Цель урока: совершенствовать умение учащихся целостно воспринимать произведение большого объема, характеризовать исторический роман, раскрыть лучшие черты героев - рыцарей, определить художественные средства создания исторического колорита в романе, развивать навыки характеристики действующих лиц романа, сравнить женские образы, развивать устную речь учащихся, формировать высокие моральные качества и рыцарское отношение к женщинам.
Оборудование: учебник, иллюстрации, презентация романа, песня В. Высоцкого «Баллада о любви».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения урока: урок-исследование.
Эпиграф: Рыцарство - источник чистых и благородных привязанностей, надежда угнетенных, защита обиженных, сопротивление произволу власти. Без него дворянская достоинство была бы пустым звуком. (В.Скотт)
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о любви».
2. Выразительное чтение отрывка из романа В.Скотта «Айвенго» учителем (учебник, с.103)
В конце спустили подъемный мост. Врата отворились. Из замка появился рыцарь с большим орденовим флагом, перед ним шло шестеро трубачей. За ним по двое ехали рыцари прецептории в конце процессии великий магистр на хорошем коне с самыми простыми доспехами. За ним ехал Бриян де Буа-гильбер, весь закован в блестящий панцирь, но без копья, щита и меча - их несли сзади два оруженосцы. На лице его, хоть отчасти и закрытому длинными перьями, что падало с его шлема, было заметно волнение. Видно было, что в груди его гордость боролась с нерешительностью.
3. Беседа.
• О какой эпохе шла речь в этом отрывке?
• Почему вы так решили?
• Назовите ключевые слова, которые помогли вам определить в свой выбор?
II. Мотивация учебной деятельности.
• Какая ассоциация у вас возникла?
(Эпоха Средневековья - рыцари, рыцарские турниры, дама сердца, справедливый бой, честь хозяина, оруженосцы, рыцарские доспехи).
III. Формирование умений и навыков.
• Работа с теоретическим понятием. Игра «Подсказка».
Цель урока: совершенствовать умение учащихся целостно воспринимать произведение большого объема, характеризовать исторический роман, раскрыть лучшие черты героев - рыцарей, определить художественные средства создания исторического колорита в романе, развивать навыки характеристики действующих лиц романа, сравнить женские образы, развивать устную речь учащихся, формировать высокие моральные качества и рыцарское отношение к женщинам.
Оборудование: учебник, иллюстрации, презентация романа, песня В. Высоцкого «Баллада о любви».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения урока: урок-исследование.
Эпиграф: Рыцарство - источник чистых и благородных привязанностей, надежда угнетенных, защита обиженных, сопротивление произволу власти. Без него дворянская достоинство была бы пустым звуком. (В.Скотт)
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о любви».
2. Выразительное чтение отрывка из романа В.Скотта «Айвенго» учителем (учебник, с.103)
В конце спустили подъемный мост. Врата отворились. Из замка появился рыцарь с большим орденовим флагом, перед ним шло шестеро трубачей. За ним по двое ехали рыцари прецептории в конце процессии великий магистр на хорошем коне с самыми простыми доспехами. За ним ехал Бриян де Буа-гильбер, весь закован в блестящий панцирь, но без копья, щита и меча - их несли сзади два оруженосцы. На лице его, хоть отчасти и закрытому длинными перьями, что падало с его шлема, было заметно волнение. Видно было, что в груди его гордость боролась с нерешительностью.
3. Беседа.
• О какой эпохе шла речь в этом отрывке?
• Почему вы так решили?
• Назовите ключевые слова, которые помогли вам определить в свой выбор?
II. Мотивация учебной деятельности.
• Какая ассоциация у вас возникла?
(Эпоха Средневековья - рыцари, рыцарские турниры, дама сердца, справедливый бой, честь хозяина, оруженосцы, рыцарские доспехи).
III. Формирование умений и навыков.
• Работа с теоретическим понятием. Игра «Подсказка».
Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру «Подсказка». У меня зашифрованы понятия из теории литературы. Вам надо их угадать по 3 подсказкам и записать ответы на листок контроля.
1. Эпическое прозаическое произведение;
2. Художественная форма;
3. Воспроизведены события и лица определенного исторического периода.
(Это исторический роман)
• Запись ответа и самого понятия в тетрадь учениками.
• Назовите главные признаки исторического романа.
IV. Слово учителя.
В романе «Айвенго» В.Скотт показывает рыцарские времена Средневековой
эпохи. Всем известно, что рыцари - сильные и храбрые люди, которые добросовестно выполняли свой долг. Наш урок пройдет в форме исследования. Наша задача - выяснить, кого в давние времена называли рыцарем и какие качества определяют настоящего рыцаря.
V. Работа с презентацией. Показ слайдов и комментирование их содержания.
• Понятие рыцарь и рыцарство.
Учитель. Рыцарь (всадник)- в средневековую эпоху-лицо, принадлежавшее к рыцарству(феодалу);
Тяжеловооруженный конный воин.
Для рыцаря считалось обязательным придерживаться моральных
норм рыцарского кодекса.
VI. Работа в группах.
• Коллективное составление кодекса чести. Презентация ответов.
• Знакомство со значением понятия «Кодекс чести».
Кодекс чести - совокупность правил поведения, нарушение которых считалось позорным.
VII. Слово учителя.
Рыцарь должен был жить по особому кодексу чести. Рыцарская честь не позволяла ему вступать в поединок с кем-то неравным, требовала быть добрым и щедрым. Нажитое на войне или турнирах богатство рыцарь транжирил, раздавал, лишь бы его не считали скупым. Считалось позорным, когда рыцарь изменял свое слово, не влюблялся до беспамятства в даму, проявлял трусость. Награда рыцаря - слава, она делает имя рыцаря бессмертным. На самом же деле в рыцарском среде хватало и вероломных, и корыстных, и грубых рыцарей по отношению к женщинам.
В романе есть как положительные, так и отрицательные образы рыцарей. Они у нас созданы как Черный рыцарь и Белый рыцарь (по их мыслям, чувствами, душевным качествам).
VIII. Метод «Гроно»
Возьмите карты и определите, к какому образу они подходят.
• Самое главное, что рыцари по - настоящему относятся очень искренне к своим чувствам, к своей дамы сердца. Согласно средневековым традициям у каждого рыцаря должна быть дама сердца.
• Как вы представляете себе образ прекрасной дамы?
IX. Метод «Микрофон». Словесное рисование.
• Красивая;
• Нежная;
• Беззащитная;
• Достойная рыцаря;
• Знатного рода.
Учитель. В нашем рассказе два женских образа, они такие разные, но их объединяет одно -это любовь к Айвенго. Сейчас вам нужно выполнить следующее задание.
X. Работа в группах.
Заполните карточку, где представлена схема характеристики героя, впишите
в схему свои краткие ответы. Презентуйте свои ответы.
XI. Слово учителя.
Родиться в знатной семье, вырасти красивой, умной, стать для кого-то идеалом - признаки счастливой судьбы. Женская судьба особая: счастье и
любовь всегда составляют сущность женского бытия. Но женские судьбы
складываются по-разному: беззаботно и счастливо или трагично и необычно. Давайте вспомним, как сложились судьбы наших героинь - Ровены и Реббеки. Приглашаю вас в творческую мастерскую.
XII. Творческая мастерская.
Расскажите нам о судьбе вашего женского образа (Ровены-1 группа, Ребекки-2 группа) от 1 лица. Представьте себя героем.
Ученики, которые не выполняют это задание, работают за данной схеме
составления сенканов. Результаты своей работы представят.
• Выступление - презентация от каждой группы о судьбе женского образа.
XIII. Итоговое слово учителя.
Сегодня мы «нарисовали» 2 портрета очаровательных женщин. Но вышел треугольник: 2 женщины и один рыцарь.
«У каждого любовь- своя судьба» (Т.Драйзер)
Нежная леди Ровена – типичный романтический образ прекрасной дамы,которую необходимо было защищать. Сравните образ Прекрасной дамы, изображенный в начале урока, с портретом-характеристикой леди Ровены.
• Выразительное чтение учителем стихотворения Полины Завадской «Мой рыцарь».
XIV. Рефлексия урока.
• Дети, вам понравилось сегодня на уроке?
• Что запомнилось больше?
• Что не совсем получилось удачным?
XV. Домашнее задание.
Написать сочинение - размышление на одну из тем:
«В чем секрет популярности «Айвенго»?»
«Существуют ли рыцари в современности?»
или «Попробуйте завершить роман, сделав счастливым и Ребекку» (учащиеся выбирают одно задание на свой выбор).
XVI. Выставление оценок за урок и вручение подарков ученикам на память об уроке (чистое сердце).
Нежная леди Ровена – типичный романтический образ прекрасной дамы,которую необходимо было защищать. Сравните образ Прекрасной дамы, изображенный в начале урока, с портретом-характеристикой леди Ровены.
• Выразительное чтение учителем стихотворения Полины Завадской «Мой рыцарь».
XIV. Рефлексия урока.
• Дети, вам понравилось сегодня на уроке?
• Что запомнилось больше?
• Что не совсем получилось удачным?
XV. Домашнее задание.
Написать сочинение - размышление на одну из тем:
«В чем секрет популярности «Айвенго»?»
«Существуют ли рыцари в современности?»
или «Попробуйте завершить роман, сделав счастливым и Ребекку» (учащиеся выбирают одно задание на свой выбор).
XVI. Выставление оценок за урок и вручение подарков ученикам на память об уроке (чистое сердце).