kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание "Человек и его предназначение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание в МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области» по обучению родителей духовно-нравственным основам.

Учитель основ православной культуры: Попова Н.А.

Тема из цикла Основы православного мировоззрения
«Человек и его предназначение»

Деятельность учителя

Деятельность родителей

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о значимости формирования  мировоззрения в наших  детях,  понимания важности  духовно – нравственного воспитания. Но это возможно только в том случае, когда и  учителя и родители смотрят в одном направлении, преследуют одну цель, правильно понимают задачи воспитания и образования наших детей. И тема нашей беседы…

Звенит звонок с урока

Сценка «Вопросы родителям» (Приложение 2)

Учитель: Да, конечно, это была игра, но те вопросы, которые вы услышали от детей,  действительно имеют место быть. А как бы вы на них ответили?

-Почему человек называется человеком?

- Что для человека самое главное в жизни?

- А может ли каждый человек быть счастлив?             Ответы родителей

Согласитесь, что ваши ответы неоднозначны и весьма расплывчаты. А почему?  Вот на это «почему» мы и должны найти сегодня ответ.

Поэтому я уверена, что тема нашей беседы будет актуальна для вас: «Человек и его предназначение».

Внимание на экран. Просмотр мультфильма для взрослых «То, что можно изменить» Название мультфильма не показывается.

Мы живем в мире, в котором действуют свои законы прописанные в Конституции РФ. Все граждане нашей страны обязаны их выполнять, чтобы спокойно жить в своей стране и пользоваться теми правами, которые предусмотрены государством. Я думаю, что все кто сейчас находятся здесь – законопослушные граждане… Но все ли могут сказать, что они счастливы… Счастливы как супруги, как родители?  Сегодня вы в первую очередь – родители и поэтому для вас также важен Закон РФ об образовании. В частности в нем сказано:…… о том, что родители отвечают за воспитание и образование детей….

-Обратите внимание, какое слово стоит на первом месте? (воспитание)

- Как вы думаете почему?

Чтобы более точно ответить на этот вопрос давайте разберемся со словами образование и воспитание.

 Выдержка из закона Об образовании: «Образование – это…. Воспитание – это…»

Но даже эти определение не дают исчерпывающего понимания данного слова.

 Посмотрим на это слово с его лексической стороны.

-Какое слово лежит в его основе?

Значит получить образование, это не только сумма знаний, умений, но и создание образа… какого или Чьего?

-А какое слово лежит в основе слова «воспитание»?  Явно, что не питание телесное, а что же еще? Чтобы ответить на этот вопросы очевидно, что человеку недостаточно только научных знаний, а необходимо еще и духовное.

Слушают, включаются в общую беседу

Воспитание

Всевозможные ответы родителей

Образ

Питание

Всевозможные ответы

Чтобы лучше узнать себя, свои возможности и их границы, свои способности, надо понять кто ты? Как и зачем появился на свет? К чему призван? Четкие и глубокие ответы на эти вопросы дает православная антропология (учение о человеке).

Согласно христианскому учению человек был создан Богом в последний день творения и состоит из…?(тела, души, духа)

Тело – создано Богом из праха земного

Душа – это суть человека, в ней вся его своеобразность, его самосознание

Дух  - подобие Божественного Духа внутри человека. Посредством духа человек может общаться с Самим Богом, получать от Него благодать.

Обратимся к русскому языку: ЧЕЛО-ВЕК.

Чело – лоб, думать, мыслить

Век – вверх, вечность.

Также в  русском языке приемлемо чередование букв Ч и Ц. И тогда слово ЧЕЛО-ВЕК можно произнести как ЦЕЛО-ВЕК.

Цело – целостность, единство. С кем?

Славяно-русское название «человек» происходит из «селовек» или «словека», т.е. существо словесное, и, следовательно, указывает на дар слова как отличительную способность человека.

По-еврейски первозданный человек назван  -Адам. Это имя происходит от еврейского глагола, означающего быть подобным, мыслить.

Сделайте вывод.

Обратите внимание на слайд. Перед вами несколько икон святых. Кто сможет их назвать их имена?

Жития их разные, разными путями они пришли к святости, но все же что их объединяет?

(Они все преподобные)

А кого Православная Церковь называет преподобными?
(Если родители не знают, то учитель говорит сам)

Бог задумал человека так, что дух его, имея общение с Богом, просвещался и в свою очередь просвещал благодатью душу. Просветленная душа пронизывала благодатью все тело, подчиняя его законам духа. И поэтому тело не знало болезней и было бессмертно.

Но разве наше тело сегодня бессмертно? Почему?

Что же произошло? Как изменился человек?

Закончите предложения:
Дух потерял … и поэтому утратил внутренние силы

Душа перестала жить за счет… и обратилась к …. интересам.

Тело – стало…

Что же самое главное было потеряно?

Чувства и желания, не сдерживаемые умом, стали придавать поступкам характер злобности, мелочности и эгоизма.

И все это мы, к сожалению, наблюдаем каждый день и нередко в самих себе и наших детях.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был здоровым, успешным, умным… и обязательно счастливым. Но всегда ли эти понятия неразлучны?

Предлагаю вам подумать над ситуациями.

Родители слушают, если по ходу возникают вопросы, записывают, чтобы задать в конце собрания.

Примерные ответы:

Человек – это тот, кто думает (стремиться) о(в) вечности(ь).

Целостность с Богом (вечностью), стремление с Ним соединиться

В самом слове «человек» содержатся указания на его главные свойства и назначение.

Святые: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Лествичник, Мария Египетская, Андрей Рублев.

Все они прославлены в лике святых как преподобные.

Слайд: Преподобные –святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу (и преуспел в этом уподоблении)

Нет. В результате грехопадения гармония духа, души и тела была разрушена.

… общение с Богом…

… духа…
… плотским….

… смертным и подвержено болезням.

Главенство духовного ума. (главенство духа в человеке)

Работа по группам.

Ситуация 1. Молодой человек отлично (или просто хорошо) закончил  школу, причем во время школьных лет учился с желанием, был активным в делах школы, имел много друзей, получил  высшее образование, устроился  на престижную работу, создал хорошую семью.  Есть такие, кто бы не желал всего этого своему ребенку?! (конечно, нет).  Но при всем этом этот человек эгоистичен, невнимателен к проблемам другим, горд и даже бывает, груб с окружающими.

Вопрос: Счастлив ли такой человек? Комфортно ли рядом с ним другим людям? Как вы думаете, чего не хватает этому человеку? Что бы вы ему посоветовали?

Ситуация 2. Молодой человек закончил школу «тихим троечником», получил рабочую профессию, создал семью, по социальным меркам – семья малообеспеченная. Являясь отличным специалистом в своей области, он добрый и отзывчивый, отличный семьянин,  но при этом очень скромен и даже застенчив.

Вопрос: Счастлив ли такой человек? Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был такой? Что бы вы ему посоветовали?

Да, конечно, вы правы в том, что что-то можно взять хорошего из первой ситуации, что-то из второй. А почему? А потому, что идеальных людей нет. И нам бы хотелось создать такой ОБРАЗ в своем ребенку, чтобы он был успешным как первый и добр и отзывчив как второй.

Идеален и совершенен только Бог и наша задача родителей и учителей стремиться к созданию в ребенке ОБРАЗА Божия. Но, к сожалению, нас никто этому не учил и поэтому мы совершаем много ошибок, создавая совсем не тот образ, и я предлагаю вам в этом убедиться, ответив на вопросы теста «Какой вы родитель?» Вопросы озвучиваются

 

Вопрос к размышлению: человек находится под влиянием сильного алкогольного опьянения. В этот момент он не отвечает за свои поступки, вероятнее всего, что потом не будет помнить о них. Какие слова мы употребляем, стараясь показать его состояние?

-Что у человека в данном состоянии потеряно? Почему он безобразный?

Вот мы и ответили еще на один вопрос: что значит дать образование и воспитание? Стремиться к созданию образа Бога в каждом ребенке, заполняя (питая) его душу при этом духовными и нравственными ценностями, не забывая при этом, что каждый ребенок  это индивидуальность и никогда не следует сравнивать его с другими детьми.

Две  группы родителей размышляют над ситуациями 1, 2. После чего один от группы отвечает.

Предполагаются самые разнообразные и противоречивые ответы родителей

Тест «Какой вы родитель?» Приложение 3 (Отвечают на вопросы, считают баллы)

Безобразные поступки, бессовестноеповедение и т.п.

Потерял образ Божий.

Коллективная работа с родителями.

Перед вами поступки людей двух категорий в одних и тех же ситуациях. Определите, что это за люди, кто бы мог так себя вести?

(Предполагается, что родители выделят группу людей, живущих по Божьим Законам и группу людей атеистов).

Я часто стала задумываться над вопросом, почему некоторые люди так явно и агрессивно отрицают Бога, при этом верят во что угодно: в приметы, в сглаз, в сны, гадания и т.п. И недавно прочитала небольшое откровение  одного ученого-атеиста (имя он не назвал). Хочу поделиться с вами.  «Когда мешает Бог?»

Конечно, право каждого человека выбрать свой путь – верить или не верить. Но именно поэтому в нашей стране так остро стоит проблема нравственности и еще острее духовности. И все это потому, что мы потеряли общие нравственные ценности, которые важны для всех одинаково.

В России всегда существовала традиция в различные исторические периоды определять требования к поведению людей. Я предлагаю вам сейчас определить, нормы, правила  были заложены в каждом временном периоде.

Какой точки зрения вы бы не придерживались – выбор всегда останется за вами. Но выбирая путь для своих детей, мне бы очень хотелось,  чтобы вы не забыли о самом главном.

Учитель читает современную притчу «Забыл главное» Приложение 7

Заключительный видео фрагмент

Раздать таблицу с поступками людей верующих и неверующих (без названия столбцов таблицы) Приложение 4

Приложение 5 «Когда мешает Бог?»

Таблица Домострой, времена Петра 1, Кодекс РФ (Приложение 6) Ответы родителе

Наша встреча подходит к концу. Мне хочется надеется, что она была полезной для вас, что вы сделали или еще сделаете свои личные выводы, и придя сегодня домой сможете правильно ответить на вопросы детей, которые прозвучали в начале нашей встречи и им подобные. 

Есть ли среди вас, кто хочет высказать свое мнение о сегодняшней встрече? Нужны ли еще такие беседы?

Благодарю вас за ваши интересные мысли и ответы, и я надеюсь, до новых встреч.

Ответы родителей.

 

Все приложения в прилагаемом архиве

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2сценка Вопросы родителям»

Приложение 2
Мини- инсценировка в начале родительского собрания
«Вопросы родителям»

Участники: ученики (5-6 класс) – 3 человека

Звонок с урока. В класс заходят ученики с учебниками ОПК для 5 класса.

1 ученик: Здравствуйте, Н.А., сейчас мы у вас?

Н.А.: Нет, у меня родительское собрание, но пока перемена можете зайти.

Останавливаются возле доски и начинают разговор между собой:

1 ученик: Ну как, вы к сегодняшнему уроку ОПК домашнее задание сделали?

2 ученик: А что задавали?

1 ученик: Как что? Прочитать тему 2 «О чем рассказывает христианская православная культура» и ответить на вопросы на странице 24.

3 ученик: Тему то я прочитал, а вот на вопросы плоховато ответил, а вы?

1 ученик: Первый вопрос легкий «Есть ли на земле люди, которые не хотели бы быть счастливыми?» Понятное дело, счастья все хотят. А вот что значит быть счастливым?

2 ученик: Я думаю, что каждый человек ответит по-своему…

3 ученик: Нет, по-моему, должно быть что-то такое, что для всех нужно.

2 ученик: Да уж, человек вообще такое загадочное существо, сегодня он одно хочет, завтра другое и всегда чем-то недоволен…

3 ученик: Но ведь для чего-то каждый человек рождается на земле… Для чего?

1 ученик: А я вот думаю, а почему человек называется именно так?

2 ученик: Не знаю, в учебнике не написано.

1 ученик: Если чего-то не знаешь и не нашел самостоятельно, значит надо спросить у взрослых. И в первую очередь у наших родителей. Посмотрите вон сколько их сегодня.

2 ученик: Дорогие наши родители, помогите нам пожалуйста найти ответы на наши вопросы: Почему человек называется человеком?

3 ученик: Могут ли быть все люди счастливы?

1 ученик: Для чего живет человек на земле?

Звенит звонок на урок

Н.А: Вопросы ваши очень интересные и серьезные. Идите скорей на свой урок, а мы с вашими родителями постараемся над ними поразмышлять. А когда вы сегодня придете домой, то надеюсь, что они сумеют ответить не только на эти вопросы, но и на многие другие.

Ученики выходят из класса




Просмотр содержимого документа
«Приложение 5 Когда мешает Бог»

Приложение 5

Когда мешает Бог?


Этот случай произошел с одним ученым- атеистом, который жил в Англии. Он утверждал, что Бога нет, и хотел это доказать известному священнослужителю. Но тот не стал с ним спорить, а просто сказал: «Постарайтесь вспомнить, когда Бог стал мешать вам в этой жизни».
    Сначала профессору очень не понравился этот ответ, потому что он ожидал научного спора, логических доказательств и готовился к этому. Но потом он стал вспоминать свою жизнь. И нашел тот самый момент, о котором говорил ему епископ. В детстве ученый был очень религиозным мальчиком и часто вместе с родителями ходил в церковь. Там он вставал впереди, около солеи, и внимательно слушал молитвы и смотрел на иконы. Когда они всей семьей шли в церковь, мама давала ему мелочь, которую он опускал в шляпу слепого старика, сидевшего на паперти и просившего милостыню. Так продолжалось долгое время.
    Но однажды будущий ученый увидел на витрине магазина очень красивую игрушечную лошадку. Он попросил родителей купить ее, но они сказали, что вещь слишком дорогая и у них нет на нее средств. Тогда мальчик стал думать, где бы ему раздобыть денег. И он придумал... Когда он опускал несколько монеток в шляпу нищего, то незаметно забирал оттуда целую горсть денег. Вскоре маленький воришка накопил нужную сумму и купил столь желаемую игрушку. Только в церкви ему стало стоять как-то неудобно. Мальчику казалось, что святые с икон смотрят на него как-то укоризненно, будто священник догадывается о его грехе и может сказать родителям. На службе маленький грешник стал вставать у самых дверей церкви и еле достаивал до конца службы. И когда однажды его одноклассник сказал, что Бога нет, и так думают много людей, мальчик очень обрадовался. Это стало для него хорошим самооправданием...



Просмотр содержимого документа
«Приложение 6 Домострой Петр КодексРФ»

Приложение 6

«Домострой» на Руси
16 век.

Юности честное зеркало
«Показание к житейскому обхождению».1717г.

Конституция. Гражданский и уголовный кодекс РФ.

1.Забота о детях.

Родители заботятся о чадах своих.

Дети должны отца и мать в великой чести содержать.

Статья 38. Конституции Семья находится под защитой государства (забота о детях обязанность родителей).

2.Обучение.

Воспитывать в добром поучении.

У родителей речей перебивать не надлежит; не прекословить.

Ст.34 Дети имеют право на образование.

3. Совесть.

Учить страху Божию и вежливости; всякому порядку.

Не дерзостно отвечать; когда им приказано, что от родителей бывает всегда шляпу в руках держать.

Ст.28 Гарантируется свобода совести.

4. Труд.

По возрасту учить рукоделию-дочерей; сыновей-мастерству всякому.

Отрок должен быть трудолюбивым, прилежным.

Ст. 37 каждый имеет право на труд.

5. Поучения, наставления.

Об неправильном житии (срамословие, клятвопреступле-ние) в соседстве кто не добр.

 Следовать правилам  «Юности честное зеркало». От пьянства себя удерживать (играния и блуда)

Семейный кодекс РФ от 29.12.95г. Родители несут ответственность за появление детей в состоянии опьянения в общественных местах. Уголовный кодекс РФ гл.17. Унижение чести и достоинства доброго имени является преступлением (клевета, оскорбление).

6.Забота о родителях.

Чтить детям отцов своих любить и беречь и повино-ваться им.

Если родители в старости оскудеют разумом не бесчестить, не укорять.

Ст.38. Трудоспособные дети, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 7Притчи к уроку (дополнительно)»

Приложение 7 Забыл главное

Современная притча

Молодой жизнерадостный человек пришёл к отцу и говорит:

— Папа, порадуйся за меня, я поступил в университет! Наконец-то я нашёл своё счастье!

— Очень хорошо, сын мой, — ответил отец, — значит, ты хочешь теперь усердно учиться. Ну а что потом?

— Через четыре года я защищу на отлично диплом и покину университет.

— И что же дальше? — не отступал отец.

— Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным адвокатом.

— А что дальше?

— А потом я женюсь, создам свою семью, буду растить и воспитывать детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.

— А дальше?

— А потом я пойду на заслуженный отдых — буду радоваться счастью своих детей и покоиться в доброй старости.

— Что же будет потом?

— Потом? — юноша на минуту задумался. — Да, вечно никто на этой земле не живёт. Потом мне нужно будет, как и всем людям, умереть.

— А что потом? — спросил старый отец. — Дорогой сын, что же будет потом? — дрожащим голосом проговорил отец.

Сын ещё больше задумался и сказал неуверенно:

— Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное…

Просмотр содержимого документа
«Приложение3Тест для родителей»

Приложение 3
Тест для родителей «Какой Вы родитель?»

 Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми

 

Вопросы и фразы

1.Сколько раз тебе повторять?

2.Посоветуй мне, пожалуйста

3.Не знаю, что бы я без тебя делал(а)

4.И в кого ты такой уродился?!

5.Какие у тебя замечательные друзья!

6.Ну на кого ты похож (а)?

7.Я в твои годы!..

8.Ты моя опора и помощник(ца)

9.Ну что за друзья у тебя?

10.О чем ты только думаешь?!

11.Какая (какой) ты у меня умница!

12.А как ты считаешь, сынок (доченька)?

13.У всех дети, как дети, а ты….

14.Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)!

Число баллов

2

1

1

2

1

2

2

1

2

2

1

1

2

1

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Просмотр содержимого документа
«Приложение4Отличия верующего от атеиста(коротко)»

Приложение 4
Отличия верующего в Бога от атеиста
(не писать название для родителей)

Атеист
(не писать это слово для родителей)

Верующий
(не писать это слово для родителей)

При поступках против совести:

Раскаяние, безысходность, тоска, депрессия, вплоть до суицида

Покаяние – очищение – возврат к жизни

Для своих проступков перед собой:

Адвокат

Прокурор

При страданиях:

Клянет свою судьбу и врагов

В муках повторяет: «Слава тебе, Господи». «За всякую неприятность благодари Бога, помни, что она послана ради пользы твоей» (св. Феофан Затворник)

Ведет «общий счет своих поступков, утешается мыслями о собственных добрый делах.

Такие мысли отгоняет. «Самое безопасное хранилище своих добрых дел – забвение» (Св. Иоанн Златоуст)

Страшится угроз

На угрозы отвечает: «Если будет на то воля Господа»

Требует: за работу – платы, за услуги – вознаграждения, за любовь – любви, за добрые дела - признания

Говорит: «Служите людям, как Самому Богу, дарите им любовь, смирение, службу – взамен не требуя ничего» (Арх. Агапит)

Мучает мысль, что в немощном состоянии он будет обузой для всех.

Знает, что молясь за всех в его жизни – родных, близких, друзей и врагов- беспомощный старик принесет больше пользы людям, чем 10 поликлиник.

Верит, что все плохое кончается

Знает, что плохого нет



Просмотр содержимого документа
«Приложение4Отличия верующего от атеиста»

Приложение 4
Отличия верующего в Бога от атеиста
(не писать название для родителей)

Атеист
(не писать это слово для родителей)

Верующий
(не писать это слово для родителей)

При поступках против совести:

Раскаяние, безысходность, тоска, депрессия, вплоть до суицида

Покаяние – очищение – возврат к жизни

При ошибке:

Досада, при повторе воспоминаний о ней – разрушение психики, депрессия

Досада, покаяние о досаде, как о грехе – очищение, освобождение

Для своих проступков перед собой:

Адвокат

Прокурор

При страданиях:

Клянет свою судьбу и врагов

В муках повторяет: «Слава тебе, Господи». «За всякую неприятность благодари Бога, помни, что она послана ради пользы твоей» (св. Феофан Затворник)

Чем больше знаний, тем выше самооценка, больше гордости.

Чем больше веры, тем ниже самооценка и больше смирения. Вера смиряет.

Атеист говорит: «Этот человек – враг мне, и я его ненавижу»

Верующий говорит: «Не иметь врагов не в нашей власти, но не иметь к ним ненависти – мы властны» (Св. Иоанн Златоуст)

Ведет «общий счет своих поступков, утешается мыслями о собственных добрый делах.

Верующий такие мысли отгоняет. «Самое безопасное хранилище своих добрых дел – забвение» (Св. Иоанн Златоуст)

Страшится угроз

На угрозы отвечает: «Если будет на то воля Господа»

Говорит: «Мне каяться не в чем, я не грешу»

«Как адского огня должно опасаться той мысли, что мы проводим Богоугодную жизнь» (Иер. Арсений Афонский)

Считает, что если Бог и есть, то он ко всем относится одинаково – по делам

Знает, что «Господь любит всех людей, но тех, кто ищет Его, того больше любит» (Св. Силуан Афонский)

Плохое настроение –естественное состояние человека, «не с той ноги встал»

Уныние, раздражение - это грех, требующий немедленного покаяния

Строит «планов громадье»

Даже слово «завтра» произносит, добавляя «если будет угодно Богу»

Считает, что человек «кузнец своего счастья»

Говорит: «Трудись усердно, но не думай сам в чем-либо преуспеть без помощи Божьей» (Св. Феофан Затворник)

Боится смерти – своей и близких

Знает, что страхи в безверующих вселяет дьявол

Невольно завидует успехам, достатку других людей.

Знает, что благодарить Бога нужно и за успехи ближнего в делах Богоугодных

Требует: за работу – платы, за услуги – вознаграждения, за любовь – любви, за добрые дела - признания

Говорит: «Служите людям, как Самому Богу, дарите им любовь, смирение, службу – взамен не требуя ничего» (Арх. Агапит)

Мучает мысль, что в немощном состоянии он будет обузой для всех.

Знает, что молясь за всех в его жизни – родных, близких, друзей и врагов- беспомощный старик принесет больше пользы людям, чем 10 поликлиник.

Верит, что все плохое кончается

Знает, что плохого нет

Боится перемен

Встречает перемены словами: «Да будет воля Твоя»



Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание Человек и его предназначение »

Родительское собрание в МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области» по обучению родителей духовно-нравственным основам.

Учитель основ православной культуры: Попова Н.А.



Тема из цикла Основы православного мировоззрения
«Человек и его предназначение»



Деятельность учителя

Деятельность родителей

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о значимости формирования  мировоззрения в наших детях, понимания важности  духовно – нравственного воспитания. Но это возможно только в том случае, когда и учителя и родители смотрят в одном направлении, преследуют одну цель, правильно понимают задачи воспитания и образования наших детей. И тема нашей беседы…

Звенит звонок с урока

Сценка «Вопросы родителям» (Приложение 2)

Учитель: Да, конечно, это была игра, но те вопросы, которые вы услышали от детей, действительно имеют место быть. А как бы вы на них ответили?

-Почему человек называется человеком?

- Что для человека самое главное в жизни?

- А может ли каждый человек быть счастлив? Ответы родителей

Согласитесь, что ваши ответы неоднозначны и весьма расплывчаты. А почему? Вот на это «почему» мы и должны найти сегодня ответ.

Поэтому я уверена, что тема нашей беседы будет актуальна для вас: «Человек и его предназначение».

Внимание на экран. Просмотр мультфильма для взрослых «То, что можно изменить» Название мультфильма не показывается.

Мы живем в мире, в котором действуют свои законы прописанные в Конституции РФ. Все граждане нашей страны обязаны их выполнять, чтобы спокойно жить в своей стране и пользоваться теми правами, которые предусмотрены государством. Я думаю, что все кто сейчас находятся здесь – законопослушные граждане… Но все ли могут сказать, что они счастливы… Счастливы как супруги, как родители? Сегодня вы в первую очередь – родители и поэтому для вас также важен Закон РФ об образовании. В частности в нем сказано:…… о том, что родители отвечают за воспитание и образование детей….

-Обратите внимание, какое слово стоит на первом месте? (воспитание)

- Как вы думаете почему?


Чтобы более точно ответить на этот вопрос давайте разберемся со словами образование и воспитание.

Выдержка из закона Об образовании: «Образование – это…. Воспитание – это…»

Но даже эти определение не дают исчерпывающего понимания данного слова.

Посмотрим на это слово с его лексической стороны.

-Какое слово лежит в его основе?

Значит получить образование, это не только сумма знаний, умений, но и создание образа… какого или Чьего?

-А какое слово лежит в основе слова «воспитание»? Явно, что не питание телесное, а что же еще? Чтобы ответить на этот вопросы очевидно, что человеку недостаточно только научных знаний, а необходимо еще и духовное.




Слушают, включаются в общую беседу






Воспитание


Всевозможные ответы родителей







Образ



Питание

Всевозможные ответы

Чтобы лучше узнать себя, свои возможности и их границы, свои способности, надо понять кто ты? Как и зачем появился на свет? К чему призван? Четкие и глубокие ответы на эти вопросы дает православная антропология (учение о человеке).

Согласно христианскому учению человек был создан Богом в последний день творения и состоит из…?(тела, души, духа)

Тело – создано Богом из праха земного

Душа – это суть человека, в ней вся его своеобразность, его самосознание

Дух - подобие Божественного Духа внутри человека. Посредством духа человек может общаться с Самим Богом, получать от Него благодать.

Обратимся к русскому языку: ЧЕЛО-ВЕК.

Чело – лоб, думать, мыслить

Век – вверх, вечность.


Также в русском языке приемлемо чередование букв Ч и Ц. И тогда слово ЧЕЛО-ВЕК можно произнести как ЦЕЛО-ВЕК.

Цело – целостность, единство. С кем?


Славяно-русское название «человек» происходит из «селовек» или «словека», т.е. существо словесное, и, следовательно, указывает на дар слова как отличительную способность человека.

По-еврейски первозданный человек назван -Адам. Это имя происходит от еврейского глагола, означающего быть подобным, мыслить.

Сделайте вывод.





Обратите внимание на слайд. Перед вами несколько икон святых. Кто сможет их назвать их имена?



Жития их разные, разными путями они пришли к святости, но все же что их объединяет?

(Они все преподобные)







А кого Православная Церковь называет преподобными?
(Если родители не знают, то учитель говорит сам)





Бог задумал человека так, что дух его, имея общение с Богом, просвещался и в свою очередь просвещал благодатью душу. Просветленная душа пронизывала благодатью все тело, подчиняя его законам духа. И поэтому тело не знало болезней и было бессмертно.


Но разве наше тело сегодня бессмертно? Почему?





Что же произошло? Как изменился человек?

Закончите предложения:
Дух потерял … и поэтому утратил внутренние силы

Душа перестала жить за счет… и обратилась к …. интересам.

Тело – стало…




Что же самое главное было потеряно?


Чувства и желания, не сдерживаемые умом, стали придавать поступкам характер злобности, мелочности и эгоизма.

И все это мы, к сожалению, наблюдаем каждый день и нередко в самих себе и наших детях.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был здоровым, успешным, умным… и обязательно счастливым. Но всегда ли эти понятия неразлучны?

Предлагаю вам подумать над ситуациями.

Родители слушают, если по ходу возникают вопросы, записывают, чтобы задать в конце собрания.





Примерные ответы:

Человек – это тот, кто думает (стремиться) о(в) вечности(ь).



Целостность с Богом (вечностью), стремление с Ним соединиться







В самом слове «человек» содержатся указания на его главные свойства и назначение.



Святые: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Лествичник, Мария Египетская, Андрей Рублев.

Все они прославлены в лике святых как преподобные.


Слайд: Преподобные –святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу (и преуспел в этом уподоблении)

Нет. В результате грехопадения гармония духа, души и тела была разрушена.

… общение с Богом…

… духа…
… плотским….

… смертным и подвержено болезням.

Главенство духовного ума. (главенство духа в человеке)












Работа по группам.

Ситуация 1. Молодой человек отлично (или просто хорошо) закончил школу, причем во время школьных лет учился с желанием, был активным в делах школы, имел много друзей, получил высшее образование, устроился на престижную работу, создал хорошую семью. Есть такие, кто бы не желал всего этого своему ребенку?! (конечно, нет). Но при всем этом этот человек эгоистичен, невнимателен к проблемам другим, горд и даже бывает, груб с окружающими.

Вопрос: Счастлив ли такой человек? Комфортно ли рядом с ним другим людям? Как вы думаете, чего не хватает этому человеку? Что бы вы ему посоветовали?

Ситуация 2. Молодой человек закончил школу «тихим троечником», получил рабочую профессию, создал семью, по социальным меркам – семья малообеспеченная. Являясь отличным специалистом в своей области, он добрый и отзывчивый, отличный семьянин, но при этом очень скромен и даже застенчив.

Вопрос: Счастлив ли такой человек? Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был такой? Что бы вы ему посоветовали?

Да, конечно, вы правы в том, что что-то можно взять хорошего из первой ситуации, что-то из второй. А почему? А потому, что идеальных людей нет. И нам бы хотелось создать такой ОБРАЗ в своем ребенку, чтобы он был успешным как первый и добр и отзывчив как второй.

Идеален и совершенен только Бог и наша задача родителей и учителей стремиться к созданию в ребенке ОБРАЗА Божия. Но, к сожалению, нас никто этому не учил и поэтому мы совершаем много ошибок, создавая совсем не тот образ, и я предлагаю вам в этом убедиться, ответив на вопросы теста «Какой вы родитель?» Вопросы озвучиваются


Вопрос к размышлению: человек находится под влиянием сильного алкогольного опьянения. В этот момент он не отвечает за свои поступки, вероятнее всего, что потом не будет помнить о них. Какие слова мы употребляем, стараясь показать его состояние?

-Что у человека в данном состоянии потеряно? Почему он безобразный?



Вот мы и ответили еще на один вопрос: что значит дать образование и воспитание? Стремиться к созданию образа Бога в каждом ребенке, заполняя (питая) его душу при этом духовными и нравственными ценностями, не забывая при этом, что каждый ребенок это индивидуальность и никогда не следует сравнивать его с другими детьми.

Две группы родителей размышляют над ситуациями 1, 2. После чего один от группы отвечает.





Предполагаются самые разнообразные и противоречивые ответы родителей














Тест «Какой вы родитель?» Приложение 3 (Отвечают на вопросы, считают баллы)

Безобразные поступки, бессовестноеповедение и т.п.


Потерял образ Божий.


Коллективная работа с родителями.

Перед вами поступки людей двух категорий в одних и тех же ситуациях. Определите, что это за люди, кто бы мог так себя вести?


(Предполагается, что родители выделят группу людей, живущих по Божьим Законам и группу людей атеистов).

Я часто стала задумываться над вопросом, почему некоторые люди так явно и агрессивно отрицают Бога, при этом верят во что угодно: в приметы, в сглаз, в сны, гадания и т.п. И недавно прочитала небольшое откровение одного ученого-атеиста (имя он не назвал). Хочу поделиться с вами. «Когда мешает Бог?»

Конечно, право каждого человека выбрать свой путь – верить или не верить. Но именно поэтому в нашей стране так остро стоит проблема нравственности и еще острее духовности. И все это потому, что мы потеряли общие нравственные ценности, которые важны для всех одинаково.

В России всегда существовала традиция в различные исторические периоды определять требования к поведению людей. Я предлагаю вам сейчас определить, нормы, правила были заложены в каждом временном периоде.


Какой точки зрения вы бы не придерживались – выбор всегда останется за вами. Но выбирая путь для своих детей, мне бы очень хотелось, чтобы вы не забыли о самом главном.

Учитель читает современную притчу «Забыл главное» Приложение 7


Заключительный видео фрагмент

Раздать таблицу с поступками людей верующих и неверующих (без названия столбцов таблицы) Приложение 4



Приложение 5 «Когда мешает Бог?»







Таблица Домострой, времена Петра 1, Кодекс РФ (Приложение 6) Ответы родителей








Наша встреча подходит к концу. Мне хочется надеется, что она была полезной для вас, что вы сделали или еще сделаете свои личные выводы, и придя сегодня домой сможете правильно ответить на вопросы детей, которые прозвучали в начале нашей встречи и им подобные.

Есть ли среди вас, кто хочет высказать свое мнение о сегодняшней встрече? Нужны ли еще такие беседы?

Благодарю вас за ваши интересные мысли и ответы, и я надеюсь, до новых встреч.




Ответы родителей.





1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родительское собрание "Человек и его предназначение"

Автор: Попова Наталья Анатольевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) ""Родительское собрание в детском саду, тема собрания: «Чем играют наши дети?»"
    ["seo_title"] => string(72) "roditielskoiesobraniievdietskomsadutiemasobraniiachiemighraiutnashidieti"
    ["file_id"] => string(6) "303549"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457539625"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) ""Родительское собрание в детском саду, тема собрания: «Чем играют наши дети?»"
    ["seo_title"] => string(73) "roditielskoiesobraniievdietskomsadutiemasobraniiachiemighraiutnashidieti1"
    ["file_id"] => string(6) "303550"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457539637"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Родительское собрание в детском саду  «Чем играют наши дети?»"
    ["seo_title"] => string(58) "roditielskoiesobraniievdietskomsaduchiemighraiutnashidieti"
    ["file_id"] => string(6) "303551"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457539724"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Родительское собрание на тему "Игра в жизни ребёнка" "
    ["seo_title"] => string(58) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-ighra-v-zhizni-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "136391"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417099217"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Из опыта: "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС""
    ["seo_title"] => string(53) "izopytarabotasroditieliamivusloviiakhriealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "259909"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448864775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства