kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы Сравнительный анализ произведений на уроках литературы в средних и старших классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современных школьников трудно приобщить к чтению. Очень важно помочь им выработать сознательное отношение к искусству слова. Одним из приемов способствующих решению данной проблемы,  я считаю сравнительный анализ художественного произведения. Он позволяет рассматривать литературу в контексте культуры; сопоставление литературных текстов дает уникальную возможность творческие идеи разных авторов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«из опыта работы Сравнительный анализ произведений на уроках литературы в средних и старших классах»

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Харбалахская СОШ им. Н.Г.Золотарева –Якутского Павловой М.А.

Сравнительный анализ произведений разных жанров на уроках литературы в средних и старших классах.

Не секрет, что современных школьников трудно приобщить к чтению. Очень важно помочь им выработать сознательное отношение к искусству слова. Одним из приёмов, способствующих решению данной проблемы, я считаю сравнительный анализ художественного текста. Он позволяет рассматривать литературу в контексте культуры; сопоставление литературных текстов даёт уникальную возможность понимать творческие идеи разных авторов по схожим сюжетам или проблемам или уловить движение мысли автора от одного произведения к другому.

Теоретические предпосылки использования сравнительного анализа при работе с текстом на уроках литературы. Художественное произведение изучается на уроках литературы не только как изолированный факт, но и как форма диалога пишущего и читающего, в движении, взаимосвязанности литературного и исторического процессов. Таким образом, сравнение как мыслительная операция становится основой работы с текстом на уроках литературы. При наличии множества программ, учебников, методических пособий, полярности суждений критиков по одному и тому же вопросу умение сравнивать и делать выводы позволит ученику разобраться в тексте и контексте изучаемого произведения, в многообразии чужих трактовок, а также соотнести собственное первичное восприятие текста с тем, которое постепенно формируется в процессе работы над ним на уроках литературы.

Преимущество сравнительного анализа не только в том, что он оттачивает мыслительную деятельность ученика. Погружение в творческую мастерскую того или иного автора помогает юному читателю и самому приблизиться к творческому процессу, увидеть, как слово преобразует смысл, развивает воображение, возвышает чувства.

Сравнительный анализ даёт возможность актуализировать первичный опыт: при изучении нового материала мы обращаемся к ранее изученному, повторяем то, с чем уже знакомились на уроках литературы. Осуществляется личностно – ориентированный подход к обучению: школьникам предлагаются опережающие задания, возможность выбора заданий, разных по форме, содержанию и сложности, индивидуальная и групповая работа, разные формы общения, использование различных источников информации. Это способствует погружению детей не только в мир литературного героя, но и в свой собственный.

Одним из требований к уровню подготовки выпускников, сформулированных в Стандартах среднего (полного) образования по литературе, является умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы. Формирование умения сравнивать литературные произведения, а также их критические и художественные интерпретации, является одной из важнейших задач учебного процесса. Потребности старшего школьника в самовыражении через самостоятельность суждений, в умении сопоставлять явления действительности, синтезировать получаемые знания также могут быть реализованы с помощью использования сравнительного анализа на уроках литературы.

Практическое применение сравнительного анализа на уроках литературы.

5-6-й классы. Нахождение эмоциональных созвучий и своеобразия настроений разных произведений.

7-9-й классы. Нахождение общих проблем и мотивов разных произведений, а также отличия в их решении.

10-11-й классы. Понимание своеобразия авторской позиции разных писателей.

С 5 по 11 классы проводился сравнительный анализ по следующим темам (как часть урока или целый урок):

кл.

автор

Произведение(-ия)

Сопоставление

5

фольклор

Русские и якутские народные сказки о животных «Лиса и волк» и «Берелеех эьэ».

Характеры животных, поступки, анализ действий персонажей, выводы.

5

В.А.Жуковский и А.С.Пушкин

Сказки «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Сюжет, композиция, герои.


5

В.М.Гаршин

Аллегорическая сказка «Аttаlea princeps» и стихотворение «Пленница».

Сюжет,сходство, различие, финал,авторская позиция.

5

А.Плещеев и Ф.Тютчев.

«Весна» и «Весенние воды»

Весенние картины, настроение, переживания.

6

А.С.Пушкин

«Дубровский» и «Барышня-крестьянка»

Семьи помещиков: Дубровский-Троекуров, Муромский-Берестов, Маша и Лиза.

6

А. Платонов, В.Астафьев, В.Распутин

Рассказы «Корова», «Конь с розовой гривой», «Уроки французского»

Характеры мальчиков: сходства и различия.


А.С.Пушкин

«Станционный смотритель» и биб-лейская притча о блудном сыне.

Дуня и блудный сын.

8

Л.Андреев и А.Блок

Рассказ «Ангелочек» и стихотворение «Сусальный ангел»

Общая тема, философский смысл стихотворения

9

В.А.Жуковский

Баллады «Людмила» и «Светлана»

Антитеза. Смерть –пробуждение.

10

А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов

Стихотворения «Пророк»

Тема поэта и поэзии. Высокое назначение поэта и трагизм непонимания.


Учебно–исследовательская работа обучающихся .

1). Сравнительный анализ также проводится и при изучении текстов, в которых прослеживаются общие мотивы и образы.

Мотивный анализ:

- мотив сожжённых писем (А.Пушкин «Сожжённое письмо» - Н.Некрасов «Горящие письма»);

- мотив дороги (Н.Гоголь «Мёртвые души» - Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» - Н.Лесков «Очарованный странник»);

- мотив сна (сон Обломова в романе И.Гончарова – сон Раскольникова в романе Ф.Достоевского. Сравнить функцию сна);

- мотив возвращения (Притча о блудном сыне – Я.Пушкин «Станционный смотритель». Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня?).

Анализ образов:

- образ Петербурга (произведения Н.Гоголя, А.Пушкина, Ф.Достоевского, И.Анненского, А.Блока, А.Ахматовой);

- образ Петербурга – образ провинциального города (М.Салтыков-Щедрин «История одного города»);

Образы-символы:

- метели, бурана (А.Пушкин «Капитанская дочка», «Метель», «Бесы». Где метель страшнее? Почему? Какова роль образа в развитии сюжета?);

- грозы (Н.Островский «Гроза» - Б.Пастернак «Доктор Живаго»);

- дома (А.Чехов «Вишнёвый сад» - И.Бунин «Холодная осень»);

- заезженной клячи (Н.Некрасов «О погоде» - Ф.Достоевский «Преступление и наказание»).

Литература и другие виды искусства.

Сравнительный анализ произведений литературы и других видов искусства позволяет реализовать на практике культурологический аспект, необходимость которого обусловлена современной концепцией преподавания литературы.

Материал для анализа:

- «Левитан» Н.Рубцова – «Вечерний звон» И.Левитана;

- «Журавли» Н.Заболоцкого – «В голубом просторе» М.Рылова;

- «Зелёное утро» Р.Бредбери – «Зелёная планета» К.Юона;

- «Незнакомка» А.Блока – «Неизвестная» И.Крамского;

- «Письмо матери» С.Есенина, библейская притча о блудном сыне – «Возвращение блудного сына» Рембрандта;

- «Демон» М.Ю. Лермонтова –серия картин Врубеля

- «Бедная Лиза» Н.Карамзина – «Бедная Лиза» О.Кипренского;

- «Ночь перед Рождеством» Н.Гоголя – «Девушка с Подолья» В.Тропинина;

- «Гроза» А.Островского – «Портрет Стрепетовой» И.Репина;

- «Мороз, Красный нос» Н.Некрасова – «Проводы покойника» П.Перова, «Больной муж» В.Максимова;

- «Метель» А.Пушкина – вальс к кинофильму «Метель» Г.Свиридова;

(Задание: подумайте, какому эпизоду повести А.Пушкина более всего подходит этот вальс?)

- «Холодная осень» И.Бунина – «Белая Россия. Исход.» Дм. Белюкина.

Обращение к различным видам искусства носит избирательный характер. Объясняется это и спецификой изучаемого текста, и тем материалом, которым располагает учитель.

Результат работы по сравнительному анализу:

Сравнительный анализ – один из приёмов преподавания литературы, позволяющий полнее, глубже, ярче раскрывать «ключевые» темы, обращение к которым формируют у учащихся и культуру чтения, и творческие способности, и нравственные позиции. Особенно продуктивным является обращение к сквозным темам и мотивам, так как они позволяют не только экономить время, но и актуализировать прежние знания на новом уровне: изученное ранее на уроках не лежит «мёртвым грузом» в памяти учащихся, а востребовано на уроке.

Результатом данной работы считаю положительную мотивацию при чтении художественного произведения, прием сравнения привлекает ученика не только к достижению результата, но вовлекает в процесс нравственного и эстетического преображения - а это главный принцип творческой деятельности человека.

Выходы со сравнительным анализом произведений:

2012 г.- «Два «Памятника». Стихотворения Г.Державина и А.Пушкина»- доклад на НПК «Шаг в будущее»

Открытые уроки улусного и регионального уровня: 2014г.-«В.А.Жуковский – поэт-переводчик. Баллады «Людмила» и «Светлана». Сравнительный анализ баллад.» 2014 г.

2015 г.- «Холодная осень И.Бунина» - заочный конкурс открытых уроков в с. Вилючан в сетевом эксперименте «ТЕМП».

2015 г.- «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в рассказе В.Шаламова «Последний бой майора Пугачёва».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Павлова Марина Алексеевна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Нетрадиционные формы традиционного контроля / Уроки контроля знаний учащихся в старших классах "
    ["seo_title"] => string(108) "nietraditsionnyie-formy-traditsionnogho-kontrolia-uroki-kontrolia-znanii-uchashchikhsia-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "219742"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434356745"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства