kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественное завещание гения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пожалуй, девизом нашей литературы могли бы стать слова мудрого человека и великого писателя Л.Н.Толстого: «Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всему». Вот эта всеобъемлющая «любовь ко всему», в том числе и ко всем, без исключения, людям, - самая, на мой взгляд, большая ценность русской литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественное завещание гения»

С 2011 года в селе Пирогово под Тулой на краю русского черноземного поля высится Камень Хаджи-Мурата, привезенный сюда за многие сотни километров с Кавказа. Памятный камень последнему герою последней повести Льва Николаевича Толстого и всем погибшим в кавказских войнах. Камень единения и памяти. Рядом с ним - выкованный из железа татарник. Колючка-репей, ставшая для многих поколений толстовских читателей символом стойкости и жизнелюбия.

В 1904 году Л. Н. Толстой завершил повесть "Хаджи-Мурат" - свое самое современное произведение. По свидетельству поэта Н.Тихонова, когда повесть была переведена на аварский язык и ее читали люди, среди которых иные помнили Шамиля, они никак не могли поверить, что это написал граф, русский офицер: «Нет, это не он писал… Это писал Бог…» Ч.Айтматов со своей стороны восхищается психологическим проникновением в суть другого национального характера: «И Хаджи-Мурат, и его наибы выписаны так, что их видишь и веришь их реальному существованию. Мне довелось говорить с потомками Хаджи-Мурата, и они утверждают, что Толстой создал достоверный, точный характер. Как ему это удалось? Секрет, великая тайна художника. Это тайна огромного сердца Льва Толстого, владевшего понимание человека вообще».
Прочитав повесть «Хаджи-Мурат», я убедилась в том, что Л.Н.Толстой – великий гуманист, для которого люди не делились на французов, русских, чеченцев, татар, а были просто люди, с их слабостями и достоинствами, иногда добрые и великодушные, но иногда бессмысленно жестокие.

Суть повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» не только в отрицании зла, насилия и жестокости, не только в утверждении всего лучшего в человеке, но и в предупреждении всем живущим сегодня.

Что же отрицает Толстой?

«Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным черноземным полем. Я

шел наизволок по пыльной черноземной дороге. Вспаханное поле было помещичье, очень большое, так что с обеих сторон дороги и вперед в гору ничего не было видно, кроме черного, ровно взборожденного, еще не скороженного пара. Пахота была хорошая, и нигде по полю не виднелось ни одного растения, ни одной травки, - все было черно. «Экое разрушительное, жестокое существо человек, столько уничтожил разнообразных живых существ, растений для поддержания своей жизни», - думал я, невольно отыскивая чего- нибудь живого среди этого мертвого черного поля».

Что же заставляет человека быть разрушительным, жестоким?

Борьба за власть - основной источник жестокости. Для чего же нужна власть?

«Он представлял себе, как он с войском, которое даст ему Воронцов, пойдет на Шамиля и захватит его в плен, и отомстит ему, и как русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечней, которая покорится ему». Власть как самоцель перерастает в тиранию, деспотизм. Толстой показывает: Хаджи-Мурат - жертва деспотизма: «Я связан, и конец веревки у Шамиля». Шамиль - воплощение абсолютной власти, которая обеспечивает ему все жизненные блага. А то, что это происходит за счет жизни и свободы других, - не важно для него. Суть проблемы заключается в отрицании жестокости, насилия и их высшего проявления - деспотической власти. Марья Дмитриевна заметила на лице мертвого Хаджи- Мурата «детское доброе выражение», застывшее «в складе посиневших губ», и это говорит об изначально добром, хорошем в его характере. Война - это смерть, уничтожение. «Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить с страшными усилиями все с такими трудами заведенное и так легко и бессмысленно уничтоженное... или, противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им». Хаджи-Мурат был вынужден принять участие в войне, и эта война стала для него западней. А вот и реквием по такому яркому человеку: «Соловьи, смолкнувшие во время стрельбы, опять защелкали, сперва один близко и потом другие на дальнем конце». Поют соловьи, торжествует жизнь.

Толстой утверждает жизнь, воспевает и защищает человека. Никто никому не может ставить в вину национальную принадлежность, принадлежность к тому или иному вероисповеданию. В повести Авдеев отзывается о татарах: «А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие... Ей богу!» Марья Дмитриевна говорит о Хаджи-Мурате: «Только зачем осуждать, когда человек хороший. Он татарин, а хороший». Так говорят и думают простые, искренние люди. Об этом же мечтал А.С.Пушкин: «Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся...» Люди должны быть едины в своем стремлении к добру. Читая произведение, я заметила, с какой теплотой пишет Л.Н.Толстой о некоторых героях, независимо от того, к какой воюющей стороне они принадлежат. Писателя интересует человеческое в человеке. Всё это говорит нам о том, что между людьми разных национальностей и вероисповеданий существует общая духовная связь. И лишь война разделяет людей, помогает людям забыть о том, что первое их звание на Земле – это Человек. Поражает автора в Хаджи-Мурате его жизненная энергия. Гибель главного героя писатель сравнивает с репейником, который, несмотря на все раны, нанесённые ему человеком, упорно продолжает расти. Именно это растение и напомнило давнишнюю «кавказскую историю» - историю Хаджи-Мурата. За бесстрастным описанием смерти героя мы угадываем восхищение перед стойкостью горца. Гибелью Хаджи-Мурата и заканчивается повесть. После этого трагического эпизода мы читаем скупую в эмоциях фразу: «Вот эту-то смерть и напомнил мне раздавленный репей среди вспаханного поля». Говоря о гуманизме повести, нельзя не сказать о взаимной жестокости со стороны как русской армии, так и горцев. Вспомним описание разорённого русским набегом чеченского аула. И главное, показывает Л.Н.Толстой, что эта жестокость имела своим следствием лишь то, что с этого дня врагов у России стало одним аулом больше: «Старики посовещались и единогласно решили послать к Шамилю послов, прося его о помощи». Но жестокость с одной стороны неизбежно рождает жестокость с другой. Невозможно без содрогания читать описание кровавой бойни, учинённой нукерами Хаджи-Мурата во время побега от русских.

Важный, но не ключевой эпизод бесконечной русско-кавказской войны ХIХ столетия. В любом случае, к 1904 году все это уже было воспоминанием, и Л. Н. Толстому вряд ли думалось, что через сто лет снова будет тревожно звучать: война... чеченцы... заложники... перешел на сторону...А село Махкеты Веденского района опять фигурирует в оперативных сводках - то там бой, то зачистка, то люди пропадут, то начальника милиции застрелят."Немирной аул"...

Читая повесть Л.Н.Толстого, я ещё раз убедилась в великом гуманизме Льва Николаевича Толстого, а в его лице и всей русской литературы.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Художественное завещание гения

Автор: Петренко Галина Александровна

Дата: 04.07.2019

Номер свидетельства: 516445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Художественное завещание гения"
    ["seo_title"] => string(36) "khudozhestvennoe_zaveshchanie_geniia"
    ["file_id"] => string(6) "516444"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1562252679"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Классный час "И.К.АЙВАЗОВСКИЙ – ВЫДАЮЩИЙСЯ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ" "
    ["seo_title"] => string(65) "klassnyi-chas-i-k-aivazovskii-vydaiushchiisia-khudozhnik-marinist"
    ["file_id"] => string(6) "115606"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412025116"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка с презентацией классного часа "О! Книга" для учащихся 7 - 8 классов "
    ["seo_title"] => string(87) "razrabotka-s-priezientatsiiei-klassnogho-chasa-o-knigha-dlia-uchashchikhsia-7-8-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "126589"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415199039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "«Титаны Возрождения»"
    ["seo_title"] => string(21) "titany-vozrozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "254437"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447765703"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства