kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по литературному чтению на родном (русском) языке "В мире русских народных сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса "В мире русских народных сказок" учителя начальных классов Гнатенко Лилии Валентиновны МБОУ "Перовская школа гимназия". Для получения новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению на родном (русском) языке "В мире русских народных сказок"»

МБОУ «Перовская школа – гимназия»

Учитель начальных классов Гнатенко Лилия Валентиновна

Урок по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса на тему «В мире русских народных сказок»



ТЕМА УРОКА: В мире русских народных сказок

Цели:

познакомить детей с тремя видами сказок: волшебными, бытовыми, сказками о животных;

формировать у детей положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческие инициативы, активность;

развивать речь детей, обогащать словарный запас.



Планируемые достижения обучающихся на уроке:

увидеть многообразие русских народных сказок;

иметь представление об отличительных особенностях трёх видов сказок: волшебных, бытовых, о животных.



Демонстрационный материал: рисунки с изображением трех домиков для каждого вида сказок; сундучок с разными предметами из сказок; карточки с отрывками русских народных сказок.



Проект урока.

1. Эмоциональный настрой.

- Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!



2. Сообщение темы урока.

- Сегодня, ребята, нам предстоит открыть дверь в прекрасный мир сказки. Сказка. Кажется, само это слово светится и звенит, как колокольчик. Звенит серебряным волшебным звоном, как бубенцы тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сейчас мы читаем сказки в книгах, а раньше их только рассказывали, или, как тогда говорили, сказывали. Бабушки, дедушки, родители сказывали детям, а когда те вырастали и становились взрослыми, начинали сказывать их уже своим детям. Так сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

В русской деревне долгими вечерами любили рассказывать сказки. Сказки пришли к нам из глубины веков. Первые сказки родились задолго до того, как люди научились писать и издавать книги.

- Послушайте стихотворение Валентина Берестова "Сказка"

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.



3. Работа с пословицей.

На доске (или экране) пословица: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок". (А.С. Пушкин).

- Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете первую часть пословицы? (Сказка - это вымысел, в ней происходят невероятные и удивительные события)

- Как вы понимаете вторую часть пословицы? (Сколько бы ни было вымысла, сказка говорит о реальной жизни)

- Какой мудрости учит сказка? (Учит справедливости, помогает лучше узнавать себя и других, учит состраданию, милосердию, понимать чужую беду, учит верности в дружбе, трудолюбию, смелости, выдержке, смекалке)



4. Деление сказок на авторские и народные. (работа в группах)

- Прочитайте названия сказок. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на две группы?

(На карточках у каждой группы записаны названия следующих сказок:

"Дюймовочка"

"Конёк-Горбунок"

"Три медведя"

"Царевна-лягушка"

"Лиса и волк"

"Золушка"

"Как мужик гусей делил"



- Все сказки можно разделить на авторские (у которых есть автор - конкретный человек) и народные (эти сказки относятся к устному народному творчеству, они созданы неизвестными сказочниками и передавались устно из поколения в поколение)



- Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках. Все дети очень любят сказки. Назовите свои любимые сказки (ответы детей).



- Но сказки мало любить, их надо ещё знать и помнить. Давайте проверим, как вы помните сказки. Мои помощники будут рассказывать (или читать) отрывки из русских народных сказок. Надо выслушать отрывок до конца, а потом попробовать угадать название сказки.



Отрывок из сказки "Иван-царевич и серый волк"

[...Иван-царевич пошёл обратно путём-дорогой, а серый волк перемахнул через стену - да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину - и наутёк...]



Отрывок из сказки "Лисичка-сестричка и волк".

[... Наловил дед рыбу и везёт домой целый воз.

Увидела это лисичка, захотелось ей рыбки. И решила она деда перехитрить. Забежала лисичка вперёд, легла на дорогу и притворилась мёртвой.

Вот едет дед и видит: посреди дороги лежит лисичка. Дед слез с воза, подошёл к ней, а лисичка и не шевелится, лежит как мёртвая...]



Отрывок из сказки "Каша из топора"

[...У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

- Ну, нет так нет, - солдат говорит.

Тут он приметил под лавкой топор без топорища.

- Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить...]



- Подумайте и скажите, что объединяет эти отрывки и чем они отличаются.









5. Деление сказок на три группы.

На доске - три домика, символизирующие три вида сказок. (рисунок)

- Посмотрите, какие домики! В каждом из них живут сказочные герои. Сейчас вы прочтёте отрывки из сказок, вспомните их названия и подумаете, в какой домик можно поселить главных героев (работа в группах).

У каждой группы - карточки с отрывками из сказок.



1. [...Жили-были лиса и заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

- У меня избушка светлая, а тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная...]

("Заюшкина избушка")



2. [...Лиса схватила петушка в когти и понесла в свою нору, за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы...]

("Петушок - золотой гребешок")



3. [...Говорит однажды царь такое слово:

- Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь...]

("Царевна-лягушка")



4.[...Принесла старуха котёл.

Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

- Ну как? - спрашивает старуха.

- Скоро будет готова, - солдат отвечает. - Жаль, что вот соли нет...]

("Каша из топора")



5. [...В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка...]

("Три медведя")



6. [...Волку делать нечего. Пошёл он в кузнецу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст...]

("Волк и семеро козлят")



7. [...Кругом ночь чёрная, лес густой, ветер злой. Заплакала Василиса, вынула из кармана куколку:

- Куколка моя милая, посылают меня к Бабе -Яге за огнём...]

("Василиса - Прекрасная")



- Герои каких сказок будут жить в первом домике? (3, 7)

- Герои каких сказок будут жить во втором домике? (1,2,5,6)

- Герои каких сказок будут жить в третьем домике? (4)



- Почему же все наши сказочные герои живут в трёх разных домиках? (Первый дом похож на терем, там должны жить волшебные герои, например, Василиса Премудрая. Второй домик похож на лесную избушку, она больше подходит для лесных зверушек. Третий дом - для простых людей: мужика, бабы, солдата).



- В домике, похожем на терем, живут Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Баба Яга. Этот домик волшебный. В волшебных сказках происходят чудеса, различные превращения. Эти выдуманные сказки с разными фантастическими событиями называются волшебными сказками.



- Там где персонажами сказок являются зверушки, это сказки о животных.



- И ещё есть бытовые сказки. В них представлены обычные простые люди: мужик, баба, солдат, и жили они в простой избе. Это сказки про простую жизнь, про быт, то есть повседневную жизнь.



- Раньше вы не задумывались о том, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, о животных. С одной стороны, всё это сказки, с другой - они разные. Что же их отличает друг от друга? Что обязательно есть в волшебных сказках, какое там присутствует настроение?



- А для кого сочинялись сказки: для детей или для взрослых? (Про животных - для маленьких, бытовые - для взрослых, а волшебные - всем интересны).







6. Игра "Угадай, из какой сказки предмет"

Элементы разных сказок

Мы собрали в кузовок.

Отгадай названье сказки,

Будь внимателен, дружок!



- В сундучке спрятаны предметы из разных сказок. Вы должны вспомнить, из какой сказки они, кому принадлежат, какую роль играют. (Кольцо, пёрышко, яблоко, ложка, стрела, клубок).

- Из каких домиков эти вещи?

- Мы с вами увидели, какие разные бывают сказки: для разных слушателей по возрасту, с разным настроением, с разными героями. И всё-таки все они называются сказками. Почему? Что их объединяет?



8. Итог урока.

- Что нового открыли на уроке?

- С какими видами сказок познакомились?



Домашнее задание: прочитать и подготовить пересказ любой русской народной сказки.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Гнатенко Лилия Валентиновна

Дата: 17.02.2022

Номер свидетельства: 600521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока литературного чтения "П. Бажов Серебряное копытце" для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiapbazhovsieriebrianoiekopyttsiedlia3klassa"
    ["file_id"] => string(6) "319655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460907899"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по теме: "П.П.Бажов Серебряное копытце" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-p-p-bazhov-sieriebrianoie-kopyttsie"
    ["file_id"] => string(6) "144508"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739643"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "А. С. Пушкин " Сказка о царе Салтане" "
    ["seo_title"] => string(38) "a-s-pushkin-skazka-o-tsarie-saltanie-1"
    ["file_id"] => string(6) "238994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444676913"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка по письму (для коррекционных классов). "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-po-pis-mu-dlia-korriektsionnykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "197712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428300859"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства