Конспект урока по литературному чтению во 2 классе И. А. Крылов Стрекоза и Муравей
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе И. А. Крылов Стрекоза и Муравей
В ходе урока расширять представление о литературном жанре - басне, находить главную мысль басни, мораль, формировать навыки выразительного чтения. Содержит самоанализ урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе И. А. Крылов Стрекоза и Муравей»
Урок литературного чтения во 2 Б классе
Тема: И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
Тип урока:
• урок, обучающий читательской деятельности,
• проблемно-диалогический.
Задачи урока:
Обучающие:
— продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;
— обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;
— продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.
Воспитательные:
— содействовать формированию интереса к искусству слова;
— содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;
— содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.
Общеучебные:
— развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;
- развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;
— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басен И.А.Крылова, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, диафильм «Стрекоза и Муравей», пословицы о труде, «крылышки» для Стрекозы, «брёвна» для домика Муравью.
Методы и технологические приёмы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, проблемно-диалогический.
Интернет ресурсы:
http://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm-«Памятки по работе с литературными произведениями»
(http://krilov.ru/audiobook/) –аудиозапись басни Крылова «Стрекоза и Муравей»
План урока:
1.Этап актуализации знаний-10 минут
2.Речевая разминка-4 минуты
3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы-9 минут
4.Этап открытия нового знания-10 минут
5. Этап применения нового знания-10 минут
6. Этап подведения итогов урока-2 минуты
Эпиграф урока: «Чтение без размышления – пустое занятие».
Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
-Ребята, продолжаем знакомиться с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
2. Литературная разминка.
-Начнем наш урок с литературной разминки. Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите, к какому жанру относится данный текст? (слайд) (стихотворение) Правильно.
-А этот текст? (слайд) (Рассказ)
-Прочитайте следующий текст. Определите жанр. (слайд) (Басня)
3.Актуализация знаний.
1)-Что же такое басня? Я даю вам 4 варианта ответов. Выберите правильный ответ. ( Слайд)
-Ребята, а кто является героями басен? (Животные, растения, люди, предметы.)
-Значит, басня-это короткие нравоучительные рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы. (слайд)
- Каких баснописцев вы знаете? ( И.А Крылов, Л.Н.Толстой).
Эзоп. Он - первый баснописец. (слайд).
2)Составление модели жанра басни.
-А сейчас попробуем выстроить модель жанра басни.
-Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни? (Слайд) (Показать человеческие недостатки, смеяться над ними) (слайд)
-А какие недостатки могут быть у людей? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность)
-Ребята, вот мы читали басни. А на какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку).
-А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль)
-А что такое мораль? (Мораль – это нравоучение, совет)
-Давайте вспомним, из скольких частей состоит басня? (слайд) ( Из двух частей: в одной части повествуется какой-нибудь случай из жизни, во второй части-мораль).
Вот мы и составили модель жанра басни. Значит, басню пишут, чтоб смеяться над недостатками людей, рассказывают какой-нибудь случай, и в конце выводят мораль. ( Слайд.)
Соотнесение иллюстраций с названиями и моралью басен. Введение в тему.
-Ребята, выполним следующее задание. Вам надо узнать из каких басен отрывки. Соотнесите их с названиями. (Дети подбирают к иллюстрациям названия басен и мораль. Остаётся «Стрекоза и Муравей» По слайду – проверка. А там лишним остаётся заглавие «Стрекоза и Муравей».)
3. Сообщение темы и цели урока
-Ребята вы уже догадались, о ком будем сегодня читать? (Слайд)
Сформулируйте тему урока.
-Какие цели поставим перед собой?
-Познакомиться с басней;
-Узнаем, какие недостатки высмеивает автор:
-Какова мораль басни.
4. Подготовка к изучению новой темы.
-К какой группе животных относятся стрекоза и муравей
-Что знаете об этих насекомых? Где они живут? (Муравьи живут в лесу, а стрекозы около водоёмов)
-А вот они и сами пришли к нам на урок.
2) Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей
Стрекоза.
Мы, стрекозы, относимся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни мы летаем, порхаем, охотимся за комарами, мухами, мошками. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами любуетесь, восхищаетесь. После бабочек мы занимаем второе место по красоте. Не возможно не любить нас!
Муравей.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.
-Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивых насекомых будем сегодня читать. Эти насекомые стали героями басни И.А.Крылова. Посмотрите мультфильм и скажите, о чём эта басня.
3) Просмотр диафильма «Стрекоза и Муравей».
-Что можете сказать?
-Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья)
-Почему с ней случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время)
-Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог)
4) Словарная работа.
-Ребята, в басне есть устаревшие слова, которых сейчас не употребляют. Давайте поясним значение этих слов.
Катит-наступает
Помертвело-опустело
Боле-больше
Нужда-бедность, недостаток в чём-нибудь
Удручена-сильно огорчена
Вешние дни-весенние дни
Мурава-молодая трава.
5) Физминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она уиылась.
Два – изящно покружилась,
Три нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась.
Над водою покружилась.
6) Самостоятельное чтение.
-Подготовьтесь к безошибочному, выразительному чтению басни.
7) Выразительное чтение.
А) Беседа по прочитанному тексту.
-Кто герои басни?
-Что скажете о стрекозе, о муравье?
-Как в басне Крылов называл стрекозу? (попрыгунья). Почему?
Б) Выборочное чтение:
-Прочитайте, как вела себя Стрекоза летом?
-О чём она пошла просить Муравья?
-Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? ( Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела)
-В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль?
7) Характеристика героев басни.
-Ребята, давайте охарактеризуем Стрекозу. Среди этих слов найдите слова, которые относятся к ней. Из выбранных слов приклеим Стрекозе крылышки.
-А сейчас поможем строить дом Муравью из слов, которые подходят для него. (Строят дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью)
-Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям. Сколько персонажей в басне? (Автор, Стрекоза, Муравей)
- За автора будет читать один ученик, остальные будут работать в парах.
-Найдите слова Стрекозы и Муравья. Договоритесь, кто за какого персонажа будет читать.
9) Чтение по ролям.
10) Работа с пословицей.
«Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час?»
(слайд)
4. Подведение итогов.
-Чему учит басня? ( Надо думать о завтрашнем дне)
-От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени)
5. Рефлексия
-Ребята, кто вам симпатичен в басне? Почему он вам симпатичен?
-Ребята, а что станет со Стрекозой? Вам не жалко её?
-Да, из-за своей беспечности Стрекоза попала в беду. Может быть, Муравей слишком строг в отношении Стрекозы? Давайте дадим шанс исправиться? Давайте так поступим, изменим конец басни. Я знала, что вы добрые дети, заранее написала вам на листочках. Прочитайте.
И сказал Стрекозе Муравей:
«Заходи ты ко мне поскорей.
Я тебя накормлю, обогрею,
Только будь ты теперь – умнее.
4. Итог урока.
-Чему учит басня? ( Надо думать о завтрашнем дне)
-От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени)
-Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
5. Домашнее задание.
Дома выучите басню.. А кому трудно выучить полностью, можно половину.