Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Н.А. Некрасов Крестьянские дети»
Бородинова Л.М., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МОУ Сретенской СОШ
им.П.И. Батова, Рыбинский МР
Тема: «Крестьянское детство»
(на примере чтения и анализа стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»)
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Класс: 5
Цель: познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»; показать, как А.Некрасов рисует образ детей, помочь учащимся выявить отношение автора к крестьянским детям; развивать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты
Предметные: на основе чтения и анализа стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» формировать собственное отношение к произведению русской литературы, давать их оценку.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: формировать интерес к русской литературе и родной культуре.
Предварительное д/з: подготовить выступление о биографии Н.А. Некрасова (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2/ Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2012., с.53-54)
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности, Проверка Д\з
-обратите внимание на слова, записанные на доске, попробуйте дать их лексическое значение (возможно обращение к словарю), в чем их сходство и отличие?
ДВОРЯНИН КРЕСТЬЯНИН
-Дворянин- благородный по роду или по чину, принадлежащий к жалованному, высшему сословию, только ему предоставлено было владеть населенными именьями, людьми.
-Крестьянин-сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе.
-как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
-расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве Н.А. Некрасова из прочитанной дома статьи учебника. (Монологический ответ ученика).
Детство Некрасова прошло в имении отца Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она не раз защищала сына и простых людей. Всё это очень сильно волновало будущего поэта.
-как связаны между собой дворянин по происхождению Н.А. Некрасов и крестьяне?
В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.
-почему Н.А. Некрасов обращает внимание читателей на жизнь крестьян?
-какими чертами характера должен обладать человек, сопереживающий тяжелой жизни крестьян?
Формирование новых знаний
-как вы думаете, какой была жизнь крестьянских детей?
-рассмотрите репродукцию картины А.С. Степанова «Журавли летят» на с.55.
-какими изображены дети на картине?
Поэт Н.А. Некрасов тоже изображает крестьянских детей в стихотворениях. Любимым увлечением поэта была охота. Она была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».Прочитаем это стихотворение. В ходе чтения ответим на вопросы.
Анализ стихотворения
Выразительное чтение 1 части стихотворения с55-57.
-опишите крестьянских детей в этой части.
-как относится поэт к детям, какие слова раскрывают его любовь к детям?
Выразительное чтение 2 части стихотворения с57-61.
-расскажите о жизни крестьянских детей из прочитанного фрагмента.
-всегда ли его детство беззаботно, приведите примеры из прочитанного фрагмента.
-как поэт относится к такому детству крестьянских детей? Докажите примерами из текста.
Выразительное чтение 3 части стихотворения с.61-62.
-что вас поразило в этом фрагменте?
-должно ли быть таким детство шестилетнего мальчика, почему?
-прочитайте слова, в которых поэт с болью говорит о жизни мальчика. Почему поэту кажется, что он попал в театр?
- похоже ли ваше детство на детство детей, описанных Н.А. Некрасовым? Почему оно другое?
-предположите, каким должно быть детство? Расскажите о своих увлечениях, как вы проводите свободное время.
-каким должно быть детство по мнению Н.А. Некрасова, прочитайте. (с.62)
Выразительное чтение 4 части стихотворения с.64.
Вернемся к словам, записанным на доске: как должны быть связаны между собой слова: дворянин и крестьянин? Как они были связаны в 19 веке?
-почему Н.А. Некрасов, дворянин по происхождению, обращает внимание читателей на жизнь крестьян?