Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Словарная работа. Постановка проблемы | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспи-тание уважительного отношения к культуре; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: уметь определять и формули-ровать цель на уроке с помощью учителя Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». О чем он пойдет, вы скажете сейчас сами, т.е. я вам предлагаю сформулировать тему нашего урока, просмотрев отрывок из фильма. Внимание на экран (просмотр отрывка): - Каких героев вы узнали? Кто же это? В чём признаётся Владимир Маше? - У Пушкина цикл прозаических и лирических произведений, посвящённых любви. Прочитайте эпиграф (строки из стихотворения). «Я Вас любил так искренне, так нежно Как дай вам Бог любимой быть другим» - Как вы думаете, почему именно эти строки взяты в основу нашего урока? - Итак, какая же тема нашего урока. Запишем в тетрадь тему урока и эпиграф. - Какие поставите цели? - Какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь? - Какое влияние оказывает это чувство на человека? -Посмотрите, какие у вас разные мнения. Это проблемные вопросы, которые мы будем исследовать сегодня. -Но вначале давайте подумаем над тем, что же такое любовь?! -Я попрошу найти определение слова любовь в словаре. В каком? | Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках. Называют главных героев и что общего между ними. (ОЛ) Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о спасительной силе любви, которая помогает выжить в сложных ситуациях и сохранить свою честь. Формулируют тему урока, цели. На доске подсказки: Целеполагание: Продолжить исследование (анализ) текста. Понять взаимоотношения Маши и Владимира Учиться подтверждать ответы цитатами, перевоплощаться. Работа со словарем, высказывание личного мнения | Отрывок из художественного фильма «Дубровский» (1988) Слайд№1 Слайд №2 Слайд №3 |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Поиск решения проблемы | Познавательные: поиск и выделение необходи-мой информации, осоз-нанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информа-ции из текста, преобразо-вание текста с целью выявления общих зако-нов; анализ, умение доказывать; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учите-лем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы | В словаре несколько определений слова любовь, но для нас подойдет следующее: Любовь – глубокое эмоциональное сердечное чувство. Красивое высокое чувство. Но люди знают, что оно сильнее смерти, прекраснее жизни. - Такой ли была любовь Владимира Дубровского? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к гл.12. Прочитаем сцену объяснения Владимира с Машей и найдем те слова, которые помогут ответить на этот вопрос. Прощаясь с Марьей Кирилловной, Дубровский обращается к ней с просьбой. Какой? Найдите. А вот что она значит, вы скажете после прослушивания отрывка….. -Что означает обещание «не отвергнуть преданности»? | Дети внимательно слушают, следят по тексту. Высказывают свое мнение. Прослушивание Учитель рассказывает классу: в средневековой Европе существо-вала традиция рыцар-ски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря. | Слайд №4 |
Этап контроля и самоконтроля. Этап коррекции знаний и способов действий | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника Познавательные: уметь перерабатывать получен-ную информацию: нахо-дить ответы на вопросы, используя свой жизнен-ный опыт Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации поступки лю-дей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос Регулятивные: умение анализировать и делать выводы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | - Дубровский понимает, что Марья Кирилловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос: - Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести? Ведь нам уже известно, какие отношения сложились у Дубровского и Маши Троекуровой. Работа в группах. Анализ учащимися ассоциативных рядов слов, характеризующих образы героев романа. 1 группа: Чувство собственного достоинства, великодушие, честность, искренность, умение любить, благородство, смелость… (Владимир Дубровский) Создать текст (до 4-5 предложений) с включением прозвучавших слов. - Как вы понимаете слова афоризма? К какому герою их можно отнести? В мире чувства есть лишь один закон - составить счастье того, кого любишь (Стендаль (наст. имя Анри Мари Бейль), французский писатель). - Сделать любимого человека счастливым любой ценой, преодолевая все преграды и препятствия. Эти слова о Владимире Дубровском. Ради благополучия Маши Троекуровой он готов на все. 2 группа: Романтичность, нерешительность, искренность, стойкость, честность… (Маша Троекурова) Человек истинно достойный может быть влюблён как безумец, но не как глупец. (Франсуа Ларошфуко, французский писатель-моралист). - Речь идет о любви, которая созидает, а не разрушает. Достой-ный человек не причинит зла и не разобьёт сердца, выполняет свои обещания и не рушит чужие судь-бы. Эти слова можно отнести к Маше Троекуровой, которая, обвенчавшись с князем Верейским, отказывается бежать с Дубровским, так как она дала клятву. 3группа: Встреча при трагических обстоятельствах, самые счастливые дни для молодых, признание в любви… (история Маши и Дубровского) -Дополните каждую группу своими примерами (по 2-3) Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (Махатма Ганди, руководитель национально-освободительного движения Индии). Дубровский сам называет свое желание мстить - безумием. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечай на зло злом, прощай врага своего, не убий. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести. - Кому из героев романа А.С. Пушкина вы сочувствуете, кого жалеете? - Почему? - Какой мы можем сделать вывод, оценив поведение Маши и Владимира? - Правильно ли сделал Дубровский, что отказался от мести? (письменно) - Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни? Наше исследование подходит к завершению, вы нашли ответы на все проблемные вопросы и теперь сможете сказать, какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь? - Какое влияние оказывает это чувство на человека? - Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль. | Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя, отвечают на проблемные вопросы. Работа в группах. Учащиеся обсуждают. Заслушиваются ответы. (ОЛ) Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. (ОЛ) Записать основную мысль в тетрадь, зачитать. | Слайд№5 Слайд №6 |