kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе И. А. Крылов Стрекоза и Муравей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока расширять представление о литературном жанре - басне, находить главную мысль басни, мораль, формировать навыки выразительного чтения. Содержит самоанализ урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе И. А. Крылов Стрекоза и Муравей»


Урок литературного чтения во 2 Б классе

Тема: И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Тип урока:

• урок, обучающий читательской деятельности,

• проблемно-диалогический.

Задачи урока:

Обучающие:

— продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

— обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

— продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

— содействовать формированию интереса к искусству слова;

— содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

— содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Общеучебные:

— развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

- развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басен И.А.Крылова, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, диафильм «Стрекоза и Муравей», пословицы о труде, «крылышки» для Стрекозы, «брёвна» для домика Муравью.

Методы и технологические приёмы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, проблемно-диалогический.

Интернет ресурсы:

http://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm-«Памятки по работе с литературными произведениями»

(http://krilov.ru/audiobook/) –аудиозапись басни Крылова «Стрекоза и Муравей»

План урока:

1.Этап актуализации знаний-10 минут

2.Речевая разминка-4 минуты

3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы-9 минут

4.Этап открытия нового знания-10 минут

5. Этап применения нового знания-10 минут

6. Этап подведения итогов урока-2 минуты

Эпиграф урока: «Чтение без размышления – пустое занятие».

Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

-Ребята, продолжаем знакомиться с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.

2. Литературная разминка.

-Начнем наш урок с литературной разминки. Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите, к какому жанру относится данный текст? (слайд) (стихотворение) Правильно.

-А этот текст? (слайд) (Рассказ)

-Прочитайте следующий текст. Определите жанр. (слайд) (Басня)

3.Актуализация знаний.

1)-Что же такое басня? Я даю вам 4 варианта ответов. Выберите правильный ответ. ( Слайд)

-Ребята, а кто является героями басен? (Животные, растения, люди, предметы.)

-Значит, басня-это короткие нравоучительные рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы. (слайд)

- Каких баснописцев вы знаете? ( И.А Крылов, Л.Н.Толстой).

Эзоп. Он - первый баснописец. (слайд).

2)Составление модели жанра басни.

-А сейчас попробуем выстроить модель жанра басни.

-Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни? (Слайд) (Показать человеческие недостатки, смеяться над ними) (слайд)

-А какие недостатки могут быть у людей? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность)

-Ребята, вот мы читали басни. А на какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку).

-А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль)

-А что такое мораль? (Мораль – это нравоучение, совет)

-Давайте вспомним, из скольких частей состоит басня? (слайд) ( Из двух частей: в одной части повествуется какой-нибудь случай из жизни, во второй части-мораль).

Вот мы и составили модель жанра басни. Значит, басню пишут, чтоб смеяться над недостатками людей, рассказывают какой-нибудь случай, и в конце выводят мораль. ( Слайд.)

Соотнесение иллюстраций с названиями и моралью басен. Введение в тему.

-Ребята, выполним следующее задание. Вам надо узнать из каких басен отрывки. Соотнесите их с названиями. (Дети подбирают к иллюстрациям названия басен и мораль. Остаётся «Стрекоза и Муравей» По слайду – проверка. А там лишним остаётся заглавие «Стрекоза и Муравей».)

3. Сообщение темы и цели урока

-Ребята вы уже догадались, о ком будем сегодня читать? (Слайд)

Сформулируйте тему урока.

-Какие цели поставим перед собой?

-Познакомиться с басней;

-Узнаем, какие недостатки высмеивает автор:

-Какова мораль басни.

4. Подготовка к изучению новой темы.

-К какой группе животных относятся стрекоза и муравей

-Что знаете об этих насекомых? Где они живут? (Муравьи живут в лесу, а стрекозы около водоёмов)

-А вот они и сами пришли к нам на урок.

2) Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей

Стрекоза.

Мы, стрекозы, относимся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни мы летаем, порхаем, охотимся за комарами, мухами, мошками. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами любуетесь, восхищаетесь. После бабочек мы занимаем второе место по красоте. Не возможно не любить нас!

Муравей.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.

-Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивых насекомых будем сегодня читать. Эти насекомые стали героями басни И.А.Крылова. Посмотрите мультфильм и скажите, о чём эта басня.

3) Просмотр диафильма «Стрекоза и Муравей».

-Что можете сказать?

-Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья)

-Почему с ней случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время)

-Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог)

4) Словарная работа.

-Ребята, в басне есть устаревшие слова, которых сейчас не употребляют. Давайте поясним значение этих слов.

Катит-наступает

Помертвело-опустело

Боле-больше

Нужда-бедность, недостаток в чём-нибудь

Удручена-сильно огорчена

Вешние дни-весенние дни

Мурава-молодая трава.

5) Физминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она уиылась.

Два – изящно покружилась,

Три нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась.

Над водою покружилась.

6) Самостоятельное чтение.

-Подготовьтесь к безошибочному, выразительному чтению басни.

7) Выразительное чтение.

А) Беседа по прочитанному тексту.

-Кто герои басни?

-Что скажете о стрекозе, о муравье?

-Как в басне Крылов называл стрекозу? (попрыгунья). Почему?

Б) Выборочное чтение:

-Прочитайте, как вела себя Стрекоза летом?

-О чём она пошла просить Муравья?

-Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? ( Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела)

-В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль?

7) Характеристика героев басни.

-Ребята, давайте охарактеризуем Стрекозу. Среди этих слов найдите слова, которые относятся к ней. Из выбранных слов приклеим Стрекозе крылышки.

-А сейчас поможем строить дом Муравью из слов, которые подходят для него. (Строят дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью)

Слова на доске:

Трудолюбивый, весёлая, хозяйственный. справедливый, спокойный, ленивая, беспечная, легкомысленная, беззаботная, серьёзный

8) Чтение по ролям в парах.

-Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям. Сколько персонажей в басне? (Автор, Стрекоза, Муравей)

- За автора будет читать один ученик, остальные будут работать в парах.

-Найдите слова Стрекозы и Муравья. Договоритесь, кто за какого персонажа будет читать.

9) Чтение по ролям.

10) Работа с пословицей.

«Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час?»

(слайд)

4. Подведение итогов.

-Чему учит басня? ( Надо думать о завтрашнем дне)

-От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени)

5. Рефлексия

-Ребята, кто вам симпатичен в басне? Почему он вам симпатичен?

-Ребята, а что станет со Стрекозой? Вам не жалко её?

-Да, из-за своей беспечности Стрекоза попала в беду. Может быть, Муравей слишком строг в отношении Стрекозы? Давайте дадим шанс исправиться? Давайте так поступим, изменим конец басни. Я знала, что вы добрые дети, заранее написала вам на листочках. Прочитайте.

И сказал Стрекозе Муравей:

«Заходи ты ко мне поскорей.

Я тебя накормлю, обогрею,

Только будь ты теперь – умнее.

4. Итог урока.

-Чему учит басня? ( Надо думать о завтрашнем дне)

-От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени)

-Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

5. Домашнее задание.

Дома выучите басню.. А кому трудно выучить полностью, можно половину.





7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе И. А. Крылов Стрекоза и Муравей

Автор: Маратканова Татьяна Михайловна

Дата: 15.06.2019

Номер свидетельства: 514896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока литературного чтения. И.А.Крылов "Стрекоза и муравей""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-i-a-krylov-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "256604"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448187418"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей". "
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturnoie-chtieniie-basnia-krylov-i-a-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "236167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443973525"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "И.А.Крылов Басня "Стрекоза и муравей" "
    ["seo_title"] => string(38) "i-a-krylov-basnia-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "166606"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422976289"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс Тема: И.А.Крылов, басня «Ворона и Лисица»"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-tiema-i-a-krylov-basnia-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "277911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453020753"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по литературному чтению "Великие русские писатели"  (обобщающий урок) "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-vielikiie-russkiie-pisatieli-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "158786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421784884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства