kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:   «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком»

Цель урока:

  1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа по произведению Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»;
  2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу ;
  3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.

Оборудование: интерактивная доска, слайд-шоу по рассказу.

Ход урока :

 І Организация урока.

 - Здраствуйте дети. Сегодня мы вместе рука об руку взойдем по ступенькам храма литературы и совершим путешествие в мир Русского слова – русской классики.

   Наше путешествие  посвящено творчеству Ф.М. Достоевского,

а точнее его рассказу  «Мальчик у Христа н елке».

   Ф.М. Достоевский  - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для взрослых. Но в каждом его романе среди героев мы  встречаем детей. Достоевский  с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и угнетенных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой – голод, страдания, грубость, грязь угнетения и оскорбления.

    Сегодня мы на уроке познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу;  подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

ІІ. Проверка дом. задания.

Звучит музыка.

  1. -Зимней ночью, за 2 тысячелетия до ныныешней рождественской  ночи, в окрестностях Вифлеема в завоеванной  римлями  стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетями : вот он сойдет с небес – в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью ангелов.
  2. Дети рассказыают стихотворения.
  3. Сообщения учащихся по опорным словам:
  1. Рождество
  2. Иисус Христос
  3. Вифлеем
  4. вертеп
  5. Ирод
  6. Святое семейство
  7. Рождественский  рассказ.  ( мост)

ІІІ. Работа по новой теме.

 1. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, был написан в 1876 г. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки – это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит  как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете Святочного  рассказа  всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце  концов даже самая безысходная ситуация изменится к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший.

2. Запишем определение.

Рождественский рассказ – это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или проишествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность, финал – хороший.

3. Чтение рассказа учителем.

4. Анализ композиции, ее изобразительно – выразительных средств.

4.1.1) Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

      2) Мальчик в городе

      3) Чудо за большим стеклом

      4)  Смело отворил и вошел

      5) Копеечка выкатилась и зазвенела

      6) Куколки в окне

      7) Обидели

      8) Чужой двор

      9) «Пойдем ко мне на елку, мальчик !» Шепот тихого голоса.

     10) «Христова елка»

     11) Маленький трупик.

4.2  -Такая последовательность событий дает право говорить, что у             рассказа «Мальчик у Христа на елке»  обычная композиция,   свойственная жанру рассказа.

  • Что такое композиция ?

(это построение словесного производения. Композиционные части рассказа : завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

  • Итак завязкой служит эпизод.

(знакомство с героем рассказа)

  • Развитие действия. ( Мальчик в городе). Картины, которые он там увидел.
  • Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод.

                  (Когда тихий голос приглашает мальчика на елку)

  • Это кульминация рассказа. А развязка.

                   (Мальчик умирает).

4.3 Дети переносят композиционную схему в тетрадь.

      Вывод: Композиция обуславливает настроение рассказа, его                                      «эмоционаальное движение».

  • Какое настроение у этого рассказа ?

(Печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное).

5. 1)  Обратимся к началу рассказа  и найдем описание главного героя. (. был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Одет он был в какой- то халатик и дрожал).

- Достоевский  очень  коротко говорит о внешности главного героя, но подмечает то, что наиболее характерно : это и маленький рост, и  возраст -  «лет семь», и одежда – «какой-то халатик», а главное, что  , это «безликое существо» « хотело кушать».

- Что вы можете сказать о характере  мальчика по его внешнему виду ? ( хороший характер, спокоен, несуетлив, нетребователен, решителен).

2). Для того, чтобы мы могли почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдите описание места, где живет герой (… в подвале … в сыром и холодном подвале … нары … тонкая, как блин подстилка … узел под головой … темнота, огня не зажигали … очень холодно)

- Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала ?

( чувство брезгливости, безысходности, тупика).

- Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти  картины: убогие, серые и празднично нарядные ( описание подвала и описание города)

( чтобы передать настроение героя, его  отчаяние).

3). Как вы думаете, для чего  и с какой целью написал  этот                рождественский рассказ для детей Ф.М. Достоевский ?

( Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь – есть в ней бедные, нищие, а есть – богатые.  Он хотел показать страдания ребенка ; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь)

- Правильно, ребята. Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит  что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек   вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

4). В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов   хороший конец, а ведь  мальчик умер. Можно ли назвать финал рассказа счастливым ?

( « Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило  в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет »).

- Это Достоевский предлагает нам, читателям, решить, счастливый ли здесь финал или нет. Если веришь в елку у Христа – то  счастливый, если нет – другое дело. Веришь или нет – вот, что главное.

5). Что такое милосердие ? К кому из героев рассказа можно отнести это качество? ( это значит делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа – Христу (тихому голосу)).

- Запишите в тетради

Милосердие – это готовность помочь кому- нибудь из сострадания, человеколюбия.  Сострадать – жалеть, сочувствовать.

IV Подведем итоги урока

1. Рождественский рассказ – это жанр литературы, основу    которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал  -хороший.

2. Композиция, интерьер, среда обитания – система средств, соответствующая  авторскому замыслу.

3. Вера, милосердие, сострадание – вечные, непреходящие человеческие  ценности.

V  Выставление оценок за урок.

VI Д/з. сочинить рождественский рассказ, учитывая правила написания.

Пожелания детям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Хочу, чтоб каждый из людей был человеком» »

Тема урока: «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком»


Цель урока :


  1. Познакомиться с жанром святочного ( рождественского) рассказа по произведению Ф.М. Достоевского « Мальчик у Христа на елке» ;

  2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу ;

  3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.


Оборудование: интерактивная доска, слайд-шоу по рассказу.


Ход урока :


І Организация урока.


- Здраствуйте дети. Сегодня мы вместе рука об руку взойдем по ступенькам храма литературы и совершим путешествие в мир Русского слова – русской классики.

Наше путешествие посвящено творчеству Ф.М. Достоевского,

а точнее его рассказу «Мальчик у Христа н елке».

Ф.М. Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для взрослых. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и угнетенных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой – голод, страдания, грубость, грязь угнетения и оскорбления.

Сегодня мы на уроке познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.


ІІ. Проверка дом. задания.

Звучит музыка.

  1. -Зимней ночью, за 2 тысячелетия до ныныешней рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема в завоеванной римлями стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетями : вот он сойдет с небес – в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью ангелов.

  2. Дети рассказыают стихотворения.

  3. Сообщения учащихся по опорным словам:

  1. Рождество

  2. Иисус Христос

  3. Вифлеем

  4. вертеп

  5. Ирод

  6. Святое семейство

  7. Рождественский рассказ. ( мост)


ІІІ. Работа по новой теме.


1. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, был написан в 1876 г. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки – это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете Святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменится к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший.

2. Запишем определение.

Рождественский рассказ – это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или проишествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность, финал – хороший.

3. Чтение рассказа учителем.

4. Анализ композиции, ее изобразительно – выразительных средств.

4.1.1) Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2) Мальчик в городе

3) Чудо за большим стеклом

4) Смело отворил и вошел

5) Копеечка выкатилась и зазвенела

6) Куколки в окне

7) Обидели

8) Чужой двор

9) «Пойдем ко мне на елку, мальчик !» Шепот тихого голоса.

10) «Христова елка»

11) Маленький трупик.

4.2 -Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа «Мальчик у Христа на елке» обычная композиция, свойственная жанру рассказа.

    • Что такое композиция ?

(это построение словесного производения. Композиционные части рассказа : завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

    • Итак завязкой служит эпизод ....

(знакомство с героем рассказа)

    • Развитие действия ... ( Мальчик в городе). Картины, которые он там увидел.

    • Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод ...

(Когда тихий голос приглашает мальчика на елку)

    • Это кульминация рассказа. А развязка ...

(Мальчик умирает).

4.3 Дети переносят композиционную схему в тетрадь.

Вывод: Композиция обуславливает настроение рассказа, его «эмоционаальное движение».

    • Какое настроение у этого рассказа ?

(Печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное).


5. 1) Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя. (... был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее... Одет он был в какой- то халатик и дрожал).

- Достоевский очень коротко говорит о внешности главного героя, но подмечает то, что наиболее характерно : это и маленький рост, и возраст - «лет семь», и одежда – «какой-то халатик» , а главное, что , это «безликое существо» « хотело кушать».

- Что вы можете сказать о характере мальчика по его внешнему виду ? ( хороший характер, спокоен, несуетлив, нетребователен, решителен).

2). Для того, чтобы мы могли почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдите описание места, где живет герой (… в подвале … в сыром и холодном подвале … нары … тонкая, как блин подстилка … узел под головой … темнота, огня не зажигали … очень холодно)

- Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала ?

( чувство брезгливости, безысходности, тупика).

- Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины: убогие, серые и празднично нарядные ( описание подвала и описание города)

( чтобы передать настроение героя, его отчаяние).

3). Как вы думаете , для чего и с какой целью написал этот рождественский рассказ для детей Ф.М. Достоевский ?

( Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь – есть в ней бедные, нищие, а есть – богатые. Он хотел показать страдания ребенка ; показал, как трудно жить на свете , когда голодаешь и мерзнешь)

- Правильно, ребята . Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

4). В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Можно ли назвать финал рассказа счастливым ?

( « Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет »).

- Это Достоевский предлагает нам, читателям, решить, счастливый ли здесь финал или нет. Если веришь в елку у Христа – то счастливый, если нет – другое дело. Веришь или нет – вот, что главное.

5). Что такое милосердие ? К кому из героев рассказа можно отнести это качество? ( это значит делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа – Христу (тихому голосу)).

- Запишите в тетради

Милосердие – это готовность помочь кому- нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать – жалеть, сочувствовать.


IV Подведем итоги урока


1. Рождественский рассказ – это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал -хороший.

2. Композиция, интерьер, среда обитания – система средств, соответствующая авторскому замыслу.

3. Вера, милосердие, сострадание – вечные, непреходящие человеческие ценности.


V Выставление оценок за урок.


VI Д/з. сочинить рождественский рассказ, учитывая правила написания.


Пожелания детям.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком»

Автор: Касымбекова Диляра Райкановна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "урок на тему "Экономика и её роль в жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-na-tiemu-ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "104044"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402660885"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Классный час  "Человек среди людей" "
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-chieloviek-sriedi-liudiei-1"
    ["file_id"] => string(6) "219932"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434442815"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Внеклассное мероприятие "Трудом велик и славен человек""
    ["seo_title"] => string(63) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_trudom_vielik_i_slavien_chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "434361"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1508867777"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Родительское собрание "Человек и его предназначение" "
    ["seo_title"] => string(62) "roditiel-skoie-sobraniie-chieloviek-i-iegho-priednaznachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "103995"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402655378"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Занятие для МО классных руководителей "Стремление к счастью движет человеком" "
    ["seo_title"] => string(91) "zaniatiie-dlia-mo-klassnykh-rukovoditieliei-striemlieniie-k-schast-iu-dvizhiet-chieloviekom"
    ["file_id"] => string(6) "127830"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415379477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства