kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: " А.С. Пушкин " Гонимы вешними лучами. Осень".

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: А. С. Пушкин " Гонимы вешними лучами. Осень". В конспекте используются разные способы выражения настроения человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: " А.С. Пушкин " Гонимы вешними лучами. Осень".»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: « Пушкин « Осень», « Гонимы вешними лучами»

Цель урока: знакомство учащихся со стихотворением А.С. Пушкина “Гонимы вешними лучами…”, «Осень»

Задачи:

1. Образовательная – Научить детей сравнивать произведения живописи и литературы, находить сходства и различия.

2. Развивающая – развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

3. Воспитательная – воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.

Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

1. Предметные

- определять в изучаемом лирическом тексте средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет);

- сравнивать произведение литературы и произведение живописи (тема, настроение).

2. Личностные

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

- формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

3. Метапредметные: - уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, делать выводы из изученного материала, слушать собеседника, овладения навыками смыслового чтения текста.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Уметь осознавать тему, цели и задачи урока;

2. Уметь планировать способы достижения намеченной цели;



Познавательные

1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

2. Осмысленно слушать, извлекать из текста необходимую информацию, осознанно строить речевые высказывания.

Коммуникативные

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.

2. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.











































Ход урока.

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Проверка готовности рабочего места

-Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

И ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

-Здравствуйте, дети. Надеюсь, что вам понравится сегодняшний урок, вы всё усвоите,

Проверяют всё ли готово к уроку

3. Мотивация к учебной деятельности

- Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

- Ребята, о чём рассказывается в этом стихотворении?

- У каждого человека есть своё любимое время года. Кто-то любит весну, кто-то лето, кто-то зиму, кто-то осень. Ученики чаще всего любят лето, потому что там каникулы, это время отдыха, но возможно кто-то любит и другое время года. Ребята, а какое время года вам больше всего нравится? Подготовьте высказывание которое начнется с тех слов — которые написаны на слайде. Мы будем оценивать не то время, которое вы любите, а то как вы о нём красиво, ярко, образно сказали. ( Ребята высказывают свое мнение)

- Молодцы ребята, мне понравились ваши высказывания.

Рассказывают о временах года.

III. Решение проблемы

- Можно долго говорить о том, что каждое время года обладает своей прелестью, но всё-таки какое-то время года нам нравится больше, а кто знает, какое любимое время года было у Александра Сергеевича Пушкина?

- Да, ребята вы правы. Знаете, осенью очень хорошо творилось, многие наиболее знаменитые творения поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина были написаны в осенние месяцы пребывания художника в Болдино. Осень была любимым временем года Пушкина, когда творческое вдохновение позволяло ему беспрестанно трудиться над будущими шедеврами. Именно период, именуемый болдинской осенью, был наиболее творчески плодотворен в жизни Александра Сергеевича. А кто вспомнит его самые известные строчки об осени?

- Это самые известные строчки, как часто глядя на осенние убранства деревьев, осеннюю природу мы вспоминаем эти строки:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

- Ребята, а вы знали, что это отрывок замечательного произведения Александра Сергеевича Пушкина - «Осень». Откройте учебник на странице 95 и мы все вместе прочитаем ещё один отрывок этого произведения и найдем слова которые действительно говорят нам о том, что автор любит это время года.

Чтение стихотворения.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго...

- Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сделаем некоторые уточнения: «дни поздней осени бранят обыкновенно», как вы понимаете эту строчку?

- Да, ребята. Люди чаще всего не любят это время года, а почему?

- А чем же она привлекательна А.С.Пушкину?

- Какие слова мы можем подобрать?

- Как вы понимаете «красою тихою, блистающей смиренно»?

- «Так нелюбимое дитя в семье родной

Меня к себе влечёт», почему автор называет осень не любимым ребенком?

- «В семье родной», о какой семье идёт речь?

- «Но оно меня к себе влечет», чем же она влечёт автора, найдите эти слова в тексте.

- Ребята, а что доброго может найти автор в этих днях?

- Ребята, давайте мы с вами еще раз прочтем стихотворение, но с тем настроением, которое мы с вами только что определили. Кто сможет прочесть.

Чтение стихотворения

- Посмотрите, а под стихотворением помещена иллюстрация, кто увидел, кто автор?

- А теперь скажите удачно ли подобрали иллюстрацию к этому стихотворению? Докажите свой ответ.

- Что мы видим на иллюстрации, с какими словами стихотворения соотносится?

- Какое настроение вызывает эта картина? Можем ли мы сказать, что здесь унынье или спокойствие, но обратите внимание, что это разные вещи.

- А художник также передал нам это настроение, как автор?

- За счёт чего он смог это сделать?

- Итак, мы с вами выяснили, что настроение можно передать словами, живописью, а ещё чем можно?

- Правильно, сейчас мы прослушаем две мелодии и вы должны будете определить — какая из мелодий больше подходит по настроению к этой картине.

