Сегодня у нас состоится первая встреча с поэтом Борисом Пастернаком. В то время, когда стихотворения Пастернака получили широкую известность, это 10-20- годы 20 века, творили такие гиганты, как С.Есенин, В.Маяковский, И.Бунин, А.Ахматова. Какой же яркой индивидуальностью, каким ярким талантом надо было обладать, чтобы не затеряться в этой компании. Пастернак не затерялся. Не мог затеряться в силу своего миропонимания. Выросший среди знаменитостей, он и сам слышал, что талантлив.
- Какие обстоятельства жизни способствовали развитию
творческих способностей Пастернака?
3.Ответы учащихся. Дополнения учителя.
Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним). Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. Польского, грузинского.
Когда будете в 11 классе, мы поближе познакомимся с личностью Б.Пастернака, творческая судьба его не была гладкой. Но об этом, когда будете взрослее.
Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир.
Сегодня мы попробуем проникнуть в этот мир, посмотреть, в чем своеобразие его поэтического почерка. Каков он, художественный мир Бориса Пастернака.
Для анализа авторы учебника предлагают нам два стихотворения: «Никого не будет в доме» и «Июль».
4. Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (1931г.)
Стихи Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.
Чтение стихотворения.
- Какое настроение вызвало это стихотворение?
(Несмотря на то, что стихотворение об одиночестве, оно не
создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски)
-П о ч е м у ? (Учитель разворачивает доску, на которой синими мелками напи-
саны опорные слова: никого
зимний день
сумерки
мокрые комья снега
только крыши, снег -и перечеркивает их желтым мелком, ставит большой вопросительный знак. Мы проанализируем стихотворение с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей.
И тогда ответим на наш главный вопрос.
-Обращаемся к первым строчкам стихотворения (первые две строфы). Какую картину мы себе представляем?
(Видим дом, в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья
снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.)
-Каким словом поддерживается смысловое единство?
(Никого-дважды)
-Обратим внимание на внутристиховую паузу во втором стихе (стих-строка!)
После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче-
тается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых
мокрых комьев быстрый промельк маховой».
В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха 2-го и 7-го.Он даже ударный. Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное настроение.
-Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.
-О чем вторая смысловая часть?
В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рожда
ют чувства неотпущенной вины, тоски.
-В каких изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?
Метафоры: завертит мной, кольнут виной
-И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.
И опять…-3 раза
-Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора)
-Зачем такие повторы, какова их роль?
Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат
музыкальности и выразительности стихотворения.
Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной
В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ.
-И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?
С противительного союза но. Уже этим подчеркивается
противопоставленность двум предыдущим частям.
-В чем суть этого противопоставления?
Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом.
-Стоит воспроизвести первые строки:
Но неЖданно По ПоРтьеРе
ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь
-Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?
Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это
идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками.
-Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:
ТиШину Шагами меря,
Ты, как будуЩность, войдеШь.
-И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам.
-Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Неопределенность образа
Подчеркнута повтором неопределенного местоимения в чем-то. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.
-Как перекликаются последние и первые строки?
Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они
Сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают
героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной
из снегового платья, любимой и недосягаемой.
-Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки
не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?
Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем
времени «Ты как будущность войдешь».
Мы не знаем, состоялась ли встреча не можем сказать, была ли она
такой, какой ее описал поэт. Но ощущение тайны, загадки, связанной
с появлением любимой, оказывается ярче, весомее, чем его печаль и
чувство вины.
Биографическая справка (учитель).
В 1931 году Пастернак, расставшись с женой и сыном, создает новую
семью. Процесс был трудным для всех. «И все-таки это не драма, потому
что радости здесь больше, чем вины и стыда». Стихотворение «Никого
не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью
в его жизни.
5. Оформление записи в тетрадях.
Особенности лирики Пастернака:
А) Метафоричность поэзии
(метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных, слишком субъективных)
Б) Аллитерации ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)
В)Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)
Г) Сложный ритмический рисунок.
Разберемся в размере. После определения ударных и безударных слогов устанавливаем размер стиха (хорей). Но нас в заблуждение могли ввести два безударных слога, с этим мы уже встречались, запишем новое понятие. Пиррихий – два смежных безударных слога в двусложных размерах стиха (на доске показать схему стиха)
6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме»
Музыка М.Таривердиева
Стихи Б.Пастернака
Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни прозвучало в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»
-Какое впечатление вызывает у вас музыкальное произведение?
Высказываются в первую очередь те, кто имеет начальное музыкальное
образование.
Композитор Микаэл Таривердиев написал музыку к более ста кинофильмам.
Для него текст стоял на первом месте. Он должен был прочувствовать его,
уловить ритм. Своеобразие рифмовки и лишь затем зафиксировать восприя-
тие.
?. Анализ стихотворения Б. Пастернака « Июль».
А сейчас знакомство еще с одним стихотворением Б.Пастернака. Мы понаблюдаем, как в этом стихотворении автор использует одно из ярчайших изобразительно-выразительных
Средств, главное в его поэтическом арсенале.
- Чтение стихотворения .
-Так кто же этот необычный герой?
(июльский воздух луговой)
-Давайте посмотрим, как автор создает этот образ. Во-первых, как он называет своего героя? Кто он?
(и привидение
и домовой
и баловник-невежа
и призрак
и отпускник
и двойник)
В начале стихотворения мы даже не понимаем, о ком речь, то ли это человек, то ли мифическое существо. Он странный, таинственный, не может устоять на месте.
Ведь этот июльский воздух имеет вполне зримый образ со своим характером.
-Каким вы себе его представляете?
(нечесаный растрепа, весельчак, болтун, пахнет липой и
ботвой)
-Какие эмоции он вызывает?
(он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный,
вольнолюбивый,хотя, возможно, не считается с правилами
приличия)
-На каком изобразительно-выразительном средстве построено все стихотворение ?
(содержание всего стихотворения определяет олицетворение)
-Сегодня мы познакомимся еще с одним термином. Персонификация- развернутое олицетворение, Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер (запись учащиеся делают в тетрадь).
-Установите самостоятельно размер стиха. (ямб с пиррихием).
8.Заключительное слово учителя.
Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.
Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.
Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться, восторгаться, наслаждаться.
9. Итоги урока.
Оценки. Домашнее задание: выучить одно стихотворение Пастернака на выбор.