Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению на тему: «А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами»»»
Чтение
Тема урока: «А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами»»
Цели:
- продолжить знакомство с поэзией А.С. Пушкина, с его стихотворением «Гонимы вешними лучами», учить выразительному чтению стихотворения, формировать умение видеть и замечать прекрасное в природе;
- развивать устойчивое внимание, память, мышление, умение выделять главное, связную речь, ориентировку в малом пространстве (в учебнике), расширять словарный запас;
- воспитывать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе.
Оборудование:ноутбук, презентация, звукозапись, учебник, разрезные картинки, картинки с изображением весны, зимы, лета, пчелы и улей, сигнальные карточки.
Ход урока
Организация класса.
Чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
- Чему нас учат уроки чтения?
- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
- Ребята, представьте, что вы находитесь в картинной галерее. Но вы пришли в нее не для того, чтобы полюбоваться этими картинами, а для того, чтобы их создать.
- У вас на партах лежат конверты с разрезными картинками. Соберите картинку, найдите такую же на моем столе.
(Дети собирают осколки картинки и вывешивают их увеличенные копии.)
- Какая тема объединяет все эти картинки?
- У меня на столе остались еще картинки, посмотрите, пожалуйста, и скажите можно ли эти картинки поместить с теми, которые находятся на доске? (нет)
- Почему вы сделали такой вывод?
- Как вы считаете, почему мы с вами ведём разговор о весне?
2.Проверка домашнего задания.(Читать, отвечать на вопросы, стр.152-154).
- Как называется рассказ, с которым вы познакомились на прошлом уроке? «Весенние ручьи»- отрывок из повести Детство Никиты.
- Кто написал этот рассказ? (А.Толстой)
- По каким признакам можно узнать, что автор рисует картину ранней весны?
- Прочитайте описание весеннего половодья.
- Как вы поняли, что такое половодье?
- Какие картины наступающей весны наблюдали вы сами в природе?
Введение в тему урока.
1. Звучание весны.(Развитие слухового восприятия)
Аудиозапись + Работа с сигнальными карточками.
- Я предлагаю вам прослушать аудиозапись различных звуков. Если вы услышите звуки, которые, по вашему мнению, можно услышать в природе весной, поднимите карточку зелёного цвета, другие звуки- карточку красного цвета.
- Какой из прослушанных звуков будет являться отгадкой к загадке:
2. Загадка.
Звонкий, громкий, озорной Появляется весной. И бежит до моря, Звонко тараторя. (Ручей)
- Звонкие песни весенних ручьёв, весёлая капель, первые зелёные листочки, конечно же, не могут оставить равнодушными ни одного человека, тем более, если это поэт.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Гонимы вешними лучами…»
Изучение нового материала.
Но прежде, чем приступить к изучению нового стихотворения, посмотрите на картинку и скажите, кого вы видите на ней? (пчелу)
- Что вы можете сказать о ней, какая она – ленивая или трудолюбивая?
- Почему вы так решили? Чем она занимается? (собирает мед)
- А как выдумаете, легко ли он ей достается? Ей много приходится трудиться?
- Я хочу, чтобы и вы сегодня потрудились, как пчелки на уроке. И как можно больше добыли для себя новых знаний.
- Когда просыпаются пчелы? (Весной)
Беседа по теме.
- Весна – удивительное и всеми любимое время года. Именно весной начинают просыпаться животные, насекомые. Птицы возвращаются к нам из теплых стран.
Вот почему ВЕСНА не может оставить равнодушными поэтов и писателей, художников, композиторов. На наших уроках мы уже неоднократно наблюдали, как они, каждый своими средствами, изображают это чудесное время года и А.С.Пушкин в том числе.
- Сегодня мы понаблюдаем, какие весенние приметы подметил А. С. Пушкин и передал нам в своем стихотворении.
2. Словарная работа.
Но прежде, чем приступить к прослушиванию этого стихотворения, давайте разберем с вами слова и словосочетания, которые могут быть вам непонятны.
Вешние лучи – весенние лучи
Окрестные горы- горы, которые находятся вокруг.
Потоплённые луга-залитые водой.
Утро года – весна
Келья - отдельная комната монаха в монастыре.
Дань - налог, который собирает победитель с побежденного народа.
- Прослушайте стихотворение нашего любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Обратите внимание как просто, ярко, точно и поэтично он описывает весну. Закройте глаза и представьте, какие картины вам рисуются, слушая это стихотворение.
4. Первичноевосприятие текста.
- О каком времени года это стихотворение?
- По каким приметам вы узнали, что это стихотворение о весне?
5. Словесное рисование.
- Какую картину вы можете себе представить, прослушав это стихотворение?
6. Словарь настроений.
- С каким настроением вы читали бы это стихотворение?
- Какое это стихотворение по тону - спокойное или взволнованное?
- Из каких предложений (повествовательных, вопросительных, восклицательных) оно состоит?
- Какие чувства надо передать при чтении?
Выберите из таблицы «Словарь настроений» подходящие слова для передачи чувств при чтении.(радость, грусть, веселье, тоска, восторг, лёгкость).
Физкультминутка.
- Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка, Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!" Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками) Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи) Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками) Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями) Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек) Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)
Работа по теме урока.
Чтение стихотворения про себя (жужжащее чтение).
- А сейчас прочитайте это стихотворение жужжащим чтением.
2.Чтение стихотворения с обучающимися (вслух).
3.. Работа по содержанию. Анализ текста стихотворения.
- Найдите строчки, в которых А.С. Пушкин одушевляет природу.
СНЕГА (сбежали мутными ручьями)
(В первом четверостишии поэт «оживляет» зимние снега словами: «сбежали» с «окрестных гор», «гонимы весенними лучами».Автор рисует весенние воды: «мутные ручьи», «потопленные луга»).
- О чем же здесь рассказывает поэт? (о таянии снега)
ПРИРОДА (встречает утро года)
- Прочитайте следующие три стихотворные строчки. - Как в них по-другому поэт называет весну? Какой вы ее представили в своем воображении?
(Поэт называет весну «утром года», потому что с весной связано пробуждение природы. Природа здесь живая: она не пробудилась от зимнего сна, но уже «с улыбкой ясною» встречает весну. Автор олицетворяет природу, и мне она представляется в образе молодой красивой девушкой с улыбающимся лицом.
НЕБЕСА (синея, блещут)
В этом стихотворении А.С. Пушкин снова употребляет свое любимое слово «блещут», и я представила веселое синее небо, яркую солнечную картину: «синея, блещут небеса»).
ЛЕСА ( как будто пухом зеленеют)
- А каким вы представили себе весенний лес? Какие слова вам помогли представить его таким? (Лес только начал пробуждаться, кое-где из почек пробиваются листочки, но он пока еще «прозрачный», – ветви отчетливо просматриваются на фоне «блестящих синих небес».Весенний лес издали похож на зеленую дымку, – вот почему автор сравнивает его с «пухом»).
- Дочитайте стихотворение до конца. Как вы поняли выражение «полевая дань» и «восковая келья»?
КЕЛЬЯ (из кельи восковой)
(Пчела взлетает «из кельи восковой», т.е. из улья, в котором есть отсеки, сделанные из воска, которые автор сравнивает с маленькими комнатками в монастыре (кельями).
ПЧЕЛА (летит за данью полевой)
А «полевая дань» – это сок и пыльца, которые пчелы собирают с цветов, – и автор сообщает нам, что уже появились первые весенние цветы.
ДОЛИНЫ (сохнут и пестреют)
И земля уже пестреет от зеленой травы и первых цветов: «Долины сохнут и пестреют».
СТАДА (шумят, т.е. мычат, блеют)
На зеленые луга уже вышли стада, они «шумят», – природа наполнилась весенним шумом.
СОЛОВЕЙ (уж пел в безмолвии ночей).
А ночь наполняется соловьиным пением.)
VIII. Подведение итогов.
-Как называется стихотворение, которое мы сегодня читали? («Гонимы вешними лугами»)
-Кто автор этого стихотворения? (А.С. Пушкин)
- Какова тема стихотворения? (Тема весны)
IX.Рефлексия.
- Вам понравился урок?
- Что вам показалось в нем особенно интересным?
- Что показалось сложным и непонятным?
У вас на партах картинки пчел.
На одной картинке пчела без ведра- выбирают те ребята, которые считают что урок был трудный и неинтересный, и вы ничего нового для себя не узнали.
На другой картинке пчела с одним ведром- выбирают те ребята, которые испытывали затруднения в некоторых заданиях, но справились с ними и что-то для себя узнали нового.
На третьей картинке пчела с двумя ведрами (запасами пыльцы) - выбирают ребята которым было на уроке все интересно, легко и выполнимо, кто почерпнул для себя много нового и интересного. Прикрепляем пчел на улей.
Спасибо вам за урок! Вы сегодня поработали как пчелки.
X. Домашнее задание.
с. 154 - Подготовить выразительное чтение стихотворения.