Прослушивание двух мелодий.

- Ребята, какая из мелодий больше подходит?

- А почему?

- А бывает ли у нас такая осень, как во второй мелодии?

-А когда чаще такое бывает?

- Люди, чаще всего не любят это время года, а особенно позднюю осень.

- Потому что на улице слякоть, плохая погода, птицы уже не поют, звери приготовились ко сну, голосов на улице мало

- «Красою тихою, блистаюшей смиренно».

- Нет ярких красок, больше серых, светло и темно серых красок, люди чаще всего ходят в более темных одеждах.

- Потому, что это время года почти никто не любит.

- «В ней много доброго».

- Природа спокойная, кругом тишь, можно прогуляться, отдохнуть, некоторые люди любят гулять именно поздней осенью.

Обратите внимание на иллюстрации картин на доске.

- Какое время года изображено на иллюстрациях?

- Докажите.

- Это осень, так как на картине тоже изображена поздняя осень, с деревьев уже опали листья, все серое.

- Красою тихою, блистающей смиренно.

- Какое настроение создает эта картина?

- Спокойствие, умиротворение.

- С помощью чего это настроение передал художник?

- За счет использования серых, черных, коричневых красок.

- С помощью каких средств можно передать настроение?

- С помощью музыки

Прослушайте мелодии.

Прослушивают мелодии.

- Первая

- эта музыка плавная, тихая, она позволяет успокоиться.

- Что представляете себе?

- дует ветер, холодно

- Поздняя осень

IV. Физкультминутка

Утром солнышко встает

Деток завтракать зовет.

Днем ребята занимаются

И обедать собираются.

Вечером играют, ужин ожидают.

Ну, а ночью детвора спит до самого утра

Повторяют движения.

V. Первичное закрепление

- Ребята, а сейчас я прочту только первую строчку нашего следующего стихотворения и вы скажете о каком времени года оно.

«Гонимы вешними лучами…»

- А как вы догадались?

- Правильно, откройте страницу 94 и прочитайте стихотворение.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.



Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

- А как вы понимаете « с окрестных гор»?

- «Улыбкой ясною природа», что автор называет улыбкой?

- Почему автор называет весну – «утро года»?

- Как вы понимаете « ещё прозрачные леса»?

- Что автор называет пухом?

- Ребята, а что такое дань?

- Так за какой же данью летит пчела?

- Как можно объяснить «из кельи восковой»?

- Благодаря чему пестреют долины?

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

-Как Пушкин смог нам передать своё настроение?

-Почему вы смогли представить картины природы и прочувствовать все происходящее события?

- Если бы вы изображали иллюстрацию к этому стихотворению, какими красками вы бы воспользовались?

- Я подготовила для вас три иллюстрации, посмотрите на них и определите: какая подходит больше всего подходит к этому стихотворению?

- Почему вы так считаете?

- А какой будет мелодия к этому стихотворению?

- Давайте послушаем мелодии которые я подобрала и выберем одну из них.

Прослушивание мелодий.

- Мы с вами прослушали две мелодии, как вы считаете какая мелодия подойдёт? Почему?

-Итак, ребята мы с вами на уроке выяснили, что настроение можно выразить разными образами. Какими?

- Кто автор стихотворений с которыми мы познакомились?

- Молодцы, правильно.

Слушают учителя.

- Весна

- По слову вешние, то есть весенние.

Чтение стихотворения. Ответы на вопросы после стихотворения.

- С ближних

- Яркое солнце

- Потому, что весной природа просыпается, всё кругом расцветает

- Деревья еще голые

- Почки и листочки на деревьях

- Из-за того, что зеленеют деревья, появляется трава

- Он подобрал слова и выражения, использовал художественные средства языка метафора, сравнение, эпитеты, которые могли перенести нас в мир весенней природы, вдохнуть запахи весны, услышать звуки весны, от души радоваться и восхищаться.

- Яркими: больше желтых и зеленых красок, но в некоторых местах будут еще коричневые краски не совсем одетых деревьев, белые краски – это снег.

- Вторая иллюстрация

- На ней изображена ранняя осень, на деревьях только появились почки, еще не весь снег растаял. А на двух других иллюстрациях изображена более поздняя осень: распустились цветы, все вокруг зеленое.

- Мелодия в которой мы можем увидеть пробуждение

- Подойдет первая мелодия, так как в ней мы слышим звуки житовных, пение птиц

- Музыкой, живописью и стихотворением.

VII. Информация о домашнем задании

- Домашним заданием будет, выучить понравившееся вам стихотворение.

- Записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Итог урока

В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы.

Сегодня на уроке:

Я научился …

Было интересно …

Было трудно …

Мои ощущения …

Я могу применить полученные знания…
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Угарова Наталья Евгеньевна

Дата: 27.03.2022

Номер свидетельства: 603442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства