Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: " А.С. Пушкин " Гонимы вешними лучами. Осень".
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: " А.С. Пушкин " Гонимы вешними лучами. Осень".
конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: А. С. Пушкин " Гонимы вешними лучами. Осень". В конспекте используются разные способы выражения настроения человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Воспитательная – воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.
Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
1. Предметные
- определять в изучаемом лирическом тексте средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет);
- сравнивать произведение литературы и произведение живописи (тема, настроение).
2. Личностные
- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
- формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
3. Метапредметные: - уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, делать выводы из изученного материала, слушать собеседника, овладения навыками смыслового чтения текста.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1. Уметь осознавать тему, цели и задачи урока;
2. Уметь планировать способы достижения намеченной цели;
2. Осмысленно слушать, извлекать из текста необходимую информацию, осознанно строить речевые высказывания.
Коммуникативные
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.
2. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Ход урока.
I. Организационный этап
1. Приветствие
2. Проверка готовности рабочего места
-Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
И ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
-Здравствуйте, дети. Надеюсь, что вам понравится сегодняшний урок, вы всё усвоите,
Проверяют всё ли готово к уроку
3. Мотивация к учебной деятельности
- Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
- Ребята, о чём рассказывается в этом стихотворении?
- У каждого человека есть своё любимое время года. Кто-то любит весну, кто-то лето, кто-то зиму, кто-то осень. Ученики чаще всего любят лето, потому что там каникулы, это время отдыха, но возможно кто-то любит и другое время года. Ребята, а какое время года вам больше всего нравится? Подготовьте высказывание которое начнется с тех слов — которые написаны на слайде. Мы будем оценивать не то время, которое вы любите, а то как вы о нём красиво, ярко, образно сказали. ( Ребята высказывают свое мнение)
- Молодцы ребята, мне понравились ваши высказывания.
Рассказывают о временах года.
III. Решение проблемы
- Можно долго говорить о том, что каждое время года обладает своей прелестью, но всё-таки какое-то время года нам нравится больше, а кто знает, какое любимое время года было у Александра Сергеевича Пушкина?
- Да, ребята вы правы. Знаете, осенью очень хорошо творилось, многие наиболее знаменитые творения поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина были написаны в осенние месяцы пребывания художника в Болдино. Осень была любимым временем года Пушкина, когда творческое вдохновение позволяло ему беспрестанно трудиться над будущими шедеврами. Именно период, именуемый болдинской осенью, был наиболее творчески плодотворен в жизни Александра Сергеевича. А кто вспомнит его самые известные строчки об осени?
- Это самые известные строчки, как часто глядя на осенние убранства деревьев, осеннюю природу мы вспоминаем эти строки:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
- Ребята, а вы знали, что это отрывок замечательного произведения Александра Сергеевича Пушкина - «Осень». Откройте учебник на странице 95 и мы все вместе прочитаем ещё один отрывок этого произведения и найдем слова которые действительно говорят нам о том, что автор любит это время года.
Чтение стихотворения.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго...
- Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сделаем некоторые уточнения: «дни поздней осени бранят обыкновенно», как вы понимаете эту строчку?
- Да, ребята. Люди чаще всего не любят это время года, а почему?
- А чем же она привлекательна А.С.Пушкину?
- Какие слова мы можем подобрать?
- Как вы понимаете «красою тихою, блистающей смиренно»?
- «Так нелюбимое дитя в семье родной
Меня к себе влечёт», почему автор называет осень не любимым ребенком?
- «В семье родной», о какой семье идёт речь?
- «Но оно меня к себе влечет», чем же она влечёт автора, найдите эти слова в тексте.
- Ребята, а что доброго может найти автор в этих днях?
- Ребята, давайте мы с вами еще раз прочтем стихотворение, но с тем настроением, которое мы с вами только что определили. Кто сможет прочесть.
Чтение стихотворения
- Посмотрите, а под стихотворением помещена иллюстрация, кто увидел, кто автор?
- А теперь скажите удачно ли подобрали иллюстрацию к этому стихотворению? Докажите свой ответ.
- Что мы видим на иллюстрации, с какими словами стихотворения соотносится?
- Какое настроение вызывает эта картина? Можем ли мы сказать, что здесь унынье или спокойствие, но обратите внимание, что это разные вещи.
- А художник также передал нам это настроение, как автор?
- За счёт чего он смог это сделать?
- Итак, мы с вами выяснили, что настроение можно передать словами, живописью, а ещё чем можно?
- Правильно, сейчас мы прослушаем две мелодии и вы должны будете определить — какая из мелодий больше подходит по настроению к этой картине.
Прослушивание двух мелодий.
- Ребята, какая из мелодий больше подходит?
- А почему?
- А бывает ли у нас такая осень, как во второй мелодии?
-А когда чаще такое бывает?
- Люди, чаще всего не любят это время года, а особенно позднюю осень.
- Потому что на улице слякоть, плохая погода, птицы уже не поют, звери приготовились ко сну, голосов на улице мало
- «Красою тихою, блистаюшей смиренно».
- Нет ярких красок, больше серых, светло и темно серых красок, люди чаще всего ходят в более темных одеждах.
- Потому, что это время года почти никто не любит.
- «В ней много доброго».
- Природа спокойная, кругом тишь, можно прогуляться, отдохнуть, некоторые люди любят гулять именно поздней осенью.
Обратите внимание на иллюстрации картин на доске.
- Какое время года изображено на иллюстрациях?
- Докажите.
- Это осень, так как на картине тоже изображена поздняя осень, с деревьев уже опали листья, все серое.
- Красою тихою, блистающей смиренно.
- Какое настроение создает эта картина?
- Спокойствие, умиротворение.
- С помощью чего это настроение передал художник?
- За счет использования серых, черных, коричневых красок.
- С помощью каких средств можно передать настроение?
- С помощью музыки
Прослушайте мелодии.
Прослушивают мелодии.
- Первая
- эта музыка плавная, тихая, она позволяет успокоиться.
- Что представляете себе?
- дует ветер, холодно
- Поздняя осень
IV. Физкультминутка
Утром солнышко встает
Деток завтракать зовет.
Днем ребята занимаются
И обедать собираются.
Вечером играют, ужин ожидают.
Ну, а ночью детвора спит до самого утра
Повторяют движения.
V. Первичное закрепление
- Ребята, а сейчас я прочту только первую строчку нашего следующего стихотворения и вы скажете о каком времени года оно.
«Гонимы вешними лучами…»
- А как вы догадались?
- Правильно, откройте страницу 94 и прочитайте стихотворение.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
- А как вы понимаете « с окрестных гор»?
- «Улыбкой ясною природа», что автор называет улыбкой?
- Почему автор называет весну – «утро года»?
- Как вы понимаете « ещё прозрачные леса»?
- Что автор называет пухом?
- Ребята, а что такое дань?
- Так за какой же данью летит пчела?
- Как можно объяснить «из кельи восковой»?
- Благодаря чему пестреют долины?
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
-Как Пушкин смог нам передать своё настроение?
-Почему вы смогли представить картины природы и прочувствовать все происходящее события?
- Если бы вы изображали иллюстрацию к этому стихотворению, какими красками вы бы воспользовались?
- Я подготовила для вас три иллюстрации, посмотрите на них и определите: какая подходит больше всего подходит к этому стихотворению?
- Почему вы так считаете?
- А какой будет мелодия к этому стихотворению?
- Давайте послушаем мелодии которые я подобрала и выберем одну из них.
Прослушивание мелодий.
- Мы с вами прослушали две мелодии, как вы считаете какая мелодия подойдёт? Почему?
-Итак, ребята мы с вами на уроке выяснили, что настроение можно выразить разными образами. Какими?
- Кто автор стихотворений с которыми мы познакомились?
- Молодцы, правильно.
Слушают учителя.
- Весна
- По слову вешние, то есть весенние.
Чтение стихотворения. Ответы на вопросы после стихотворения.
- С ближних
- Яркое солнце
- Потому, что весной природа просыпается, всё кругом расцветает
- Деревья еще голые
- Почки и листочки на деревьях
- Из-за того, что зеленеют деревья, появляется трава
- Он подобрал слова и выражения, использовал художественные средства языка метафора, сравнение, эпитеты, которые могли перенести нас в мир весенней природы, вдохнуть запахи весны, услышать звуки весны, от души радоваться и восхищаться.
- Яркими: больше желтых и зеленых красок, но в некоторых местах будут еще коричневые краски не совсем одетых деревьев, белые краски – это снег.
- Вторая иллюстрация
- На ней изображена ранняя осень, на деревьях только появились почки, еще не весь снег растаял. А на двух других иллюстрациях изображена более поздняя осень: распустились цветы, все вокруг зеленое.
- Мелодия в которой мы можем увидеть пробуждение
- Подойдет первая мелодия, так как в ней мы слышим звуки житовных, пение птиц