Родительское собрание в МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области» по обучению родителей духовно-нравственным основам.
Учитель основ православной культуры: Попова Н.А.
Тема из цикла Основы православного мировоззрения
«Человек и его предназначение»
Деятельность учителя
Деятельность родителей
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о значимости формирования мировоззрения в наших детях, понимания важности духовно – нравственного воспитания. Но это возможно только в том случае, когда и учителя и родители смотрят в одном направлении, преследуют одну цель, правильно понимают задачи воспитания и образования наших детей. И тема нашей беседы…
Звенит звонок с урока
Сценка «Вопросы родителям» (Приложение 2)
Учитель: Да, конечно, это была игра, но те вопросы, которые вы услышали от детей, действительно имеют место быть. А как бы вы на них ответили?
-Почему человек называется человеком?
- Что для человека самое главное в жизни?
- А может ли каждый человек быть счастлив? Ответы родителей
Согласитесь, что ваши ответы неоднозначны и весьма расплывчаты. А почему? Вот на это «почему» мы и должны найти сегодня ответ.
Поэтому я уверена, что тема нашей беседы будет актуальна для вас: «Человек и его предназначение».
Внимание на экран. Просмотр мультфильма для взрослых «То, что можно изменить» Название мультфильма не показывается.
Мы живем в мире, в котором действуют свои законы прописанные в Конституции РФ. Все граждане нашей страны обязаны их выполнять, чтобы спокойно жить в своей стране и пользоваться теми правами, которые предусмотрены государством. Я думаю, что все кто сейчас находятся здесь – законопослушные граждане… Но все ли могут сказать, что они счастливы… Счастливы как супруги, как родители? Сегодня вы в первую очередь – родители и поэтому для вас также важен Закон РФ об образовании. В частности в нем сказано:…… о том, что родители отвечают за воспитание и образование детей….
-Обратите внимание, какое слово стоит на первом месте? (воспитание)
- Как вы думаете почему?
Чтобы более точно ответить на этот вопрос давайте разберемся со словами образование и воспитание.
Выдержка из закона Об образовании: «Образование – это…. Воспитание – это…»
Но даже эти определение не дают исчерпывающего понимания данного слова.
Посмотрим на это слово с его лексической стороны.
-Какое слово лежит в его основе?
Значит получить образование, это не только сумма знаний, умений, но и создание образа… какого или Чьего?
-А какое слово лежит в основе слова «воспитание»? Явно, что не питание телесное, а что же еще? Чтобы ответить на этот вопросы очевидно, что человеку недостаточно только научных знаний, а необходимо еще и духовное.
Слушают, включаются в общую беседу
Воспитание
Всевозможные ответы родителей
Образ
Питание
Всевозможные ответы
Чтобы лучше узнать себя, свои возможности и их границы, свои способности, надо понять кто ты? Как и зачем появился на свет? К чему призван? Четкие и глубокие ответы на эти вопросы дает православная антропология (учение о человеке).
Согласно христианскому учению человек был создан Богом в последний день творения и состоит из…?(тела, души, духа)
Тело – создано Богом из праха земного
Душа – это суть человека, в ней вся его своеобразность, его самосознание
Дух - подобие Божественного Духа внутри человека. Посредством духа человек может общаться с Самим Богом, получать от Него благодать.
Обратимся к русскому языку: ЧЕЛО-ВЕК.
Чело – лоб, думать, мыслить
Век – вверх, вечность.
Также в русском языке приемлемо чередование букв Ч и Ц. И тогда слово ЧЕЛО-ВЕК можно произнести как ЦЕЛО-ВЕК.
Цело – целостность, единство. С кем?
Славяно-русское название «человек» происходит из «селовек» или «словека», т.е. существо словесное, и, следовательно, указывает на дар слова как отличительную способность человека.
По-еврейски первозданный человек назван -Адам. Это имя происходит от еврейского глагола, означающего быть подобным, мыслить.
Сделайте вывод.
Обратите внимание на слайд. Перед вами несколько икон святых. Кто сможет их назвать их имена?
Жития их разные, разными путями они пришли к святости, но все же что их объединяет?
(Они все преподобные)
А кого Православная Церковь называет преподобными?
(Если родители не знают, то учитель говорит сам)
Бог задумал человека так, что дух его, имея общение с Богом, просвещался и в свою очередь просвещал благодатью душу. Просветленная душа пронизывала благодатью все тело, подчиняя его законам духа. И поэтому тело не знало болезней и было бессмертно.
Но разве наше тело сегодня бессмертно? Почему?
Что же произошло? Как изменился человек?
Закончите предложения:
Дух потерял … и поэтому утратил внутренние силы
Душа перестала жить за счет… и обратилась к …. интересам.
Тело – стало…
Что же самое главное было потеряно?
Чувства и желания, не сдерживаемые умом, стали придавать поступкам характер злобности, мелочности и эгоизма.
И все это мы, к сожалению, наблюдаем каждый день и нередко в самих себе и наших детях.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был здоровым, успешным, умным… и обязательно счастливым. Но всегда ли эти понятия неразлучны?
Предлагаю вам подумать над ситуациями.
Родители слушают, если по ходу возникают вопросы, записывают, чтобы задать в конце собрания.
Примерные ответы:
Человек – это тот, кто думает (стремиться) о(в) вечности(ь).
Целостность с Богом (вечностью), стремление с Ним соединиться
В самом слове «человек» содержатся указания на его главные свойства и назначение.
Святые: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Лествичник, Мария Египетская, Андрей Рублев.
Все они прославлены в лике святых как преподобные.
Слайд: Преподобные –святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу (и преуспел в этом уподоблении)
Нет. В результате грехопадения гармония духа, души и тела была разрушена.
… общение с Богом…
… духа…
… плотским….
… смертным и подвержено болезням.
Главенство духовного ума. (главенство духа в человеке)
Работа по группам.
Ситуация 1. Молодой человек отлично (или просто хорошо) закончил школу, причем во время школьных лет учился с желанием, был активным в делах школы, имел много друзей, получил высшее образование, устроился на престижную работу, создал хорошую семью. Есть такие, кто бы не желал всего этого своему ребенку?! (конечно, нет). Но при всем этом этот человек эгоистичен, невнимателен к проблемам другим, горд и даже бывает, груб с окружающими.
Вопрос: Счастлив ли такой человек? Комфортно ли рядом с ним другим людям? Как вы думаете, чего не хватает этому человеку? Что бы вы ему посоветовали?
Ситуация 2. Молодой человек закончил школу «тихим троечником», получил рабочую профессию, создал семью, по социальным меркам – семья малообеспеченная. Являясь отличным специалистом в своей области, он добрый и отзывчивый, отличный семьянин, но при этом очень скромен и даже застенчив.
Вопрос: Счастлив ли такой человек? Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был такой? Что бы вы ему посоветовали?
Да, конечно, вы правы в том, что что-то можно взять хорошего из первой ситуации, что-то из второй. А почему? А потому, что идеальных людей нет. И нам бы хотелось создать такой ОБРАЗ в своем ребенку, чтобы он был успешным как первый и добр и отзывчив как второй.
Идеален и совершенен только Бог и наша задача родителей и учителей стремиться к созданию в ребенке ОБРАЗА Божия. Но, к сожалению, нас никто этому не учил и поэтому мы совершаем много ошибок, создавая совсем не тот образ, и я предлагаю вам в этом убедиться, ответив на вопросы теста «Какой вы родитель?» Вопросы озвучиваются
Вопрос к размышлению: человек находится под влиянием сильного алкогольного опьянения. В этот момент он не отвечает за свои поступки, вероятнее всего, что потом не будет помнить о них. Какие слова мы употребляем, стараясь показать его состояние?
-Что у человека в данном состоянии потеряно? Почему он безобразный?
Вот мы и ответили еще на один вопрос: что значит дать образование и воспитание? Стремиться к созданию образа Бога в каждом ребенке, заполняя (питая) его душу при этом духовными и нравственными ценностями, не забывая при этом, что каждый ребенок это индивидуальность и никогда не следует сравнивать его с другими детьми.
Две группы родителей размышляют над ситуациями 1, 2. После чего один от группы отвечает.
Предполагаются самые разнообразные и противоречивые ответы родителей
Тест «Какой вы родитель?» Приложение 3 (Отвечают на вопросы, считают баллы)
Безобразные поступки, бессовестноеповедение и т.п.
Потерял образ Божий.
Коллективная работа с родителями.
Перед вами поступки людей двух категорий в одних и тех же ситуациях. Определите, что это за люди, кто бы мог так себя вести?
(Предполагается, что родители выделят группу людей, живущих по Божьим Законам и группу людей атеистов).
Я часто стала задумываться над вопросом, почему некоторые люди так явно и агрессивно отрицают Бога, при этом верят во что угодно: в приметы, в сглаз, в сны, гадания и т.п. И недавно прочитала небольшое откровение одного ученого-атеиста (имя он не назвал). Хочу поделиться с вами. «Когда мешает Бог?»
Конечно, право каждого человека выбрать свой путь – верить или не верить. Но именно поэтому в нашей стране так остро стоит проблема нравственности и еще острее духовности. И все это потому, что мы потеряли общие нравственные ценности, которые важны для всех одинаково.
В России всегда существовала традиция в различные исторические периоды определять требования к поведению людей. Я предлагаю вам сейчас определить, нормы, правила были заложены в каждом временном периоде.
Какой точки зрения вы бы не придерживались – выбор всегда останется за вами. Но выбирая путь для своих детей, мне бы очень хотелось, чтобы вы не забыли о самом главном.
Учитель читает современную притчу «Забыл главное» Приложение 7
Заключительный видео фрагмент
Раздать таблицу с поступками людей верующих и неверующих (без названия столбцов таблицы) Приложение 4
Приложение 5 «Когда мешает Бог?»
Таблица Домострой, времена Петра 1, Кодекс РФ (Приложение 6) Ответы родителе
Наша встреча подходит к концу. Мне хочется надеется, что она была полезной для вас, что вы сделали или еще сделаете свои личные выводы, и придя сегодня домой сможете правильно ответить на вопросы детей, которые прозвучали в начале нашей встречи и им подобные.
Есть ли среди вас, кто хочет высказать свое мнение о сегодняшней встрече? Нужны ли еще такие беседы?
Благодарю вас за ваши интересные мысли и ответы, и я надеюсь, до новых встреч.
Ответы родителей.
Все приложения в прилагаемом архиве