, ваши ответы изменятся.


ответы учащихся

Формулировка учащимися темы урока

(просмотр фильма «Дети войны» - 3,43 мин.)

5 мин.

Эпиграф (читает учитель): СЛАЙД 1

Разве для смерти

рождаются дети,

Родина!

Разве хотела ты

нашей смерти,

Родина!

(Р.Рождественский)

- Как вы думаете, о чем эти стихи?

- Совместимы ли такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему?

- Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент

(просмотр фильма «Дети войны»)

- А теперь прошу вас подумать над темой сегодняшнего урока, анализируя это видео.

- Итак, какова же тема нашего урока?


СЛАЙД 2.

Тема урока звучит так: «У войны не детское лицо».


Дети слушают







- о том, что дети должны жить долго и счастливо


- нет, несовместимы, т.к. дети – это будущее страны


Учащиеся смотрят фильм.



Ответы учащихся

Актуализация темы (ассоциативное поле).

3 мин.

Ассоциативное поле «Война».

- Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации в таблицу: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (работа в парах)


- Давайте прочитаем, что у нас получилось.


Дети заполняют таблицу:

Звуки

войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

Грохот снарядов, выстрелы, крики, стоны

Гарь, копоть, дым

Смерть, разруха, враг, оружие, кровь, плен

Боль, ненависть, страх…


Формулировка учащимися цели урока.

1 мин.

- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?


-Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическими произведениями о подвиге детей в ВОВ, постараемся прочувствовать то, о чем писали поэты в своих стихотворениях.

Ответы учащихся

Вступительное слово учителя


4 мин.

9 мая наша страна отметит 73 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. …Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. – не было. Речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому в войне участвовали все. И даже дети.

- Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.  Кто-то  был  на  пороге  юности.  Герой  стихотворения  поэта А. Иоффе говорит:

СЛАЙД 3.

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожектором яростной вспышки

К нам в детство врывалась она.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.





- До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
   ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Видеофрагмент о детях на войне. 1 мин
   СЛАЙД 4. Слово учителя под музыку

 Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

СЛАЙД 5. Многие ребята становились партизанами. Они принимали вид нищих – попрошаек и ходили по селам, городам, просили милостыню, а глаза их считали фашистов, их машины, танки, цистерны, вагоны и все эти сведения передавали партизанам и подпольщикам. Благодаря этим данным очень много орудий, составов и живой силы не досчитались фашисты на фронте.

СЛАЙД 6. В хаосе бомбежек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ, дети со слезинками на глазах жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей, в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара. А еще им казалось, что глаза этих дядь - внимательные и понимающие, как у отца. Бывало, так они и роднились. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство. Следовательно, их первой наукой, первой профессией стали – защита Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело. Красноармейцы и командиры оберегали их, как могли. Хотя на переднем крае безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб, снарядов, гранат возрастом солдат не интересовались и убивали всех, без разбору. И детей, которым жить и жить - тоже. СЛАЙД 7.










Знакомство с пионерами-героями

5 мин.

СЛАЙД 8.

- Четыре юных партизана получили звание «Герой Советского Союза», к сожалению, посмертно.


(во время рассказов учащихся на слайдах демонстрируются фото пионеров-Героев)



































- К сожалению, они не дожили до Победы. Но память об этих отважных и бесстрашных ребятах сохранилась в памяти людей. Им посвящены документальные и художественные книги, поставлены памятники во многих городах и селах страны, открыты музеи, посвященные этим юным героям.

Но воевали дети не только на фронтах войны, но и в тылу.



Сообщения учащихся: 

Марат Казей – партизан ВОВ, Герой СССР, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу" и «За боевые заслуги». Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Леня Голиков – Герой СССР, юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

16-летний партизан пал смертью храбрых в бою .

Валя Котик – Герой СССР, юный участник партизанского движения на Украине в годы Великой Отечественной войны. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
 Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Награжден посмертно.

Зина Портнова – была членом подпольной молодежной организации «Юные мстители», участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Знакомство с произведениями о детях на войне, анализ стихотворений

13-15 мин.

СЛАЙД 9.

- Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.

- Каких поэтов-фронтовиков, писавших о войне, вы уже знаете?

- Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?

- А.Т.Твардовский - участник войны с первых её дней и до победного завершения. Он хорошо знал советского воина-солдата. Вот почему, когда читаешь стихи и поэмы А.Т.Твардовского о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги советских людей.

- Назовите стихотворения, которые мы уже читали?

- Как поэты выражают свою любовь к Родине? Какими показали поэты детей на войне?

- Давайте вместе послушаем стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста» (2 ученика читают наизусть)


) Работа по содержанию стихотворения

- Кто из героев привлек ваше внимание?


- Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?


- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?






Найдите и прочитайте, с какими словами обратился он к командиру танка:




- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?



- Найдите и прокомментируйте описание боя.








- Чем же закончился бой?





- После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу, и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.



- Почему стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?






- О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?







- Какова идея этого стихотворения?

 



- О войне писали и пишут до сих пор.


СЛАЙД 10. Посмотрите на слайд: здесь представлены лишь некоторые поэты времен войны.

Сейчас мы обратимся к стихам, которые вы, возможно, никогда не слышали. (2-3 мин. на каждое стихотворение)



1. С.Маршак «Мальчик из села Поповки» - выразительно читает 1 ученик, а затем рассказывает по плану о том, как он его понял.



(при желании дети демонстрируют свои рисунки к данному стихотворению)

















2.

С.Маршак «Десятилетний человек» (читает 3 ученик и анализирует по плану, а также разъясняет значение непонятных слов: зипунишко, русоголовый, скоротавши)











































4. Светлана Сон «Мечты блокадного мальчишки»

Читает 4 ученик. После чтения коротко рассказывает о блокаде Ленинграда и том, через что пришлось пройти жителям блокадного города, затем анализ по плану и объяснение слов:

Канонада, взахлёб




















5. Муса Джалиль «Они с детьми погнали матерей…»











- А. Твардовский, К. Симонов










- «Рассказ танкиста» и «Сын артиллериста»

- ответы учащихся





Мальчик)


(Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу).



(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему 10-12 лет. Он часто возглавляет детские компании. Он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.)


-Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там в саду…

А дайте я поеду на танке с вами.

Прямо приведу.


(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни)



Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.

(Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление)

(Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём).


( Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)





(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

 


(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)


(Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу).












Мальчик из села Поповки

С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок —

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы —

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.



Десятилетний человек

(С. Михалков)


Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Выть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.






Мечты блокадного мальчишки

Сон Светлана

На окнах – надоевшие кресты...

И сутки не смолкает канонада,

А светлые мальчишечьи мечты

Ведут меня по дедовому саду.


Так хочется дотронуться рукой

До яблочной прозрачно-спелой кожи,

Увидеть вновь улыбки и покой

На лицах торопящихся прохожих!


Так хочется, чтоб мамочка моя,

Как прежде, заразительно смеялась,

Израненная взрывами земля

В цветочных росах снова искупалась!


Бумажным лёгким змеем с ветерком

Умчаться ввысь распахнутого неба.

И съесть – взахлёб!

До крошки!

Целиком!

Буханку вкусно пахнущего хлеба!




Они с детьми погнали матерей... (Муса Джалиль)


Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля...

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, –

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук...

– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...


Заключительный эмоциональный этап урока. Рефлексия


6 мин.

Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира.


- Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни?








СЛАЙД 12.

Герои минувших немеркнущих лет,
Мы их не забудем – девчонок, мальчишек,
Чья жизнь молодая за нас отдана.
Мы в сердце своём, как на знамени, пишем
Простые и гордые их имена.


И в заключение я прошу вас составить синквейн на тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД 13.

Синквейн - небольшое стихотворение, построенное по принципу:

1 строка – ключевое слово.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола

4 строка – предложение, раскрывающее суть темы.

5 строка – синоним ключевого слова.

Например:

Война

Беспощадная, жестокая

Губит, уничтожает, убивает.

Война и дети несовместимы.

Зло.























Ответы учащихся









Учащиеся пробуют составить синквейн с ключевыми словами: дети, мир, Победа

Домашнее задание


1 мин.

- Дома я предлагаю вам выполнить необычное задание: напишите письмо неизвестному ребенку, вашему сверстнику, погибшему на войне. И пусть это письмо из дня сегодняшнего в день вчерашний никогда не придет, я хотела бы, чтобы вы нашли какие-то слова благодарности в адрес тех детей, которые отдали свои жизни ради вас.

Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!



Учащиеся записывают домашнее задание и задают по необходимости вопросы



















17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "У войны не женское лицо"

Автор: Суменкова Мария Владимировна

Дата: 16.08.2021

Номер свидетельства: 585343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по истории на тему: "Становление советской власти" (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-istorii-na-tiemu-stanovlieniie-sovietskoi-vlasti-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "174895"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424189062"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока "Женские судьбы и тема любви в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-zhienskiie-sud-by-i-tiema-liubvi-v-romanie-m-a-sholokhova-tikhii-don"
    ["file_id"] => string(6) "156340"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421412894"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Конспект урока литературы" Исторический колорит и романтика приключений в произведении В.Скотта «Айвенго». Ровена и Ребекка - две разные судьбы.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieratury_istorichieskii_kolorit_i_romantika_prikliuchienii_v_"
    ["file_id"] => string(6) "462328"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521322977"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  литературы "Афганистан - ты боль души моей" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-litieratury-afghanistan-ty-bol-dushi-moiei"
    ["file_id"] => string(6) "172624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423841839"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока ОБЖ на тему: "Основные понятия о воинской обязанности""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_uroka_obzh_na_tiemu_osnovnyie_poniatiia_o_voinskoi_obiazannosti"
    ["file_id"] => string(6) "414775"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494581178"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства