kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "П.П.Бажов Серебряное копытце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Цели. Обучающие: познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова; обучать умению характеризовать поступки героев; Развивающие: развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, продолжать формировать навык анализа художественного произведения; развитие грамотной устной речи; совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения; Воспитательные: введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств; воспитывать интерес к предмету. Оборудование. учебник “Литературное чтение” 4 класс (авт. Л. Ф. Климанова), толковый словарь Ожегова, портрет П. П. Бажова, презентация к уроку, экран, проектор. Ход урока 1. Сообщение темы урока, актуализация знаний -Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного писателя, писателя – сказочника. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если мы с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому посвящен этот урок. 1. Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь. 2. Ценный камень уральских гор. 3. Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что? 4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя. 5. Что мечтал сделать из камня Данила-мастер? - Итак, наш урок посвящен уральскому сказочнику Павлу Петровичу Бажову. 2. Вводная беседа (слайд 2) - В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”. «Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. А без бороды — что за колдун? Как вспоминает друг Бажова Евгений Пермяк, в те времена в советских учреждениях бородатый человек казался диковинкой. Бажов — редактор Уралгиза — бороду носил, а вот пиджак — нет: «Галстук, понимаете, при нём надо, а его под бородой всё равно не видно… Ну его». Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. (слайд 3)В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия, в которых рос П. Бажов. Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом. Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений. - Какие сказы Бажова вы читали? • “Огневушка – Поскакушка” • “Малахитовая шкатулка” • “Хозяйка медной горы” • “Серебряное копытце” • “Каменный цветок” • “Горный мастер” • “Хрупкая веточка” • “Голубая змейка” • “Синюшкин колодец” • “Иванко Крылатко” и т. д. - Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. В Москве есть Улицы, названные “Имени Павла Бажова” и “Малахитовая”, а на ВВЦ по мотивам сказок сооружён фонтан “Каменный цветок”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”, одноименный балет С. Прокофьева. В Екатеринбурге поставлен памятник. -Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из сказов Бажова “Серебряное копытце”. 3.Словарно-лексическая работа (слайд 4) - Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений. За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова. • барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). • взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. • голбчик – приступка для выхода на печь. • пожитки– мелкое имущество, домашние вещи. • похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. • несподручно– неудобно, неловко. • пособник – помощник в делах. • покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой. • статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело. • 4. Первичное восприятие текста Чтение сказки «Серебряное копытце» учителем и хорошо читающими детьми. 5.Физкультминутка 6. Работа над содержанием *- Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам сказка? Чем? *- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.) *- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? (После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.) *- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? (Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу) *- Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.) - На следующем уроке мы продолжим работу над произведением. 7. Итог урока (слайд 5-6) - Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями. Вам надо ответить на несколько вопросов викторины. Викторина 1. Кому был посвящен наш урок? 2. Почему Бажова называют волшебником? 3. Как называется знаменитый сборник сказов П. Бажова? 4. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни? • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни. • Богатство – не синоним счастья. • Желаешь себе добра – делай добро другим. 8. Домашнее задание (слайд7) Перечитать сказку; подготовить пересказ понравившегося отрывка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бажов Серебряное копытце»

Байгузина Гульшат Рафаэловна

Старозеленовская СОШ-МОУ Старокулаткинского района Ульяновской области

Учитель начальных классов

Тема урока: П.П.Бажов. «Серебряное копытце» 
Цели.
Обучающие: познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;

обучать умению характеризовать поступки героев;


Развивающие:  развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
продолжать формировать навык анализа художественного произведения;
развитие грамотной устной речи;
совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения; 


Воспитательные:  введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств;

воспитывать интерес к предмету.


Оборудование. 
учебник “Литературное чтение” 4 класс (авт. Л. Ф. Климанова),  толковый словарь Ожегова,  портрет П. П. Бажова,  презентация к уроку, экран, проектор.


Ход урока

1. Сообщение темы урока, актуализация знаний
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного писателя, писателя – сказочника. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если мы с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому посвящен этот урок. 

  1. Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.

  2. Ценный камень уральских гор.

  3. Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?

  4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

  5. Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?

- Итак, наш урок посвящен уральскому сказочнику Павлу Петровичу Бажову.
 2. Вводная беседа (слайд 2)
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.
«Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. А без бороды — что за колдун? Как вспоминает друг Бажова Евгений Пермяк, в те времена в советских учреждениях бородатый человек казался диковинкой. Бажов — редактор Уралгиза — бороду носил, а вот пиджак — нет: «Галстук, понимаете, при нём надо, а его под бородой всё равно не видно… Ну его».
Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. (слайд 3)В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия, в которых рос П. Бажов.
Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.
Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.
- Какие сказы Бажова вы читали? 

  • “Огневушка – Поскакушка”

  • “Малахитовая шкатулка”

  • “Хозяйка медной горы”

  • “Серебряное копытце”

  • “Каменный цветок”

  • “Горный мастер”

  • “Хрупкая веточка”

  • “Голубая змейка”

  • “Синюшкин колодец”

  • “Иванко Крылатко” и т. д.
    - Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. В Москве есть Улицы, названные “Имени Павла Бажова” и “Малахитовая”, а на ВВЦ по мотивам сказок сооружён фонтан “Каменный цветок”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”, одноименный балет С. Прокофьева. В Екатеринбурге поставлен памятник. 
    -Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из сказов Бажова “Серебряное копытце”.
    3.Словарно-лексическая работа (слайд 4)
    - Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений. За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова. 

  • барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). 

  • взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

  • голбчик – приступка для выхода на печь.

  • пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.

  • похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

  • несподручно– неудобно, неловко.

  • пособник – помощник в делах.

  • покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.

  • статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.

  •  4. Первичное восприятие текста
    Чтение сказки «Серебряное копытце» учителем и хорошо читающими детьми.
    5.Физкультминутка
    6. Работа над содержанием
    *- Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам сказка? Чем?
    *- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
    (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
    *- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
    (После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.) 
    *- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?
    (Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу) 
    *- Можно сказать, что они были счастливы? 
    (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)


- На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.


 7. Итог урока (слайд 5-6)
- Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями. Вам надо ответить на несколько вопросов викторины.
Викторина
1. Кому был посвящен наш урок?
2. Почему Бажова называют волшебником?
3. Как называется знаменитый сборник сказов П. Бажова?
4. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни? 

  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

  • Богатство – не синоним счастья.

  • Желаешь себе добра – делай добро другим.

8. Домашнее задание (слайд7)
Перечитать сказку; подготовить пересказ понравившегося отрывка.













Тест

– А сейчас проверим, как вы внимательно читали дома сказ, проведем тест.

Я читаю вопрос, в а вы поднимаете карточку с вариантом ответа.

Сколько лет было Дарёнке? 1) 8; 2) 6; 3) 7.

Какого цвета была кошка Мурёнка?

1) серая; 2) белая; 3) бурая.

Из скольких веточек были рога у козлика?

1) 5; 2) 3; 3) 6.

На какой ноге у козлика серебряное копытце?

1) левая нога; 2)правая передняя; 3) обе передние ноги.

Какое полное имя было у Дарёнки?

1) Дарья Григорьевна; 2) Дарёнка Григорьевна; 3) Даша Георгиевна.

Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?

1) 5; 2) 3; 3) 2.

Какого цвета были камни, которые находили люди на  покосном лужке?

1) зеленые; 2) фиолетовые; 3) голубые.

3.Составление плана.

– Дома вы должны были составить план.

– На сколько частей разделили сказ?

– Как озаглавили части?

– Посмотрите на выставку рисунков. Какие рисунки вы отнесете к первой части?

– 2,3, 4,5,6,7 частям?


Просмотр содержимого презентации
«Бажов Серебряное копытце»

Старозеленовская СОШ-МОУ Урок литературного чтения в 4 классе.  Тема урока: П.П.Бажов. «Серебряное копытце»    Подготовила и провела:  учитель начальных классов Байгузина Г.Р. 2013г.

Старозеленовская СОШ-МОУ

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема урока:

П.П.Бажов. «Серебряное копытце»  Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Байгузина Г.Р.

2013г.

Музей П. П. Бажова в Сысерти

Музей П. П. Бажова в Сысерти

ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё) невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, бранить; приступка для всхода на печь; мелкое имущество, домашние вещи; жидкая пища, род супа из картофеля или крупы; неудобно, неловко; помощник в делах; широкие, пологие овраги, покрытые травой; (устар.) хорошее ли дело.

ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё)

невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, бранить;

приступка для всхода на печь;

мелкое имущество, домашние вещи;

жидкая пища, род супа из картофеля или крупы;

неудобно, неловко;

помощник в делах;

широкие, пологие овраги, покрытые травой;

(устар.) хорошее ли дело.

  • барская рукодельня-
  • взъесться -
  • голбчик –
  • пожитки –
  • похлёбка –
  • несподручно –
  • пособник –
  • покосные ложки –
  • статочное ли дело –
Малахитовая шкатулка Серебряное  копытце Хозяйка медной горы

Малахитовая шкатулка

Серебряное

копытце

Хозяйка

медной горы

Домашнее задание

Домашнее задание

  • . Дочитать сказку; подготовить пересказ понравившегося отрывка.
  • Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по теме: "П.П.Бажов Серебряное копытце"

Автор: Шилина Ольга Николаевна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144508


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства