kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанная технологическая карта поможет провести урок, на котором решаются сложнейшие проблемные вопросы. К уроку прилагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского»

Технологическая карта урока литературы


Учитель: Осадчук Ю.С., учитель МБОУ г. Иркутска СОШ №5

Предмет: литература

Класс: 6Б класс

Учебник: «Литература» под редакцией Г. Меркина, 2-е издание, М. «Русское слово» 2013.

Название раздела, темы: Произведения русских писателей XIX века. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». 

Тема: История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Методика: развитие критического мышления

Дата:10 ноября 2016 года

Место проведения: МБОУ г. Иркутска СОШ № 5

Цели урока:

Выявить причины поражения героя, отказа Маши Троекуровой от помощи Дубровского.

Планируемые результаты:

Предметные — осмысление философских и эстетических проблем произведения, уяснение гуманистических тенденций в жизни и литературе;

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: способность к самооценке своих действий, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группах, фронтальная работа.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК учителя, раздаточный материал

Средства обучения:

  1. Вербальные средства (учебники, справочная литература, иллюстрации, дидактические материалы, толковый словарь С.И. Ожегов)

  2. Технические средства обучения (ИКТ, отрывок из фильма «Дубровский»).

Словарная работа: (Словарь Ожегова, Даля, Кузнецова).

Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности (к родителям к детям, близким); постоянная сильная склонность, увлеченность; пристрастие, вкус к чему-то; инт. отношения и др.

Межпредметные связи: История, русский язык.







Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

Деятельность учителя

Деятельность учающихся

Примечание

Орг. этап

Личностные: внимание, уважение к сверстникам;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

- Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем успеха на уроке. Не забываем про нашу формулу удачи: Улыбка – настроение - вера в себя – результат.

Сегодня мы работаем в группах. У каждого - на столе оценочный лист. Вы оцениваете себя, а работу группы - эксперты.

Самоопределение, оценивание готовности к уроку.





Оценочный лист (ОЛ)


Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Словарная работа. Постановка проблемы

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспи-тание уважительного отношения к культуре; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: уметь определять и формули-ровать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». О чем он пойдет, вы скажете сейчас сами, т.е. я вам предлагаю сформулировать тему нашего урока, просмотрев отрывок из фильма. Внимание на экран (просмотр отрывка):

- Каких героев вы узнали? Кто же это? В чём признаётся Владимир Маше?

- У Пушкина цикл прозаических и лирических произведений, посвящённых любви. Прочитайте эпиграф (строки из стихотворения).

«Я Вас любил так искренне, так нежно

Как дай вам Бог любимой быть другим»

- Как вы думаете, почему именно эти строки взяты в основу нашего урока?

- Итак, какая же тема нашего урока.

Запишем в тетрадь тему урока и эпиграф.

- Какие поставите цели?













- Какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь?

- Какое влияние оказывает это чувство на человека?


-Посмотрите, какие у вас разные мнения. Это проблемные вопросы, которые мы будем исследовать сегодня.


-Но вначале давайте подумаем над тем, что же такое любовь?!

-Я попрошу найти определение слова любовь в словаре. В каком?

Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках.

Называют главных героев и что общего между ними.

(ОЛ)





Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о спасительной силе любви, которая помогает выжить в сложных ситуациях и сохранить свою честь.

Формулируют тему урока, цели.




На доске подсказки:

Целеполагание:

  • Продолжить исследование (анализ) текста.

  • Понять взаимоотношения Маши и Владимира

  • Учиться подтверждать ответы цитатами, перевоплощаться.

  • Воспитывать в себе «чувства добрые».











Работа со словарем, высказывание личного мнения

Отрывок из художественного фильма «Дубровский» (1988)


Слайд№1



Слайд №2
























Слайд №3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Поиск решения проблемы




























Познавательные: поиск и выделение необходи-мой информации, осоз-нанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информа-ции из текста, преобразо-вание текста с целью выявления общих зако-нов; анализ, умение доказывать;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учите-лем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

В словаре несколько определений слова любовь, но для нас подойдет следующее:

Любовь – глубокое эмоциональное сердечное чувство.

Красивое высокое чувство. Но люди знают, что оно сильнее смерти, прекраснее жизни.


- Такой ли была любовь Владимира Дубровского? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к гл.12. Прочитаем сцену объяснения Владимира с Машей и найдем те слова, которые помогут ответить на этот вопрос.


Прощаясь с Марьей Кирилловной, Дубровский обращается к ней с просьбой. Какой? Найдите. А вот что она значит, вы скажете после прослушивания отрывка…..


-Что означает обещание «не отвергнуть преданности»?














Дети внимательно слушают, следят по тексту.

Высказывают свое мнение.




Прослушивание


Учитель рассказывает классу: в средневековой Европе существо-вала традиция рыцар-ски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря.

Слайд №4
















Этап контроля и самоконтроля.





















































































Этап коррекции знаний и способов действий



Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Познавательные: уметь перерабатывать получен-ную информацию: нахо-дить ответы на вопросы, используя свой жизнен-ный опыт

Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации поступки лю-дей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

































































Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос

Регулятивные:

умение анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

- Дубровский понимает, что Марья Кирилловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь.

Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос:

- Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести?

Ведь нам уже известно, какие отношения сложились у Дубровского и Маши Троекуровой.


Работа в группах.

Анализ учащимися ассоциативных рядов слов, характеризующих образы героев романа.

1 группа:

Чувство собственного достоинства, великодушие, честность, искренность, умение любить, благородство, смелость… (Владимир Дубровский)

Создать текст (до 4-5 предложений) с включением прозвучавших слов.

- Как вы понимаете слова афоризма? К какому герою их можно отнести?

В мире чувства есть лишь один закон - составить счастье того, кого любишь (Стендаль (наст. имя Анри Мари Бейль), французский писатель).

- Сделать любимого человека счастливым любой ценой, преодолевая все преграды и препятствия. Эти слова о Владимире Дубровском. Ради благополучия Маши Троекуровой он готов на все.


2 группа:

Романтичность, нерешительность, искренность, стойкость, честность… (Маша Троекурова)

Человек истинно достойный может быть влюблён как безумец, но не как глупец. (Франсуа Ларошфуко, французский писатель-моралист).

- Речь идет о любви, которая созидает, а не разрушает. Достой-ный человек не причинит зла и не разобьёт сердца, выполняет свои обещания и не рушит чужие судь-бы. Эти слова можно отнести к Маше Троекуровой, которая, обвенчавшись с князем Верейским, отказывается бежать с Дубровским, так как она дала клятву.


3группа:

Встреча при трагических обстоятельствах, самые счастливые дни для молодых, признание в любви… (история Маши и Дубровского)

-Дополните каждую группу своими примерами (по 2-3)

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (Махатма Ганди, руководитель национально-освободительного движения Индии).

Дубровский сам называет свое желание мстить - безумием. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечай на зло злом, прощай врага своего, не убий. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести.


- Кому из героев романа А.С. Пушкина вы сочувствуете, кого жалеете?

- Почему?

- Какой мы можем сделать вывод, оценив поведение Маши и Владимира?

- Правильно ли сделал Дубровский, что отказался от мести? (письменно)


- Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни?


Наше исследование подходит к завершению, вы нашли ответы на все проблемные вопросы и теперь сможете сказать, какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь?

- Какое влияние оказывает это чувство на человека?

- Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль.








Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя, отвечают на проблемные вопросы.



Работа в группах.

Учащиеся обсуждают. Заслушиваются ответы.

(ОЛ)
























Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

(ОЛ)













































Записать основную мысль в тетрадь, зачитать.































Слайд№5
































































Слайд №6


Этап информации о домашнем задании


Творческое задание:

Предположите свой вариант развития дальнейших событий (т.к. роман остался незавершенным)

Записывают домашнее задание

Слайд №7

Этап подведения итогов


Этап рефлексии

Личностные:

Самооценка на основе успешности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- Сегодня на уроке мы с вами поговорили об истории любви Маши и Владимира.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту ещё остались?

– Чью бы роль хотел исполнить в фильме?

- Я предлагаю вам проанализи-ровать свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы, оценивая себя.

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами.



Самоанализ. Оценочный лист.

Озвучивание результатов.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского

Автор: Осадчук Юлия Сергеевна

Дата: 11.11.2016

Номер свидетельства: 357638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Романтическая история любви Владимира и Маши в романе "Дубровский" А.С. Пушкина. Авторское отношение к героям."
    ["seo_title"] => string(80) "romanticheskaia_istoriia_liubvi_vladimira_i_mashi_v_romane_dubrovskii_a_s_pushki"
    ["file_id"] => string(6) "610308"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1655840150"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "«Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Образ Дубровского. Авторское отношение к героям»."
    ["seo_title"] => string(80) "romantichieskaia_istoriia_liubvi_mashi_troiekurovoi_i_vladimira_dubrovskogho_obr"
    ["file_id"] => string(6) "400714"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489605997"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка урока по литературе в 6 классе "А.С.Пушкин "Дубровский". Два мальчика (17 глава)" "
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-litieraturie-v-6-klassie-a-s-pushkin-dubrovskii-dva-mal-chika-17-ghlava"
    ["file_id"] => string(6) "135116"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416852591"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урок - игра «Умники и умницы» для 6 класса  по роману А.С.Пушкина «Дубровский»"
    ["seo_title"] => string(75) "urok-ighra-umniki-i-umnitsy-dlia-6-klassa-po-romanu-a-s-pushkina-dubrovskii"
    ["file_id"] => string(6) "288347"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454607379"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урок - игра «Умники и умницы» для 6 класса  по роману А.С.Пушкина «Дубровский»"
    ["seo_title"] => string(77) "urok-ighra-umniki-i-umnitsy-dlia-6-klassa-po-romanu-a-s-pushkina-dubrovskii-1"
    ["file_id"] => string(6) "288348"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454607387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства