kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока чтения К.Г.Паустовский "Заячьи лапы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения в 6-м классе. Рассказ К.Паустовского "Заячьи лапы" Цели урока: • формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения. • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения К.Г.Паустовский "Заячьи лапы" »

Урок чтения в 6-м классе.

Рассказ К.Паустовского "Заячьи лапы"


Цели урока:

  • формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.

  • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся



Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение задач урока, темы.

3. Дыхательная гимнастика.

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.

- О чём надо помнить, ребята, чтобы речь была яркой, понятной и приятной для других?

Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)

А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)

4. Речевая разминка.

На экране пословица:

Кто много читает,

Тот много знает.

- Прочитайте пословицу про себя.

- Прочитайте пословицу тихо.

- Прочитайте пословицу громко

- Прочитайте с восклицательной интонацией.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е слова.

На доске буквосочетания: панкрот, тнеицап , мергле, акту, раниретев , уитнс. Здесь спрятались слова из рассказа, найдите их. Слова читаются наоборот и на экране появляются слова

Пациент

ветеринар

- Подберите к ним синонимы.



5. Проверка домашнего задания.

1) - Что было задано на дом?

а) выразительно читать рассказ;

б) озаглавить части текста;

в*) продумать ответ на вопрос о том, какие факты свидетельствуют о том, что последовательность событий в рассказе нарушена?

- Что значит озаглавить части текста?

- Как вы озаглавили части текста?

Ваня у ветеринара.

Карл Петрович вылечил зайца.

Лесной пожар

Что у нас получилось? (план)

- Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?

- Что же надо сделать, чтобы план соответствовал действительности?(перенести пункт 3 на1)

3) Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)

Перед чтением ставится задание:

- передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл сл скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!"

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

- Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?

- Почему устали дед и заяц? - А от чего устали мы?

6. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале:

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись.

Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку - Молодцы, мои зайчишки!



7. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи.

- А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром в лицах (чтение 1 части )

К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.

- Ты что, одурел? - крикнул ветеринар. - Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

- А вы не лайтесь, это заяц особенны, - хриплым шёпотом сказал Ваня. - Его дед прислал, велел лечить.

- От чего лечить-то?

- Лапы у него пожжённые. Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

- Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

- Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?

- Что можно сказать о ветеринаре?

(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)

- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)

- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.

- Не умрёть, малый, - прошамкала Анисья. - Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу. - Что можете сказать о ней?

(Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)

- Какое решение принимает Ваня? Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.

Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Уржунское озеро, Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.


Заяц стонал. Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.


- Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел.


Заяц молчал.


- Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь?


Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.


Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес - надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.


- Каким вы представляете Ваню? (Ваня переживательный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)

- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)

- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.

- Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог? (Аптекарь)

Работа в парах.

- Прочитайте и обсудите с соседом по парте диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?

(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

- Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)

Дифференцированная работа. (задания записаны на карточках)

1группа. Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.

2 группа. Прочитайте и скажите, между кем и о чём шел разговор в диалоге на стр.77?

3 группа. Прочитайте и коротко расскажите, о чем говорили дед с Карлом Петровичем на стр.77 со слов ":Карл Петрович:"

Поверка выполнения заданий начинается с 3 группы, затем 2 группы и 1 группы.

(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

- Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий пересказ 3 части)

- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

- А как бы поступили вы?

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

Обобщить ответы детей.

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!

Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!



- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)

- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные - наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о любом персонаже и выразительно читать описания природы.



8. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового и интересного узнали?

- Какая работа понравилась?

- Какие выводы для себя сделали?

- А какое настроение получили? (Дети показывают сигнальные каточки)

Чтение - это лучшее учение в любом возрасте!

Урок окончен. Спасибо!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока чтения К.Г.Паустовский "Заячьи лапы"

Автор: Семушкина Мария Александровна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства