Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Перед вами портреты писателей. Вы должны узнать писателей и сказать, что может их объединять. Вы узнали К. Паустовского. Я зачитаю вам отрывки из его произведений, вы должны сказать названия. -Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился всё громче и громче. - Ленивый гром потягивал за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажжённый ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер. - Мы продолжаем работу над произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Сегодня мы уделим больше внимания анализу характеров героев и мотивов их поведения. Мы должны будем ответить на вопросы: 1. О чём это произведение? 2. Зачем К. Г. Паустовский рассказал нам эту историю? | Дети называют Ф.И. О.писателей, изучаемые произведения. -Объединяет всех писателей то, что они писали о природе. Слайды 1-4 - « Стальное колечко» К.Г. Паустовского. Слайд 5 -«Заячьи лапы»» К.Г. Паустовского. Слайд 6 Слайд 7 |
II. Проверка домашнего задания. | | Проверить знание содержания произведения, понимание жанра, темы. | Понимание литературных терминов: жанр, тема. Знать источники получения информации. | Умение выделять главное в прочитанном, передавать содержание. Определять тему произведения. Умение пересказывать, ориентироваться в тексте. | Словесный, наглядно- иллюстративный. Проблем- ный. | Рассказ, беседа. Работа в парах. Пере- сказ. | Слайды8-11 |
1. Словарная работа. -Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Поработаем парами. У вас на парте карточки со словами, вы должны соединить слово и его значение. 2. Работа по содержанию. Пересказ. -Передайте содержание произведения. Посмотрите на схему, не нарушена ли последовательность событий. Рассказ деда о пожаре. Возвращение домой. Лечение зайца. Больной заяц. - Из-за чего произошла эта история? Почему автор нарушил последовательность событий в рассказе и о пожаре написал в конце произведения? 3.Работа над моделью обложки. -Вы должны были поработать дома над моделью обложки. -О чём же этот рассказ? -Только о зайце ли он? | Оголец Онучи Суховей Пенсне Кратер Шамкать Коновал Ураган | Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку Знахарь, лечащий лошадей Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Ветер разрушительной силы Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер | Дети работают в парах. Потом работа проверяется. Слайд 8 Дети восстанавливают последовательность событий. Сдайды 9-10 Больной заяц. Возвращение домой. Лечение зайца. Рассказ деда о пожаре. -Автор нарушил последовательность событий, чтобы подчеркнуть самый напряжённый эпизод в рассказе. Потом проверяется пересказ. Дети моделируют обложку и отвечают на вопросы. -О природе, о зайце. Слайд 11 |
III Работа над новым материалом. Определение темы произведения, анализ поступков героев. | | Формировать комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения; учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся. | Понимание литературных терминов: жанр, тема. | Умение давать характеристику персонажу, анализировать его речь, поведение, делать выводы. Выражать своё отношение, видеть позицию автора. Выразительно читать. | Словесный, наглядно- иллюстративный. Частично-поисковый. | Рассказ, беседа. Выборочное чтение. Пересказ. Моделирование. Работа в группах. | Слайды 12-21 |
Чтобы понять о чём же ещё это произведение, давайте вспомним всех героев произведения, составим их словесный портрет. Дадим характеристику их поступкам. Задание в группах. Найти в тексте материал о персонаже, охарактеризовать его поступки и речь: 1 группа-ветеринар. - Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром по ролям. - Что вы чувствуете после прочитанного? Почему? - Что можно сказать о ветеринаре? 2 группа- бабка Анисья. - Кто помог добрым словом? (бабка Анисья) - Какой совет она дала? Прочитайте об этом. 3 группа-Ваня. -Как отреагировал Ваня на слова ветеринара? - Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении. - А как чувствует себя заяц? - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо. -Как Ваня заботиться о зайце? 4 группа-аптекарь. - Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог? Прочитайте и обсудите диалог аптекаря с дедом. 5 группа-Карл Петрович. -Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа. 6 группа-дед Ларион. - Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? - Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете? Составим схему « Отношения героев рассказа к зайцу». Условное значение цветов: -чёрная стрелка - отрицательное отношение; -серая стрелка - нейтральное отношение( никак не выраженное); - зелёная стрелка - уважительное отношение; -жёлтая стрелка – хорошие (сочувственные) отношения; -красная стрелка - добрые (дружеские) отношения. -Не забудьте выразить своё отношение. Вы бы помогли Ване и дедушке спасти зайца? - Так о чём же этот рассказ? -Только о зайце ли он? Вернёмся ещё раз к определению темы произведения. О чём же всё- таки хотел рассказать нам автор через образы своих героев? Может о каких-то человеческих качествах? -Да, больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. | Работа детей в группах, ответы. Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит.Слайд 12 Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает Слайд 13 Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет. Слайд 14 Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито. Слайд 15 Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго. Слайд 16 Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет.Слайд 17 Слайд 18-20 Слайд 21 Тема: О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль, о гуманном отношении человека к животному. |
- На первый вопрос урока мы ответили. -Как вы относится к людям, о которых рассказано в произведении? -А теперь скажите : «Зачем К. Г. Паустовский рассказал нам эту историю о зайце?» Основная мысль произведения: Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку. -Выберите одну фразу и закончите её. Меня удивило…. Мне стало жалко.. Мне не понравилось… Меня восхитило… Меня поразило... -Спасибо за работу. Оценивание. - Напоследок мне хочется обратить ваше внимание на слова, написанные на доске: «Добрых людей на свете было и есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул». Так будем же добрыми! Домашнее задание: 1)сделать иллюстрацию к эпизоду по з.2 в тетради; или 2)написать отзыв о произведении. | Дети осуждают ветеринара, разделяют жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку, одобряют поступок деда и Вани. -Чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным. Слайд 22 Ответы детей. Слайд 23 |