из опыта работы Сравнительный анализ произведений на уроках литературы в средних и старших классах
Из опыта работы Сравнительный анализ произведений на уроках литературы в средних и старших классах
Современных школьников трудно приобщить к чтению. Очень важно помочь им выработать сознательное отношение к искусству слова. Одним из приемов способствующих решению данной проблемы, я считаю сравнительный анализ художественного произведения. Он позволяет рассматривать литературу в контексте культуры; сопоставление литературных текстов дает уникальную возможность творческие идеи разных авторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«из опыта работы Сравнительный анализ произведений на уроках литературы в средних и старших классах»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Харбалахская СОШ им. Н.Г.Золотарева –Якутского Павловой М.А.
Сравнительный анализ произведенийразных жанров на уроках литературы в средних и старших классах.
Не секрет, что современных школьников трудно приобщить к чтению. Очень важно помочь им выработать сознательное отношение к искусству слова. Одним из приёмов, способствующих решению данной проблемы, я считаю сравнительный анализ художественного текста. Он позволяет рассматривать литературу в контексте культуры; сопоставление литературных текстов даёт уникальную возможность понимать творческие идеи разных авторов по схожим сюжетам или проблемам или уловить движение мысли автора от одного произведения к другому.
Теоретические предпосылки использования сравнительного анализа при работе с текстом на уроках литературы. Художественное произведение изучается на уроках литературы не только как изолированный факт, но и как форма диалога пишущего и читающего, в движении, взаимосвязанности литературного и исторического процессов. Таким образом, сравнение как мыслительная операция становится основой работы с текстом на уроках литературы. При наличии множества программ, учебников, методических пособий, полярности суждений критиков по одному и тому же вопросу умение сравнивать и делать выводы позволит ученику разобраться в тексте и контексте изучаемого произведения, в многообразии чужих трактовок, а также соотнести собственное первичное восприятие текста с тем, которое постепенно формируется в процессе работы над ним на уроках литературы.
Преимущество сравнительного анализа не только в том, что он оттачивает мыслительную деятельность ученика. Погружение в творческую мастерскую того или иного автора помогает юному читателю и самому приблизиться к творческому процессу, увидеть, как слово преобразует смысл, развивает воображение, возвышает чувства.
Сравнительный анализ даёт возможность актуализировать первичный опыт: при изучении нового материала мы обращаемся к ранее изученному, повторяем то, с чем уже знакомились на уроках литературы. Осуществляется личностно – ориентированный подход к обучению: школьникам предлагаются опережающие задания, возможность выбора заданий, разных по форме, содержанию и сложности, индивидуальная и групповая работа, разные формы общения, использование различных источников информации. Это способствует погружению детей не только в мир литературного героя, но и в свой собственный.
Одним из требований к уровню подготовки выпускников, сформулированных в Стандартах среднего (полного) образования по литературе, является умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы. Формирование умения сравнивать литературные произведения, а также их критические и художественные интерпретации, является одной из важнейших задач учебного процесса. Потребности старшего школьника в самовыражении через самостоятельность суждений, в умении сопоставлять явления действительности, синтезировать получаемые знания также могут быть реализованы с помощью использования сравнительного анализа на уроках литературы.
Практическое применение сравнительного анализа на уроках литературы.
5-6-й классы. Нахождение эмоциональных созвучий и своеобразия настроений разных произведений.
7-9-й классы. Нахождение общих проблем и мотивов разных произведений, а также отличия в их решении.
10-11-й классы. Понимание своеобразия авторской позиции разных писателей.
С 5 по 11 классы проводился сравнительный анализ по следующим темам (как часть урока или целый урок):
кл.
автор
Произведение(-ия)
Сопоставление
5
фольклор
Русские и якутские народные сказки о животных «Лиса и волк» и «Берелеех эьэ».
Характеры животных, поступки, анализ действий персонажей, выводы.
5
В.А.Жуковский и А.С.Пушкин
Сказки «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Сюжет, композиция, герои.
5
В.М.Гаршин
Аллегорическая сказка «Аttаlea princeps» и стихотворение «Пленница».
- дома (А.Чехов «Вишнёвый сад» - И.Бунин «Холодная осень»);
- заезженной клячи (Н.Некрасов «О погоде» - Ф.Достоевский «Преступление и наказание»).
Литература и другие виды искусства.
Сравнительный анализ произведений литературы и других видов искусства позволяет реализовать на практике культурологический аспект, необходимость которого обусловлена современной концепцией преподавания литературы.
Обращение к различным видам искусства носит избирательный характер. Объясняется это и спецификой изучаемого текста, и тем материалом, которым располагает учитель.
Результат работы по сравнительному анализу:
Сравнительный анализ –один из приёмов преподавания литературы, позволяющий полнее, глубже, ярче раскрывать «ключевые» темы, обращение к которым формируют у учащихся и культуру чтения, и творческие способности, и нравственные позиции. Особенно продуктивным является обращение к сквозным темам и мотивам, так как они позволяют не только экономить время, но и актуализировать прежние знания на новом уровне: изученное ранее на уроках не лежит «мёртвым грузом» в памяти учащихся, а востребовано на уроке.
Результатом данной работы считаю положительную мотивацию при чтении художественного произведения, прием сравнения привлекает ученика не только к достижению результата, но вовлекает в процесс нравственного и эстетического преображения - а это главный принцип творческой деятельности человека.
Выходы со сравнительным анализом произведений:
2012 г.- «Два «Памятника». Стихотворения Г.Державина и А.Пушкина»- доклад на НПК «Шаг в будущее»
Открытые уроки улусного и регионального уровня: 2014г.-«В.А.Жуковский – поэт-переводчик. Баллады «Людмила» и «Светлана». Сравнительный анализ баллад.» 2014 г.
2015 г.- «Холодная осень И.Бунина» - заочный конкурс открытых уроков в с. Вилючан в сетевом эксперименте «ТЕМП».
2015 г.- «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в рассказе В.Шаламова «Последний бой майора Пугачёва».