kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественный мир Бориса Пастернака.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества

                                   поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественный мир Бориса Пастернака.»

Урок литературы в 7 классе

Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества

поэта.



Задачи урока:

Обучающая : усвоение теоретических литературных понятий

(персонификация, пиррихий); дальнейшее развитие на-

выков анализа текста;


Развивающая: развитие творческого воображения, умений выразить

свое суждение о поэтическом и музыкальном

произведениях; развитие зрительной, слуховой

памяти.


Воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств

учащихся :уважения к людям, любви к природе,

благодарности за возможность жить и творить.



  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас состоится первая встреча с поэтом Борисом Пастернаком. В то время, когда стихотворения Пастернака получили широкую известность, это 10-20- годы 20 века, творили такие гиганты, как С.Есенин, В.Маяковский, И.Бунин, А.Ахматова. Какой же яркой индивидуальностью, каким ярким талантом надо было обладать, чтобы не затеряться в этой компании. Пастернак не затерялся. Не мог затеряться в силу своего миропонимания. Выросший среди знаменитостей, он и сам слышал, что талантлив.

Послушаем биографическую справку о Б.Пастернаке.


2.Биографическая справка (реализация индивидуального домашнего задания).


-Во время прослушивания подумайте над вопросом:

- Какие обстоятельства жизни способствовали развитию

творческих способностей Пастернака?


3.Ответы учащихся. Дополнения учителя.


Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним). Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. Польского, грузинского.

Когда будете в 11 классе, мы поближе познакомимся с личностью Б.Пастернака, творческая судьба его не была гладкой. Но об этом, когда будете взрослее.

Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир.

Сегодня мы попробуем проникнуть в этот мир, посмотреть, в чем своеобразие его поэтического почерка. Каков он, художественный мир Бориса Пастернака.

Для анализа авторы учебника предлагают нам два стихотворения: «Никого не будет в доме» и «Июль».


4. Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (1931г.)

Стихи Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.


Чтение стихотворения.

- Какое настроение вызвало это стихотворение?


(Несмотря на то, что стихотворение об одиночестве, оно не

создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски)


-П о ч е м у ? (Учитель разворачивает доску, на которой синими мелками напи-

саны опорные слова: никого

зимний день

сумерки

мокрые комья снега

только крыши, снег -и перечеркивает их желтым мелком, ставит большой вопросительный знак. Мы проанализируем стихотворение с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей.

И тогда ответим на наш главный вопрос.

-Обращаемся к первым строчкам стихотворения (первые две строфы). Какую картину мы себе представляем?


(Видим дом, в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья

снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.)

-Каким словом поддерживается смысловое единство?

(Никого-дважды)

-Обратим внимание на внутристиховую паузу во втором стихе (стих-строка!)


После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче-

тается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых

мокрых комьев быстрый промельк маховой».


В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха 2-го и 7-го.Он даже ударный. Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное настроение.


-Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

-О чем вторая смысловая часть?


В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рожда

ют чувства неотпущенной вины, тоски.

-В каких изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?


Метафоры: завертит мной, кольнут виной


-И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.

И опять…-3 раза

-Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора)

-Зачем такие повторы, какова их роль?


Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат

музыкальности и выразительности стихотворения.


Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной

В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ.


-И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?


С противительного союза но. Уже этим подчеркивается

противопоставленность двум предыдущим частям.


-В чем суть этого противопоставления?

Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом.


-Стоит воспроизвести первые строки:

Но неЖданно По ПоРтьеРе

ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь

-Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?


Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это

идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками.


-Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:

ТиШину Шагами меря,

Ты, как будуЩность, войдеШь.

-И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам.


-Чем сменяется уныние, вызванное сумерками, одиночеством?


Ощущением чуда, надеждой на счастье.

-Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Неопределенность образа

Подчеркнута повтором неопределенного местоимения в чем-то. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.

-Как перекликаются последние и первые строки?

Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они

Сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают

героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной

из снегового платья, любимой и недосягаемой.


-Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки

не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?


Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем

времени «Ты как будущность войдешь».

Мы не знаем, состоялась ли встреча не можем сказать, была ли она

такой, какой ее описал поэт. Но ощущение тайны, загадки, связанной

с появлением любимой, оказывается ярче, весомее, чем его печаль и

чувство вины.


Биографическая справка (учитель).


В 1931 году Пастернак, расставшись с женой и сыном, создает новую

семью. Процесс был трудным для всех. «И все-таки это не драма, потому

что радости здесь больше, чем вины и стыда». Стихотворение «Никого

не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью

в его жизни.


5. Оформление записи в тетрадях.


Особенности лирики Пастернака:

А) Метафоричность поэзии

(метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных, слишком субъективных)


Б) Аллитерации ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)


В)Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)


Г) Сложный ритмический рисунок.

Разберемся в размере. После определения ударных и безударных слогов устанавливаем размер стиха (хорей). Но нас в заблуждение могли ввести два безударных слога, с этим мы уже встречались, запишем новое понятие. Пиррихий – два смежных безударных слога в двусложных размерах стиха (на доске показать схему стиха)


6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме»

Музыка М.Таривердиева

Стихи Б.Пастернака


Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни прозвучало в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»

-Какое впечатление вызывает у вас музыкальное произведение?


Высказываются в первую очередь те, кто имеет начальное музыкальное

образование.

Композитор Микаэл Таривердиев написал музыку к более ста кинофильмам.

Для него текст стоял на первом месте. Он должен был прочувствовать его,

уловить ритм. Своеобразие рифмовки и лишь затем зафиксировать восприя-

тие.

?. Анализ стихотворения Б. Пастернака « Июль».


А сейчас знакомство еще с одним стихотворением Б.Пастернака. Мы понаблюдаем, как в этом стихотворении автор использует одно из ярчайших изобразительно-выразительных

Средств, главное в его поэтическом арсенале.


- Чтение стихотворения .

-Так кто же этот необычный герой?


(июльский воздух луговой)

-Давайте посмотрим, как автор создает этот образ. Во-первых, как он называет своего героя? Кто он?

(и привидение

и домовой

и баловник-невежа

и призрак

и отпускник

и двойник)


В начале стихотворения мы даже не понимаем, о ком речь, то ли это человек, то ли мифическое существо. Он странный, таинственный, не может устоять на месте.

-Каковы его действия?

(мелькает, бродит, болтается, вбегает, мешается, срывает

скатерть , кидается, взвивается с занавеской)


Ведь этот июльский воздух имеет вполне зримый образ со своим характером.

-Каким вы себе его представляете?

(нечесаный растрепа, весельчак, болтун, пахнет липой и

ботвой)


-Какие эмоции он вызывает?

(он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный,

вольнолюбивый,хотя, возможно, не считается с правилами

приличия)


-На каком изобразительно-выразительном средстве построено все стихотворение ?


(содержание всего стихотворения определяет олицетворение)


-Сегодня мы познакомимся еще с одним термином. Персонификация- развернутое олицетворение, Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер (запись учащиеся делают в тетрадь).

-Установите самостоятельно размер стиха. (ямб с пиррихием).


8.Заключительное слово учителя.

Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.

Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.

Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться, восторгаться, наслаждаться.


9. Итоги урока.

Оценки. Домашнее задание: выучить одно стихотворение Пастернака на выбор.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественный мир Бориса Пастернака.

Автор: Наталия Викторовна Щербакова

Дата: 06.09.2024

Номер свидетельства: 655864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Художественный мир поэта Б.Пастернака "
    ["seo_title"] => string(42) "khudozhiestviennyi-mir-poeta-b-pastiernaka"
    ["file_id"] => string(6) "132988"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416429944"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Художественный мир Бориса Пастернака"
    ["seo_title"] => string(38) "khudozhiestviennyimirborisapastiernaka"
    ["file_id"] => string(6) "323249"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461784269"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация «Толстые» и «тонкие» вопросы по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго». "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-tolstyie-i-tonkiie-voprosy-po-romanu-b-pastiernaka-doktor-zhivagho"
    ["file_id"] => string(6) "147869"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419513249"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Здравствуй, гостья-Зима" "
    ["seo_title"] => string(26) "zdravstvui-ghost-ia-zima-1"
    ["file_id"] => string(6) "180461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425199936"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Сценарий литературно-музыкального вечера  «Поэты Серебряного века» "
    ["seo_title"] => string(75) "stsienarii-litieraturno-muzykal-nogho-viechiera-poety-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "140321"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417939343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства